Кружок «Магия
слова»
Пояснительная
записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе.
У младших
школьников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы.
Изучение интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание
узнать новое о русском языке. И хотя их вопросы свидетельствуют лишь о
любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая
позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки
урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей,
показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны».
В наше
время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея
определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации,
строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим
замыслом, коммуникативным намерением, значит, этим умениям надо
целенаправленно учить.
В этом
случае на помощь приходит кружок «Магия слова», являющийся
закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа
данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе
изучения грамматики школьники могут увидеть «магию знакомых слов»; понять,
что обычные слова достойны изучения и внимания. Интерес к «Магии
слова» должен
пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Знание
русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях кружка обращается на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них
чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета
будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших
школьников этических норм речевого поведения. На занятиях
проводится работа по воспитанию этики общения, правильного
речевого поведения и развитием грамотной речи.
Учащиеся
убеждаются
в ценности и привлекательности речевого общения. Материал раздела
«Мир общении» должен быть прожит, проигран, эмоционально
прочувствован детьми, необходимо создавать как можно больше привлекательных
речевых игровых ситуаций. Развивается умение
школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу,
оценивать степень её успешной реализации в общении, изучаются не жанры
художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Преподавание
данного раздела основано на деятельностном подходе как основном способе
получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют
примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными
правилами.
Содержание
и методы обучения
кружка «Магия слова» содействуют приобретению и закреплению школьниками
прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают
единство развития,
воспитания и обучения, самостоятельности мысли, познавательного интереса,
активизации творческих возможностей.
Необходимость
данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Кружковая
работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся
интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость
к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьника, позволяет
наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом
его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы
учащихся.
Для
успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не
снижает
обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Магии слова». Все это
открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной
язык.
Цели
программы:
·
развитие
речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
·
формирование
личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими
возрастными особенностями;
·
воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
·
пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
Задачи
программы:
·
развитие
интереса к изучению тайн русского языка;
·
воспитание
умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
·
развитие
творческой
инициативы и
обогащению словарного запаса у обучающихся;
·
совершенствование
умения
анализировать
речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
·
формирование
уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности,
тактичности, деликатности;
·
приобщать
детей к практической и творческой деятельности;
·
развитие
индивидуальных способностей учащихся.
Отличительные
особенности программы
Программа
составлена для работы с обучающимися 3 – 4 классов. Срок ее реализации
- 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 68 часов. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.
К
специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи
между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической
направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе
создания данной программы лежат общедидактические принципы научности,
доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой,
сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
Наряду с
ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны,
содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными
из них являются следующие:
·
Принцип
связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность
его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися
на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует
речевые навыки учащихся;
·
Принцип
систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип
действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи
активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с
последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает
системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
·
Принцип
учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому
принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных
интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
·
Принцип
занимательности. Занимательность - является одним из
основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе.
Занимательность достигается главным образом путем использования материалов
занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения
средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в
данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что
удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них
любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет
практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
·
Принцип
разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся
поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием,
необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью
формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Основные методы и
технологии
·
технология
разноуровневого обучения;
·
развивающее
обучение;
·
технология
обучения в сотрудничестве;
·
коммуникативная
технология;
·
информационно-коммуникационная
технология;
·
здоровьесберегающая
технология.
Выбор
технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Ожидаемые
результаты выполнения программы:
·
Повышение
уровня языкового развития школьников.
·
Повышение
речевой культуры учащихся.
·
Повышение
любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
·
Развитие
самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
·
Формирование
социальной активности и коммуникабельности.
·
Активная
творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Формы
подведения итогов реализации данной программы:
·
Игра
«Умники и умницы»
·
Поединок
Грамотеев
·
Конкурс
«Лучший знаток русского языка»
·
Лингвистический
турнир «Тайны русского языка»
Программное
содержание
Мир
общения (25 ч.)
Если
ты один на свете. Будем общаться. Приветствие. Ответы на приветствие. Слово
веселит. Слово огорчает. Слово помогает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся,
огорчаемся. Давайте договоримся. Говорим-слышим. Громко – тихо. Быстро –
медленно. Узнай по голосу. Разговор по телефону. Несловесные
средства устного общения: мимика, жесты, говорящий взгляд. Улыбнись улыбкою
своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Как вести себя во
время разговора. Благодарим
за подарок, услугу. Вежливая просьба. Скрытая просьба. Согласие
или отказ. Отказывай,
не обижая.
Ответы
на отказ.
Успокоить,
утешить
словом. Утешить
– помочь, утешить – поддержать.
Похвала
(комплимент).
Поздравляю кого? С
чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
Письма
бывают разные. Я… Общение… Добро… . Давайте жить дружно.
Слова
бывают разные (7ч.)
Слово
– это… Путешествие в королевство «Слово». Как мы используем слова. Красивые
слова. Добрые дела – добрые слова. Языковые проблемы.
Слова
– «паразиты».
Говори
правильно (7ч)
Произноси
правильно! Добрый “волшебник” - Ударение. Употребляй слова правильно! Работа
над дикцией. Скороговорки. Чистоговорки. Игра «Умники и умницы».
В
мире слов (6ч.)
Словесные
раскопки. Путешествие в страну Словарию. Упражнение в образовании слов. Капризы
суффиксов и приставок. Чудесные превращение слов. Поединок
Грамотеев.
Занимательная
лексика (14ч.)
Лексическое
значение слова. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Комический
посторонний смысл. Крылатые выражения. Ударение меняет значение.
Пёстрое семейство синонимов. Великое противостояние
антонимов. Слова-двойники. Омонимы. Омоформы, омофоны, омографы – виды
омонимов. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. Из
глубины веков. Архаизмы. Устойчивые сравнения. Фразеологические
сочетания. Конкурс «Лучший знаток русского языка»
Игры
со словами (9ч.)
Поиграем
в слова. Составление кроссвордов. Кроссворды по словарным словам. Орфографическое
лото. Шарады. Ребусы. Ребусы по разгадыванию словарных слов. Загадки. Лингвистический
турнир «Тайны русского языка»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.