Управление образования Администрации Ветлужского
района
Муниципальное образовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
кружка
«Юный математик»
Составитель: Торопова Галина Владимировна
учитель математики,
МОУ Новопокровская средняя
общеобразовательная школа.
с. Новопокровское
2010г
Содержание
1.
Введение…………………………………………………….2
2.
Пояснительная
записка…………………………………….3
3.
Цели и
задачи программы…………………………………3
4.
Условия
реализации программы………………………….6
5.
Ожидаемые
результаты……………………………………6
6.
Учебно-тематический
план………………………………..7
7.
Содержание
программы…………………………………...8
8.
Методическое
обеспечение………………………………..9
9.
Список
необходимого оборудования…………………….10
10.
Список
литературы ………….…………………………….11
Введение.
В
конце 20 века многие традиционные формы работы со способными учащимися по
математике: факультативы, кружки, олимпиады, школы при вузах и т.п. во многих
регионах России деградировали. Популярность математики стала резко снижаться.
Проведённое в 1995 году международное тестирование учащихся по математике
показало, что данные у нас печальные. В то время как в конце девяностых мы
входили в пятёрку лучших стран мира. Свои позиции в олимпиадном движении Россия
удерживает только благодаря нескольким регионам, где высокая математическая
подготовка обеспечивается благодаря сохранению традиций внеклассной и
внешкольной работы по математике.
Математический
кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в
рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное
время
Математические
кружки по математике являются основной формой внеклассной работы по математике
с учащимися 5 – 6 классов, с 7 класса их, как правило, заменяют факультативы,
но кружки так, же могут проводиться.
В основе
кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки организуются как для
сильных учащихся, так и для всех желающих. Занимаясь в кружке, более
подготовленные дети будут знакомиться с различными приёмами решения трудных
заданий, а ученики со средним уровнем подготовки по предмету, через интересные,
занимательные формы работы будут расширять свой кругозор и стремиться повысить
интерес к данному предмету.
Пояснительная
записка.
В МОУ
Новопокровская средняя общеобразовательная школа на протяжении 7 лет работает
кружок по математике «Юный математик» для детей от 10 лет.
Цель: заинтересовать учеников дополняющими
учебный материал сведениями о математике, о математиках, выработать у них
навыки устного счёта, развивать начала математического и логического мышления,
расширить кругозор и, главное пробудить желание заниматься одной из основных
наук.
Задачи:
Образовательные:
·
Рассмотрение
интересных, занимательных фактов из истории математики;
·
Рассмотрение
различных способов решения нестандартных задач по математике;
·
Подготовка
к олимпиадам;
·
Углубление
и расширение знаний учащихся по предмету;
·
Привитие
интереса детей к решению математических заданий.
Воспитательные:
·
Воспитание
настойчивости, инициативы;
·
Формирование
потребности в самореализации.
Развивающие:
·
Развитие
деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность;
·
развитие
математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.
Существуют два подхода к организации
кружка.
Первый подход применим в
том случае, когда кружки состоят из секций. Этот подход реализуется в крупных
школах при большом количестве учащихся. В данном случае и работу секций можно
планировать по отдельности
Второй подход применим при
малом количестве учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а
интересы учащихся всё же разнообразны. Поэтому необходимо проводить кружковые
занятия в различных формах.
Основные форы проведения
кружковых занятий:
1. Комбинированное
тематическое занятие.
Примерная структура данного занятия.
1. выступление учителя(или
доклад кружковца) по избранному вопросу.
2. Основная часть – решение
задач по определённой теме, причём в числе этих задач должны быть и достаточно
трудные. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
3. решение задач занимательного
характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов,
проведение математических игр и развлечений. Здесь можно заслушать небольшие
сообщения учителя или учеников по некоторым вопросам( биография видных
математиков, интересные факты из истории математики, интересные приёмы устного
счёта).
4. Ответы на вопросы учеников и
домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических
задач, олимпиады, игры. При такой форме организации занятия всё оно посвящено какому
– то соревнованию, конкурсу. В качестве примера можно привести такие
мероприятия:
* нестандартная
олимпиада(драка, хоккей и т. д.);
* математическая карусель;
*
математический бой;
*
математическая регата и т.д.
3. Заслушивание рефератов
учащихся.
4. Разбор школьной или
районной олимпиады: анализ ошибок, сделанных кружковцами.
5. Решение задач на разные
темы( чаще
при подготовке к олимпиадам, конкурсам, либо при повторении).
Также могут быть и другие формы,
получившие меньшее распространение на практике, например:
·
изготовление
моделей для уроков математики (чаще в неделю математики, к юбилеям известных
математиков);
·
Чтение
отрывков из художественных произведений, связанных с математикой;
·
Просмотр
видеофильмов, кинофильмов по математике.
Условия для реализации программы.
1. Необходимо,
чтобы прослеживалась связь содержания программы кружка с изучением программного
материала.
2. Необходимо использование
занимательности.
3. Необходимо использование
исторического материала.
4. Учёт желаний учащихся.
5. Наличие необходимой
литературы у учителя.
Ожидаемый
результат.
После прохождения курса
кружкового занятия, ученики должны
Знать:
1. Интересные факты из истории
математики и биографии знаменитых математиков.
2. Различные приёмы решения
нестандартных задач.
3. Интересные приёмы устного
счёта.
Уметь:
1.
Применять
различные приёмы решения, в ходе решения олимпиадных задач.
2.
Составлять
сообщения и доклады по указанным темам.
3.
Делиться
полученной информацией с друзьями.
Учебно-тематический
план.
№
|
Тема.
|
Кол. часов
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
|
Как возникло слово
« математика».
Цифры у разных
народов.
Конкурс «Кто больше
знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа».
Игра «
Перекладывание карточек».
Решение олимпиадных
задач.
Метрическая система
мер.
Решение логических
задач матричным способом.
Стихотворная
страничка. Арифметика.
Простые числа.
Происхождение
математических знаков.
Приёмы устного
счёта.
Задачи – шутки.
Геометрические
иллюзии.
Литературная
страничка . « О происхождении дробей».
Математические
мотивы в художественной литературе.
Интересные свойства
чисел.
Задача – счёт
«Бездельник и чёрт».
Задача,
приписываемая Л. Эйлеру.
Математические
мотивы у Дж. Свифта.
Из истории
интересных чисел. Число П.
Число Шахерезады.
Задачи со спичками.
Устный счёт в
сказках.
Игра « Астрономия
на координатной плоскости».
Проценты в прошлом
и настоящем.
Математические
кроссворды.
Биографическая
миниатюра.
Викторина « Знаешь
ли ты великих математиков».
|
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
|
Всего 36 часа.
Содержание
программы.
№.
|
Краткое содержание.
|
т
|
п
|
1.
|
Постановка целей и
задач кружка, планы на год.
|
*
|
|
2.
|
Рассказы на
математические темы.
|
*
|
|
3.
4.
|
Поиск ответов на
вопросы конкурсов. Знакомство с занимательными стихотворениями.
|
*
|
*
|
5.
|
Знакомство с приёмами
устного счёта. Показать различные способы олимпиадных задач.
|
*
|
*
|
6.
|
Знакомство с
метрической системой мер.
|
*
|
|
7.
|
Решение различных
задач в игровой форме.
|
|
*
|
8.
9.
10.
|
Рассказы на
математические темы. Рассмотреть стихотворения и высказывания, связанные с
математическими понятиями.
|
*
|
|
11.
|
Рассмотреть
различные приёмы устного счёта.
|
*
|
*
|
12
|
Решение
занимательных задач.
|
|
*
|
13.
14.
15.
16.
|
Рассказы на
математические темы, знакомство с интересными фактами, связанными с
математическими понятиями, которые встречаются в литературных произведениях.
|
*
|
*
|
17.
18.
19.
|
Решение
занимательных задач в игровой форме.
Знакомство с
различными высказываниями математиков о математике.
|
*
|
*
|
20.
21.
|
Рассмотреть
интересные факты из жизни чисел.
|
*
|
|
22.
|
Рассмотреть
различные задания со спичками.
|
*
|
*
|
23.
|
Рассмотреть
различные приёмы устного счёта.
|
*
|
*
|
24.
25.
|
Решение
занимательных задач.
|
|
*
|
26.
|
Составление
вопросов для математических кроссвордов.
|
*
|
*
|
27.
|
Знакомство с
биографиями великих математиков.
|
*
|
|
28.
|
Нахождение ответов
на вопросы викторины. Подведение итогов.
|
*
|
*
|
Методическое обеспечение.
№
|
Форма занятий.
|
Приёмы и методы.
|
Оснащение занятий.
|
1.
|
Беседа.
|
Репродуктивный.
|
Наглядность.
|
2.
|
Беседа.
|
Репродуктивный.
|
Наглядность.
|
3.
4.
|
Практикум.
|
Практическая
работа.
|
Бумага, ручка.
|
5.
|
Решение задач.
|
Поисковый,
исследовательский, практическая работа.
|
Бумага, ручка.
|
6.
|
Беседа.
|
Лекция.
|
Презентация.
|
7.
|
Практикум.
|
Практический.
|
Бумага, ручка.
|
8.
9.
10.
|
Беседа.
|
Рассказ, наглядный.
|
Презентация.
|
11.
|
Практическая работа
|
Проблемно –
поисковый.
|
Бумага, ручка.
|
12.
|
Практическая
работа.
|
Рассказ,
самостоятельная работа.
|
Бумага, ручка.
|
13.
14.
15.
16.
|
Беседа, поиск,
практическая работа.
|
Рассказ, наглядный,
логический.
|
Бумага, ручка.
|
17.
18.
19.
|
Практическая
работа.
|
Рассказ,
практический.
|
Бумага, ручка.
|
20.
21.
|
Беседа.
|
Рассказ.
|
Презентация. Наглядный
материал.
|
22.
|
Практическая
работа.
|
Практический.
|
Бумага, ручка.
|
23.
|
Беседа.
|
Наглядный.
|
Бумага, ручка.
|
24.
25.
|
Конкурс, игра.
|
Проблемно –
поисковый, наглядный, логический.
|
Бумага, ручка.
|
26.
|
Викторина, конкурс.
|
Практический,
поисковый.
|
Бумага, ручка
|
27.
|
Беседа.
|
Репродуктивный.
|
Презентация.
|
28.
|
Викторина.
|
Проблемно –
поисковый, наглядный.
|
Бумага, ручка.
|
Список необходимого
оборудования.
1. Канцелярские принадлежности.
(Карандаши, ручки, бумага, клей, гуашь, папки-скоросшиватели, файлы).
2. Столы -5шт.
3. Стулья-10шт.
4. Шкаф для методических
пособий.
5. Компьютер.
6. Сканер.
7. Принтер.
8. Стенды.
9. Методические пособия.
Список литературы.
1.
О.С. Шейнина, Г.М. Соловьёва
«Занятия школьного кружка 5 – 6 классы». –М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2007 год.
2.
А, В, Фарков
«Математические кружки в школе 5 – 8 классы». – М. «Айрис – пресс», 2007 год.
3.
Г. И. Григорьева
«Нестандартные задачи по математике 5 – 6 классы». – Волгоград: ООО
«Экстремум», 2004 год.
4.
Г. И. Григорьева
«Математика. Предметная неделя в школе». – М. ООО «Глобус», 2008 год.
5.
М.Е. Козина, О. М. Фадеева
«Математика 5 – 11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического
контроля». – Волгоград Издательство «Учитель», 2008 год.
6.
Журналы «Математика в
школе» .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.