Инфоурок Технология Другие методич. материалыПрограмма кружка по технологии

Программа кружка по технологии

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение Берёзовская кадетская (казачья) средняя  общеобразовательная школа – интернат

Даниловского муниципального района Волгоградской области

 

                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Берёзовской КСОШ

                                                                                           _______________ Дорофеев  Н. Н.

                                                                      Педагогический совет

                                                                            МОУ Берёзовской КСОШ

                                                                                      № _________ от _______ 2010 г.

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Экодизайн»

 

 

 

Возраст детей: 10- 13 лет

Срок реализации – 2 года

Автор: учитель технологии и ИЗО

Стадникова Людмила Анатольевна

 

ст. Берёзовская, 2010 г.

 

 

«Дизайнерское образование детей –
это не формирование потребителей,

 не инструктаж будущих дизайнеров.

Его предназначение – способствовать
развитию будущих поколений, а если это так,
то процессы дизайнирования представляются

более важными, чем его результаты»
Ейшии Хино, профессор из Японии

Актуальность программы

         Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.

Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Сейчас дизайнер должен не только проектировать сами изделия, но и обеспечивать связь между ними, анализируя не только потребительские функции предмета, знаковую, декоративную, эстетическую, но и утилизационную функцию. Дизайнер может предусмотреть цикл существования изделия: производство – потребление – переработка. Таким образом, в каждом объекте должна быть запрограммирована возможность его использования в качестве сырья для изготовления нового изделия. Замкнутый цикл – так же, как в природе!

Дети от рождения подготовлены к занятиям дизайном – они лишены присущей взрослым скованности. Целью обучения программы «Экодизайн» является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.

  Программа кружка «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у учащихся способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».

Цель программы:  научить учащихся изготовлению полезных, красивых предметов интерьера,  используя различные материалы (вторичное сырье, природные материалы.

Задачи  программы:

·               развитие творческого мышления и воображения;

·               развитие способности организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их.

 Программа состоит из 3 предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их прикладных возможностей на практике. Выделение темы «Материаловедение» в отдельный блок связано со спецификой программы: необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами.  Для тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др. Третий – «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - разработок.

30 % учебных часов отведено  на теоретические занятия, а 70 % - на практические. Именно такое разделение в пользу практических занятий сделано с учетом общей перегруженности современных школьных предметов информацией, тогда как, по известному выражению Василия Сухомлинского, «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Задача занятий в кружке экодизайна состоит не только в том, чтобы все дети овладели элементами проектирования, но и в воспитании у каждого кружковца разумного отношения к миру природы и искусственной среде, умения самостоятельно ставить и решать вопросы, чего так не хватает в наше время.

Программа рассчитана на учащихся 10 – 13 лет.

Рок реализации программы: 2 года

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

 

Раздел программы

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

теория

практика

 

Вводное занятие

1

1

1

1

1

Основы изобразительной грамоты

13

31

13

31

2

Материаловедение

13

31

13

31

3

Проектирование

13

31

13

31

 

Заключительное занятие

1

1

1

1

Всего:

41

95

41

95

136

136

 

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие (1ч.)

            Цели и задачи кружка «Экодизайн». Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.

Практические занятия (1 час).

Игры-тренинги.

Предметный блок «Изобразительная грамота»  (44ч.)

Теоретические сведения

РИСУНОК:

·       Линия и ее возможности.

·       Линии разной толщины.

Практические занятия

·       «Дорисуй изображение»

·       «Что напоминают несколько точек, произвольно размещенных на листе»

·       «Есть ли у линии характер?» и др.

·       Рисование осенних (зимних) деревьев.

·       Выполнение рисунков из геометрических фигур

Теоретические сведения

 ЖИВОПИСЬ

 КОМПОЗИЦИЯ

·       Заполнение плоскости листа.

·       Целое и его часть.

·       Ритм как способ организации композиции.

·       Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела.

·       Детальное изучение природных форм, их рассматривание.

·       Соответствие силуэтной формы и декора.

·       Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.

 

Практические занятия

·       «Какой фигуры не хватает?»

·       «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?».

·       Упражнение «Разбитый кувшин».

·       Выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаши, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами).

·       Обогащение силуэтной формы декором («Украсим посуду/полотенце»).

·       Составление изображения из геометрических фигур или из природных элементов.

·       Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему: транспорт, крепость и пр.

Предметный блок «Материаловедение»  (44 ч.)

БУМАГА

Теоретические сведения

·       Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.

  • Способы соединения бумаги: с помощью клея, степлера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.


Практические занятия

·       «Что напоминает смятая бумага?».

·       Изучение основ техники «оригами».

·       Изготовление несложных игрушек-самоделок из бумаги: цветы, животные, кораблики, самолетики и пр.

·       Изготовление игрушки «бильбоке» («Поймай пуговицу») на основе бумажного стаканчика.

ТКАНЬ

Теоретические сведения

·       Приемы работы с мягкими не осыпающимися тканями (фетр).

·                    Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).

Практические занятия

·                   Выполнение несложных самоделок: подушка для иголок, декоративное панно, подвеска-кулон, «пальчиковая» кукла и пр.
 ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА

Теоретические сведения

Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.

Практические занятия.

·       Изготовление игрушек-самоделок «Рыбка», «Попугай», «Катамаран», «Автомобиль» и др.

Предметный блок «Проектирование» (44 ч.)

«Кукольный театр»

Теоретические сведения

·       Знакомство с особенностями и устройством театрального действа.

·       Его значение в древности и сегодня.

Практические занятия

  • Изготовление сказочных персонажей с использованием бросового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы второго  года обучения

Предметный блок «Изобразительная грамота»  (44 ч.)


Теоретические сведения

РИСУНОК:

·       Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера.

·       Понятие формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или иной формы (замкнутого пространства).

·       Свет и тень в рисунке. Объемное изображение.

·       Понятие перспективы. Линия горизонта.

·       Перспектива на плоскости.

  • Передача плановости в пространстве путем загораживания (кулисная перспектива).
  • Понятие линейной перспективы: точка схода, точка зрения.

Практические занятия

·       рисование светотеневых изображений простых бытовых предметов.

·       Изображение пространства «Пароходы в море».

·       Изображение условной трехмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги.

·       Выполнение рисунков с перспективными изображениями «Город моей мечты».

·       Наброски фигуры человека в покое и в движении.

·       Иллюстрации к русским народным сказкам.


Живопись, композиция

Теоретические сведения

·      Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей.

  • Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов.


Практические занятия

·       Изготовление  игры «Танграм».

·       Коллективная работа «Самый красивый город».

·       Монотипия с графической доработкой «Мир насекомых».

·       Декоративная композиция «Коврик».


Предметный блок «Материаловедение» (44 ч.)

КАРТОН

Теоретические сведения

·       Разновидности картона (тонкий, плотный, гофрокартон).

·       Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и пр.

·       Способы соединения картона с разными материалами.

Практические занятия

·       Выполнение несложных игрушек-самоделок из картона и с использованием других материалов (пуговицы, ткань, полиэтиленовая пленка и пр.

ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА (и другие синтетические материалы)

Теоретические сведения

 

·       Приемы работы с выбранным утильсырьем: резание, плавление и пр.

·       Изменение конструкции: отнимание, наращивание и др. способы трансформации традиционной формы.

Практические занятия

·      Изготовление игрушек-самоделок, придуманных видов транспорта и др. устройств из искусственного утильсырья.

Предметный блок «Проектирование» (44 ч.)

 «Кукольный театр»

Теоретические сведения

·     Знакомство с традиционными кукольными театрами разных стран: куклы-марионетки, куклы-бибабо (куклы-перчатки), театр теневых кукол и др.

·     Выразительные возможности сконструированной объемной формы.

·     Связь основной формы и деталей.

Практические занятия

·       Изготовление персонажей к сказке в избранной конструктивной пластической манере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.      П е р е в е р з е в Л. Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент. – М.: „Техническая эстетика”, 2005, № 6.

2.      П р е т т е М., К а п а л ь д о А. Творчество и выражение. – М.: «Юный художник», 1985.  

3.     С з а б о в а С и л ь в и я Экоигры в школе и вне школы, „Информационное агентство ", Ростов, 2005.

4.     С и д о р е н к о В. Ф. Вопросы о программе развития дизайна. – М.: „Техническая эстетика, 2005, № 4.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка по технологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна.

     Программа кружка «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у учащихся способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 522
    • DOCX 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стадникова Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 605
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека