Программа кружка по психологии «Я в мире профессий»
Пояснительная записка
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь
человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто
отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам
необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем
самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать
самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны
определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе,
пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса
должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь
представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему,
другими слова найти свое профессиональноепризвание.
Программа курса «Я в мире профессий» направлена на повышение
социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных
школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном
самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается
в том, чтобы формировать
социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска
профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить
учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия не являются
традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за
счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих
методик.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков
самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор
профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных
особенностей, интересов и склонностей.
Задачи
программы:
— психологическое просвещение
учащихся (расширить знания о
мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии;
познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями
труда выбранной профессии, возможностями обучения);
— психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению
способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
— моделирование индивидуального образовательного
маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
— принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим
ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор
собственного профессионального пути;
— принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
— принцип социализации – содействие самоопределению ребят в
социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя
различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
Ожидаемые
результаты и способы их проверки
Реализация
программы способствует у подростков выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.
Ценностно-смысловые
компетенции:
♦ развить ценностное отношение к здоровью и
человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях
выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность
за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых
и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера,
свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной
деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие
работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении
учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими
людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос,
корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности
(монолог, диалог, чтение, письмо);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе,
приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками
информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,
анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь
выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию,
распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных
ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь
заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ
жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской
помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Структура программы.
Программа рассчитана на 36 академических часов в год, по 1 часу в неделю.
В программе 3 блока:
1)
введение в мир профессий;
2)
основы профессионального
выбора;
3)
планирование профессионального
пути.
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых
упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы
и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая –
развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по
профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся
происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам
психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной
подготовки и получения профессии.
Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И.,
Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология
делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения
для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс
Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.-
224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие
для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с
подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора
профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и
выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208
с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора
профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя
профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:
Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без
стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг
коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.-
208 с.
Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма занятия
|
Образовательный продукт
|
I
|
Введение в мир профессий.
|
1.
|
Знакомство с курсом «Твое
профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии
|
1
|
Семинар-практикум
|
Ступени алгоритма выбора профессии
|
2.
|
Типы профессий по предмету труда
|
1
|
Семинар с элементами лекции
|
Список предметов по предмету труда
|
3.
|
Психологическая игра «Выбор профессии»
|
1
|
Психологическая игра
|
Ступени выбора профессии (для
подростков)
|
II
|
Основы
профессионального выбора.
|
4.
|
Склонности и интересы
|
2
|
Практическая работа. Тестирование
|
«Карта интересов»
|
5.
|
Способности
|
2
|
Практическая работа. Тестирование
|
Перечень своих способностей.
|
6.
|
Роль самооценки в выборе профессии.
Определение самооценки методом тестирования и работа над ней
|
2
|
Практическая работа. Тестирование
|
Рекомендации по формированию
положительной и адекватной самооценки
|
7.
|
Секреты выбора профессии («Хочу» —
«Могу» — «Надо»)
|
1
|
Семинар с элементами лекции
|
Таблица « Три фактора»
|
8.
|
Психологическая суть жизненного
профессионального самоопределения
|
1
|
Диспут
|
Ступени выбора профессий
|
9.
|
Мышление и развитие мышления
|
2
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по развитию мышления
|
10.
|
Память и внимание, их развитие
|
2
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по улучшению памяти и
внимания
|
11.
|
Воображение и его роль в
профессиональной деятельности
|
1
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по развитию воображения
|
12.
|
Темперамент и его виды
|
1
|
Семинар с элементами лекции
|
Таблица определения типа темперамента,
рекомендации по учету особенностей темперамента
|
13.
|
Характер
|
2
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по формированию характера
|
14.
|
Общение — основа человеческого бытия
|
1
|
Семинар с элементами лекции, тренинга
|
Мини-сочинение «Легко ли со мной
общаться?»
|
15.
|
Невербальное общение
|
1
|
Семинар-практикум
|
Таблица жестов
|
16.
|
Конфликты. Стратегии поведения в
конфликте.
|
1
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по профилактике и решению
конфликтов
|
17.
|
Правила поведения в конфликте
|
1
|
Семинар-практикум
|
Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные
ситуации»
|
18.
|
Воля
|
1
|
Семинар-практикум
|
Рекомендации по развитию воли, как
управлять собой
|
19.
|
Эмоции и чувства
|
1
|
Семинар-практикум
|
Алгоритм работы с отрицательной эмоцией
|
20.
|
Роль жизненных ценностей при выборе
профессии
|
2
|
Семинар-практикум
|
Ступени выбора профессий (актуализация
ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)
|
III
|
Планирование
профессионального пути.
|
21.
|
Развитие умений по принятию решений
|
3
|
Семинар-практикум. Решение проблемных
задач
|
Алгоритм принятия решений. Ступени
выбора профессий (схема профессионального развития)
|
22.
|
Планирование профессионального пути
|
2
|
Семинар-практикум
|
Список наиболее подходящих профессий
|
23.
|
Обобщение полученных знаний и навыков по
принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ
проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора
|
2
|
Урок-смотр знаний
|
Профессиограмма
|
|
ИТОГО
|
34
|
|
|
Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И.,
Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология
делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения
для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс
Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.-
224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие
для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с
подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора
профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и
выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208
с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора
профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя
профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:
Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без
стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг
коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.-
208 с.
Учебно
– тематический план
Кружка
«Я в мире профессий»
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
дата
|
|
Iчасть.
|
теория
|
практика
|
|
1
|
Урок
самопознания и откровенности.
Цель –
самопознание, тренировка способности к самораскрытию.
|
1
|
|
|
2
|
Мой
внутренний мир
Цель –
осознание своего внутреннего мира.
|
1
|
|
|
3
|
Личность.
Цель –
показать неповторимость, уникальность личности.
|
1
|
1
|
|
4
|
Как ты
относишься к людям, и как люди относятся к тебе. Цель – обобщить
знания о себе.
|
1
|
1
|
|
5
|
В
человеке все должно быть прекрасно.
Цель –
формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе.
|
1
|
|
|
6
|
Жизненные
ценности.
Цель –
пробудить интерес к поиску смысла жизни.
|
1
|
|
|
7
|
Психические
процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в
профессиональной деятельности. Цель – анализ индивидуальных
особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.
|
1
|
1
|
|
8
|
Исследование
самооценки. Цель – научить оценивать себя и успешность своих действий.
|
1
|
|
|
9
|
Самореализация.
Цель – научить открывать свои способности и использовать их.
|
1
|
1
|
|
10
|
Личностный
профиль. Цель – выявление общего личностного потенциала.
|
1
|
|
|
11
|
Игровые
пробы. Цель – определить лидерские качества личности учащихся.
|
1
|
|
|
12
|
Что?
Где? Когда? Цель – информировать о форме профессиональной подготовки.
|
1
|
|
|
13
|
Моя
жизнь. Цель – формирование умения ставить реальные цели и выбирать
адекватные способы их достижения.
|
1
|
1
|
|
|
II часть.
|
|
|
|
14
|
Внутренний
мир человека и система представлений о себе. Цель – знакомство с
внутренним миром человека, осознание себя.
|
1
|
|
|
15
|
Профессиональные
и жизненные планы.
Цель –
формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути.
|
1
|
|
|
16
|
Самооценка
и ее роль в профессиональном самоопределении. Цель – определение
самооценки.
|
1
|
|
|
17
|
Природные
свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в
профессиональной деятельности. Цель – определение свойств нервной
системы и соотнесение их с будущей профессией.
|
1
|
1
|
|
18
|
Профессиональные
интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии. Цель –
определение интересов, склонностей и способностей.
|
1
|
1
|
|
19
|
Определение
профессиональных предпочтений. Цель – определение профессиональных
предпочтений.
|
1
|
|
|
20
|
Профессии,
специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам
и условиям труда. Цель – понятие о профессиях и специальностях.
|
1
|
1
|
|
21
|
Знакомство
с профессиограммой. Цель – раскрытие требований, предъявляемых
профессией к личности.
|
1
|
|
|
22
|
Мотивы и
ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.
Цель – осознание мотивов выбора профессии.
|
1
|
1
|
|
23
|
Учебные
заведения. Цель – знакомство с учебными заведениями.
|
1
|
|
|
24
|
Проектирование
профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Цель – формирование
способности определять профессиональные цели.
|
1
|
1
|
|
25
|
Устраиваемся
на работу по правилам. Цель – умение устраиваться на работу.
|
1
|
1
|
|
26
|
Итого часов в год: 36 ч
|
25
|
11
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.