Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПрограмма кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)

Программа кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)

Скачать материал

Программа кружка по психологии «Я в мире профессий»


Пояснительная записка


Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональноепризвание.

Программа курса  «Я в мире профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.


Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.


Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. 


Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.



 

 

Задачи программы:


 психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);


 психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;


 моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.


Основные принципы программы:


— принцип гуманизации  приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;


— принцип индивидуализации  учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;


— принцип социализации  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.



 

 

 

 

 

 

 

 Ожидаемые результаты и способы их проверки

Реализация программы способствует у подростков выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

Ценностно-смысловые компетенции:

♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданс­кую позицию;

♦ владеть способами самоопределения в ситу­ациях выбора на основе собственных позиций;

♦ уметь принимать решения, брать на себя от­ветственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных це­левых и смысловых установок;

♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное со­стояние.

Учебно-познавательные компетенции:

♦ ставить цель и организовывать ее достижение;

♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, са­мооценку своей познавательной деятельности;

♦ решать учебно-познавательные проблемы;

♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одно­му или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причин­но-следственные связи;

♦ самостоятельно выполнять различные твор­ческие работы, участвовать в проектной деятель­ности, в организации и проведении учебно-иссле­довательской работы.

Коммуникативные компетенции:

♦ владеть способами взаимодействия с окру­жающими людьми;

♦ выступать с устным сообщением, уметь за­дать вопрос, корректно вести учебный диалог;

♦ владеть разными видами речевой деятель­ности (монолог, диалог, чтение, письмо);

♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

         Информационные компетенции:

♦ владеть навыками работы с различными ис­точниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интер­нетом;

♦ самостоятельно искать, извлекать, система­тизировать, анализировать и отбирать необходи­мую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

♦ ориентироваться в информационных пото­ках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, рас­пространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

♦ знать и применять правила поведения в эк­стремальных ситуациях: владеть способами эмо­циональной саморегуляции, самоподдержки и са­моконтроля;

♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

♦ владеть способами оказания первой меди­цинской помощи, использовать средства индиви­дуальной и коллективной защиты.

Структура программы.


Программа рассчитана на 36 академических часов в год, по 1 часу в неделю.

В программе 3 блока:

1)    введение в мир профессий;

2)    основы профессионального выбора;

3)    планирование профессионального пути.

Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути. 


Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.


По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.


2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.


3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.


4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с


5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.


6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.


7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.


8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.


9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.


10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.


11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.


12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

I

Введение в мир профессий.

1.

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

Семинар-практикум

Ступени алгоритма выбора профессии

2.

Типы профессий по предмету труда

1

Семинар с элементами лекции

Список предметов по предмету труда

3.

Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

Ступени выбора профессии (для подростков)

II

Основы профессионального выбора.

4.

Склонности и интересы

2

Практическая работа. Тестирование

«Карта интересов»

5.

Способности

2

Практическая работа. Тестирование

Перечень своих способностей.

6.

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

2

Практическая работа. Тестирование

Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки

7.

Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

Таблица « Три фактора»

8.

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

Ступени выбора профессий

9.

Мышление и развитие мышления

2

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию мышления

10.

Память и внимание, их развитие 

2

Семинар-практикум

Рекомендации по улучшению памяти и внимания

11.

Воображение и его роль в профессиональной деятельности

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воображения

12.

Темперамент и его виды 

1

Семинар с элементами лекции

Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента

13.

Характер

2

Семинар-практикум

Рекомендации по формированию характера

14.

Общение — основа человеческого бытия

1

Семинар с элементами лекции, тренинга

Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»

15.

Невербальное общение

1

Семинар-практикум

Таблица жестов

16.

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

Рекомендации по профилактике и решению конфликтов

17.

Правила поведения в конфликте

1

Семинар-практикум

Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации»

18.

Воля

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воли, как управлять собой

19.

Эмоции и чувства

1

Семинар-практикум

Алгоритм работы с отрицательной эмоцией

20.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)

III

Планирование профессионального пути.

21.



Развитие умений по принятию решений

3

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)

22.

Планирование профессионального пути

2

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

23.

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

2

Урок-смотр знаний

Профессиограмма

 

ИТОГО

34

 

 


Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

Кружка «Я в мире профессий»

№ п/п

Содержание

Количество часов

 

дата

 

Iчасть.

теория

практика

 

1

Урок самопознания и откровенности.

Цель – самопознание, тренировка способности к самораскрытию.

1

 

 

2

Мой внутренний мир

Цель – осознание своего внутреннего мира.

1

 

 

3

Личность.

Цель – показать неповторимость, уникальность личности.

1

1

 

4

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. Цель – обобщить знания о себе.

1

1

 

5

В человеке все должно быть прекрасно.

Цель – формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе.

1

 

 

6

Жизненные ценности.

Цель – пробудить интерес к поиску смысла жизни.

1

 

 

7

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. Цель – анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.

1

1

 

8

Исследование самооценки. Цель – научить оценивать себя и успешность своих действий.

1

 

 

9

Самореализация. Цель – научить открывать свои способности и использовать их.

1

1

 

10

Личностный профиль. Цель – выявление общего личностного потенциала.

1

 

 

11

Игровые пробы. Цель – определить лидерские качества личности учащихся.

1

 

 

12

Что? Где? Когда? Цель – информировать о форме профессиональной подготовки.

1

 

 

13

Моя жизнь. Цель – формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

1

1

 

 

II часть.

 

 

 

14

Внутренний мир человека и система представлений о себе. Цель – знакомство с внутренним миром человека, осознание себя.

1

 

 

15

Профессиональные и жизненные планы.

Цель – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути.

1

 

 

16

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении. Цель – определение самооценки.

1

 

 

17

Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. Цель – определение свойств нервной системы и соотнесение их с будущей профессией.

1

1

 

18

Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии. Цель – определение интересов, склонностей и способностей.

1

1

 

19

Определение профессиональных предпочтений. Цель – определение профессиональных предпочтений.

1

 

 

20

Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда. Цель – понятие о профессиях и специальностях.

1

1

 

21

Знакомство с профессиограммой. Цель – раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

1

 

 

22

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. Цель – осознание мотивов выбора профессии.

1

1

 

23

Учебные заведения. Цель – знакомство с учебными заведениями.

1

 

 

24

Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Цель – формирование способности определять профессиональные цели.

1

1

 

25

Устраиваемся на работу по правилам. Цель – умение устраиваться на работу.

1

1

 

26

Итого часов в год: 36 ч

25

11

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональноепризвание.

Программа курса  «Я в мире профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 697
    • DOCX 39.3 кбайт
    • 35 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бережнова Нина Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бережнова Нина Станиславовна
    Бережнова Нина Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24972
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Утрата во взрослом и детском возрасте. Организация работы на разных этапах горевания

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Семейная психология

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 273 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Основы кризисной психологии: кризисные состояния у детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 102 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 217 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек