Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма кружка по краеведению "Наш край" (2-4 классы)

Программа кружка по краеведению "Наш край" (2-4 классы)

Скачать материал


Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы






Утверждаю

Директор МУ ДОД ЦВР

_________ Капанадзе М.Н.

«___»________2014 г.







Программа

туристско-краеведческого направления

«Наш край»

для детей 7-10 лет.

Срок реализации 3 года






Программа модифицированная

Составитель: педагог

дополнительного образования

Орехова Татьяна Геннадьевна









село Городище, 2014 г.


ПРОГРАММА

«Наш край»

(Краеведение в начальной школе)


Пояснительная записка

В последнее время в общеобразовательных учреждениях резко вырос интерес к изучению родного края. Это вызвано рядом причин: новый подход к процессу обучения; ориентация на общее развитие ребенка; желание понять мир, в котором живешь.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это период бурного развития ученика, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования собственного отношения к нему. Все эти качества позволяют сделать в этом возрасте краеведческое образование наиболее эффективным.

Цель программы: пробудить интерес к истории и культуре родного края у младших школьников.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о специфике населенных

пунктов как среды обитания; о важной роли граждан в создании, развитии и сохранении родного села, города и их культурного наследия.

2. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по карте-схеме населенного пункта и без нее; описывать достопримечательности родного села, районного центра, некоторых городов края.

3. Содействовать формированию патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к своей малой родине.

Программа «Наш край» модифицированная, в ее основу положена программа Горбацевич Н.П., Шатровой Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен» (Пермь «Книжный мир», 2005). Некоторые темы существующей программы изменены и дополнены изучением истории родного села Городище и города Соликамска.

Объекты изучения: родное село Городище (первый год), районный центр – город Соликамск (второй год), Пермский край (третий год): их социальная, культурная и природная среда. Для детей начальной школы эти понятия доступны и близки, соответствуют их восприятию. Через историю малой родины ученик осознает историю России.

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения, предназначена для учащихся начальной школы 7-10 лет. Общее количество учебных часов в год – 108 (3 часа в неделю).

Занятия кружка могут проводиться 3 раза в неделю по одному учебному часу или 1 раз в неделю в течение 3 часов (по мере необходимости).

Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

На занятиях используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией, а также беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Основной же метод обучения – исследовательский. Он подразумевает проявление самостоятельности мышления учащихся, концентрирует в себе все, что сформировано и формируется системой активизации процесса обучения. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, так как тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников (памятники материальной культуры, архивные материалы, летописи, фольклор).

Краеведение нацелено на открытие нового, но редко делает истинные открытия. Обычно происходит не менее важный процесс: ученик, попадая в положение исследователя, зачастую сам открывает истины, ранее ему неизвестные, - в результате рождается уважение к истории, усваиваются познавательные навыки, помогающие ему ощутить вкус научной работы.

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: рассказы учителя, аналитические и эвристические беседы, изобразительная деятельность, работа с наглядными пособиями, фотовыставки, подвижные и интеллектуальные игры, знакомство со спортивной жизнью села, города; походы выходного дня вместе с родителями детей.

Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея, выставок и экскурсиями по селу и городу Соликамску. Важную роль играют посещения библиотек, встречи со специалистами и интересными людьми.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Программа носит интегрированный характер, так как позволяет «пропускать» изученный материал через другие предметы, изучаемые в общеобразовательной школе. На занятиях осуществляются межпредметные связи с математикой (решение математических задач с краеведческим содержанием), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (выставки творческих работ).

Одна из особенностей данной программы в том, что она способствует интеллектуальному содружеству семьи. Родители и дети вместе сочиняют сказки, стихи, гуляют по улицам села. Ребенок рассказывает родителям о том, что узнал на занятиях. В свою очередь родители ведут его к своим любимым местам, вспоминают, где они познакомились, показывают ребенку места, памятные для их семьи.

Программа будет успешно реализована, если:

будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

тестирование;

творческие задания;

викторины;

конкурсы;

олимпиады;

интеллектуальные игры;

выставки творческих работ учащихся.

Все итоги фиксируются и оформляются в классном уголке, в «портфолио» каждого учащегося.

Цель 1-го года обучения:

формирование у учащихся интереса и уважения к историческому прошлому.

Задачи 1-го года обучения:

1. Познакомить детей со средой их обитания, раскрыть неразрывную связь ее и человека.

2. Сформировать практические умения ориентироваться в окружающем мире (найти нужный адрес, определить свое местонахождение)

3. Учить грамотному взаимодействию с окружающим миром.

4. Сформировать первичные навыки правильного поведения в обществе.

Содержание программы 1-го года обучения:

Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 5 тем:

1. Введение.

  1. Страницы истории села Городище.

3. Дом – важнейшая часть жизни человека.

  1. Улицы нашего села.

  2. Люди нашего села.

По окончании 1-го года обучающиеся должны знать:

историю села Городище (дату рождения, причины рождения, природные условия);

главные достопримечательности родного села;

– представителей животного и растительного мира родного села;

формы охраны природы.

По окончании 1-го года обучающиеся должны уметь:

устно описывать достопримечательности села;

рассказывать о заслуженных людях села;

определить адрес своего местонахождения, найти нужный дом по адресу;

самостоятельно работать с дополнительной литературой;

называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира окружающей среды;

соблюдать правила поведения в обществе.

Цель 2-го года обучения:

формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию; гордости за своих земляков, создавших это наследие.

Задачи 2-го года обучения:

1. Показать уникальные особенности города Соликамска (природные, культурные).

2. Сформировать практические умения ориентироваться в городе

3. Учить грамотному взаимодействию с окружающим миром.

4. Сформировать первичные навыки правильного поведения в обществе.

Содержание программы 2-го года обучения:

Программа 2-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 3 тем:

1. Введение.

  1. Соликамск – город древний.

  2. Соликамск – город молодой.

По окончании 2-го года обучающиеся должны знать:

историю города Соликамска (дату рождения, причины рождения, природные условия);

главные достопримечательности родного города (культурные, материальные и духовные богатства);

– опознавательные знаки города (флаг и герб);

формы охраны природы на территории города.

По окончании 2-го года обучающиеся должны у м е т ь:

устно описывать достопримечательности города;

рассказывать о знаменитых горожанах;

ориентироваться в городе;

самостоятельно работать с дополнительной исторической литературой;

соблюдать правила поведения в обществе.

Цель 3-го года обучения:

формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.

Задачи 3-го года обучения:

1. Подвести учащихся к пониманию исторических корней края, особенностей его заселения.

2. Познакомить с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.

3. Дать детям представление о том, какой огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли жители Прикамья.

3. Формировать исследовательские навыки.

4. Развивать умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении.

Содержание программы 3-го года обучения:

Программа 3-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 7 тем:

1. Введение.

2. Древнее Прикамье.

3. Пермь – главный город Прикамья.

4. Старинные города Прикамья.

5. Города XX века.

6. Вклад Прикамья в развитие страны.

7. Памятники войн и революций.

По окончании 3-го года обучающиеся должны знать:

особенности истории и жизни коренного населения Прикамья;

о вкладе жителей Прикамья в развитие и культуру России;

значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;

свою родословную, значение своего имени и фамилии;

символы некоторых городов Пермского края (герб, флаг, историю их создания, автора).

По окончании 3-го года обучающиеся должны у м е т ь:

рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;

принимать участие в мероприятиях, посвященных празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны;

обдумав проблему, намечать путь поиска, строить гипотезу, определять способ ее проверки, проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать, доказывать, делать выводы;

соблюдать правила поведения в обществе.



Содержание программы

Первый год обучения – «Мир родного села»


Тема 1. Введение

Занятие 1. Знакомство с участниками кружка, выбор старосты группы. Вводный инструктаж по ТБ.

Занятие 2. Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край».

Тема 2. Страницы истории села Городище

Занятие 3. Знакомство с историей села Городище. Страна Вису. Городок Арба – самая северная фактория восточных купцов. Начало великого мехового пути. Городищенское городище – памятник чудской древности. Археологические раскопки на месте городка Арба (Эрты).

Занятие 4. Явленный образ Знаменья Божьей Матери (Логовской) в селе Городище. Крестный ход в урочище Лога. Знаменская церковь – памятник архитектуры XVII века.

Занятие 5. Быт и традиции жителей села в прошлом. Отличие жизни различных слоев населения.

Занятие 6. История возникновения Городищенской школы. Школе – 110 лет. Заслуги родной школы.

Занятие 7. Выполнение детьми работ на конкурс «Мой подарок школе»

Тема 3. Дом – важнейшая часть жизни человека.

Занятие 8. Село – «живой организм». Дома – «клетки» этого организма. Дом – важнейшая часть жизни человека. Отношение людей к своим домам. Знакомство с историями некоторых сельских домов.

Занятие 9. Поверья и обряды, связанные с домом. Чтение литературы об интересных событиях в необычных домах.

Занятие 10. Организация фотовыставки «Милый уголок моей малой родины». Выполнение детьми работ на конкурс рисунков «Дом, в котором я живу». Моделирование «Мой дом в будущем». Подведение итогов.

Тема 4. Улицы нашего села.

Занятие 11. Улицы – «руки» села. Зависимость жизни села, безопасности людей от состояния улиц.

Занятие 12. Знакомство с улицами родного села. Рассказы детей о своих улицах. Самая молодая улица села. Самая длинная улица села. Переулки села Городище.

Занятие 13. Забота о птицах. Охрана и привлечение птиц на свою улицу. Сооружение и установка кормушек. Сооружение и установка скворечников на своих улицах.

Занятие 14. Выполнение творческих работ. Конкурс рисунков «Портрет моей улицы». Участие в викторине «Переулки села Городище». Моделирование «Новая улица нашего села». Составление кроссвордов «Улицы Городища». Конкурс сочинений «Моя родная улица». Выпуск газет про свою улицу. Оформление фотовыставки «Где мы были».

Занятие 15. Подведение итогов. Конкурс знатоков «Улицы нашего села».

Тема 5. Люди нашего села.

Занятие 16. Чтение статей из районных газет о жизни нашего села. Знакомство с литературой о жителях села в сельской библиотеке.

Занятие 17. Жизнь и творчество поэта-земляка С.А.Малышева. Знакомство с его стихами, публикациями об истории города Березники.

Занятие 18. Рассказ учителя об основателе города Анадырь Михаиле Захарове, о полярном исследователе Антарктиды Петре Карнаеве.

Занятие 19. Встречи с интересными людьми села. Знакомство с «Почетными жителями села Городище».

Занятие 20. Неразрывная связь между собой среды обитания и человека. Знакомство с трудом людей на ферме, на почте, на АТС, в ремонтных мастерских, в отделении сбербанка, в пекарне.

Занятие 21. Знакомство с профессиями и местом работы родителей. Досуг семьи. Совместные интересные дела родителей и членов кружка.

Занятие 22. Подвиг воинов-земляков и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами тыла. Работа по благоустройству школьной территории, территории возле памятника погибшим воинам.

Занятие 23. Подведение итогов. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»




























Второй год обучения – «Особенности города Соликамска»


Тема 1. Введение

Занятие 1. Знакомство с участниками кружка, выбор старосты группы. Вводный инструктаж по ТБ.

Занятие 2. Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край».

Тема 2. Соликамск – город древний

Занятие 3. Значение города Соликамска в истории России и Прикамья. Уральский городок Соль Камская. Удивительное имя города. Месторасположение города. Основание города. Белые пятна истории Соликамска.

Занятие 4. Закладка в 1731 году первого на Урале ботанического сада. Сотрудничество Григория Демидова с натуралистом Иоганном Гмелиным, переписка с Карлом Линнеем, связь с учеными из Петербургской Академии наук.

Занятие 5. К старым медным рудникам. 1633 год – начало строительства первого российского медеплавильного завода. Продажа завода в частные руки. Возобновление добычи руды в 1723 году. Легенда о Проше – духе-охранителе.

Занятие 6. Соликамск – город неповторимого уникального архитектурного наследия. Памятники каменной архитектуры XVI-XVIII веков в Соликамске. Дом воеводы – самое первое каменное здание гражданской архитектуры на Урале.

Занятие 7. Тайны старых Соликамских подземных ходов XVII-XVIII веков. Самые древние подземные ходы первой соликамской крепости. «Тайник» на углу улиц 1-го Мая и Набережной. «Выход» из погреба пушечных запасов. Подземные ходы, связанные с Домом воеводы. Более поздние подземные ходы.

Занятие 8. Легенды и предания земли Соликамской. Чтение и обсуждение «Сказа о том, как в земле соленые ручьи появились». Знакомство с преданием о воеводе Овцыне. Обсуждение «Сказа о святых Образах». Чтение и обсуждение «Легенды о князе Городовом».

Занятие 9. Выполнение творческих работ. Моделирование старинных зданий города. Выполнение рисунков на конкурсы «Жизнь наших предков», «Герои преданий старины глубокой». Составление кроссвордов «Город-памятник». Конкурс сочинений «Древний город Соликамск». Подготовка сообщений «История в архитектурных памятниках».

Занятие 10. Устный журнал «Путешествие в древний Соликамск». Подведение итогов.

Тема 3. Соликамск – город молодой

Занятие 11. Первый в России, первый на Урале. Разведочная скважина №1 профессора Преображенского. 1906 год – официальная дата открытия российского калия из Людмилинской скважины. 75-летний юбилей со дня вступления в строй действующих предприятий первого калийного комбината (2009год). ОАО «Сильвинит» сегодня.

Занятие 12. Первый в России производитель магния. Март 1936 года – рождение Соликамского магниевого завода. Успешное обеспечение оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны «крылатым» металлом. Успехи предприятия сегодня.

Занятие 13. Соликамск – город бумажников. Соликамские бумажники – пионеры в освоении быстроходных широкоформатных машин. ОАО «Соликамскбумпром» - главный поставщик бумаги для центральных и местных газет.

Занятие 14. Образовательная база города (школы, гимназии, педколледж, медучилище, государственный педагогический институт, автодорожный и горнохимический техникумы)

Занятие 15. Культурная жизнь Соликамска. Картины народного художника Олейникова С.И. о чудодейственной красоте родного края, художника-египтолога М.М.Потапова.

Занятие 16. Объекты здравоохранения. Дом, где появились на свет (родильный дом). Всегда окажут помощь (детская больница).

Занятие 17. Культурно-спортивные объекты города. Рассказ о Центре творчества детей и юношества. Культурно-спортивный комплекс на территории третьего микрорайона калийщиков.

Занятие 18. Понятие о гражданской и отечественной войне. Как жители города хранят память о людях и событиях прошлого. «Все для фронта – все для Победы». Подвиг воинов-земляков и тружеников тыла в годы войны. Встречи с ветеранами тыла. Необходимость уважительного отношения к военным реликвиям, бережного отношения к памятникам, местам захоронения, мемориалам. Работа по благоустройству территории возле памятника. Участие в мероприятиях, посвященных празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Занятие 19. Выполнение творческих работ. Викторина «Знай и люби свой город». Составление кроссвордов «Предприятия города и их продукция». Подготовка сообщений «Мои славные земляки». Выполнение рисунков на конкурсы «Здесь работают мои родители». Оформление фотовикторины «Узнай свой город».

Занятие 20. Живая газета «Главные достопримечательности города Соликамска». Подведение итогов.



















Третий год обучения – «Прикамье: странички далеких и близких времен»


Тема 1. Введение

Занятие 1. Знакомство с участниками кружка, выбор старосты группы. Вводный инструктаж по ТБ.

Занятие 2. Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край».

Тема 2. Древнее Прикамье.

Занятие 3. Неотрывность истории края от истории России и других стран. Облик края в давние времена. Исторический памятник как источник знаний о жизни народов в древности. Открытие первобытных стоянок человека на территории Прикамья. Жизнь древних людей. Переход от каменного века к векам металлов. Причины распространения литейного и кузнечного дела на Урале.

Занятие 4. Кто такие чуды. Пермский звериный стиль. Воссоздание произведений искусства в пластилине. Религиозные представления древней чуди. Легенды и сказания Прикамья, связанные со священными животными. Чтение и обсуждение легенд и сказаний. Кто живет, тот и названия дает.

Занятие 5. Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Календарные праздники и обряды в Прикамье. История забытых вещей.

Занятие 6. Переход от языческой веры к христианству. Роль Стефана Великопермского.

Занятие 7. Выполнение творческих работ. Воссоздание произведений звериного стиля в пластилине. Составление своей родословной. Разгадывание кроссворда «Притоки Камы-матушки». Разыгрывание сценок из жизни различных слоев населения. Подведение итогов.

Тема 3. Пермь – главный город Прикамья.

Занятие 8. Основание Перми. Строительство Егошихинского завода. Роль Татищева В.Н. в освоении богатств уральских земель. Первые постройки старой Перми.

Занятие 9. Губернский город Пермь. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губернаторы Прикамья, оставившие свой след в истории.

Занятие 10. Пермь и ее замечательные жители. Знаменитые изобретатели – уроженцы Прикамья. Пароходчики Любимов И.И. и Мешков Н.В.

Занятие 11. Подготовка сообщений «Знаменитые люди Прикамья». Подведение итогов.

Тема 4. Старинные города Прикамья.

Занятие 12. Чердынь – древнейший город Прикамья. История основания города Чердынь. Каменная архитектура Чердыни. Город-памятник и его охрана.

Занятие 13. Род Строгановых и история Усолья. Основной промысел Верхнего Прикамья в прошлом – солеварение. Архитектура Усолья. Город-памятник и его восстановление.

Занятие 14. Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья. Купцы Грибушкин и Губкин и их вклад в развитие города. Культура и искусство Кунгура. Кунгурская ледяная пещера – уникальный памятник природы мирового значения.

Занятие 15. Оса – старинный купеческий город. Взятие Пугачевым крепости Оса и исторический мемориал, посвященный этому событию. Архитектура Осы и ее охрана. Витус Беринг и Оса.

Занятие 16. Оханск купеческий и его особенности. Путь великих людей России через город Оханск. Оханский метеорит. Старинные села Оханского уезда.

Занятие 17. Выполнение творческих работ. Подготовка сообщений «История в символах и знаках». Создание герба родного села. Составление кроссворда «Старинные города и села Прикамья». Моделирование усадьбы прикамского горожанина. Отгадывание головоломок «Уральские самоцветы», «Ледяная пещера» и составление своей «Названия гротов Кунгурской пещеры». Подведение итогов.

Тема 5. Города XX века.

Занятие 18. История возникновения города Березники. Калийная промышленность города. Березники сегодня.

Занятие 19. История возникновения города Краснокамск. Краснокамск – город нефтяников. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Краснокамск сегодня.

Занятие 20. История возникновения города Чайковский. Чайковский сегодня.

Занятие 21. Подготовка сообщений учащихся «Имена в истории: замечательные люди Прикамья».

Тема 6. Вклад Прикамья в развитие страны

Занятие 22. Сегодняшний день Прикамья. С кем сотрудничает Пермский край. Значение края для России.

Занятие 23. Сколько нас (от писцовых книг до ЦНТИ). Сколько в Прикамье населенных пунктов и каких.

Занятие 24. Подготовка докладов «Связи Прикамья с другими странами». Работа с контурными картами. Выпуск газет-бюллетеней «Что дает наш край стране».

Тема 7. Памятники войн и революций.

Занятие 25. Как жители Прикамья хранят память о людях и событиях прошлого. Памятник на Вышке – символ революции 1905 года. Диорама на Вышке «Расстрел мотовилихинских рабочих в 1905 году». Чугунный монумент «Героям гражданской войны».

Занятие 26. Урал – кузница Победы. Дети и война

Занятие27. Вечная память героям. Экскурсия к памятнику «Подвиг воинов-земляков и тружеников тыла в годы войны». Встреча с ветеранами тыла «Все для фронта, все для Победы». Работа по благоустройству территории у памятника. Встреча с воинами-интернационалистами «Вечная память героям». Подготовка к концерту в честь Дня Победы. Участие в мероприятиях, посвященных празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Занятие 28. Конкурс знатоков «Люблю тебя, мой край родной». Подведение итогов.



Учебно-тематический план

Первый год обучения


п/п

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов


Тема 1. Введение

2


2

1


2

Организация работы кружка. Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край»

1


1


1


1


Тема 2. Страницы истории села Городище

8

11

19

3

Знакомство с историей села Городище

3

2

5

4

Знаменская церковь – памятник архитектуры XVII века

1

1

2

5

Быт и традиции жителей села в прошлом

1

2

3

6

История возникновения Городищенской школы

2

1

3

7

Конкурс поделок «Мой подарок школе»

1

5

6


Тема 3. Дом – важнейшая часть жизни человека

2

16

18

8

Дом – важнейшая часть жизни человека

1

7

8

9

Поверья и обряды, связанные с домом

1

1

2

10

Выставка творческих работ учащихся


8

8


Тема 4. Улицы нашего села

5

28

33

11

Улицы – «руки» нашего села

1


2

12

Знакомство с улицами родного села

1

9

10

13

Охрана и привлечение птиц на свою улицу.

1

4

5

14

Выполнение творческих работ

1

13

2

15

Конкурс знатоков «Улицы нашего села»

1

2

2


Тема 5. Люди нашего села

16

20

36

16

Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке)


2

2

17

Знакомство с творчеством поэта-земляка С.А.Малышева

1


1

18

Рассказ учителя об основателе г. Анадыря Михаиле Захарове, о полярном исследователе Антарктиды Петре Карнаеве

2


2

19

Встречи с интересными людьми села

6

3

9

20

Неразрывная связь между средой обитания и человеком

1


1

21

Знакомство с профессиями и местом работы родителей

3

7

10

22

Подвиг воинов-земляков и тружеников тыла в годы войны

2

6

8

23

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» Подведение итогов

1

2

3



33

75

108

Второй год обучения


п/п

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов


Тема 1. Введение

2


2

1

Организация работы кружка. Вводный инструктаж по ТБ.

1



1

2

Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край»

1


1


Тема 2. Соликамск – город древний

13

24

37

3

Основание города

3


3

4

Первый на Урале ботанический сад

1

1

2

5

К старым медным рудникам

1


1

6

Город неповторимого уникального архитектурного наследия

2

6

8

7

Тайны старых Соликамских подземных ходов

1


1

8

Легенды и предания земли Соликамской

5


5

9

Выполнение творческих работ


14

14

10

Устный журнал «Путешествие в древний Соликамск»

1

2

3


Тема 3. Соликамск – город молодой

28

41

69

11

Первый в России, первый на Урале (Открытие залежей калийных удобрений)

2


2

12

Первый производитель «крылатого» металла

2


2

13

Соликамск – город бумажников

2


2

14

Образовательная база города

1


1

15

Культурная жизнь Соликамска

2

4

6

16

Объекты здравоохранения

1


1

17

Культурно-спортивные объекты города

1

8

9

18

Понятие о гражданской и отечественной войнах

16

8

24

19

Выполнение творческих работ

1

18

19

20

Живая газета «Главные достопримечательности города»

1

2

3



43

65

108


















Третий год обучения


п/п

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов


Тема 1. Введение

2


2

1

Организация работы кружка. Вводный инструктаж по ТБ.

1



1

2

Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Наш край»

1


1


Тема 2. Древнее Прикамье

15

12

27

3

Неотрывность истории края от истории России и других стран.

4

2

6

4

Кто такие чуды

7

3

10

5

Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время.

2

4

6

6

Переход от языческой веры к христианству

2

1

3

7

Выполнение творческих работ


2

2


Тема 3. Пермь – главный город Прикамья

10

3

13

8

Основание Егошихинского завода

3


3

9

Губернский город Пермь

3


3

10

Пермь и ее замечательные жители

3


3

11

Подготовка сообщений «Знаменитые люди Прикамья»

1

3

4


Тема 4. Старинные города Прикамья

20

10

30

12

Чердынь – древнейший город Прикамья.

4

2

6

13

Род Строгановых и история Усолья

4

2

6

14

Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья

4

1

5

15

Оса – старинный купеческий город

4


4

16

Оханск купеческий и его особенности

3


3

17

Выполнение творческих работ «История в символах и знаках».

1

5

6


Тема 5. Города XX века

9

1

10

18

История возникновения города Березники

3


3

19

История возникновения города Краснокамск

3


3

20

История возникновения города Чайковский

3


3

21

Подготовка сообщений учащихся «Имена в истории: замечательные люди Прикамья»


1

1


Тема 6. Вклад Прикамья в развитие страны

7

4

11

22

Сегодняшний день Прикамья

2


2

23

Сколько нас (от писцовых книг до ЦНТИ).

3

2

5

24

Подготовка докладов «Связи Прикамья с другими странами»

2

2

4


Тема 7. Памятники войн и революций

7

8

15

25

Как жители Прикамья хранят память о людях и событиях прошлого

5


5

26

Урал – кузница Победы

1


1

27

Вечная память героям


6

6

28

Конкурс знатоков «Люблю тебя, мой край родной». Подведение итогов

1

2

3



70

38

108























Методическое обеспечение программы


Дидактический материал, используемый в работе:

  1. Карты Пермского края, карты-схемы Соликамска, Городища

  2. Фотографии городов, предприятий и их продукции

  3. Семейные архивы: фото, вещи, воспоминания, награды

  4. Фото памятников и мемориалов

  5. Портреты персоналий

  6. Публикации местных газет

  7. Гербарии растений края

8. Викторины по каждому изучаемому разделу

9. Кроссворды по каждому изучаемому разделу

10.Тесты по каждому изучаемому разделу

11. Краеведческие задачи


















Литература для учителя:


1.Бординских Г.А. Белые пятна истории Соликамска. – Соликамск, 2006

2.Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской. – Соликамск, 2006

3.Бординских Г.А. Первый в России, первый на Урале. – Соликамск, 2006

4.Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. Методическое пособие для учителя. – Пермь «Книжный мир», 2005

5.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. – М., Просвещение, 2004

6.Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски. – Журнал «Начальная школа» №1, 1999

7.Попова А.И. Воспитание патриота России. – Журнал «Начальная школа» №2, 2007

8.К старым медным рудникам /Администрация Тетеринского сельского совета/ - Соликамск, 2005

9.Соликамский горизонт Пермской системы. К истокам горнозаводской цивилизации /Администрация Соликамского района/. – Соликамск, 2005.
















Литература для обучающихся и их родителей:


1.Агафонов П. Святой Стефан, епископ Пермский. – Пермь, 1996. – Приложение

2.Белавин А. Страницы истории земли Пермской. – Пермь, 1997

3.Верхоланцев В. Пермь, его прошлое и настоящее. – Пермь, 1994

4.Всемирная история: Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. – М.; Ридерз Дайджест, 2001

5.Гримм Г. Архитектор Воронихин. – М.-Л., 1963

6..Капцугович И. Рассказы для чтения по истории Прикамья. – Пермь, 1984

7.Кириллов Б. Рассказы о Мотовилихе. – Пермь, 1998

8.Когда, как и почему это произошло: Историческая энциклопедия. – М.; Ридерз Дайджест, 1998

9.Косточкин В. Чердынь, Соликамск, Усолье. – М., 1988

10.Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь, 1983

11.Лепихина З. Православный Кунгур. – Пермь, 1999

12.Лунегов И. Древняя Чердынь. – Пермь, 1969

13.Михайлюк В. Город мой Пермь. – Пермь, 1982

14.Николаев С. Все Верхнекамье. – Пермь, 1978

15.Оборин В., Чагин Г. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1989

16.Палкина Г. Краснокамск. – Пермь, 1988

17.Пикуль В. Фаворит. – М.,1984

18.Рапп В. Путеводитель по Кунгуру и Ледяной пещере. – Пермь, 1999

19.Симонов Р., Чернецов А. Древняя книжность. – М.,1995

20.Соколов А. Соликамск: Путеводитель. – Пермь, 1975

21.Терехин А. Памятники каменной архитектуры XVI-XVIII веков в Соликамске. – Пермь, 1971

22.Шилов В. Усольеград – Петербургу брат: Буклет. – Березники, 1994

23.Чагин Г. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в XIX-XX веках. – Пермь, 1992



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка по краеведению "Наш край" (2-4 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последнее время в общеобразовательных учреждениях резко вырос интерес к изучению родного края. Это вызвано рядом причин: новый подход к процессу обучения; ориентация на общее развитие ребенка; желание понять мир, в котором живешь.

         Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это период бурного развития ученика, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования собственного отношения к нему. Все эти качества позволяют сделать в этом возрасте краеведческое образование наиболее эффективным.

         Цель программы: пробудить интерес к истории и культуре родного края у младших школьников.

         Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о специфике населенных

пунктов как среды обитания; о важной роли граждан в создании, развитии и сохранении родного села, города и их культурного наследия.

2. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по карте-схеме населенного пункта и без нее; описывать достопримечательности родного села, районного центра, некоторых городов края.

3. Содействовать формированию патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к своей малой родине.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 493
    • DOCX 239 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орехова Татьяна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орехова Татьяна Геннадьевна
    Орехова Татьяна Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24585
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 436 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе