Программа
Кружка
Пояснительная
записка
Музыкальное
воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный
педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребенка - душа чуткого
музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность
чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить
добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания,
по мнению В.А.Сухомлинского, можно выразить фразой «Через красивое - к
человечному».
Очевидно, что
эта мысль по-особому значимо воспринимается сейчас, когда в выступлениях
педагогов, родителей, ученых, деятелей культуры и искусства звучат тревожные
нотки озабоченности за судьбы подрастающего поколения. Бездуховность угрожающе
«оплетает» души детей со всех сторон: в семейной жизни; в обществе с
изменившимся в худшую сторону нравственным климатом; в средствах массовой
информации. Думается, что наступило время конкретных действий всех тех, кто
может и должен влиять на судьбы детей.
Нравственно-эстетическое
воспитание в воспитательном процессе – явление принципиально важное. В
эстетическом воспитании детей общеобразовательного учреждения особое место
принадлежит кружковой работе в области художественно-творческого профиля, в
частности музыкальному кружку. Профессионально организованная работа
музыкального кружка создает в училище особую художественно-эстетическую
микросреду.
«Музыкальная
шкатулка» - это занимательные странички музыкального искусства. Этот вид
деятельности состоит из небольших творческих заданий, которые могут выполняться
как индивидуально, так и коллективно.
Цель программы создать оптимальные условия для художественно-творческого
развития студентов, что будет способствовать их духовному росту. Вся
деятельность, проводимая в данном кружке, направлена на развитие творческой
активности, музыкальных способностей студентов, интереса и любви к музыке,
углубление их музыкальных знаний, формирование соответствующих умений и
навыков.
Задачи:
- выявить уровень
познавательных интересов и приоритетный вид музыкальной деятельности студентов;
- формировать
музыкально-художественный вкус;
-развивать в процессе
занятий музыкально-творческие способности студентов, творческий
потенциал, ассоциативность мышления, творческое воображение через опыт
собственной художественно-практической деятельности;
- воспитать
чувство коллективизма и взаимопомощи, тактичности и товарищества, дружбы и
ответственности;
-эффективно
использовать информационно-коммуникационные технологии в музыкальной
деятельности.
Формирование
художественно-практической компетентности должно происходить через освоение
следующих творческих задач:
-восприятие и
эмоционально-образная оценка музыкального произведения;
- исполнение и
театрализация народных, а также современных песен;
- реализация совместных
творческих идей в проектной деятельности – фестивалях, праздниках, конкурсах,
постановках музыкальных спектаклей.
Обязательным
условием работы является предоставление студенту возможности раскрыть свой
творческий потенциал в различных видах музыкально-творческой деятельности,
ориентация на диалог в обсуждении музыкального ряда, создание на занятиях
атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность и творчество.
А разнообразные музыкальные задания раскрывают перед студентами возможность
развития своих творческих способностей.
Сроки реализации
программы – 1 год (всего 96ч.)
Формы проведения занятий подбираются с учетом указанных принципов, поставленной
цели, выделенных задач программы «Музыкальная шкатулка» и возраста студентов. Между
практическими занятиями организуется беседа. Беседа может проводиться в начале раздела, в
виде введения в изучаемый вопрос или в качестве обобщающего этапа на
заключительных занятиях по разделам программы. Наиболее продуктивными являются
те занятия, которые сочетают в себе беседу (не более 5-10 минут) и практическую
деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Художественно-творческие
задания. Данная форма работы
является основным видом деятельности, так как формирует навыки открытого
общения и умения применять полученные знания на практике.
Конкурсы и
выступления позволяют решить
совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно
большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения
предполагает игровые приемы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри
творческого объединения направлен на реализацию самопознание себя путем
сравнения себя и сверстника. Результативность участие в конкурсах позволяет
реализовать в программе «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое
дело - основное средство
сплочения коллектива и творческая деятельность студентов. Этот вид деятельности
ориентирован на развитие фантазии и творческих способностей студентов.
Занятия
проводятся в сформированной группе три раза в неделю, продолжительность занятия
45 минут. Обязательным условием работы является предоставление студенту
возможности раскрыть свой творческий потенциал в различных видах
музыкально-творческой деятельности, ориентация на диалог в обсуждении
художественного ряда, создание на занятиях атмосферы доброжелательности, когда
поощряются самостоятельность и творчество. А разнообразные
музыкально-художественные задания раскрывают перед студентами возможность
развития своих творческих способностей.
Основными методами работы являются
художественно-практические и музыкально-творческие. Данные методы способствуют
целостному развитию студентов, формированию у них практических умений и
навыков, расширению зрительных и слуховых представлений, развитию креативности.
Формы подведения
итогов. Чтобы убедиться в
прочности полученных знаний и умений, а также в эффективности обучения по
программе «Музыкальная шкатулка» проводятся три вида контроля:
1) вводный контроль - в
начале учебного года (педагогическое наблюдение и диагностика музыкальных
данных студентов);
2) промежуточный
контроль - в середине учебного года (творческая работа);
3) итоговый контроль -
(коллективно-творческое дело).
Проверка
усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме
индивидуального и коллективного опроса студентов, а также представления своего
музыкально-творческого опыта.
Программа
кружка «Музыкальная шкатулка»
№
занятия
|
Тема
занятия
|
Содержание
занятия
|
Кол-во
часов
|
1
|
1
сентября
День
знаний
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
2
|
1
октября
День
пожилого человека
|
Подбор
музыки; создание презентации.
|
|
3
|
5
октября
День
учителя
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
4
|
Посвящение
в первокурсники
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
5
|
Ноябрь
День
матери
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации
|
|
6
|
День
Народного единства
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации
|
|
7
|
12
декабря
День
Конституции Российской Федерации
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
8
|
Новогоднее
представление
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
9
|
25
января
День
российского студенчества
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
10
|
27
января
День
воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда
(1944
год)
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
11
|
Выпускной
вечер
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
12
|
8
февраля
День
российской науки
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
13
|
14
февраля
День
влюбленных
|
|
|
14
|
23
февраля
День
защитника Отечества
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
15
|
Конкурс
«Мистер стиль – 2015»
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
16
|
3
марта
Масленица
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
17
|
8
марта
Праздничный
концерт «Для милых дам»
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
18
|
12
апреля
День
космонавтики
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
19
|
9
мая
День
Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941
– 1945 годов (1945
год)
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
20
|
24
мая
День
славянской письменности и
культуры
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа.
|
|
21
|
6
июня
Пушкинский
день России,
День
русского языка
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
22
|
Выпускной
вечер
|
Подбор
музыки, создание видеоклипа; презентации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В области личностных результатов:
- наличие
познавательного интереса к новому музыкальному материалу;
- выражение чувства
прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями
музыкальной культуры;
- ориентация на
понимание причин успеха в музыкально-творческой деятельности;
- наличие
эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических
чувств;
- реализация
творческого потенциала;
- позитивная самооценка
своих музыкально-творческих способностей.
В области
метапредметных результатов:
- умение строить
речевые высказывания о музыке;
- умение понимать
музыку и передавать её в своем художественном творчестве, опираясь на
собственное видение;
- наличие стремления
находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со студентами
при решении музыкально творческих задач;
- участие в музыкальной
жизни училища.
В области предметных
результатов:
- наличие интереса к
музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать
музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе
выражения чувств и мыслей человека;
- понимание главных
отличительных особенностей музыкально-театральных жанров;
- умение определять
характер и настроение музыки с учетом образных представлений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Классификация занятий
(по основной дидактической цели)
- Вводное учебное
занятие (начало учебного года, раздела, темы).
- Занятие по изучению и
первичному закрепления новых знаний и способов действий.
- Занятие по
закреплению знаний и способов действий.
- Занятие по
комплексному применению знаний и способов деятельности.
-Занятие по контролю,
оценке и коррекции.
Классификация занятий
по основному методу (форме) проведения
- Беседа.
- Практическая работа
студентов.
- Сочетание различных
форм занятий.
- Нетрадиционные формы.
Основные методы
-Обучения
(монологический, диалогический, показательный).
-Преподавания
(объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).
- Учения
(репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).
- Воспитания
(убеждения, упражнения, личный пример).
Психологическое
обеспечение программы включает в
себя следующие компоненты:
-Создание комфортной,
доброжелательной атмосферы на занятиях;
- Побуждение
творческого воображения студентов к практической и творческой деятельности;
- Применение
индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.
Диагностические
исследования проводятся в начале и
в конце учебного года следующими диагностическими методиками:
-Анкета «Как распознать
одаренность» Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч.
-Тест на изучение
образной памяти Л.Г.Матвеева.
- Тест Торранса.
- методы наблюдения,
анкетирования и тестирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. – Л.: Музыка, 1973.
2. Ахмадеева Р.А. Драматургия урока музыки. // Музыка в школе. -
2004. - № 3.
3. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание
истории в школе. - 2001. - № 6.
4. Вопросы методики, теории и истории музыкального воспитания.
Сборник статей. Редактор-составитель М.Ш.Бонфельд. – Архангельск:
Педагогический колледж, 1995. – 135 с.
5. Замятина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования,
сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А.Замятина. –
М.: Глобус, 2007. – 170 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. – М.,2002
7. Концепция художественного образования в РФ. / Искусство в школе.
– 2002. – №2. – С.84
8. Образовательная область «Искусство». Методическое рекомендации
по эксперименту по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
– М.,2002.
9. Прилуцкая Н.В.Формирование интереса к музыке у школьников //
Музыка в школе. – 2007. - №№ 3, 4.
10. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального
образования // Музыка в школе. - 2004. - №1.
11. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и
задания / Е.А.Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
12. Сраджаев В.П., Бороздина О.О. Направленность личности на
художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе
// Музыка в школе. – 2007. - № 3.
13. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства». – М.: МИРОС,
1997, - М.: «КД Университет», 1997. – 32 с.
14. Томчук С.А. Проблемы модернизации музыкального образования
на современном этапе.
15. Федеральный компонент Государственного стандарта общего
образования. / Учительскаягазета. – 03.02 2004.- № 4.
16. Фридман Л.М. Психология воспитания. – М.: Творческий центр
«Сфера», 1999.
17. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная
библиотека для родителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы. – М.:
Аквариум ЛТД, 1999 – 272 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.