Рабочая
программа кружка
«Моя
первая экология».
1.Пояснительная
записка.
Рабочая
программа кружка «Моя первая экология» составлена для учащихся 2 класса на
основе рабочей программы В.А.Симаковой «Моя первая экология» и рабочей
программы, составленной работниками Тульского областного экзотариума «Учимся в
зоопарке».
Кружок «Моя
первая экология» реализует социальное направление внеурочной деятельности
учащихся.
Цель: создание
условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе.
Задачи:
-
воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры;
- развитие
познавательного интереса к окружающему миру природы;
-
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования.
Формы
занятий: игра,
творческая мастерская, занятие-проект, викторина, эстафета, познавательная
беседа, исследование, экскурсия, занятие-встреча.
Общая
характеристика курса.
«Моя
первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании
которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей
природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое
восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Объектом
изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника.
Основной
акцент в содержании курса сделан на развитие у младших школьников
наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание
курса строится на основе деятельностного подхода через посещение занятий в
Тульском областном экзотариуме.
Воспитательная
функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости
познания окружающего мира и своих связей с ним, интересов, норм и правил (в
первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Описание места
курса в учебном плане.
Кружок «Моя
первая экология» реализует социальное направление внеурочной деятельности
учащихся, занятия кружка проводятся из расчёта 1ч в неделю, 35ч в год.
Описание
ценностных ориентиров содержания занятий курса:
- развитие
у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение
народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие
умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие
устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие
представлений о различных методах познания природы;
-
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
-
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего
природного окружения.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные
результаты освоения курса:
- развитие
любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства
и естественных наук;
- развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры
декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
-
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
- формирование
мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные
результаты освоения курса:
-
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,
оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
- освоение
элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование
результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов
по результатам исследования;
-
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также
понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде
таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие
коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе
группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные
результаты освоения курса:
- в
ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений об экологии как
одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между
природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в
познавательной сфере – наличие представлений о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых
для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений
для решения практических задач в повседневной жизни для осознанного соблюдения
норм и правил безопасного поведения в природе;
- в
трудовой сфере – владение навыками ухода за домашними питомцами;
- в
эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные
образами из литературы и искусства;
- в сфере
физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья
человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей
среды.
Содержание курса.
№
|
Раздел
программы
|
Количество
часов
|
Содержание
курса
|
1.
|
Первые шаги по
тропинке открытий.
|
5
|
Знакомство с
оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас,
лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых
явлений.
Четыре основных
качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение,
внимательность, точность, сотрудничество.
Наблюдение –
основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение
систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые
необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и
как наблюдать?
Упражнения для
развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову
вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Знакомство с
правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных
учёным-экологом Ф.Тасси.
|
2.
|
Природа в наших
ощущениях.
|
7
|
Каждый
человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное
восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
Упражнения для
тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием
слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Восприятие цвета
и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений:
листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок
одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета
леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба.
Выразительность
линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность»,
«соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных
отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с
различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от
посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов
и пр.
Использование
различных оптических приборов – ручных луп, микроскопов – для изучения
различных микро- и макрообъектов. «Микроскоп» из пластикового стаканчика,
прозрачной плёнки и резинового колечка.
Игра «Давайте
познакомимся».
|
3.
|
Геометрия живой
природы.
|
6
|
Что такое
симметрия? Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая.
Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и
строении растений. Определение типа симметрии с помощью зеркала.
Лучевая
симметрия в строении растений и органов животных.
Примеры спирали
в живой и неживой природе (рога, раковины). Спиральное расположение отдельных
органов растений и животных: расположение листьев, почек. Спираль в движении,
росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в почке).
Такие разные
листья: строение листьев растений (листовая пластинка и черешок).
Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев
с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими
объектами окружающего мира.
Описание
разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Определение различной степени
густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной
шкалы (густая, средняя, сквозистая).
|
4.
|
Природа и её
обитатели.
|
4
|
Учимся
планировать наблюдение за растениями в соответствии с целью, поставленной
учителем или предложенной учениками. Изучаем условия обитания растений.
Наблюдаем за
животными: наблюдение за птицами, домашними питомцами по согласованному с
учителем плану.
Всё связано со
всем. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов
(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности
поведения. Что и кто влияет на живой организм? Изучение зависимости состояния
растений от условий произрастания.
Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
Подвижные игры
«Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
|
5.
|
Лесные ремёсла.
|
6
|
Лес в работе
народных умельцев: традиционные народные промыслы, связанные с лесом (резьба
по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение).
Лесные мотивы в
работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков.
Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Лес – кормитель
и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Животные и
растения в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными
положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление
стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным.
Экскурсия в
библиотеку «Животные и растения в русских народных сказках».
Экскурсия на
выставку пейзажной живописи.
|
6.
|
Учимся в
зоопарке.
|
7
|
Главное –
приспособиться. В гостях у Мухи-Цокотухи. Домашние любимцы. Государство
Царевны-Лягушки. Родственники динозавров. Что имеем – сохраним! Наши
маленькие соседи: животные Тульской области.
|
|
ИТОГО:
|
35
|
|
Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся.
№
|
Раздел
программы
|
Основные
виды учебной деятельности учащихся
|
1.
|
Первые шаги по
тропинке открытий.
|
- работать с
различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе
наблюдений и измерений;
- использовать
полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
- вырабатывать в
себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность,
терпение, точность, сотрудничество);
- применять
правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- составлять
план проведения простейшего исследования (под руководством учителя)
|
2.
|
Природа в наших
ощущениях.
|
- изучать и
развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей
среде;
- проводить
наблюдения за природными объектами;
- работать с
различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений
и измерений;
- изготавливать
простейшие модели приборов;
- составлять
описания объекта изучения;
- выражать свои
эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью
художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
- оформлять
выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта
|
3.
|
Геометрия живой
природы.
|
- выявлять в
ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
- соотносить
форму и свойства различных природных объектов;
- выявлять и
описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
- применять простейшие
оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
- устанавливать
зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних
факторов среды
|
4.
|
Природа и её
обитатели.
|
- планировать и
выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять
описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в
ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и
животных
|
5.
|
Лесные ремёсла.
|
- приводить
примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий
народного промысла;
- различать
предметы наиболее известных народных промыслов;
- приводить
примеры антропоморфизма в устном народном творчестве
|
6.
|
Учимся в
зоопарке.
|
- приводить
примеры наиболее характерных представителей насекомых, паукообразных,
земноводных, пресмыкающихся;
- приводить
примеры животных Тульской области;
- выявлять в
ходе наблюдений характерные особенности животных, связанные с их образом
жизни, средой обитания
|
№
|
Название темы
|
Коли-чество
часов
|
Форма
проведения
|
Результат
|
Дата
|
1.
|
I
четверть
Первые
шаги по тропинке открытий
Готовимся
наблюдать и изучать. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на
природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись
наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
|
1
|
Познавательная
беседа.
|
Представление об
оборудовании, необходимом для работы на природе, правилах ведения полевого
дневника.
|
|
2.
|
Какие качества
необходимы юному исследователю. Четыре основных качества, необходимые каждому
во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
|
1
|
Дискуссия.
|
Представление о
качествах, необходимых юному исследователю.
|
|
3.
|
Наблюдение –
основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение
систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые
необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и
как наблюдать?
|
1
|
Дискуссия.
|
Представление о
наблюдении как основном методе работы на природе.
|
|
4.
|
Упражнения для
развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову
вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
|
1
|
Игра.
|
Выполнение
упражнений для развития наблюдательности.
|
|
5.
|
Знакомство с
правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных
учёным-экологом Ф.Тасси.
|
1
|
Познавательная
беседа.
|
Знакомство с
правилами поведения на природе.
|
|
1.
|
Природа
в наших ощущениях.
Каждый человек
связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие –
один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
|
1
|
Наблюдение.
|
Представление об
органах чувств, с помощью которых человек связан с окружающей средой.
|
|
2.
|
Упражнения для тренировки
зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения
на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха,
обоняния, осязания, вкуса.
|
1
|
Игра.
|
Выполнение
упражнений дл тренировки зрительного восприятия.
|
|
3.
|
Восприятие цвета
и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений:
листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок
одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета
леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба.
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Цвета и формы природных объектов».
|
|
4.
|
Выразительность
линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность»,
«соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных
отдельных частей, пропорциональность форм.
|
1
|
Познавательная
беседа.
|
Представление о
выразительности линий и форм живых организмов.
|
|
№
|
Название темы
|
Коли-чество
часов
|
Форма
проведения
|
Результат
|
Дата
|
5.
|
II
четверть
Знакомство с
различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от
посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов
и пр.
|
1
|
Вернисаж.
|
Выставка
рисунков.
|
|
6.
|
Использование
различных оптических приборов – ручных луп, микроскопов – для изучения
различных микро- и макрообъектов. «Микроскоп» из пластикового стаканчика,
прозрачной плёнки и резинового колечка.
|
1
|
Практическая
работа.
|
Изготовленный
своими руками микроскоп.
|
|
7.
|
Экскурсия №1 в
Тульский областной экзотариум. Главное – приспособиться. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Экскурсия.
|
Представление о
разнообразии приспособлений животных к окружающей среде, защите от врагов,
добыванию пищи.
|
|
8.
|
Игра «Давайте познакомимся».
|
1
|
Игра.
|
Небольшое
выступление (рассказ) об одном животном.
|
|
1.
|
Геометрия
живой природы.
Что такое
симметрия? Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая.
Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и
строении растений. Определение типа симметрии с помощью зеркала.
|
1
|
Исследование.
|
Умение
определять тип симметрии живых объектов с помощью прямоугольного карманного
зеркальца.
|
|
2.
|
Экскурсия №2 в
Тульский областной экзотариум. В гостях у Мухи-Цокотухи. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Экскурсия.
|
Представление об
особенностях
|
|
3.
|
Лучевая
симметрия в строении растений и органов животных.
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Лучевая симметрия в природе».
|
|
4.
|
III
четверть
Примеры спирали
в живой и неживой природе (рога, раковины). Спиральное расположение отдельных
органов растений и животных: расположение листьев, почек. Спираль в движении,
росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в почке).
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Примеры спирали в живой и неживой природе».
|
|
5.
|
Такие разные
листья: строение листьев растений (листовая пластинка и черешок).
Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев
с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими
объектами окружающего мира.
|
1
|
Исследование.
|
Проект
«Геометрические фигуры и формы листьев: сравнение».
|
|
6.
|
Экскурсия №3 в
Тульский областной экзотариум. Домашние любимцы. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Экскурсия с
практической частью и творческими заданиями.
|
Знакомство с
правилами содержания некоторых домашних питомцев.
|
|
7.
|
Описание
разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Определение различной степени
густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной
шкалы (густая, средняя, сквозистая).
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Степень густоты кроны деревьев и кустарников».
|
|
№
|
Название темы
|
Коли-чество
часов
|
Форма
проведения
|
Результат
|
Дата
|
8.
|
Организм и среда
обитания: выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего
строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
|
1
|
Игра.
|
Представление о
зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий
среды обитания и образа жизни.
|
|
1.
|
Природа
и её обитатели.
Учимся
планировать наблюдение за растениями в соответствии с целью, поставленной
учителем или предложенной учениками. Изучаем условия обитания растений.
|
1
|
Творческий
отчёт.
|
Карта наблюдений
за растением.
|
|
2.
|
Экскурсия №4 в
Тульский областной экзотариум. Государство Царевны-Лягушки.
(ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Костюмированное
занятие.
|
Представление об
особенностях образа жизни и развития земноводных, их характерными чертами и отличиями
от других систематических групп.
|
|
3.
|
Наблюдаем за
животными: наблюдение за птицами, домашними питомцами по согласованному с
учителем плану.
|
1
|
Творческий
отчёт.
|
Карта наблюдений
за животным.
|
|
4.
|
Всё связано со
всем. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов
(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности
поведения. Что и кто влияет на живой организм? Изучение зависимости состояния
растений от условий произрастания.
|
|
Познавательная
беседа.
|
Представление о
взаимоотношениях между различными видами живых организмов.
|
|
5.
|
Экскурсия №5 в
Тульский областной экзотариум. Родственники динозавров. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Костюмированное
занятие.
|
Знакомство с
разнообразием, особенностями образа жизни и развития пресмыкающихся, их
характерными чертами и отличиями от других систематических групп.
|
|
6.
|
IV
четверть
Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
Подвижные игры «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Чья «столовая»?»
|
|
1.
|
Лесные
ремёсла.
Лес в работе
народных умельцев: традиционные народные промыслы, связанные с лесом (резьба
по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение).
|
1
|
Занятие-встреча.
|
Представление о
народных промыслах, связанных с лесом.
|
|
2.
|
Лесные мотивы в
работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков.
Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
|
1
|
Творческая
мастерская.
|
Роспись
деревянной заготовки игрушки.
|
|
№
|
Название темы
|
Коли-чество
часов
|
Форма
проведения
|
Результат
|
Дата
|
3.
|
Экскурсия №6 в
Тульский областной экзотариум. Что имеем - сохраним! (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Эстафета.
|
Систематизация
экологических знаний.
|
|
4.
|
Животные и
растения в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными
положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление
стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным.
|
1
|
Исследование.
|
Карта
исследования «Животные и растения, наделяемые положительными и отрицательными
человеческими качествами».
|
|
5.
|
Экскурсия №7 в
библиотеку. Животные и растения в русских народных сказках. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Экскурсия.
|
Карта
исследования «Животные и растения в русских народных сказках».
|
|
6.
|
Экскурсия №8 на
выставку пейзажной живописи. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Экскурсия.
|
Представление о
пейзажной живописи.
|
|
7.
|
Экскурсия №9 в
Тульский областной экзотариум. Наши маленькие соседи: животные Тульской
области. (ИОТ-02.08.44-08)
|
1
|
Викторина.
|
Представление о
некоторых животных Тульской области.
|
|
8.
|
Лес-кормилец и
врачеватель: лесное «меню». Лекарственные растения леса.
|
1
|
Викторина.
|
Знакомство с
простыми рецептами из лесного «меню», лекарственными растениями леса.
|
|
Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
|
Учебно-методические
комплекты:
- программа
(Сборник программ внеурочной деятель: 1-4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой.
– М.: Вентана-Граф, 2012);
|
1
|
Научно-популярные,
художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием
рабочей программы).
|
Необходимое
для фронтальной и индивидуальной работы.
|
Детская
справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) о
природе.
|
Печатные
пособия.
|
Плакаты,
фотографии к основным разделам программы.
|
По
1 каждого вида.
|
Иллюстративные
материалы (репродукции картин, альбомы и др.).
|
Технические
средства обучения.
|
Классная доска с
набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
|
1
|
Персональный
компьютер.
|
1
|
Экспозиционный
экран.
|
1
|
Мультимедийный
проектор.
|
1
|
ЖК-панель.
|
1
|
Экранно-звуковые
пособия.
|
Аудиозаписи,
видеофильмы, слайды, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие
тематике рабочей программы.
|
Необходимое для
выполнения программы.
|
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование.
|
Лупа.
|
15
|
Компас.
|
1
|
Микроскоп.
|
1
|
Лабораторное
оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержание
рабочей программы.
|
Необходимое
для работы в парах.
|
Натуральные
объекты.
|
Коллекция плодов
и семян растений.
|
1
|
Гербарии
культурных и дикорастущих растений.
|
1
|
Живые объекты:
комнатные растения.
|
Необходимое для
выполнения программы.
|
Игры и игрушки.
|
Наборы
карандашей, красок, альбомов, пластилин, цветная бумага и др.
|
По
количеству учащихся.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.