Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Технология / Программа кружка «Изделия из глины»

Программа кружка «Изделия из глины»

Факультативный курс по технологии

Изделия из глины


Пояснительная записка

Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – вот характерные особенности произведений народно декоративно прикладного искусства.

Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.

Программа кружка «Изделия из глины» программа развития детей через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.

Глина – это благодатный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия по лепке для воспитанников с ограниченными возможностями.

Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы, развивает их личность детей.

Цель программы:  - развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

- знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством;

- формировать умения лепить и расписывать различные изделия из глины;

- развитие творческого мышления, коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря, развитие мелкой моторики.

Формы работы на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностях детей.

Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков младших школьников. В программе «Глиняные превращения» выделены 2 раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 34 часов.



Примерный тематический план

Раздел

Название темы

Количество часов

всего

теории

практики

Работа с глиной

Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство»

1

1


Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины

2

1

1

Лепка «Декоративных изделий»

5

1

4

Лепка «Дымковских игрушек»

4

1

3

Лепка «Филимоновские лошадки»

3


3

Роспись глиняных изделий

Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»

1

1


Роспись посуды

5


5

Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.

1

1


Роспись игрушек.

6


6

Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек

1

1


Роспись игрушек.

5


5

Итого:

34

7

27

Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство»

Сообщение детям исторической справки о возникновении глиняной игрушки.

Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины.

Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала.

Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.

Лепка «Декоративных изделий».

Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением лепки. Консультирование во время работы.

Лепка «Дымковских игрушек»

Рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение выполнения фигуры, с показом последовательности.

Лепка «Филимоновские лошадки»

Рассматривание и анализ образец. Деление глины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.

Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»

Познакомить детей с историей гжельского промысла.

Роспись посуды.

Формировать умения детей украшать глиняные изделия гжельскими узорами.

Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.

Рассмотреть с детьми декоративные элементы дымковской росписи: точки, круги, прямые и волнистые линии.

Роспись игрушек.

Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами.

Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек.

Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки, солнышко). И цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый) филимоновской росписи.

Роспись игрушек.

Учить расписывать объемные игрушки филимоновской росписиью.

Материалы и оборудования для организации занятии:.

глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак

Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:

1. перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки

2. нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека

3. при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках

4. на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5. при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах

6. после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость

7. по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

1. технику безопасности

2. технологию лепки разными способами

3. особенности последовательной работы

4. росписи ДПИ

Должны уметь:

1. пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой

2. применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте

3. самостоятельно выполнять изделия средней сложности

4. правильно применять расцветку в покраске изделий





Литература

И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка»

Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979

Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998

Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992

Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989

Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996

Н.М. Конышевой «Лепка в начальных классах»

Сокольникова Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002







































Таран ауданы әкімдігі білім беру бөлімі» ММ

ГУ «Отдела образования Тарановского района»


Согласовано Утверждено

ИО руководителя ГУ «Отдел образования на педагогическом совете

акимата Тарановского района» № 1 от 2 августа

______________________________ Директор_____________________

Бисембаев Т Ж Ткаченко Г И


Келісілген Бекітілген

«Таран ауданы әкімдігі 2 тамыздағы № 1

білім беру бөлімі» ММ педагогикалық кеңесте

__________________ Мектеп директоры__________

БисембаевТ.Ж. Ткаченко Г.И.


Технология бойынша факультатив курсы

5-сынып

Тақырыбы «Саз ойыншығы»


Факультативный курс по технологии

(5 класс)

Тема «Глиняная игрушка»




Авторы: технология пәнінің мұғалімі

Василенко Владимир Владимирович

Автор: Василенко Владимир Владимирович

учитель технологии


«Таран ауданы әкімдігі Білім беру бөлімінің

Май орта мектебi» КММ


КГУ «Майская средняя школа Отдела образования

акимата Тарановского района»

2014 жыл

2014 год

  • Технология
Описание:

      Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

     Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.                                                                             

                                                                                                                        

Автор Василенко Владимир Владимирович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3789
Номер материала 31439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»