Программа
краеведческого направления
"ИСТОКИ"
Программа составлена Зенг Н.В.
учителем географии и истории
МКОУ Заплывинская ООШ
с. Заплывино
2014 год
Программа работы
краеведческого кружка "ИСТОКИ"
Название программы
Программа
краеведческого направления "ИСТОКИ"
Актуальность программы
Таинственные и загадочные следы
минувшей жизни издавна волновали умы людей. В последние годы резко повысился интерес
общества к истории, истокам духовных и культурных ценностей. Но историческая память
народа не потеряна. Благодаря краеведению мы можем вернуть из небытия неизвестные
страницы жизни общества. Невозможно жить без национальной культуры и идеологии,
без собственной истории, без исторических корней. Но для этого историю надо, по
крайней мере, знать. Без воспитания чувства патриотизма, гражданственности, сопричастности
культурно – историческому наследию предков невозможно преодолеть вакуум бездуховности,
сохранить и возродить духовные ценности цивилизации.
Цели программы
Выявление, дополнительное образование, воспитание и поддержка одаренной и творческой учащейся молодежи.
Задачи программы
1.
Развитие интереса учащихся к исследованию истории, формирование научных взглядов.
2. Патриотическое воспитание, формирование гражданственности, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
3. Вовлечение учащихся в творческую работу при исторических исследованиях; развитие детского самоуправления, индивидуальности ребенка, навыков общения в коллективе.
Участники реализации программы
В реализации данной краеведческой программы участвуют дети 10 – 13 – летнего возраста.
Сроки реализации программы
Программа предусматривает годичный срок реализации на уровне дополнительного образования. Образовательные циклы: познавательный, развивающий, исследовательский учитывают возрастные особенности школьников и имеют соответствующие этапы деятельности: подготовительный, основной, заключительный.
Работа осуществляется в рамках школьного краеведческого кружка общей численностью до 5 человек.
Календарно- тематическое планирование
№ п\п
|
дата
|
Тема занятия
|
Содержание
|
1.
|
|
Заседание кружка «Истоки». Определение тем над которыми будут работать кружковцы.
|
Определить тематику работ уч-ся краеведческого направления
|
2.
|
|
Вводная экскурсия. "Осень в Заплывино." Накопление фотоматериала для создания фильма.
|
Экскурсия по селу, съемка выбранных сюжетов.
|
3.-5.
|
|
Создание фильма "Осень в Заплывино», «Лето. «Солнышко» и мы.
|
Работа в программе Movie Maker
|
6.
|
|
Источники знаний по истории родного края. Теоретическое занятие.
|
Представление литературных источников, карт, других исторических материалов, содержащих исторические сведения о Заплывино
|
7.-8.
|
|
Работа со справочными и картографическими материалами края.
|
Практикум « Я исследователь»
|
9.-10.
|
|
Работа поисковых групп по разделам: конкурс фотографий «Любимый уголок природы»;- наследие войны.
|
Оформление фотоэкспозиции
«Любимый уголок природы»,
«Наследие войны»
|
11.
|
|
Памятники природы на нашей земле. Красная книга Заплывино. Учитель биологии Зенг Н.В. Лекция.
|
Показ слайд шоу «Красная книга Заплывино», лекция.
|
12.
|
|
Подготовка лекторской группы. Формирование лекторской группы. Разработка тематики лекции.
|
Выбор темы для лекторской группы
|
13.
|
|
Подготовка слайд-шоу по теме лекции "Любимый уголок природы"
|
Работа в программе Movie Maker
|
14.-15.
|
|
Народное искусство (вышивка, рукоделие). Реставрация изделий.
|
Реставрация изделий народного искусства -прялка.
|
16.
|
|
«От всей души» (трудовые династии наших выпускников). Встреча с выпускниками.
|
Организация встречи с выпускниками школы.
|
17.
|
|
Памятники воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны в Залесовском районе. Поиск информации. Учет (запись, фото).
|
Изучение памятников воинов ВОВ по фото и материалам СМИ
|
18.
|
|
Изучение биографии и воспоминаний ветеранов ВОВ.
|
Изучение биографий ветеранов ВОВ
|
19.
|
|
Таланты земли Заплывинской (фольклор, ремесло, промысел). Выявление мастеров, встречи с ними.
|
Организация встречи кружковцев с умельцами села.
|
20.
|
|
Как изучать местные памятники истории и культуры. Беседа.
|
Беседа о местных памятниках истории и культуры.
|
21.
|
|
Утварь. Орудия труда. Поиск, оформление материала, его моделирование.
|
Практикум «Кухня наших предков»
|
22.
|
|
Бабушкин сундук. Викторина.
|
Викторина
|
23.
|
|
История вооруженных сил. Оформление праздничной стенгазеты «С днем защитника Отечества».
|
Оформление праздничной стенгазеты
|
24.
|
|
«День, пахнущий мимозой…» История праздника – лекция для учащихся 4 – 9 классов.
|
Лекция «День, пахнущий мимозой…» Презентация
|
25.
|
|
Моя улица, ее имя. Конкурс знатоков – краеведов.
|
Конкурс знатоков краеведов.
|
26.
|
|
Подготовка праздника «Масленица». Работа творческих групп.
|
Праздник «Масленица»
|
27.
|
|
Великий пост. Христианские традиции. Рецепты постной кухни.
|
Знакомство с возникновением традиций- Великий пост. Христианские традиции. Рецепты постной кухни.
|
28.
|
|
Традиции моей семьи.
|
Выступления учащихся со своими исследовательскими работами.
|
29.
|
|
Тайны старого дома. Сбор материалов о жилище.
|
Создание исторических справок о своем доме.
|
30.
|
|
Экскурсия по селу. Здания прошлого и настоящего. Памятники архитектуры. «Лицо» села.
|
Экскурсия. Создание слайдшоу «Мое село»
|
31.
|
|
Подготовка к празднованию Дня Победы.
|
Организация встреч с труженицами тыла.
|
32.
|
|
Участие в праздничном митинге. Возложение цветов к памятнику.
|
Участие в празднике «День Победы»
|
33.
|
|
Подготовка к отчетному мероприятию. Итоги работы. Выпуск стенгазеты. Творческие работы.
|
Подведение итогов работы кружка. Выпуск стенгазет.
|
34.
|
|
Отчет об итогах работы. Итоги конкурсов. Награждение активных краеведов.
|
Отчет кружка о проделанной работе.
|
Темы экскурсий:
1. Край родной, навек любимый…(обзорная экскурсия).
2. 40 лет Заплывинской школе. История родной
школы.
3. Наш край в годы
войны.
4. Герои Советского Союза – наши
земляки.
5. Предприятия села.
6. Моя малая
родина.
7. "Весна, весна на
улице..."
1.Экскурсии ( 1 раз в
месяц)
2. Проведение уроков по истории
края (по планам
учителей истории и ООМ,
классных руководителей).
3. Подготовка юных лекторов.(1раз
в 2 месяца)
5. Разработка и оформление слайд-шоу, фильмов.(1
раз в месяц)
6. Подготовка сообщений, докладов, (1раз в
месяц).
7. Проведение бесед и консультаций (1 раз в месяц).
8. Выпуск стенных газет, стендов
(2 раза в год)
13. Проведение классных часов (по
планам классных руководителей).
14. Встречи с ветеранами и труженицами тыла. Оказание им
помощи в хозяйстве
и быту (1 раз в
месяц).
15. Поздравление ветеранов войны и труда
(к праздникам)
17. Составление своей родословной (март).
18. Фотографирование участников школьных событий (по
плану)
22. Изучение «Книги Памяти» и
поиск погибших жителей поселка.
(при изучении тем о
ВОВ)
Основные принципы построения проектных работ, лекций, слайд- шоу, фильмов:
1. Научность.
2. Доступность.
3. Наглядность.
4. Эстетичность.
Принцип научности предполагает достоверность, соответствие содержания представленного материала современным научным знаниям. При
этом материал должен быть
представлен по хронологическому принципу
и таким образом, чтобы
создавалось целостное восприятие развития исторического процесса во
взаимосвязи своих явлений.
Принцип доступности исключает перегрузку проектных работ дублирующими материалами, детализацией, обилием специальной терминологии. Очень важно при
этом найти такое решение
подачи материала, чтобы, сохраняя научный
принцип, проект удовлетворял в познавательном отношении запросы учащихся разного
возрастного уровня и разной
степени подготовленности.
Принцип наглядности предполагает простоту ориентирования в содержании преподносимого материала, где отдельные
комплексы должны «смотреться», не заглушая
друг друга. При этом
следует использовать широкий набор приемов
и методов показа материалов: объемный в сочетании
с плоскостными графическими и художественными реконструкциями, использование компьютера, медиапроектора и т.д.
Принцип эстетичности предусматривает высокий уровень художественного исполнения работ.
Используемые материалы и литература:
•
С.А.
Ан История культуры Алтая.
Пикет 1999г.
•
В.С.
Ревякин. География Алтайского края. XXI век 2004 г
•
Региональный компонент школьного географического образования Барнаул-2007 -CD
•
Местные материалы по воспоминаниям очевидцев
•
Материалы сети Интернет
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.