Пояснительная
записка.
Статус документа
Настоящая
программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного
искусства,
которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
5
класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных
искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл,
связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в
наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык
изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Для
формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным,
крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт
новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы
эстетического отношения к миру.
Образный
язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и
чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе
изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается
учащимися от урока к уроку.
Именно
поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические
начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и
эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа,
культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:
Формирование
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве:
-
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
-
понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
-
осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в
утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование
художественно-творческой активности:
-
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной
практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл
художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми
явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
-
учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни
людей;
-
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов
оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование
художественных знаний, умений, навыков.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся
должны понимать:
-значение
древних корней народного искусства;
-связь
времён в народном искусстве;
-место
и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности
народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать
несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель,
Жостово, Хохлама):
-уметь
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён:
Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять
тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать
в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать
собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства,
современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации
орнаментальных мотивов)
создавать
проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда,
мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять
в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов
украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в
материале.
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
• дополнительные пособия для
учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные
планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград:
Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО
и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8
классы. В мире красок народного творчества – Волгоград:
Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство.
Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы.
Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы.
Проверочные и контрольные тесты– Волгоград:
Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для
учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
Тематический план предусматривает разные варианты
дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5
классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,
медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно-педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера: электронная
версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме
обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования,
защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических
работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Древние корни народного
искусства»-8ч.
Для изучения раздела программы «Связь времен в народном
искусстве»-8ч.
Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»-
10ч.
Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в
современном мире»- 9ч.
Программа
рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое
планирование по изобразительному искусству в 5 классе
По программе Б,М.Неменского,
Изобразительное искусство
№
п/п
|
Название
темы урока
|
Цели
изучения темы, раздела.
|
Оснащение
урока. Программный минимум
|
Кол-во
уроков
|
Домашнее
задание
|
Дата
п
|
факт.
|
Плану
|
1
четверть. Тема «Древние корни народного искусства»
|
|
|
1
|
Древние
образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
|
а)
Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей
б)
Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
в)
Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную
активность
|
Основные
понятия: Солнечные диски дерево жизни , символы
|
1
|
Подбор
иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»
|
4.09
|
|
2-3
|
Дом-космос.
Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя
деревня»
|
а)
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища,
единством ее конструкции и декора
б)
Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре
в)
Развить творческую и познавательную активность
г)
Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная
пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для
данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе.
|
Народное
искусство, декор, изба
|
2
|
Подбор
материала по теме «Народные вышивки»
|
11.09
18.09
|
|
4-5
|
Конструкция,
декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.
|
а)
Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической
композиции в ее украшении
б)
Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков
в)
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение
использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.
|
Народный
быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент
|
2
|
Набор
репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.
|
25.09
|
|
6-
7
|
Интерьер
и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в
избу»
|
а)
Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского
дома, его символикой
б)
Развить творческую и познавательную активность
в)
Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом
коллективе (группе)
г)
Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища
и предметах народного быта
д)
Воспитать любовь к Родине и народной культуре
|
Интерьер
|
2
|
Подбор
материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров
|
2.10
9.10
|
|
8
|
Современное
повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
|
а)
Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных
законах. Познакомить с работой дизайнера
б)
Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный
вкус
в)
Развить творческую и познавательную активность, воображение,
ассоциативно-образное мышление.
|
Архитектура,
дизайн, мода
|
1
|
Подбор
материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)
|
16.10
|
|
2
четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»
|
|
|
9-12
|
Древние
образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись
собственной модели игрушки
|
а)
Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская,
Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи
б)
Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее
истории.
в)
Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью
г)
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и
вкус
|
Дымково,
Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки
|
4
|
Подбор
иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово
|
23.10
30.10
13.11
20.11
|
|
13-
16
|
Народные
промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово
|
а)
Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм,
особенностью росписи
б)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее
истории и культуре
в)
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами
(гуашь, акварель)
|
Промыслы,
ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, керамика
|
4
|
Сбор
иллюстративного материала о русском народном костюме
|
4.12
11.12
|
|
3
четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»
|
|
|
17-18
|
Народная
праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.
|
а)
Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»,
значением колорита в одежде.
б)
Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов
техники в работе.
в)
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой
активности и мышления учащихся
г)
Прививать интерес к русскому народному творчеству
|
Народный
костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
|
2
|
Подбор
материала по теме «Народные вышивки»
|
18.12
25.12
|
|
19
|
Изготовление
куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум)
|
а)
Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса
б)
Обработка навыков и умений при работе с тканью
в)
Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением
кукол-идолов
г)
Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности
|
Народный
костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
|
1
|
Подбор
материала по теме «Народные вышивки»
|
1501
|
|
20
|
Эскиз
орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
|
а)
Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах:
историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент»
б)
Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и
импровизацию, используя различные материалы.
в)
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и
мышление учащихся.
г)
Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества:
вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
|
Символика
вышивки, орнамент
|
1
|
Подбор
материала о современной моде
|
2201
|
|
21
|
Русский
костюм и современная мода
|
а)
Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились
в новых образах современной моды
б)
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой
активности
в)
Прививать интерес к русской национальной культуре
|
Мода,
дизайн
|
1
|
Сбор
иллюстративного материала по народным праздникам
|
2901
|
|
22-23
|
Праздничные
народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум)
|
а)
Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их
символическим значением и местом в жизни наших предков
б)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее
истории
в)
Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом
коллективе (группе)
|
Хоровод,
масленица
|
2
|
Групповая
поисковая работа «Народные промыслы родного края»
|
5.02
12.02
|
|
24
|
Народные
промыслы родного края (урок-конференция)
|
а)
Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их
историей и современным звучанием
б)
Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами
в)
Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов
г)
Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а
также навыки публичного выступления
д)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к
Родине и ее истории
|
Художественные
промыслы, ремесла (краеведение)
|
1
|
Народные
промыслы нашей страны
|
19.02
|
|
25-26
|
«Красота
земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)
|
а)
Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей
б)
Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через
эстетическое развитие
в)
Развитие познавательного интереса детей к народному искусству
г)
Активизация творческого потенциала учеников
|
|
2
|
Подбор
иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта
|
26.02
5.03
|
|
4
четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»
|
|
|
27
|
Украшение
в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
|
а)
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ,
используя для примера эпоху Древнего Египта
б)
Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода
в)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории
культуры
г)
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
|
Костюм,
символика цвета
|
1
|
Подбор
иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции
|
12.03
|
|
28-29
|
Декоративное
искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика
|
а)
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции
б)
Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции
в)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории
культуры
г)
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
|
Чернофигурные
и краснофигурные вазы
|
2
|
Подбор
иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок
Ш.Перро, братьев Гримм
|
19.03
2.04
|
|
30
|
Значение
одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм
эпохи средневековья
|
а)
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи
средневековья
б)
Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их
отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные
признаки
в)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории
культуры
г)
Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории
|
Костюм,
стиль
|
1
|
Поисковая
работа «Декор, человек, общество, чтение»
|
9.04
|
|
31-32
|
О
чем рассказывают гербы
|
а)
Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим
значением цвета и формы в них
б)
Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого
человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей
в)
Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны
г)
Развивать творческий интерес, познавательную активность,
ассоциативно-образное мышление.
|
Символы,
эмблема, герб. История человеческого общения, экономика.
|
2
|
Художественные
материалы
|
1604
2304
|
|
33
|
Что
такое эмблемы, зачем они нужны людям
|
а)
Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного
искусства на примере эмблем
б)
Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами
их применения, значением их элементов
в)
Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое
отношение к миру и искусству
г)
Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с
художественными материалами
|
Беседа
о месте символов и эмблем в жизни современного общества
|
1
|
Художественные
материалы
|
3004
|
|
34-35
|
Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)
|
а)
Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и
обобщение
б)
Формирование познавательного интереса детей к народному искусству
в)
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
|
Подведение
итогов учебного года. Игры, викторины
|
2
|
Художественные
материалы
|
705
1405
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.