Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма историко - краеведческого кружка

Программа историко - краеведческого кружка

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          Программа кружка «Наследие» является основой дополнительного образования историко-краеведческого направления, использующих туристско-краеведческую деятельность учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на ребят во внеурочное время. Программа носит комплексный характер и включает в себя подпрограмму «Школа юного экскурсовода» ( см. Приложение). Работая по ней,  предоставляется  возможность не только сообщить обучающимся необходимые знания по культуре, истории поселка, Володарского района, Нижегородского края, но  и научить их активной практической деятельности, направленной на распространение знаний в доступной и увлекательной форме среди учащихся школы, всех заинтересовавшихся историей уникального памятника архитектуры середины XVII в. Флорищева пустынь.

            Содержание программы рассчитано на 3 года. Обучение начинается с  5 класса  и проводится поэтапно: I год –(11-13 лет); II год – (13-15 лет); III год – ( 15-17 лет).  Занятия в кружке «Наследие» привлекают обучающихся,  проявляющих интерес к краеведению, туризму, экскурсионной деятельности, истории православной культуры. Параллельно, согласно подпрограмме «Школы юного экскурсовода», осуществляется обучение технологии экскурсионной деятельности, разрабатываются маршруты по территории музея под открытым небом Флорищева пустынь, проводятся обзорные и тематические экскурсии.

            Программа может быть рассчитана как на 108 часов ( 3 часа в неделю) с сентября по май включительно, так и на более длительный период, захватывающий июнь-август месяцы – время проведения экскурсий по территории Флорищевой пустыни.   Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося. Основной концептуальной идеей программы является организация содержательной, общественно значимой, практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края, поселка с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического). Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных с географией и биологией, природоведением и историей, литературой и православной культурой.

Образовательный материал построен так, что помогает учащимся расширить и углубить знания о своей малой родине, родном крае, православной культуре. Первый год обучения дает начальные, основные знания, умения и навыки, без освоения которых трудно заниматься краеведческой и экскурсионной работой, быть настоящим туристом, участвовать в соревнованиях и походах выходного дня, сплавляться по реке.

Постепенно ребята получают навыки учебно-исследовательской работы, развивают умения и навыки публичных выступлений, этики общения с группами людей разных возрастов, что особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла.

Повышение интереса у обучающихся к духовно-краеведческим занятиям - это основной мотив повседневной работы педагога. Этому способствует применение различных методов и приемов работы, умелое сочетание и чередование теоретических и практических занятий, использование большого количества наглядности и раздаточного материала. При проведении практических занятий: экскурсий, прогулок, походов выходного дня, посиделок в малом кинозале, поездок  необходимо координировать работу с учебной программой с тем, чтобы обеспечивать более глубокое усвоение учебного материала, способствовать развитию познавательной деятельности и творчества учащихся.

Разнообразные способы определения результативности "вплетены" в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям как игра, как состязание, как соревнование, как  проверка собственных сил. Их проведение само по себе является воспитательным актом и составляет одно из слагаемых воспитательной работы.

В зависимости от объективных условий программы могут быть внесены отдельные изменения и дополнения.

Цель программы:

      Развитие мотивации к познанию, творчеству и формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой,  экскурсионной деятельности.

     Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

Обучающие: формирование потребности в углубленном изучении истории, культуры, природы родного края, района, области;

знакомство с историей православных праздников;

 совершенствование навыков проектной и поисково - исследовательской деятельности;

 обучение основам техники пешеходного туризма.

Воспитательные: развитие коллективизма, взаимовыручки, доброты, отзывчивости;

привитие любви к историческому наследию родного края, района, области;

 формирование адекватной оценки происходящего;

 формирование усидчивости и трудолюбия;

 формирование патриотических чувств.

Развивающие: развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний через работу с источниками;

Стремление к физическому самосовершенствованию;

умение преодолевать трудности;

развитие мыслительных процессов;

  развитие внимания, наблюдательности;

 развитие познавательных процессов.

развитие оригинальности, нестандартности мышления.

Оздоровительные: оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды:

 участие в спортивно-оздоровительных походах выходного дня, прогулках.

 

Формы реализации программы:

·         лекционная (обзорные беседы, сообщения);

·         краеведческие игры, аукционные знания, викторины, конкурсы; тесты, дидактические игры с карточками;

·         экскурсии (музеи, театры, библиотеки);

·         творческие встречи;

·         соревнования, походы выходного дня, прогулки;

·         тематические вечера, праздники;

·         учебно-познавательные поездки;

·         практические занятия.

 

Условия реализации:

·         технические средства обучения;

·         дидактический материал;

·         посещение музеев, выставок, театров;

·         походы, познавательные прогулки;

·         соревнования по туризму и ориентированию;

·         краеведческие игры, викторины.

 

В результате изучения данной программы учащиеся должны

 знать:

 

·          основные сведения по истории и православию, географии и культуре своего поселка и края;

·         алгоритмы работы с историко-краеведческими материалами;

·         технологию разработки и проведения экскурсии;

·         основы туризма и спортивного ориентирования;

·         нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

·         требования к месту бивака;

·         правила оказания первой медицинской помощи.

 

         уметь:

·         пользоваться краеведческой литературой;

·         вести диалог, работать с разной категорией слушателей;

·         пользоваться топографической картой;

·         ориентироваться на местности;

·         выбирать место для привала, ночлега, ставить палатку, разжигать костер, приготовить пищу;

·         оказывать первую медицинскую помощь.

·         применять навыки проектной и поисково-исследовательской деятельности в практической работе

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I   г о д   о б у ч е н и я

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

1 час

 

2 часа

 

 

1 раз

 

1 раз

 

3 часа

 

108 часов

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

общее

кол-во

уч. часов

в том числе:

 

теоретических

практических

 

   I

Введение

2

1

1

 

II

Как все  начиналось…

46

22

24

 

1

  Так появился рабочий поселок.

8

8

 

 

 

1.Немного истории.

2

2

 

 

 

2.Знакомство с фотовыставкой «Предприятие старшего поколения наших земляков».

 

1

 

1

 

 

 

3.С Днем Рождения, Фролищи!

5

5

 

 

2

Возникновение Флорищевой земли…

18

8

10

 

 

1.Тайна Флорищевой земли

2

1

1

 

 

2.Как бортник-пчеловод имя поселку дал

2

1

1

 

 

3.Как флорищенские   лаптеплеты царя обули.

2

1

1

 

 

4.Как шайки разбойников на Флорищеву пустынь нападали.

2

1

1

 

 

5.Почему дубовый лист на гербе твоего поселка.

2

1

1

 

 

6.Сказ о Флорищевой земле.

2

1

1

 

 

7.Музей под открытым небом

4

4

 

 

8.Колесо истории.

2

2

 

3

Лаборатория юного исследователя

20

6

14

 

 

1.Генеалогическое древо моей семьи.

6

2

4

 

 

2.Находки из бабушкиного сундука.

6

2

4

 

 

3.«Людям на потешенье, всему свету на удивленье»

6

2

4

 

 

4. Защита проектов.

2

 

2

 

III

У истоков духовной культуры

28

8

           20

 

2

 

2

 

 

1.Слово. Образ. Книга.

2

1

1

 

 

2.Родной очаг. Родные просторы.

2

1

1

 

 

3.Труд земной. Труд души.

2

1

1

 

 

4.Вера. Надежда. Любовь. София.

2

1

1

 

 

5.Родные образы. Умелые дела. Заветные Слова.

2

1

1

 

 

6.Слово и образ Отечества. Столица, края и земли.

2

1

1

 

 

7.Слово и образ малой родины.

2

1

1

 

 

8.Слово и образ времени. Жизненный круг времени. Годичный круг времени.

2

1

1

 

 

9.Рождество и Святки.

4

 

4

 

 

10.«Русский человек без родни не живет». Широкая Масленица.

4

 

4

 

 

11.Пасха. Велик день. Светлый день.

4

 

4

 

IV

Возрождая обитель…

8

8

 

 

1.Мой вклад в возрождение храма. Эколого-трудовой десант.

8

8

 

V

Путешествуя, познаем.

24

4

20

 

1.Школа юного туриста.

3

2

1

 

 

2.Лето, солнце и рюкзак. Спортивно-деловая игра.

3

2

1

 

 

3.Туристические тропы (походы по окрестным местам)

8

 

8

 

 

 

4.Экскурсионные поездки по музеям школ района.

10

 

10

 

 

И т о г о :

108

35

73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           II  г о д    о б у ч е н и я

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

3 часа

 

1 раз

 

3часа

 

108 часов

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

общее

кол-во

уч. часов

в том числе:

теоретических

практических

I  

Введение.

2

1

1

II

Возвращение к истокам…

76

32

44

1

Это было недавно, это было давно…

14

 

14

 

1.Поймать проблему кадром. Моя первая фотосессия.

3

 

3

 

2.Красив мой край в любое время года. Фотовыставка.

3

 

3

 

5. «Крайвест»  сообщает чрезвычайные новости. Конкурсная программа юных журналистов.

3

 

3

 

6.С Днем Рождения, поселок! Праздник.

5

 

5

2

Дом, в котором я учусь.

23

8

15

 

1.История строительства школы. Поисково-исследовательская операция.

3

2

1

 

2.История жизни выпускников. Поисково-исследовательская операция.

       3

2

1

 

3.Ветераны педагогического труда. Поисково-исследовательская операция.

3

2

1

 

4.Летопись нашей школы.

3

2

1

 

5. «От чистого сердца»   Благотворительная операция.

3

 

3

 

6. Выставка рисунков «Веселая страна Детства»

3

 

3

 

7.Нашей школе – 90 лет. Праздничная программа.

5

 

 

 

5

3

Прикасаясь к малоизвестным страницам.

39

24

15

 

1.Путь в монашество.

3

2

1

 

2.Первый устроитель Флорищевой пустыни.

3

2

1

 

3.Успенский собор. История строительства. Архитектурные особенности.

3

2

1

 

4.Колокольня. Настоятельский корпус. История строительства. Архитектурные особенности.

3

2

1

 

5.Из истории колоколов.

3

2

1

 

6.Троицкая церковь. История строительства. Архитектурные особенности.

3

2

1

 

7.Церковь Петра и Павла. История строительства. Архитектурные особенности.

 

3

2

1

 

8. «Симон Ушаков – изограф дивный»

3

2

1

 

9.Иконописная мастерская.

3

2

1

 

10.Из жизни монастыря.

3

2

1

 

11.Экзотика флорищенской оранжереи.

3

2

1

 

12.Знатоки родного  края. Игра-зачет.

3

 

3

 

13. Сегодняшний день обители.

3

2

1

III

Туристические тропы, увлекательные путешествия.

 

30

4

26

 

1.Экскурсии по музеям образовательных учреждений.

6

 

6

 

2.Посещение историко – краеведческих музеев района и области.

6

 

6

 

3.Туристические походы. Кодекс юных туристов.

14

4

10

 

и т о г о :

108

37

71

 

Ш  г о д    о б у ч е н и я

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

3 часа

 

1 раз

 

3 часа

 

108 часов

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

общее

кол-во

уч. часов

в том числе:

теоретических

практических

I    

Введение.

2

1

1

II

Экспедиции в прошлое…

18

2

16

 

1.Неизвестные известные факты рабочего поселка Фролищи.

3

1

2

 

2.Поисковая операция «Загляните в семейный альбом».

3

1

2

 

 

3…В день рождения поселка. Праздничные приключения.

5

 

5

 

4..Мультимедийная презентация «От истоков в сегодняшний день « (90-летию школы посвящается)

3

 

3

 

5.Конкурс лучших идей.

1

 

1

 

6.С юбилеем, школа! Праздничная программа.

3

 

3

III

Истоки православной культуры России.

30

22

8

 

1.Византия и Русь.

3

2

1

 

2.Начало русской литературы.

3

2

1

 

3.Русская Библия.

3

2

1

 

4.Символика и семантика православного храма.

3

2

1

 

5.Икона.

3

2

1

 

6.Колокола.

3

2

1

 

7.Монастырская культура на Руси.

3

2

1

 

8.Двунадесятые праздники.

3

2

1

 

9.Зажги в себе свечу. Встреча с   настоятелем  монастыря. Флорищева пустынь.

 

3

3

 

IV

 Лаборатория юного краеведа-исследователя.

18

12

6

 

1.Алгоритм работы с историко-краеведческим материалом.

3

2

1

 

2.Работа с фотодокументами.

3

2

1

 

3.Работа с периодической печатью.

3

2

1

 

4.Работа с архивными материалами.

3

2

1

 

5.Алгоритм сбора и изучения материалов об архитектурных памятниках

3

2

1

 

 6.Сбор и изучение изобразительных источников.

3

2

1

V

Проектная лаборатория.

21

15

6

 

1.Конкурс на лучшую разработку маршрута по достопримечательностям Фролищ.

3

3

 

 

3.«Мои знаменитые земляки»

6

4

2

 

4.«Улица моего детства»

6

4

2

 

5.«История одной фотографии»

6

4

2

  VI

Учимся у других, познаем путешествуя.

19

5

14

 

1.Мастер – класс «Экскурсия на местности»

3

3

 

 

2.Мастер-класс «Экскурсия по экспозиции»

2

2

 

 

3.Поездки по историческим местам области и России.

8

 

8

 

3.Туристические походы. Кодекс юных туристов.

6

 

6

 

и т о г о :

108

57

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    С О Д Е Р Ж А Н И Е   П Р О Г Р А М М Ы

 

I   г о д    о б у ч е н и я

 

Р А З Д Е Л  1  ВВЕДЕНИЕ -  ( 2 часа )          

Одна из величайших основ, на      которых держится культура, - память. Но память нуждается в постоянной поддержке. Сберечь память – долг человека.

                         Д.С.Лихачев

Слова академика Лихачева, вынесенные в эпиграф, взяты за основу работы историко-краеведческого кружка. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Памятники истории и культуры на территории края. Знакомство с программой работы кружка.   

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ – ( 1 час ): викторина юных знатоков.

Р А З Д Е Л  2  КАК  ВСЕ  НАЧИНАЛОСЬ…  -  ( 46 часов )

ТЕМА  I   ТАК ПОЯВИЛСЯ РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК… -  ( 8 часов )

После Октябрьской социалистической революции монастырь Флорищева пустынь был закрыт.

Попытка создания сельскохозяйственной коммуны.

17 сентября 1957 года образовался рабочий поселок Фролищи, поэтому этот день официально считается Днем рождения поселка.

Основные вехи головного лесопромышленного комбината:1924 г. Организуется первый лесозавод №2 в пос.Фролищи. директором его стал И.А.Родионов.

1939 г. Замена узкоколейки железной дорогой нормальной колеи, что позволило полукустарной лесопилке превратиться в солидный лесопромышленный комбинат.

1951 г. Внедрение комплексной механизации лесозаготовительных работ.

22 августа 1959 г. площадь комбината закрепляется за Фролищенским поселковым Советом.

Закрытие комбината.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ФРОЛИЩИ!

Праздник, посвященный дню образования поселка. Участие в творческих проектах, художественной самодеятельности, конкурсах.

ТЕМА  II  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЛОРИЩЕВОЙ ЗЕМЛИ… -  ( 18 часов )

ТАЙНА ФЛОРИЩЕВОЙ ЗЕМЛИ.

 Какими были наши, столь привычные взору, окрестные места в ледниковый период. Памятник природы ледникового периода – болото Утрех и заросли карликовой березки.

Варех – уникальный памятник природы того далекого времени.

КАК БОРТНИК-ПЧЕЛОВОД ИМЯ ПОСЕЛКУ ДАЛ.

                                                                       Ты хочешь знать: кто я? Куда я еду?

                                                                       Я тот же, что и был и буду весь мой век:

                                                                       Не скот, не дерево, не раб, но человек!

                                                                                                          А. Радищев

 Думал ли простой бортник-пчеловод, что его имя Флор даст название поселку и будет звучать долгие и долгие сотни лет. Мало что знает сегодняшнее поколение о бортниках, бортях, бортничестве, а ведь это интереснейшее занятие, правда и труд тяжелейший, но сколько удовольствия и здоровья от пахучей чашки чая, приправленного ароматным медом.

КАК ФЛОРИЩЕНСКИЕ ЛАПТЕПЛЕТЫ ЦАРЯ ОБУЛИ.

Трудно себе представить царя, обутого в лапти. Да и возможно ли такое. Но в истории нашего края такое случилось  - простой люд преподнес в подарок царю Федору Алексеевичу Романову обыкновенные лыковые лапти и царь не рассердился , а принял их со слезой умиления.

КАК ШАЙКИ РАЗБОЙНИКОВ НА ФЛОРИЩЕВУ ПУСТЫНЬ НАПАДАЛИ.

 Есть в истории нашего края и такие странички, познакомиться с которыми ребятам будет очень интересно и поучительно. Илькина гора – любимое пристанище вольного люда.

Атаман Перепелка. Какая угроза исходила монастырю от «хозяев лесных дорог» и почему организованная ярмарка в здешних местах так и не получила свое развитие.

ПОЧЕМУ ДУБОВЫЙ ЛИСТ НА ГЕРБЕ ТВОЕГО ПОСЕЛКА.

Из истории гербов. Знакомство с наукой геральдикой. Что может рассказать герб. Когда  и почему появились листья дуба на гербе поселка.

СКАЗ О ФЛОРИЩЕВОЙ ЗЕМЛЕ.                                                                 

 В занимательной стихотворной форме еще раз пролистать страницы истории родного края, развивая воображение попытаться их представить, чтобы на следующих занятиях воплотить в рисунок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 10 часов ): мозговой штурм;

«картинная галерея», представляющая рисунки ребят; краеведческое лото; посиделки в малом кинозале; школа юного кроссвордиста; заочное путешествие с планом монастыря по музею Флорищева пустынь.

ТЕМА  III   ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ – ( 20 ЧАСОВ )

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ.

Что в твоем собственном характере представляется тебе похожим на черты характера твоих предков. Кто они. История фамилий и история народа. Что может рассказать твоя родословная.

НАХОДКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА.

Данный проект предполагает совместную поисковую работу детей и взрослых:

посмотреть содержание сундуков, чердаков, сараев, чтобы выявить необычные для сегодняшнего дня вещи и постараться определить их предназначение, а, возможно и появление в семье. Знакомство с предметами быта, сохранившими в себе историческую память. Экспонаты домашних музеев.

«ЛЮДЯМ НА ПОТЕШЕНЬЕ, ВСЕМУ СВЕТУ НА УДИВЛЕНЬЕ»

Традиционные художественные промыслы Нижегородского края, их история. Какие из них стали популярными среди земляков. Проект о людях – умельцах, их увлечениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 14 часов ):организация выставки забытых вещей; поисковая операция «Твой первый экспонат»; акция «Подари экспонат музею»; конкурс юных геральдистов; защита проектов, мультимедийных презентаций; конкурс «Родословие».

 

Р А З Д Е Л   3.  У   ИСТОКОВ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ  -  ( 28 ЧАСОВ ).

Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей, содержание и процесс которого не может быть отделен от отечественной духовности и культуры.

В числе некоторых основных составляющих гражданского образования: приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными интересами; первенство общественного, коллективного перед индивидуальным; идея оказания помощи слабым и незащищенным членам общества, социальным группам; настойчивость и упорство в преодолении трудностей; умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, можно выделить:

- исторические ценности, значимые в гражданском самоопределении россиян – исторические события, имена, символы, святыни;

- территорию, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность, и как духовно-нравственная категория – в понятиях «родная земля», «дом», «Отечество», «святое место»;

- традиции гражданско – патриотического служения своему народу, обществу, Российскому государству, в том числе в части их обоснования и осмысления в понятиях религиозного долга, религиозного понимания прав и обязанностей личности.

Только в коммуникативном ключе с целью установления взаимопонимания возможен процесс взаимодействия, поэтому в данной ПРОГРАММЕ на каждом образовательном этапе отводится большая роль духовному воспитанию личности. А тесное взаимодействие историко-краеведческого кружка с Воскресной школой, со Свято-Успенским мужским монастырем Флорищева пустынь позволяет образовательный процесс сделать разносторонним и интересным.                                                                                                     

СЛОВО. ОБРАЗ. КНИГА.                                                                                          

Драгоценный дар слова. Слово как ценность. Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и верит («Святое слово»). Слово о родителях – основа жизни.

      Доброе слово. Смысл жизни – делать добро. Доброе слово – доброе дерево – добрый плод. Какие слова душу согревают, жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.

      Честное слово – основа крепкой дружбы. Духовная искра. Верность. Верный друг.

      Слово о родителях. Родители – самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях – основа жизни.

      Святое слово. Верить – значит жить. Дар божий. Святое Слово путь к сердцу найти.

ОБРАЗ.

      Родник – начало жизни. Святой источник. Святая вода. Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?

      Первый образ.  О том, как Золотое сердечко спасает. Спаситель. Спас Нерукотворный. Первый образ. Крест. Слово Образа.

      Светлый образ. Белый свет. Светлый путь. Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.

      Образ Богородицы. Дом Пресвятой Богородицы. Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница». Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.

      Благодатный образ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный образ.

КНИГА.

      Как Книга передает Слово и Образ? Единое Слова и Образа. Любимая Книга.   

      Живая книга. Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.

      Книга книг. Свет Учения. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная.

     Мир книги. Торжество Света и Добра. Выбор. Открытия.. Чтение как ценность.

 

 

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свою страну, свою культуру, свой язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека.

                                    Д.С.Лихачев

Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Имени­ны. Почему нужно дорожить своим именем?

Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

Род - .люди, происходящие от одного предка. Род ­твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родствен­ники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

      Дом - территория семьи, мир вещей. Домашний по­рядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Се­мейные реликвии и святыни.

Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Вза­имовыручка. За что уважают человека в деревне?

   Город. В чем его отличие от деревни. Как город рас­сказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом пред­ков? Милосердие.

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

Нива и поле. Труд земледельца. Нива-творение рук человека, она дает жизнь человеку. Поле  битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

Лес. Как Лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Веко­вые деревья напоминают дерево жизни.

Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

Море-океан. Как море служит человеку? В чем красо­та моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит му­жеству. Поморы. Мореходы.

Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостепри­имство.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ.

Сев и жатва. Народные приметы земледельцев. На­родная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

Братья меньшие. Какие животные издавна живут с че­ловеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

Ткачихи-рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полот­но. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспи­тывают?

Мастера-плотники. Что строили из дерева? Как ру­били дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

Кузнецы умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковаль­ня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка че­стной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

ТРУД  ДУШИ.

Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Зло­словие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает?

Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало.

Песни праздничные и походные, застольные и торжест­венные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

Праздник. Смысл праздника. Почему праздник назы­вают - труд души? Главные праздники года.

Книга. Библия - Книга книг. Книга рукописная, кни­га печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

Икона - образ иного, преображенного мира. Как чтут икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ.

      Вера. Ступеньки веры - доверие, уверенность, призна­ние. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

      Верность - преданность и надежность. Верность ­знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нару­шать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

      Правда. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает­ жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.      Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Чест­ное дело не таится.

      Надежда - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна уми­рать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

      Согласие - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рож­дают. Несогласие и разногласие.

      Терпение - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к зло­му слову и делу.

Послушание - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Зако­нопослушание.

ЛЮБОВЬ.

      Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Лю­бовь - созидательный труд души и тела.

      Милосердие - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть стро­гим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

      Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелатель­ность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

      Покаяние - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

СОФИЯ.

      Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

      Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

      Истина - неложность, подлинность, искренность. Хра­нители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

      Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Муд­рость и мудрецы. София - Премудрость.

Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?

РОДНЫЕ  ОБРАЗЫ. УМЕЛЫЕ  ДЕЛА. ЗАВЕТНЫЕ  СЛОВА.

      Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - храни­тельница очага, крестная мать.

      Отечество. Родина. Мир - Вселенная, мир - сообщест­во, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

      Образы Веры, Надежды и Любви. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудре­цы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ан­гел-хранитель.

            Смысл купола и креста в храмостроительстве и ис­кусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном твор­честве.

      Образы Покрова в народной традиции. Почитание Бого­матери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступ­ничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

      Образы Софии и света. Троица как знак единения, люб­ви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизнен­ных обстоятельствах русского человека.

УМЕЛЫЕ  ДЕЛА.

      Трудовые традиции. Крестьяне, ремесленники и куп­цы - труженики России. Обычаи общего дела, распреде­ление труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи - традиционные трудовые сообщества.

      Традиции служения. Царство и воинство, священст­во и книжники. Обычаи и нормы справедливого управ­ления и суда, отвага и мужество, терпение и просвеще­ние, рассуждение. Собор и дружина, братия и училище - традиционные сообщества общественного служения.

      Традиции праведного дела. Опыт и трудолюбие, уме­ние и смекалка, честность и благотворительность - осно­вы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

      Отвага и мера, прозорливость и талант - основы слу­жения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись

ЗАВЕТНЫЕ  СЛОВА.

      Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молит­вы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

     Традиции доброго слова. Благословение. Благослове­ние родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почита­ние родителей.

      Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

      Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и угово­ра - самые надежные. Уговор дороже золота. Виды угово­ра. На доброе дело - уговор, а на злое - сговор.

      Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей дер­жать верность слову.

      Традиции покаянного слова. Слова очищения. При­знание вины. Покаяние. Исповедь. Слова прощения.

      Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает.

Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

      Традиции праздника. Православные праздники. Обы­чаи право славного праздника: моление, крестный ход.

      Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимст­во, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примире­ния. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там лег­че живется.

      Праздник народный и государственный. Народное гу­лянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА. СТОЛИЦА, КРАЯ  И  ЗЕМЛИ.

ОТЕЧЕСТВО.

      Отечество - земля отцов. Родина - общая Родина ­мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество - связь времен. Служение Отечеству - нравственный долг каждого.

      Место России на карте мировых цивилизаций. Беспре­дельные просторы. Диалог культур и цивилизаций. Са­мобытность.

      Образы Oтeчества - единство разнообразия. Признаки единства - вера, язык, культура, образ жизни, общая исто­рия, столица, иерархия земель и городов, святые и памят­ные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и во­ина, мудреца и монаха.

      Святая Русь - хранительница Православной веры. Цвета Родины - белый как символ чистоты и откры­тости помыслов; красный как символ красоты и жизне­любия; голубой как символ устремленности к горнему миру; золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон - слово о единении в делах и помыш­лениях.

СТОЛИЦА, КРАЯ  И  ЗЕМЛИ.

Стольный град. Москва Первопрестольная. Москва как Собор земель российских. Москва - «Третий Рим».

Москва - «Новый Иерусалим». Кремль - Слово в камн­е.

      Междуречье Волги и Оки - ядро Земли Русской. Сред­нерусская равнина. Образы великого воина-заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), ве­ликого молитвенника и печальника о Земле Русской (пре­подобный Сергий Радонежский), великого мудреца (пре­подобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

      Вологодско-Белозерский край.

      Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: пре­подобные Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.

      Лен и прялка. Кружево.

      Поморье. Русский Север - заповедник народной куль­туры. Образ северорусской триады (волость - община­ ,приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соло­вецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Правед­ного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Се­вера. Северное сияние. Полярная ночь.

      Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы­ - промышленники. Берестяные грамоты. Образы народо­властия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол-памят­ник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божией Матери.

      Урал-Камень. Путь «встреч Солнцу». Сибирь - «зла­токипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, дале­ко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский ха­рактер. Абалацкая икона Божией Матери.

      Поволжье многоликое и разноязыкое. Волга-матушка. Бурлаки. Казанский образ Божией Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмар­ка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и воль­ницу любящих (Стенька Разин). Юг России - степи и просторы, ковыль, звонкие песни.

      Образы южных рубежей. Дикое Поле. Один в поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Дон­ской образ Божией Матери.

      Образы восточных пределов. Камень - Байкал-батюш­ка - Камчатка - Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу».

      Легенды о запредельном - «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях не­знаемых. Образы Беловодья и памяти народной.

СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ .

Наше Отечество, наша Родина-матушка – Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное.

                        К.Ушинский

      Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, сло­боды, хутора.

      Поселения приречные, приозерные, притрактовые, во­дораздельные

      Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.

      Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уе­динению, труду и отдыху, празднику и поминкам.

      Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок. Образы сельского храма и часовни.

      Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Ти­шина погоста.

      Людская молва.

      Мир - триединство волости - общины - прихода.

Мир - «демократия малых пространств».

      Семья русских городов.

Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.

      Назначение города – торгово - ремесленный, промышленный, информационный и коммуникационный центр творец и хранитель отечественной культуры, хранитель веры.

      Городская среда. Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общест­венное значение Кремля.

      Посад: концы и слободы, малые миры большого города. Собор: людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань». Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная. храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др. Православная топонимия русского города.

       Улица: правила застройки, названия, мир улицы, сосе­ди. Переулки и дворы, дворовое братство.

      Памятные места; набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.

      СЛОВО  И  ОБРАЗ  ВРЕМЕНИ. ЖИЗНЕННЫЙ КРУГ ВРЕМЕНИ. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ВРЕМЕНИ.

 Всегда чти следы прошлого.

                                                                                                                        Цецилий Стаций

      Век-вечность. Век-жизнь. Жизненный круг.

      Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаре­чение. Крещение - второе рождение, введение в мир дyxовный. Крестины - введение в мир земной. Крест­ные родители. Колыбельные песни. Любовь и нежность - близких. Познание родного очага.

      Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту ­третье рождение. Покаяние и чаша.

Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Похо­ды по малой Родине.

      Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и деви­чья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердеч­ная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское - благословение и венчание. Свадьба.

      Семилетия зрелости. Новая родня и новые за6оты. От­цовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины­. Дела и заботы женщины. Житейские опыт и мудрость. Забота о ближнем.

      Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хра­нители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совер­шается. Наказы стариков.

ГОДИЧНЫЙ КРУГ ВРЕМЕНИ .

      Год и лето. От Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ - Образ Христа-Спасителя. От Рождества Богородицы до Успения; центральный образ ­- Образ Богородицы-Заступницы. от весны до весны ­центральный образ - образ Земли-Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.

      Зима: «умирание» природы; Рождество как символ вы­хода из тьмы «застывшего» мира, рождественская елка; Новый год, святки - детский характер праздников; Крещ­ение и великое водосвятие - время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.

      Весна: пробуждение природы и масленица; распуска­ющаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пас­ха и ликование весны духовной.

      Лето: полнота возрожденной природы; молодая берез­ка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.

      Осень: угасание природы; Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрож­дение; Покров как символ защиты и покровительства.

Всему свое время. У Бога живы все - дни поминове­ния предков.

      Каждому времени своя пища: будничная и празднич­ная, постная и скоромная, ритуальная.

 РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ.

Обрядовые действия праздника. Традиции Рождественских дней. Разучивание обрядовых песен, хороводов, колядок.

Организация и проведение праздника Рождества. Как на Руси праздновали Святочную неделю, соединившую в себе языческие и христианские представления. Русские народные игры на свежем воздухе.

«РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДНИ НЕ ЖИВЕТ». ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.

Знакомство с названиями дней масленичной недели и традициями каждого дня. Проводы зимы. Обычаи, связанные с этим праздником.

ПАСХА. ВЕЛИК ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ.

Обряды и обычаи Великого поста. Духовный смысл поста в русской народной традиции. Обрядовые действия праздника. Пасхальная неделя.   

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 20часов ) :творческие мастерские по подготовке к праздникам( конкурс по изготовлению рождественских игрушек, подарков, костюмов, пасхальных открыток, сувениров);посиделки в малом кинозале; выставка рисунков, поделок; золотая россыпь народной мудрости – аукцион остроумия.

 

РАЗДЕЛ  4.    ВОЗРОЖДАЯ ОБИТЕЛЬ… -  ( 8 ЧАСОВ ).

МОЙ ВКЛАД В ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА.

 Эколого-трудовая  благотворительная деятельность ребят на территории восстанавливающегося монастыря .

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 8часов ) : эколого – трудовые десанты.

 

Р А З Д Е Л   5.  ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЕМ  -  ( 24 ЧАСА )

ШКОЛА ЮНОГО ТУРИСТА.

Деловые советы юному туристу – краеведу.

Умение ориентироваться на местности.

Как правильно собрать рюкзак и что он должен в себя вмещать.

Как выбрать место для бивака и почему важно правильно разжечь костер

Краеведение… что может быть интереснее и увлекательнее? Найти старые вещи, фотографии и приоткрыть дверь в мир, которого уже нет, сравнить его с нашим и откровенно удивиться, что между ними есть сходство, пусть самое маленькое. Пройдет время, и нас тоже, наверное, будут изучать потомки. Что останется после нас, привлечет их внимание?

Посещение музеев школ района, организация выездов обучающихся по историческим местам района, области.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 8часов ) : спортивно – деловые игры, соревнования, туристические походы, прогулки выходного дня, экскурсионные поездки.

 

 

Предполагаемые результаты обучения воспитанников .

Должны  з н а т ь :

- требования к изучаемому курсу, значение термина «краеведение», литературу о крае;

-  периоды формирования края, расположение населенных пунктов района, научно-популярные книги о природе края;

- имена исследователей края;

- имена местных умельцев и виды промыслов; свое генеалогическое древо;

- истоки духовной культуры.

 

Должны  у м е т ь :

- составить план описания памятника как экскурсионного объекта;

- определять последовательность и длительность важнейших событий на территории края;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, походах.

 

 

 

 

 

II  г о д    о б у ч е н и я

 

Р А З Д Е Л   1.  ВВЕДЕНИЕ  - ( 2 ЧАСА ).

                                                                       Почти во всех делах самое трудное – начало.

                                                                                                          Ж..Ж..Руссо

Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Задача ПРОГРАММЫ историко-краеведческого кружка – помочь глубже понять общеисторическое, углубляя конкретно-исторические и краеведческие знания.

История флорищенской земли -неразрывная часть истории Нижегородского края, страны на всех этапах, поворотах, изломах отечественной истории.

Интересные идеи, планы работы нового этапа историко-краеведческого кружка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 1 час ) : аукцион идей.

 

Р А З Д Е Л    2.  ВОЗВРАЩЕНИЕ  К  ИСТОКАМ… - ( 76 ЧАСОВ  )

ТЕМА   I . ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО…

Стало уже традицией отмечать день 17 сентября как ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОСЕЛКА, поэтому первый учебный месяц начинается с большой подготовительной работы к этому мероприятию: работает творческая мастерская, готовится фотовыставка, ребята пробуют себя в роли корреспондентов, сообщая чрезвычайные новости в краеведческой газете «Крайвест», ведется расследование из историй названия улиц, на которых они проживают. Знакомство со своими знаменитыми земляками , как правило, не оставляет их равнодушными, поэтому появляются исследовательские работы. О лучших людях поселка обязательно рассказывают на Празднике, что вызывает гордость у юных краеведов.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ПОСЕЛОК!

Праздничное гуляние на площади поселка. Участие в уличных конкурсах, играх, художественной самодеятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 14 часов ) : фотосессии интересных мест, земляков; первые пробы юных журналистов и их участие в конкурсной программе.

 

ТЕМА   II . ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ.

Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпускать из рук будущее.

                                                                                                          Анри  Барбюс, французский

                                                                                                          писатель.

. Школа – это наш второй дом, наш родной дом, где закладывается фундамент основы личности. История строительства школы. Первая церковноприходская школа ( 1923 г.)

Материалы поисково – исследовательских операций дополнят страницы летописи школы МОУ СОШ № 47 новыми фактами из жизни ветеранов педагогического труда, историями становления, профессионального роста выпускников школы  («Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников», - сказал однажды Н.И.Пирогов) ,сообщат подробности строительства дома знаний, восстановят  традиции и обычаи, царившие в нем. Организация встреч педагогов и выпускников разных лет.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 15 часов ) : благотворительные акции; поисково-исследовательские операции; организация выставок рисунков; праздничные программы; творческие мастерские; конкурс оригинальных идей; оформление пригласительных билетов, поздравительных открыток.

ТЕМА   III .  ПРИКАСАЯСЬ  К  МАЛОИЗВЕСТНЫМ СТРАНИЦАМ.

ПУТЬ В МОНАШЕСТВО.

Стало уже привычным явлением видеть на территории когда-то пустующей обители монашествующее лицо. Становится традицией обращения настоятеля монастыря о.Варнавы к жителям поселка на таких мероприятиях как 9 МАЯ, ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК. Кто же он такой – монах? Какова история пути в монашество? Сегодняшний день монастыря Флорищева пустынь.

ПЕРВЫЙ УСТРОИТЕЛЬ ФЛОРИЩЕВОЙ ПУСТЫНИ.

Будем всматриваться в такие образы, как лики святых…, будем носить их в своем сердце, и если мы хотя в малой степени уподобимся им в наших личных и общественных отношениях, нам суждено будет исцелить все раны революции и начать новую светлую страницу русской истории.

            Н.Лосский

Святой Иларион Суздальский ( 1632-1707 ) – один из самых выдающихся иерархов-подвижников Русской Церкви XVII столетия, основатель Флорищевой пустыни, ставшей при его жизни местом паломничества русских царей и цариц. Устав Флорищевой пустыни, свидетельствующий о высоких монашеских подвигах этого богоизбранного мужа, был воспринят саровскими старцами и лег в основу устава Саровского монастыря, в котором воспитывался другой великий подвижник земли Русской – преподобный Серафим Саровский.

УСПЕНСКИЙ СОБОР. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. АРХИТЕКТУРНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ.

Главный элемент монастырского ансамбля прост, величествен и монументален – под стать древним храмам Новгорода и Пскова. За основу объемной композиции зодчими был взят Покровский собор дворцового села Измайлово. Закладка фундамента нового храма была произведена осенью 1680 г., а 30 сентября 1681 г. сам царь Федор Алексеевич прибыл в полюбившуюся пустынь на торжественное освещение собора, им же была подарена вся драгоценная церковная утварь.

КОЛОКОЛЬНЯ. НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Колокольня является главной архитектурной доминантой ансамбля и построена  в 1678-1681 гг. Это трех ярусное шатровое сооружение, высотой  49,5 м. 3 – ий этаж, который завершал мощный четверик, находилась уникальная библиотека. Книжные сокровища Флорищевой пустыни.

 Легкий восьмигранный ярус украшен балахнинскими изразцами. Это так называемый ярус звона. Здесь же были установлены часы с боем на указном круге которых были арабские цифры.

ИЗ ИСТОРИИ КОЛОКОЛОВ.

. Многие страницы истории Флорищевой пустыни связаны с колокольным звоном. По летописному преданию, многие из бывавших здесь людей слышали «звон великий и дивный» исходящий как бы из самой горы, на которой находится монастырь. Считалось это знаком того, что место это Богом отмечено, а значит, спасительно для души. Язык колокольного звона.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

В 1684 г. на средства Илариона митрополита Суздальского вместо ветхой деревянной Троицкой церкви была воздвигнута еще одна каменная церковь – во имя Святой Троицы, которая составляет южную сторону главной площади монастыря. История строительства, архитектурные особенности.

ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Церковь первоначально освященная во имя преподобного Ефрема Сирина была построена в 1692 году над въезжими вратами и имеет свою историю строительства, архитектурные особенности. Именно эта церковь первой получила свое возрождение и стала действовать.

« СИМОН УШАКОВ – ИЗОГРАФ ДИВНЫЙ »

С именем С.Ф.Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в.Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа. Иконы кисти мастера для монастыря. Владимирская Богоматерь – местночтимая икона.

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства - это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, подписывает имя того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается Икона. Святые иконы…Образа…Священные изображения… Сколько неоднозначных вопросов в этих словосочетаниях. Почему иконы именуются святыми? Почему иконописные изображения имеют столь существенные различия по технике выполнения и по художественному языку? Что представляет собой мастерская иконописца.

ИЗ ЖИЗНИ МОНАСТЫРЯ.

О том, что Флорищева пустынь была широко известна в самых высоких кругах Москвы и других местах, говорят самые необыкновенные истории, происходившие в монастыре. Многие из них описаны в имеющейся уже литературе о Флорищевой пустыне, вышедшей в последнее время.

Сегодняшний день из жизни монастыря могут хорошо освятить насельники пустыни.

ЭКЗОТИКА ФЛОРИЩЕНСКОЙ ОРАНЖЕРЕИ.

Благочестивая подвижническая жизнь иноков, их молитвы, древнее становое пение во время церковных служб привлекали многих на Флорищеву гору. А еще удивлял и опьянял, прибывших сюда своей красотой цветущий сад. Экзотические фруктовые деревья, кустарники, редкостные цветы выращивали в здешних местах  даже доставляли к царскому столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 15 часов ) : лаборатория юного краеведа; алгоритмы работы с краеведческим материалом; игровые зачеты; исследования; мультимедийные презентации; экскурсии; фотосессии; журналистские зарисовки; посиделки в малом кинозале; конкурс творческих работ.

 

 

Р А З Д Е Л    3.   ТУРИСТИЧЕСКИЕ  ТРОПЫ,  УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ  -  (  30 ЧАСОВ  )

ТУРИСТИЧЕСКИЕ  ПОХОДЫ.

Консультативные занятия помогут ребятам научиться укладывать рюкзак; иметь представление о личном и групповом снаряжении и правильности их комплектования; организации привалов и ночлегов, правилах установления палатки, организации питания; и калорийность пищи; режим питания в походе; топографическая подготовка туриста-краеведа поможет ему ориентироваться на местности; метеорологические и гидрологические наблюдения помогут избежать неожиданностей природы. Принципы подбора группы и распределение обязанностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 26 часов ) :экскурсии по музеям образовательных учреждений; посещение историко – краеведческих музеев района и области; туристические походы по местным окрестностям; экскурсионные поездки; конкурсы ориентировки на местности; знатоки зеленой аптечки; практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.

 

Предполагаемые результаты обучения воспитанников .

Должны  з н а т ь :

- архитектурные особенности строений музея под открытым небом Флорищева пустынь, историю застройки, планировки;

- историю переименования улиц поселка и их памятные места;

- методику работы с научной литературой, архивными материалами;

- методику исследований исторических памятников и событий.

- правила поведения в экскурсионной поездке, туристическом походе.

 

Должны  у м е т ь :

- составлять конспекты, тезисы, исторические справки;

-  ответить на вопросы по теме экскурсий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края;

- ориентироваться на местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     III     г о д    о б у ч е н и я

 

Р А З Д Е Л   1. ВВЕДЕНИЕ -  ( 2 ЧАСА )

Сегодня, когда российское общество обращается к недостаточно известным страницам истории и культуры, особенно значимым становится выявление сюжетных линий истории родного края.

Для каждого большая Родина начинается с конкретного города или поселка, улицы, дома и семьи, словом ,с того, что мы подразумеваем под понятием малой родины. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству. О родственниках,  когда-то приехавших на эту землю, о домах, которые стали неотъемлемой историей, об улицах, с которыми связана твоя биография…

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 1 час ) : аукцион интересных идей.

 

Р А З Д Е Л     2.  ЭКСПЕДИЦИИ  В  ПРОШЛОЕ…  -  ( 18 ЧАСОВ )

… И появилась мысль тревожная,

Что очень многие из нас

На прошлом,

Позабыв то прошлое,

Еще оступятся не раз.

            В.Федоров

В наших условиях, условиях провинциального поселка ,очень важно подготовить учащихся для дальнейшего обучения. Большую роль в этом играет поисковая  научно- исследовательская деятельность.

Поисковое направление деятельности историко-краеведческого кружка включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательскую деятельность, обязует знать основные источники по истории края, основные проблемы современной исторической науки. Проблемы отечественной и местной археологии, этнографии, топонимики и др.

Исследовательская направленность воспитывает творческую инициативу ребят, их самостоятельность. С учетом индивидуальных интересов каждый выбирает себе тему и самостоятельно работает над ней, овладевая определенными умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами. Кроме того, учатся наблюдать и описывать предметы материальной культуры, исторические памятники, события, готовят информацию на краеведческую и политическую темы, составляют сообщения, доклады, рефераты, выступают с ними в школе и перед населением, тесно сотрудничают с межшкольным научным обществом.

 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 16 часов ) : составление передвижных тематических экспозиции; мультимедийная презентация «От истоков в сегодняшний день»;поисковая операция «Загляните в семейный альбом»; праздничная программа.

 

 

 

 

Р А З Д Е Л    3    ИСТОКИ  ПРАВОСЛАВНОЙ  КУЛЬТУРЫ  РОССИИ    -

                                                                                               ( 30 ЧАСОВ )

       Всякий, кто считает себя человеком русской культуры и гражданином своего Отечества, должен знать основы Православия, положившего начало в основание нашей государственности.      

        Термин "культура". Его происхождение. Многообразие подходов к изучению культуры. Различные определения термина "культура". Соотношение понятий «культ» и "культура". Необходимость изучения культурно-истори­ческого наследия и православной  культуры России. О связи понятий "культура" и "память". Духовно-нравственное значение слова "память". Значение выражений "творить память", "почтить память", "вечная память". Наша память о прошлом и будущем России. Стихотворение А.С. Пушкина "Два чувства дивно близки нам" (18 г.). Памятник "Тысячелетие России" архитектора М.О. Микешина (создан в 1862 г.). Его значение для изучения православной культуры России. История создания и дальнейшая судьба памятника. О чем нам могут поведать другие выдающиеся памятники отечественной православной культуры. Хранители культурно-исторического наследия России.

 ВИЗАНТИЯ  И  РУСЬ 

            Взаимоотношения Византии и Древней Руси. Полити­ческие и экономические связи двух государств.

Принятие Русью правосла­вия. Россия как преемница православной культуры Визан­тии. Церковно-административные связи Византии и Древ­ней Руси. Православное богослужение в Византии и на Руси.

 Храмостроительство: София Константинопольская и древнерусские Софийские соборы. Строительство мо­настырей, школ на Руси.

 Византийская икона и иконопись Древней Руси. Византийские святыни на Руси. Деятель­ность выдающихся греков-мастеров (строителей церквей, иконописцев), деятелей науки, педагогов, писателей.

  НАЧАЛО  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ   

         "Повесть временных лет" (ок. 1112-1113 г.) и истоки древ­нерусского летописания. Известные списки "Повести вре­менных лет" (ПВЛ). Лаврентьевская летопись (1377 г.) - са­мый древний из дошедших до нас списков ПВЛ.  История издания ПВЛ в России. ПВЛ и русская литература. Поэма А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". "Сказание о первона­чальном распространении христианства на Руси" как одно из первых произведений русской литературы.

Православное просвещение Русской земли и великая россий­ская княгиня Ольга. Жизнеописание святой рав­ноапостольной княгини Ольги. Свидетельство "Сказаний" об обращении в право­славие великого князя Владимира. Крещение Руси. Первопрославлен­ныe русские святые - мученики Борис и Глеб. Похвала Ярославу Мудрому.

      Преподобный Нестор Летописец - отец русской истории

РУССКАЯ  БИБЛИЯ 

       Остромирово Евангелие

       Остромирово Евангелие (1057 г.) - древнейшая русская датированная книга. История ее создания. Судьба этой ценнейшей рукописной книги: древнее свидетельство о местонахождении рукописи; свидетельства XVШ в.; известие о книге в XIX в. Передача на хранение в Императорскую Публичную библиотеку. История книги в ХХ в.

            Киевская и Новгородская Псалтири

      Значение Псалтири в православной культуре. Киевская Псалтирь (1397 г.) - высочайший образец древнерусской книжной культуры. История создания книги. Ее судьба.

"Поуче­ние" Владимира Мономаха. История написания "Поуче­ния". Содержание "Поучения" и Псалтирь. Псалтирь и русская словесносность.

СИМВОЛИКА И СЕМАНТИКА ПРАВОСЛАВНОГО  ХРАМА

    Храмы на Руси

      Первые православные храмы на Руси. Десятинная цер­ковь. София Киевская и София Новгородская как выдаю­щиеся памятники церковного зодчества Древней Руси. Роль православных храмов на Руси. Храм как средоточие церковно-общественной жизни. Храм и православное понимание соборности. Храмы-памятники на Руси. Зна­менитые русские храмы - слава России.

Принципы хра­мовой архитектуры и украшения храмов на Руси. Основ­ные виды и стили храмового зодчества на Руси. Этапы развития храмоздания на Руси. Символика православно­го храма.

      Храм Покрова на Нерли - вершина древнерусского зод­чества

      Великий русский храмоздатель святой князь Андрей Бо­голюбский и церковное зодчество Владимиро-Суздальской земли в ХП в. Успенский собор во Владимире, история его создания.

Храм Покрова на Нерли (1166) - величайший памятник мирового искусства. Праздник Покрова Пресвя­той Богородицы на Руси. Происхождение праздника. Ис­тория создания храма Покрова на Нерли. Величие и красо­та церкви Покрова на Нерли.

      Храм Христа Спасителя

      Храмы на Руси, воздвигаемые в память о "воинах, на поле брани живот свой положивших и от ран скончавших­ся". Храм Христа Спасителя (арх. К.А. Тон) - знаменитый храм-памятник в России. Победа России в войне с армией Наполеона и Храм Христа Спасителя как благодарствен­ная песнь России за эту победу. Увертюра П.И. Чайковского "1812 год". Гимн в честь спасения России композитора свя­щенника Василия Зиновьева "С нами Бог". История созда­ния Храма Христа Спасителя. Манифест императора Алек­сандра 1. Освящение Храма в 1883 г. Особенности архитек­турного стиля, убранства и стеновой росписи Храма. Уча­стие в строительстве и украшении Храма известных масте­ров России (скульптора П.К. Клодта, художников А.А. Ива­нова, К.Е. Maковского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова. И.Н. Крамского). Храм Христа Спасителя в годы первой мировой войны. Разрушение Храма-памятника – 5 декабря 1931 г.). История воссоздания Храма в конце ХХ в. Торжествен­ное освящение Храма Христа Спасителя 19 августа 2000 г.). Хроника основных событий по восстановлению Храма Христа Спасителя. Историко-культурное значение возрож­дения Храма Христа Спасителя.

  ИКОНА 

      Икона - святой образ. Этимология слов ''икона'', ''иконо­стас", ''иконография''. Отличие иконы от картины. Изобрази­тельные законы и художественные средства иконописного искусства. Типы икон. иконографические сюжеты.

      Великие рус­ские иконописцы: Андрей Рублев, Дионисий, Симон Уша­ков. Процесс создания древними мастерами икон.

      Владимирская икона Божией Матери

      Почитание Богоматери на Руси. Русские церковные праз­дники в честь Богоматери. Иконы Пресвятой Богородицы. Их типы и разновидности. Владимирская икона Божией Матери - самая много чтимая икона в Москве и всей Рос­сии. История написания иконы. Путь великой святыни по городам Древней Руси: Киев - Владимир - Москва ("По­весть о Темир-Аксаке"). Церковные праздники в честь Вла­димирской иконы Божией Матери. Известнейшие списки с иконы. Боголюбская икона Божией Матери. История ее на­писания. Свидетельства "Сказаний о чудесах Владимирской иконы Богородицы". Донская икона Божией Мaтeри. Исто­рия ее написания. Икона Божией Матери с изображением "Древа государства Российского" Симона Ушакова. Ее исто­рический смысл. Судьба Владимирской иконы Божией Ма­тери в XX в. Владимирская Богоматерь – покровительница Флорищевой пустыни.

      «Троица» преподобного Андрея Рублева

      Икона "Троица" Андрея Рублева - величайшая святыня России. История написания иконы. Предположения уче­ных о месте и времени написания "Троицы". Летописные свидетельства об Андрее Рублеве - основа для уточнения творческой биографии иконописца. Библейский рассказ, положенный в основу сюжета иконы "Троица".

Празд­ник в честь Святой Троицы и его церковное содержание. Троичные иконы на Руси. Судьба великой русской святыни в XX в

 КОЛОКОЛА 

      Благовест и трезвон

      Колокола в России. Колокольный ЗВОН в церковно-об­щественной жизни Руси. Колокольный звон как состав­ная часть церковного богослужения. Искусство колоколь­ного звона на Руси. Виды колокольных звонов. Благовест, его особенности. Трезвон, перезвон, перебор и другие виды звонов. Русские города, прославившиеся церков­ными звонами. Древние колокола России. Знаменитые колоколь­ни. Колокололитейные заводы в России.

      Царь-колокол

      Предшественники Царь-колокола в России. История ли­тья Царь-колокола (1735). Колокол-гигант. Дальнейшая судь­ба Царь-колокола, история установки его в Московском Кремле (1836). Современный проект возрождения величай­шего колокола России (Объединение "Красный звон").

      Ростовские звоны

      Древнее искусство ростовских звонов. Тайна нотной записи ростовских звонов. Ростовская звонница. Знаменитые ростовские колокола, их характеристика, подписи на ростов­ских колоколах. Вли­яние колокольного звона на русскую музыкальную культуру. Колокольный звон в песенном народном творчестве. Коло­кольный звон в произведениях крупнейших русских и совет­ских композиторов (М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, АК Глазунова, с.в. Рахманинова, г.в. Свиридова, С.М. Слонимского, Б.И. Ти­щенко, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина).

       Колокола Флорищевой пустыни.

МОНАСТЫРСКАЯ  КУЛЬТУРА  НА  РУСИ 

      Киево -Печерский монастырь - колыбель российской монастырской культуры

      Возникновение монашества в Древней Церкви. Киево -­Печерский монастырь - первый монастырь на Руси. Ис­тория основания монастыря. Выдающийся вклад Киево -­Печерского монастыря в развитие православной культуры Древней Руси. Различные виды деятельности монастыря литературный труд как особая форма молитвы в мoнacты­ре. Памятники древнерусской письменности, созданные в монастыре. "Киево -Печерский патерик". Выдающиеся ино­ки монастыря: преподобный Нестор Летописец, врач Ага-

пит и иконописец Алимпий (первые известные по имени врач и живописец). Судьба монастыря в XXв. Ходатайство выдающихся деятелей культуры о передаче Киево-Печер­ской Лавры Русской Православной Церкви (1988).

      Tpoицe - Cepгueвa Лавра как духовный центр России

      Троице -Сергиев монастырь как центр собирания зем­ли Русской. Монашеская школа преподобного Сергия Ра­донежского. Принципы монастырского хозяйствования. Троице-Сергиев монастырь как образец для обителей Се­верной Руси (Кирилло-Белозерского, Спасо - Прилуцкого, Ферапонтова, Соловецкого монастырей). Карта "Школа преподобного Сергия" с обозначением монастырей, со­зданных его учениками и сподвижниками. Монастыри­ -центры объединения Русских земель вокруг Москвы и форпосты просвещения, образования, право славной куль­туры Руси, духовная и культурная преемственность их с Троице-Сергиевой Лаврой. Троице-Сергиева Лавра в хх в. Значение Лавры в истории России (Архимандрит Ари­старх Станкевич "Троице-Сергиева Лавра и русская куль­тура").

      Оптина Пустынь в истории русской культуры

      Оптина пустынь - Выдающийся центр монастырской культуры России. Старчество как явление церковно-общecтeн­ной жизни в России. Преподобный Паисий Вeличковский (1794). Известнейшие оптинские старцы. Преподобный Ам­вросий Oптинский (1891). Архимандрит Иннокентий про­свирник "Русское старчество и Oптинa пустынь . Oптинa пустынь и  выдающиеся деятели русской культуры XIXв. Старцы и старчество в романе Ф.М. Достоевского «Братья Кара­мазовы». Oптинa пустынь в воспоминаниях  Ф.М.Достоевского и Н.В. Гоголя. Oптинa пуcынь в жизни Л.Н. Толстого. Oптина пустынь и традиции русской книжности (переводче­ская и издательская деятельность). Знаменитaя Oптинская библиотека. Н.А Павлович "Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?". Судьба пустыни в XX в. Ходaтайcтво вы­дающихся деятeлей российской культуры о возвращении Оп­тинского монастыря Русской Православной Церкви (1987). Воз­рождение Оптиной пустыни во второй половине ХХ в.

      Флорищева пустынь в истории русской культуры.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Иерархия религиозных праздников: Пасха- праздник Воскресения Господня, считающийся самым главным праздником. Ступенью ниже – Великие праздники: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого(1/14 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), святых первоверховных апостолов Петра и  Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября).

Праздники двунадесятые – основные праздники православной церкви, соотнесенные с основными событиями жизни Христа и Богородицы.

Праздники престольные.

Праздники ангельские.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 8 часов ) : духовные беседы; встречи с настоятелем монастыря о.Варнавой; выставки; мультимедийные презентации.

Р А З Д Е Л    4    ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО КРАЕВЕДА – ИССЛЕДОВАТЕЛЯ  -

( 18 ЧАСОВ )

Алгоритмы работы юных краеведов – исследователей с историческими материалами, фотодокументами, периодической печатью, архивными материалами, изобразительными источниками. Освоить методику сбора и изучения материалов об архитектурных памятниках.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 6 часов ) : работа с историко – краеведческим материалом в библиотеках поселка, монастыря, района.

Р А З Д Е Л    5    ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ( 21 ЧАС )

 Этапы работы над проектом. Определение основных направлений, тем проектной деятельности, разработка плана действий проектной лаборатории и круга участников проектного процесса их взаимодействие.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 6 часов ) : конкурс на лучшую разработку маршрута по достопримечательностям Фролищ; творческая мастерская – технология работы над проектами.

  РАЗДЕЛ   6   УЧИМСЯ  У  ДРУГИХ,  ПОЗНАЕМ  ПУТЕШЕСТВУЯ                                     (19 ЧАСОВ )

Хорошо подготовленный поход, экспедиция, поездка – это ожившие страницы учебников истории, страницы «живой» истории родного края. Воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищу, принципиальной и глубокой дружбы – одна из задач воспитания, которая и находит в какой-то мере свое решение в походах, поездках, экспедициях.

Знакомство с правилами работы музея.

Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи. Топография и ориентирование. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь. Зеленая аптека. Туристская техника. Кодекс юных туристов.

             ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ - ( 14 часов ) : мастер-класс «Экскурсия на местности», экскурсия по экспозиции; экскурсионные поездки по историческим местам области и России; туристические походы.

 

Предполагаемые результаты обучения воспитанников .

Должны  з н а т ь :

- основные этапы и ключевые события истории края в новейшей истории;

- выдающихся деятелей края;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- истоки православной культуры;

- Кодекс юных туристов.

Должны  у м е т ь :

- соотносить даты событий отечественной истории и истории родного края с веком;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать умение работать с документами, исторической картой;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстра­тивного материала, фрагментов исторических источников; -использовать приобретен­ные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических собы­тий, происходящих в крае;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории  края;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

         понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни в тамбовском крае;

         высказывания собственных суждений об историческом наследии края;

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа историко - краеведческого кружка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Программа кружка «Наследие» является основой дополнительного образования историко-краеведческого направления, использующих туристско-краеведческую деятельность учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на ребят во внеурочное время. Программа носит комплексный характер и включает в себя подпрограмму «Школа юного экскурсовода» ( см. Приложение). Работая по ней,  предоставляется  возможность не только сообщить обучающимся необходимые знания по культуре, истории поселка, Володарского района, Нижегородского края, но  и научить их активной практической деятельности, направленной на распространение знаний в доступной и увлекательной форме среди учащихся школы, всех заинтересовавшихся историей уникального памятника архитектуры середины XVII в. Флорищева пустынь.

Образовательный материал построен так, что помогает учащимся расширить и углубить знания о своей малой родине, родном крае, православной культуре. Первый год обучения дает начальные, основные знания, умения и навыки, без освоения которых трудно заниматься краеведческой и экскурсионной работой, быть настоящим туристом, участвовать в соревнованиях и походах выходного дня, сплавляться по реке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 546
    • DOCX 105.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яковчукова Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яковчукова Галина Викторовна
    Яковчукова Галина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 197830
    • Всего материалов: 47

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 728 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов