Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
Утверждено:
Приказ № __ от «___» _____ 20__ г.
Индивидуальная
рабочая программа
по письму и развитию речи
Бубновой Ирины (диагноз F 71.19 -
умеренная умственная отсталость
со значительными нарушениями поведения)
Учитель Пицунова Наталья Михайловна, высшая квалификационная
категория,
стаж педагогической работы 20 лет.
Согласовано на педагогическом совете
Протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
Победа-2014
|
Пояснительная записка.
Актуальность.
Ребенок-инвалид может быть обучен
жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень
предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития.
Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их
выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в
деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и
поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.
На сегодняшний день почти все обеспечение образовательного
процесса в школах VIII вида создано и создается для обучения умственно отсталых
детей в легкой степени. Однако практика
показала: то, что создано для детей с диагнозом F
70, использовать для обучения
детей с диагнозом F 71 (умеренная умственная
отсталость) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально.
Согласно заключению ЦПМПк Бубновой Ирине, 02.08.2000 года
рождения, рекомендовано обучение по индивидуальной программе с учетом
особенностей психофизического развития и возможностей ребенка с диагнозом F
71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения).
Данная индивидуальная программа обучения разработана на
основе:
1. Индивидуального учебного плана Областного
государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII
вида» для обучающихся по индивидуальной адаптированной образовательной
программе на 2013-2014 учебный год.
2. Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный
и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.
3. Учебника «Букварь,1 класс», под редакцией А. К.
Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.: Просвещение, 2009.
Содержание данной программы базируется на трех основных
принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость
тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать ребёнок.
Основной задачей обучения письму ребёнка с умеренной
умственной отсталостью, как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача его социальной адаптации, с целью дальнейшей интеграции
в общество в той мере и степени, которая доступна с учетом индивидуальных возможностей
ребенка.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание данной
индивидуальной программы максимально связывается с жизненным опытом ребёнка. Задача
социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и
активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей.
Обучение письму ребёнка с умеренной умственной отсталостью носит
сугубо практическую направленность, не требующую от него усвоения и
применения даже самых элементарных правил. Необходимость писать что-либо в
настоящей или будущей жизни для детей с умеренной умственной отсталостью очень
ограничена, что совпадает с их малой способностью овладеть самостоятельным
письмом. Поэтому умение письменно выражать свои мысли или потребности
социального и жизненного значения не имеет.
Урок письма имеет большое коррекционное значение: это
развитие и коррекция мелкой моторики, координации и точности движений рук, развитие
зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Известно, что через
развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и
внимания.
Условия реализации программы:
1. Информационно-методическое сопровождение программы
(пакет учебно-методических материалов).
2. Внедрение в практику работы личностно-ориентированного и
индивидуального подходов.
3. Использование наиболее эффективных форм работы по
развитию и коррекции ребёнка с отклонениями в развитии.
4. Творческое отношение к образовательному процессу.
Практическая значимость.
Данная программа помогает осуществлять
личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции ребёнка с
диагнозом F 71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями
поведения).
Методы и приемы, используемые в обучении:
- совместные действия педагога и ребёнка;
- выполнение действий по подражанию и образцу;
- работа по шаблонам и трафарету;
- работа по словесной инструкции через применение игровых приемов.
Отслеживание
результатов обучения.
Безотметочная система обучения, исключающая практику дублирования
классов (года обучения). Отслеживается динамика в развитии (продвижении)
учебных умений и навыков в виде словесной характеристики, индивидуальной карты медико-психолого-педагогического
сопровождения обучающегося, воспитанника. Итоги подводятся в конце каждой
четверти.
Основные разделы программы и примерное содержание.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и
в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с
протяжным произношением.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в
словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков,
чтение этих слогов протяжно и слитно.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, ы, н.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного
звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в
начале слога (па, ли, лук)
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: п, т, к,
в, з, и.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо
хорошо знакомых слов под диктовку после анализа
их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых
двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Устная речь.
Организованное участие в общей беседе (умение слушать
вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь). Составление простых нераспространенных предложений
на основе демонстрируемого действия и
действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного
слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо—
плохо, близко— далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.
Основные требования к знаниям
и умениям обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать
с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные
слова и предложения.
На реализацию индивидуальной образовательной программы по
письму (первый год обучения) по учебному плану выделено 3 часа в неделю. Всего
за учебный год 75 часов.
В связи с
особенностями психофизического развития ребёнка и его индивидуальными возможностями
материал программы трудно регламентировать
временными рамками по четвертям. Занятия планируются с учетом необходимости
многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых
элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения темп прохождения
материала замедляется или увеличивается.
Количество часов на изучение конкретных тем условно. В ходе
выполнения индивидуальной образовательной программы может возникнуть
необходимость корректировки её содержания.
№ урока
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Прямые, наклонные
короткие и длинные вертикальные линии.
|
1
|
|
|
2.
|
Письмо коротких
наклонных линий с закруглением внизу, вверху.
|
1
|
|
|
3.
|
Письмо наклонных линий с закруглением вверху
и внизу.
|
1
|
|
|
4.
|
Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.
|
1
|
|
|
5.
|
Обведение по контуру. Письмо больших и малых
овалов.
|
1
|
|
|
6.
|
Буква «А». Знакомство со строчной и прописной
буквой «а».
|
1
|
|
|
7.
|
Буква «У». Знакомство со строчной и прописной
буквой «у».
|
1
|
|
|
8.
|
Слова «ау» и «уа». Звукобуквенный
анализ и письмо слов. Правила соединения букв.
|
1
|
|
|
9.
|
Буква «М». Упражнения в её написании.
|
1
|
|
|
10.
|
Слоги ам-ма, ум- му . Звукобуквенный анализ и
письмо
данных слогов.
|
1
|
|
|
11.
|
Буква «О». Знакомство со строчной и прописной
буквой «о».
|
1
|
|
|
12.
|
Слоги ом-мо. Звукобуквенный анализ
слогов. Их написание.
|
1
|
|
|
13-14.
|
Упражнения в написании изученных слогов.
|
2
|
|
|
15.
|
Буква «X». Упражнения в её написании.
|
1
|
|
|
16-17.
|
Письмо слогов и слов с буквой «х».
|
2
|
|
|
18.
|
Буква «С». Упражнения в её написании.
|
1
|
|
|
19.
|
Слоги и слова с буквой «С».
|
1
|
|
|
20-21.
|
Обратные слоги ас-ос-ус. Составление
слогов и написание их.
|
2
|
|
|
22-23.
|
Повторение гласных звуков и букв. Письмо слов.
|
2
|
|
|
24.
|
Буква «Н». Слоги прямые и обратные.
|
1
|
|
|
25.
|
Слова со звуком и буквой «Н».
|
1
|
|
|
26.
|
Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных
слоговых структур. Предложения с этими словами.
|
1
|
|
|
27.
|
Буква «ы». Слоги и слова с буквой «ы».
|
1
|
|
|
28-29.
|
Написание слогов, слов с буквой «ы».
|
2
|
|
|
30.
|
Буква «Л». Обратные и прямые слоги с буквой «л».
|
1
|
|
|
31.
|
Написание слов с буквой «Л».
|
1
|
|
|
32.
|
Предложения из слов с буквой «л».
|
1
|
|
|
33.
|
Составление и письмо слов, состоящих из одного
закрытого слога.
|
1
|
|
|
34-35.
|
Буква «В».
Слоги с буквой «в». Написание слов.
|
2
|
|
|
36-39.
|
Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами.
|
4
|
|
|
40.
|
Звук и буква «И».
Слоги с буквой «и».
|
1
|
|
|
41.
|
Составление и письмо слов с буквой «и».
Запись предложений.
|
1
|
|
|
42.
|
Буква «и» как
отдельное слово. Письмо предложений со словом «и».
|
1
|
|
|
43.
|
Буква «Ш».
Слоги прямые и обратные.
|
1
|
|
|
44-45.
|
Слова со звуком и
буквой «Ш».
|
2
|
|
|
46.
|
Написание слов после звукобуквенного анализа.
|
1
|
|
|
47.
|
Сравнительный звукобуквенный анализ слов с
буквами «С-Ш». Упражнения в написании этих слов.
|
1
|
|
|
48-50.
|
Слог «ши». Составление и написание слов со
слогом «ши».
|
3
|
|
|
51-52.
|
Упражнения в написании слов и предложений.
|
2
|
|
|
53.
|
Буква
«П». Слоги с буквой «п».
|
1
|
|
|
54.
|
Слоги и слова с буквой «п».
|
1
|
|
|
55.
|
Слова, состоящие из слогов с буквой «п».
|
1
|
|
|
56.
|
Написание слов и предложений.
|
1
|
|
|
57-58.
|
Упражнения на написание изученных букв, слогов.
|
2
|
|
|
59.
|
Буква «Т».
Упражнения в её написании.
|
1
|
|
|
60.
|
Слоги и слова с
буквой «т».
|
1
|
|
|
61-62.
|
Написание слов и
предложений с буквой «т».
|
2
|
|
|
63-64.
|
Упражнения в написании букв, слогов, слов с
изученными буквами.
|
2
|
|
|
65.
|
Буква «К». Слоги с буквой «к».
|
1
|
|
|
66.
|
Составление и запись слов с буквой «к».
|
1
|
|
|
67.
|
Запись предложений из слов с буквой «к».
|
1
|
|
|
68.
|
Буква «З».
Слоги и слова с согласной буквой «з».
|
1
|
|
|
69.
|
Буква «З» в
твёрдом и мягком вариантах.
|
1
|
|
|
70.
|
Сравнительный звукобуквенный анализ слов с
буквами «С-З». Упражнения в написании этих слов.
|
1
|
|
|
71.
|
Написание предложений из слов с буквой «з».
|
1
|
|
|
72-73.
|
Списывание слогов, слов, предложений с доски.
|
2
|
|
|
74-75.
|
Письмо слогов, слов под диктовку.
|
2
|
|
|
Список литературы:
1.
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому
языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999.
2.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика –
в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995.
- Букварь,1
класс, под редакцией А. К. Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.:
Просвещение, 2009.
4.
Василик И. А. Занятия речью в
интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005.
5.
Волина В. В. Весёлая
грамматика. – М.: Знание, 1995.
6.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на
уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996.
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: программно-методические материалы, под ред. И.М. Бгажноковой. - М.:
Владос, 2007.
- Программа
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В.
В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.
- Раскраска:
весёлые прописи. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
–Издательство «Розовый слон», 2009.
- Соколова
Е.И. Весёлые прописи для малышей.- М.: ОАО «Молодая гвардия», 2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.