Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19

Программа индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19

Скачать материал

 

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

 

 

                                     Утверждено:

Приказ  № __ от «___» _____  20__ г.

 

 

 

 

Индивидуальная рабочая программа

по письму и развитию речи

Бубновой Ирины (диагноз F 71.19 -

умеренная умственная отсталость

со значительными нарушениями поведения)

 

 

 

Учитель Пицунова Наталья Михайловна,  высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 20 лет.

 

 

 

Согласовано на педагогическом совете

Протокол № __ от «__» ________ 20___ г.

 

 

 

 

 

Победа-2014

Пояснительная записка.

 

Актуальность.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

На сегодняшний день почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано и создается для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально.

Согласно заключению ЦПМПк Бубновой Ирине, 02.08.2000 года рождения,  рекомендовано обучение по индивидуальной программе с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка с диагнозом F 71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения).

Данная индивидуальная программа обучения разработана на основе:

  1. Индивидуального учебного плана Областного государственного бюджетного  образовательного учреждения  «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» для обучающихся по индивидуальной адаптированной образовательной программе на  2013-2014 учебный год.

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.

3. Учебника «Букварь,1 класс», под редакцией А. К. Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.: Просвещение, 2009.

Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать ребёнок.

Основной задачей обучения письму ребёнка с умеренной умственной отсталостью, как и всего процесса обучения  в школе VIII вида, является задача его социальной адаптации, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание данной индивидуальной программы максимально связывается с жизненным опытом ребёнка. Задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей.

Обучение письму ребёнка с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от него усвоения и применения даже самых элементарных правил. Необходимость писать что-либо в настоящей или будущей жизни для детей с умеренной умственной отсталостью очень ограничена, что совпадает с их  малой способностью овладеть самостоятельным письмом. Поэтому умение письменно выражать свои мысли или потребности социального и жизненного значения не имеет.

Урок письма имеет большое коррекционное значение: это развитие и коррекция мелкой моторики, координации и точности движений рук, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

Условия реализации программы:

1. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов).

2. Внедрение в практику работы личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

3. Использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции ребёнка с отклонениями в развитии.

4. Творческое отношение к образовательному процессу.

Практическая значимость.

Данная программа помогает осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции ребёнка с диагнозом F 71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения).

Методы и приемы, используемые в обучении:
- совместные действия педагога и ребёнка;
- выполнение действий по подражанию и образцу;
- работа по шаблонам и трафарету;
- работа по словесной инструкции через применение игровых приемов.

          Отслеживание результатов обучения.

Безотметочная система обучения, исключающая практику дублирования классов (года обучения). Отслеживается динамика в развитии (продвижении) учебных умений и навыков в виде словесной характеристики, индивидуальной карты медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося, воспитанника. Итоги подводятся в конце каждой четверти.

Основные разделы программы  и примерное содержание. 

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых зву­ков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произно­шением.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изуче­ние новых: ш, л, н, ы.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствую­щими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, ы, н.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных  слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предваритель­ного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изуче­ние новых: к, п, и, з, в, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его на­хождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твер­дыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук)

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: п, т, к, в, з, и.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце пред­ложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после ана­лиза их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Устная речь.

            Организованное участие в общей беседе (умение слу­шать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснитель­ного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

Правильное употребление форм знакомых слов в разго­ворной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо— плохо, близко— далеко и др.).

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.

    Основные требования к знаниям и умениям обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

- различать звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу;

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

На реализацию индивидуальной образовательной программы по письму (первый год обучения) по учебному плану выделено 3 часа в неделю. Всего за учебный год 75 часов.

В связи с особенностями психофизического развития ребёнка и его индивидуальными возможностями материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Количество часов на изучение конкретных тем условно. В ходе выполнения индивидуальной образовательной программы может возникнуть необходимость корректировки её содержания.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

1.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

 

 

2.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1

 

 

3.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1

 

 

4.

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

 

 

5.

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1

 

 

6.

Буква «А». Знакомство со строчной и прописной буквой «а».

1

 

 

7.

Буква «У». Знакомство со строчной и прописной буквой «у».

1

 

 

8.

Слова «ау» и «уа». Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв.

1

 

 

9.

Буква «М». Упражнения в её написании.

1

 

 

10.

Слоги ам-ма, ум- му . Звукобуквенный анализ и письмо данных слогов.

1

 

 

11.

Буква «О». Знакомство со строчной и прописной буквой «о».

1

 

 

12.

Слоги ом-мо.  Звукобуквенный анализ слогов. Их написание.

1

 

 

13-14.

Упражнения в написании изученных слогов.

2

 

 

15.

Буква «X».  Упражнения в её написании.

1

 

 

16-17.

Письмо слогов и слов с буквой «х».

2

 

 

18.

Буква «С». Упражнения в её написании.

1

 

 

19.

Слоги и слова с буквой «С».

1

 

 

20-21.

Обратные слоги ас-ос-ус. Составление слогов и написание их.

 

2

 

 

22-23.

Повторение гласных звуков и букв. Письмо слов.

2

 

 

24.

Буква «Н».  Слоги прямые и обратные.

1

 

 

25.

Слова со звуком и буквой «Н».

1

 

 

26.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами.  

1

 

 

27.

Буква «ы». Слоги и слова с буквой «ы».

1

 

 

28-29.

Написание слогов, слов с буквой «ы».

2

 

 

30.

Буква «Л». Обратные и прямые слоги с буквой «л».

1

 

 

31.

Написание слов с буквой «Л».

1

 

 

32.

Предложения из слов  с буквой «л».

1

 

 

33.

Составление и письмо слов, состоящих из одного закрытого слога.

1

 

 

34-35.

Буква «В». Слоги с буквой «в». Написание слов.

2

 

 

36-39.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами.   

4

 

 

40.

Звук и буква «И». Слоги с буквой «и».

1

 

 

41.

Составление и письмо слов с буквой «и». Запись предложений.

1

 

 

42.

Буква «и» как отдельное слово. Письмо предложений   со словом «и».

1

 

 

43.

Буква «Ш». Слоги прямые и обратные.

1

 

 

44-45.

Слова со звуком и буквой «Ш».

2

 

 

46.

Написание слов после звукобуквенного анализа.

1

 

 

47.

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с буквами      «С-Ш». Упражнения в написании этих слов.

1

 

 

48-50.

Слог «ши».  Составление и написание слов со слогом «ши».

3

 

 

51-52.

Упражнения  в написании слов и предложений.

2

 

 

53.

Буква «П».  Слоги  с буквой «п».

1

 

 

54.

Слоги  и слова с буквой «п».

1

 

 

55.

Слова, состоящие из слогов с буквой «п».

1

 

 

56.

Написание слов и предложений.

1

 

 

57-58.

Упражнения на написание изученных букв, слогов.

2

 

 

59.

Буква «Т». Упражнения в её написании.

1

 

 

60.

Слоги и слова с буквой «т».

1

 

 

61-62.

Написание слов и предложений с буквой «т».

2

 

 

63-64.

Упражнения в написании букв, слогов, слов с изученными буквами.

2

 

 

65.

Буква «К». Слоги с буквой «к».

1

 

 

66.

Составление и запись  слов с буквой «к». 

1

 

 

67.

Запись предложений из слов с буквой «к».

1

 

 

68.

Буква «З». Слоги и слова с согласной буквой «з».

1

 

 

69.

Буква «З» в твёрдом и мягком вариантах.

1

 

 

70.

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с буквами       «С-З». Упражнения в написании этих слов.

1

 

 

71.

Написание предложений  из слов с буквой «з».

1

 

 

72-73.

Списывание слогов, слов, предложений с доски.

2

 

 

74-75.

Письмо слогов, слов под диктовку.

2

 

 

 

Список  литературы:

1.      Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999.

2.      Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995.

  1. Букварь,1 класс, под редакцией А. К. Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.: Просвещение, 2009.

4.      Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005.

5.      Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

6.      Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996.

7.      Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы, под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.
  2. Раскраска:  весёлые прописи.  Для дошкольного и младшего школьного возраста. –Издательство «Розовый слон», 2009.
  3. Соколова Е.И. Весёлые прописи для малышей.-  М.: ОАО «Молодая  гвардия», 2006.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

На сегодняшний день почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано и создается для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально.

Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать ребёнок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 611
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 849
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10700
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 2165
    • DOCX 38.1 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пицунова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пицунова Наталья Михайловна
    Пицунова Наталья Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9081
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 317 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 363 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек