ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Пояснительная записка
к программе «Индивидуальное обучение на дому»
Актуальность.
Ребенку, согласно
заключению ПМПК рекомендовано обучение по индивидуальной программе,
разработанной на базе основной общеобразовательной программы специальной
(коррекционной) школы VIII вида с учетом
особенностей психофизического развития и возможностей ребенка для детей со
сложной структурой дефекта.
Цель данной
программы: повышение желания учащегося учиться,
общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира.
Важнейшей предпосылкой
учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально
благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться.
Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда
обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального
развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями
уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все
достижения – состояние мышления, воображения, речи памяти, внимания, воли.
Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное
развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких
психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без
которых невозможно успешное обучение ребенка.
Задачи:
а) Обучающие:
- привитие интереса к
обучению;
- формирование знаний о
предметах окружающей действительности;
- развитие навыков и
умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации;
б) Развивающие:
- развитие мотивации к
познанию окружающего мира;
- расширение кругозора
для становления личности;
- повышение уровня общего
и речевого развития ребенка с нарушением интеллекта;
в) Воспитывающие:
- формирование
нравственных качеств;
г) Коррекционные:
- развитие мышления,
памяти, внимания, усидчивости.
Назначение программы.
Данная программа должна
помочь педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению,
воспитанию и коррекции обучающегося на дому.
Практическая значимость.
В программе
прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить
ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.
Условия реализации
Для успешного решения
поставленной задачи требуется:
а) информационно-методическое
сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов);
б) внедрение в практику
работы личностно-ориентированного подхода;
в) использование наиболее
эффективных форм работы по развитию и коррекции обучающего с отклонениями в
развитии;
г) творческое отношение к
образовательному процессу;
д)индивидуальный подход к
ребенку с нарушением интеллекта, никогда не обучавшемуся в коллективе детей.
Отслеживание результатов обучения:
Отслеживается динамика в
развитии (продвижении) учебных умений и навыков, выполнение заданий
индивидуальных маршрутов в виде словесной характеристики, карты
психолого-педагогического обследования.
Учебный год 2013/2014
Класс – 1
Фамилия Н
Отчество И
Имя Д
Дата рождения
Адрес: ул.
Данные родителей:
Ф. И. О. матери
Ф. И. О. отца
Учитель
Краткая характеристика развития.
Восприятие
Цвет:
знает основные цвета спектра.
Форма:
выделяет квадрат, треугольник, круг.
Величина:
понятия «большой», «маленький» сформированы, выделяет предметы по величине (на
иллюстративном и объемном материале).
Мышление.
Собирает разрезные картинки из 2-х частей –
с помощью.
Работоспособность.
Внимание неустойчивое, максимальная
концентрация 10 – 15 минут. Если задание нравится, довольно усидчив.
Речь.
Словарный запас:
пассивный словарь преобладает над активным; звукопроизношение не сформировано,
произносит отдельные звуки.
Связная речь:
речи нет.
Моторика рук.
Согласованность действий рук нарушена,
уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норме;
указательный жест не сформирован.
Игровая деятельность
не соответствует возрасту.
Содержание
программы.
Представленные
программы, составлены на основе:
Базисного учебного
плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (вариант II), приказ
Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п.
В данных
программах использованы:
Программы подготовительного и I-IV классов
коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред. И.М. Бгажноковой
.-М. «Просвещение», 2011 г.
Чтение и
русский язык
Пояснительная записка
Обучение грамоте
умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико – синтетическому методу.
Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом
специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых
детей
Обучение письму
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую
направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил
правописания.
Конечная цель
обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных
детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти
слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию,
читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные
вопросы.
Чтение.
Содержание
- привитие учащимуся навыков учебной
деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и
указания учителя;
- развитие органов артикуляционного
аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи и специальная
логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроках
учителем);
- развитие речевого слуха, различение
звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.)
уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
- называние слов по предъявленным предметным
картинкам;
- составление простых предложений из 2-3
слов;
- последовательное изучение звуков и
букв, усвоение основных слоговых структур.
- изучение звуков и букв: а, у, о, м, с,
х; правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также
различение их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком
положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв
слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
- образование и чтение прямых и обратных
слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су),
сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение
их.
- заучивание вслух чистоговорок по
изучаемым буквам и слогам, типа: Са- са- са - вот летит оса.
Основные
требования к умениям учащегося
Учащийся должен
уметь:
•
слушать
небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой
на картинку;
•
читать
буквы, открытые, закрытые слоги;
•
для
безречевых: показывать буквы, узнавать и складывать из разрезной азбуки
изученные слоговые структуры;
•
соотносить
прослушанный текст с иллюстрацией;
Для успешного
обучения детей с глубоким нарушением интеллекта грамоте необходимо обеспечить
каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным
материалом.
Предполагается
использовать следующие наглядные пособия:
•
касса
печатных букв для демонстрации;
•
разрезная
азбука;
•
касса
слогов;
•
таблица
слоговая;
•
фишки
для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;
•
полоски
длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения;
•
полоски
для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм;
•
индивидуальная
касса для хранения полосок и фишек;
•
набор
цветных карандашей;
•
предметные
картинки;
•
большие
карты с изображением животных, птиц (деформированные слова);
•
тетради
в клетку, линейку;
•
букварь;
•
короткие
палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;
•
сюжетные
картинки (для составления предложений).
Литература:
• В.В.
Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида Москва
«Просвещение» 2002 г.
• Якубовская
Э. В. Русский язык дидактический материал. Пособие для учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Русский
язык
Программа
составлена на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида (вариант II), приказ Министерства образования РФ от
10.04.2002 г. №29/2065-п.
В программе
использованы:
Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
первый,, второй класс, Москва «Просвещение» 2011 г., без изменений и
добавлений «Русский язык» авт. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.
Содержание
Специальная
подготовка к обучению письму: привитие навыков правильно сидеть за партой во
время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом.
Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по
трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных
предметов.
Письмо основных элементов прописных
букв.
Усвоение
рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс,
Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под
диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Основные требования к умениям ученика
Учащийся
должен уметь:
•
правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать
на парте тетрадь и пользоваться карандашом;
•
обводить по трафарету, шаблону, штриховать в
разных направлениях;
•
различать звуки на слух и в собственном
произношении, знать буквы;
•
писать элементы букв, изученные буквы.
Литература:
•
Программа для первого «Русский язык» авт. А.К. Аксенова, С.В.
Комарова, Э.В Якубовская. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида первый класс,
Москва «Просвещение» 2011 г.
•
В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2002 г.
.
Математика
Пояснительная
записка
У детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита
познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно
ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает
подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают
порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к
абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе
обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и
навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и
обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
На уроках
математики учащийся считает различные предметы, называет и записывает числа в
пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие,
работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, учащийся знакомится
с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учится распознавать
некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках
практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с
другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно- практической
деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.
Содержание.
Понятие о величине:
большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий – узкий,
толстый – тонкий, больше- меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше –
ниже, шире – уже.
Понятие о
количестве: много–мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.
Пространственные
представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за,
посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше- ниже, справа – слева,
впереди-позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределах
5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева
направо, соблюдая интервалы.
Понятие массы:
тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Образование чисел
в пределах 5. Счет в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание по единице.
Практические работы. Формирование вычислительных навыков. Написание цифр
1,2,3,4,5.
Знакомство со
счетами и работа со счетным материалом.
Сравнение чисел,
стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Нуль как
отсутствие остатка (умение узнавать и находить его).
Соответствие числа
и цифры.
Количественное
определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества.
Глобальное узнавание предметов в группе, выделение по определенным признакам
нескольких предметов из множества.
Временные понятия:
утро, день, вечер, ночь.
Геометрический
материал: треугольник. Обведение шаблона и штриховка.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения занятий по математике используются
предметные картинки, дидактический материал, счетный материал,
учебно-методические пособия.
Литература.
Программа для первого «Математика» М.Н.
Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида первый класс,
Москва «Просвещение» 2011 г.
Учебник
для специальных (коррекционных) школ VIII вида
«Математика» 1 класс А.А. Хилько СПб «Просвещение» 2006 г.
Устная речь
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0—4
классы) обусловлено несовершенством речевой практики учащихся с нарушением
интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет
включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
•
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
•
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
детей;
•
формировать выразительную сторону речи;
•
учить строить устные связные высказывания;
•
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов
с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из
них.
Подраздел «Аудирование» включён в программу классов. Его
содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать
обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень
сформированности которого определяет эффективность усвоения информации,
заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования
у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову,
правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены
также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это
важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь,
ориентируясь только на ее вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию
говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь диктора по
радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на
каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или
сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем
картинки из двух данных (мишка миска); выбор картинки по её описанию;
выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание
текста, читаемого учителем, рассказов, речи артистов в магнитофонной записи,
телепередачах и т. д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку
у школьника чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор
формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного
этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги,
слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении
интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в
использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные
средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении,
привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и. организация
высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной
речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых
ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их
играми, взаимоотношениями с окружающими.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство
речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной
их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки
уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также
отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в
программу введен подраздел «Культура общения. Его содержание предполагает
организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами
и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения
благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму
обращения к собеседнику.
Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной
речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с
отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для
поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу
«хорошо — очень хорошо — отлично». При этом принимается во внимание не конечный
результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем
самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
Основные требования к умениям учащегося
Учащийся должен уметь
×
1 – уровень
×
выполнять задания по словесной инструкции;
×
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
×
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
×
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
×
сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников.
×
2 уровень
×
выполнять по словесной инструкции учителя действия повторяющиеся
каждый день;
×
называть предметы и соотносить их с картинками;
×
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
×
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
×
сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников.
Литература
и средства обучения
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида первый класс, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011 г.
Учебник
для специальных (коррекционных) школ VIII вида
«Развитие речи» 1 класс. С.В. Комарова
Живой мир
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII
видя является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного
мышления на основе сведений о живой и неживой природе
Учебный план для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин
- «Живой мир», «Природоведение», «Естествознание», «География» «Человек и его
среда», призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и
единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной
школы (класса) не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных
явлениях к не- органическом и органическом мире.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и
воспитательные задачи:
× уточняет
имеющиеся у ребенка представления о живой и неживой природе, даёт
новые знания об основных её элементах;
× на
основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
× вырабатывает
умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
×
формирует знания о природе своего края;
×
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит бережному отношению к природе.
Программа
построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности
планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и
закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять новыми
сведениями. В программе определен базовый образовательный уровень знаний.
Первый уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению основных разделов
программы. Второй уровень предназначен для детей со сниженными
интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к
дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не
смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по
индивидуальной программе.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы,
наблюдения и составление на их основе описаний, объектов природы, или природных
явлений.
Учащийся должен усвоить следующие представления о живой природе
• о
мире живой и неживой природы;
• о
человеке, работе его органов чувств;
• о
погоде и ее явлениях;
• о
смене времён года.
Основные требования к умениям учащегося
1-й
уровень
-
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-
различать объекты живой и неживой природы;
-
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
-
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
-
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение:
2-й
уровень
-
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой
природы;
-
называть своё имя. фамилию, возраст, пол;
-
называть и показывать органы чувств человека.
Литература
Программа для первого класса «Живой мир» Н.Б. Матвеева
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида первый класс, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011 г.
Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII
вида «Живой мир» 1 класс Н.Б.Матвеева, МОСКВА «ВЛАДОС» 2011 г.
Интернет ресурсы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.