Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Созимский
Верхнекамского района Кировской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
Составитель: Симоненко В.Н.
учитель биологии
I квалификационной категории
п. Созимский
2011
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании
школьного зам.директора по УВР Директор
школы:______
методического
объединения «____» __________2011г /Е.И.Конькова/
ЕС естественно-математ.
наук «___»
__________2011г
«____» ___________2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования, Программы основного общего образования по
природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина
// Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров,
А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.//, полностью отражающей содержание
Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню
подготовки обучающихся.
Данный курс предназначен для изучения
основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является
пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного
образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным,
А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках
единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание
уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены
основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в
исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с
компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны,
учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в
курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как
дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.
Изучение биологии на ступени основного общего образования
начинается с курса природоведения и направлено на достижение следующих целей:
·
Освоение знаний
о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и
средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы.
·
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения над биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты.
·
Развитие познавательных процессов,
интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации.
·
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
культуры поведения в природе.
·
Использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе
и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной
среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции.
Изучение природоведения в данном курсе направлено на
достижение следующих целей:
1.
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой
природы; изменениях природной среды под воздействием человека.
2.
Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
3.
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе решения познавательных задач.
4.
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
5.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания
простейших видов первой медицинской помощи.
Курс «Природоведение» и РП построены с учетом введения в
практику новых педагогических технологий с опорой на личностно-ориентированный
подход в обучении.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Результаты обучения представлены в разделе РП «Требования к
уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и
полностью соответствуют стандарту.
В связи с особой важностью для этого
предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как
наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса
изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные
Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после
подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами
техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу
готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
РП ориентирована на использование учебника:
Природоведение. 5 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2008. –
174 с.
Данный учебник соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования по природоведению, рекомендован
МО и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Он входит в
учебно-методический комплект Н.И.Сонина. Современное оформление, разнообразные
вопросы и задания, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению
учебного материала.
Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику
Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003.
– 128 с.
Единый учебно-методический комплект с учебником составляет:
Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя/
Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с.
Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику
«Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.
Особое внимание уделяется познавательной активности
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим
при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
тестами с печатной основой:
Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику
А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.:
Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.
Пособие включает тестовые задания для контроля и оценки
подготовки по курсу природоведения. Тестовые задания представлены различными
формами: на выбор правильного ответа из четырех предложенных, с выбором
нескольких ответов, на установление соответствия позиций из двух перечней и
другими. Предлагаемые варианты заданий можно использовать целиком или
выборочно, как для поэтапного контроля каждого урока, так и для проверки знаний
по изучаемым темам курса.
Тематический контроль по природоведению. Поурочные
тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.
Данные тесты помогут учащимся при подготовке к урокам. С их
помощью можно самостоятельно оценить, насколько усвоен материал.
С успехом может использоваться учащимися и тетрадь для
оценки качества знаний по природоведению не только в процессе изучения
программы, но и при самообразовании, формируя способность самооценки.
Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению.
5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/
В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2007. – 93 с.
Тетрадь включает различные виды заданий, вопросы со
свободным ответом для проверки и оценки качества знаний о природе и обществе в
соответствии с темами курса «Природоведение».
Для развития у учащихся основных мыслительных операций,
развития творческих способностей можно использовать дополнительные тетради с
дидактическим материалом по курсу:
Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5
класс «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.
Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс
«Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.
Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику природоведения для
5 класса./ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.
Данные пособия содержат задания различного уровня сложности
по всем темам курса, дают достаточно объективную оценку знаний учащихся.
Способствуют развитию логического и творческого мышления учащихся.
Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5
класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/
Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.
Контрольные и проверочные работы включают различные
тестовые задания: на выбор правильного ответа, из четырех предложенных, с
выбором нескольких ответов, на установление соответствия позиции из двух
перечней; заполнение таблицы по материалу пройденной темы, задания с рисунками
и схемами, ребусы и кроссворды, диктанты, а также итоговые контрольные работы
по вариантам.
Реализация национально - регионального компонента (НРК)
Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем
осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура,
социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана
жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.
С целью достижения высоких результатов образования в
процессе реализации данной РП по курсу «Природоведение. 5 кл.» использованы:
·
Формы образования – урок изучения и первичного
закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок
контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии,
лабораторные и практические работы и т.д.
·
Технологии образования – индивидуальная работа,
работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы), развивающее,
опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
·
Методы мониторинга знаний и умений учащихся –
тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по
следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает),
ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно -
коммуникативной (применяет).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая
программа для 5-го класса предусматривает обучение по курсу «Природоведение» в
объеме 2 часа в неделю, итого рассчитана на 70 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(курс «Природоведение» 5 класс)
(70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3 часа + 1 час
К\р №1 (стартовая))
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия,
физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы
изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение, их взаимосвязь при
изучении объектов и явлений природы. Оборудование для научных исследований
(лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Творческие работы:
Науки о природе.
Методы изучения природы.
Практические работы:
Оборудование для научных исследований. Конструирование
моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдения и опытов.
Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (13 часов + К/р №2 « Планеты
Солнечной системы»)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров,
греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель
Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические
открытия 16-17 веков и их влияние на развитие астрономии. Система мира по
Н.Копернику.
Роль Д.Бруно и Г.Галилея в развитии о пропаганде учения
Н.Коперника.
Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам
звезда.
Творческие работы:
Как древние люди представляли себе Вселенную.
От Коперника до наших дней.
Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Практическая работа. Ориентирование по
звездам, определение сторон горизонта по полярной звезде, ориентирование на
местности определение сторон горизонта при помощи компаса и местных признаков.
Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 18 часов в т.ч К/р №3 «Суша планеты»,
К/р №4 «Гидросфера, её части»)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза –
научное предположение. Гипотезы возникновения Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс,
О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора.
Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы,
полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы.
Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире. И их использование человеком.
Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические
явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных
условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание
и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние
погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость
воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов.
Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение,
обеспечивающие возможность жизни на планете.
Творческие работы:
Что у Земли внутри?
Землетрясения.
Строение вулкана.
Суша.
Воздушная одежда Земли.
Вода на Земле.
Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ( 14 часов + К/р № 5
«Клеточное строение организмов. Разнообразие живого», К/р № 6 «Среды обитания
организмов. Растения и животные разных материков»).
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса
каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери
прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро
– главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и
животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания
организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с
отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный
тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи
воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Творческие работы:
Как развивалась жизнь на Земле.
Живые клетки.
Разнообразие живого.
Жизнь на разных материках.
Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах.
Практические работы:
Строение растительной клетки.
Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (17 часов в т.ч. К/р № 7
«Человек на Земле» + К/р № 8 «Итоговая за курс «Природоведение. 5 класс»)
Научные представления о происхождении человека. Древние
предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек
прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный
человек).
Страницы истории географических открытий. Географические
представления древнегреческих ученых. Открытие Америки., Австралии, Антарктиды.
Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического
разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от
всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь
здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания
человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного
происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Творческие работы:
Как человек появился на Земле.
Как человек открывал Землю.
Как человек изменил Землю.
Жизнь под угрозой.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Природоведение. 5 класс»
2011-2012 учебный год
№
п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Контрольные работы
|
Творческие и практические работы
|
Сроки (число)
|
1.
|
ВВЕДЕНИЕ.
ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ
|
4
|
1
|
3
|
|
2.
|
ВСЕЛЕННАЯ
|
14
|
2
|
5
|
|
3.
|
ЗЕМЛЯ
|
20
|
2
|
6
|
|
4.
|
ЖИЗНЬ НА
ЗЕМЛЕ
|
15
|
1
|
7
|
|
5.
|
ЧЕЛОВЕК НА
ЗЕМЛЕ
|
17
|
1
|
4
|
|
|
ИТОГО:
|
70
|
7
|
25
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
По завершению изучения курса
природоведения в 5 классе учащиеся должны знать/ понимать:
·
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их
простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
·
строение живой клетки (главные части);
·
царства живой природы (перечислять, приводить
примеры представителей);
·
среды обитания организмов, важные природные зоны
Земли (перечислять и кратко характеризовать);
·
природные сообщества морей и океанов (перечислять и
приводить примеры организмов);
·
изменения в природе, вызванные деятельностью
человека (на уровне представлений);
·
важнейшие экологические проблемы (перечислять и
кратко характеризовать);
·
основные характеристики погоды, факторы здорового
образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
·
узнавать наиболее распространенные растения и животных
своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия
растений и животных с использованием атласа – определителя;
·
приводить примеры физических явлений, явлений
превращения веществ, приспособление растений к различным способам распространения;
приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде
под воздействием человека;
·
указывать на модели положение Солнца и Земли в
Солнечной системе;
·
находить несколько созвездий Северного полушария
при помощи звездной карты;
·
описывать собственные наблюдения или опыты,
различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
·
сравнивать природные объекты по 3-4 признакам;
·
описывать по предложенному плану внешний вид
изученных тел и веществ;
·
использовать дополнительные источники информации
для выполнения учебной задачи;
·
находить значение указанных терминов в справочной
литературе;
·
кратко пересказывать доступный по объему текст
естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
·
использовать изученную естественнонаучную лексику в
самостоятельной подготовке устных сообщений (2-3 минуты);
·
пользоваться приборами для измерения изученных
физических величин;
·
следовать правилам безопасности при проведении
практических и лабораторных работ.
Использовать приобретенные знания,
умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:
·
определения сторон горизонта с помощью компаса,
Полярной звезды или местных признаков;
·
измерения роста, температуры и массы тела,
сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
·
определения наиболее распространенных в данной
местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам
экологического и безопасного поведения в природной среде;
·
составления простейших рекомендаций по содержанию и
уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
·
оказания первой помощи при капиллярных
кровотечениях, несложных травмах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Печатные издания:
1.
Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. –
46 с.
2. Природоведение. 5 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2006. –
174 с.
3. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для
учителя/ Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с.
4. Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к
учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.
5. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы
(по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград:
Учитель, 2003. – 128 с.
6. Тесты по природоведению: 5 класс: к
учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. –
М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.
7. Тематический контроль по природоведению.
Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.
8. Тетрадь для оценки качества знаний по
природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение.
5 класс»/ В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2007. – 93 с.
9. Дидактический материал к учебнику
А.А.Плешакова 5 класс «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.
10. Дидактический материал к учебнику
А.А.Плешакова 5 класс «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.
11. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику природоведения
для 5 класса./ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.
12. Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к
учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д.Парфилова.
– М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.
13. Дидактический материал
к учебнику Н.И.Сонина 5, 7 классы «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.
14.
Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина 5, 7 классы «Биологические карты». М.: Дрофа,
2001.
15.
Биология в таблицах и схемах. Ботаника, зоология, анатомия, общая биология. / авт. - сост.
А.И.Никишов, Р.А.Петросова. – М.: Илекса, 2002. – 104 с.
16.
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007. – 128 с. Сухова Т.С.
17.
Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс. Материалы
к урокам (стихи, викторины, кроссворды). – Волгоград: «Учитель», 2003.
18.
Красная книга Кировской области.
19.
Красная книга России.
20.
Подписка журнала «Биология в школе» за 5 лет.
21.
Подписка газеты «1 сентября. Биология» за 3 года.
22.
Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А.Жукова –
М.: АСТ: Астрель, 2008.
23.
Энциклопедия. Мир животных. Неизвестные и
удивительные факты /пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: ООО «Издательство
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
24.
Энциклопедия. Живой мир./пер. с англ. Г.И.Рожковой
– М,: «РОСМЭН», 1997.
25.
Энциклопедия. Жизнь животных. Т 1-7.
М.: Просвещение, 1985.
26.
Большая энциклопедия животных./под ред. Е.М.Акимовой
– М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.
27.
Энциклопедия. Вопрос и ответ. Живая природа,
организм человека. – М.: Омега, 2007.
Информационно – коммуникационные средства:
1.
CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация
жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
2.
CD Электронные уроки и тесты. Биология.
Жизнедеятельность животных. Просвещение – Медиа, 2005.
3.
CD Электронные уроки и тесты. Биология.
Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.
4.
CD Электронные уроки и тесты. Биология. Взаимное
влияние живых организмов. Просвещение – Медиа, 2005.
5.
CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация
жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
6.
CD Биология. Зоология беспозвоночных.
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение – Медиа, 2006.
7.
CD Основы общей биологии. 1С: Школа. ЗАО «1С»,
2007.
8.
CD Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8.
«Интерактивная линия», 2004.
9.
CD Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7.
«Интерактивная линия», 2004.
10.
CD Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение –Медиа, 2001.
11.
CD 1C Образовательная
коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.
12.
CD Биология. 1 С: Репетитор. «1 С», 2000.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.