АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОБАКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МАОУ ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. ВЕТЛУЖСКИЙ
Принята на педсовете Утверждено
протокол от ____№____ приказом от____ №____
Дополнительная образовательная программа
«Хоровой»
Возраст 7лет
Срок реализации 1 год
Автор: учитель музыки
Н.Е.Доброва,
учитель высшей категории
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Актуальность
Отличительные особенности программы
Нормативно-правовая база
Цели программы
Задачи программы
Организационно-методическая деятельность
Формы и методы
Требования к знаниям и умениям
Ожидаемые результаты
Режим занятий
Критерии оценки
Этапы реализации
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический план
2007-2008 учебный год
Приложение 1
Приложение 2
Литература
Пояснительная записка
Направленность: художественная.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
В хоровом кружке органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников первокласссников в хоровом кружке за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
- она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы являются еженедельные практические занятия, которые позволяют закрепить полученные знания и умения. Для ребят не существует никаких правил и упражнений , отвлеченных от живой музыки, требующих заучивания и многократных повторений. На занятиях кружка ребята учатся слышать музыку, рассуждать о ней, на простых музыкальных инструментах (трещотки, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты.). Творческие задания позволяют развить слуховую наблюдательность.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое исполнительство представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Дыхательные упражнения и правильное пение укрепляет здоровье органов дыхания и голосового аппарата, что не раз доказывалось специальными исследованиями.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу программы была положена нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации “Об образовании”
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (которая гласит: “Школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаться динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны”.)
Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
Устав муниципального образовательного учреждения.
Программы образовательной области «Искусство»
Цель программы
Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
развить музыкально-эстетический вкус;
развить музыкальные способности детей.
Программа рассчитана на 1 месяц и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
музыкально - теоретическая подготовка;
вокально - хоровая работа;
концертнo - исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы
Методы формирования сознания учащегося:
Показ
Объяснение
Инструктаж
Методы стимулирования познания и деятельности:
поощрение
контроль
самоконтроль
оценка
самооценка
одобрение словом
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
дыхательная гимнастика
артикуляционная гимнастика
распевание
прослушивание музыкального произведения
разбор текста песни
работа с труднопроизносимыми словами
разучивание музыкального произведения
работа над выразительностью исполнения
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Обеспечение программы
специализированный кабинет;
фортепиано;
музыкальные произведения в СД записи;
таблицы, плакаты с текстами песен (нотированные);
портреты композиторов;
детские музыкальные инструменты
бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.
Репертуар
Основу репертуарного плана в первом классе, как правило, составляют одноголосные разнохарактерные песни современных композиторов. Их на данный момент огромное множество. Для примера можно привести сборники следующих авторов:
М.Парцхаладзе «Звонче песню пой»,
Г.Струве «Пестрый колпачок»,
Г.Портнов «Смешные и добрые песни»,
А.Усачев «Мы играли в паровоз», «Колыбельная для дракоши»,
Ю.Корнаков «Крутится веселая пластинка»,
И.Конвеннан «Облака»,
Е.Шатрова «Не улетай»,
С. Плешак «Десять детских песен»,
Ж. Металлиди «Чудеса в решете».
По возможности в репертуар включаются произведения старинных композиторов и композиторов-классиков (И.С.Бах, Л.В.Бетховен, П.И.Чайковский) с целью расширения музыкального кругозора детей. Обязательно разучиваются несложные народные обработки («Как на тоненький ледок», «Дед Андрей», «Добрый мельник», «Козел и коза»). В 1-м классе также вводятся пьесы кантиленного характера, в которых педагог имеет возможность более тщательно работать над развитием певческого дыхания (И. С. Бах «За рекою старый дом», Ж. Металлиди «Спит луна», Г. Воронов «Летний вечер» и т. п.)
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Музыка |
Подраздел | |
Просмотров | 833 |
Номер материала | 43708 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: