УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________
Программа
«Формирование базовых ценностей материнства»
МБОУ «Скальнинская СОШ»
2013-2014 уч.год
Разработала
Социальный педагог
Игнатьева
Т.М.
Формирование базовых ценностей
материнства
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно !
Демографическое
будущее России по прогнозам специалистов далеко не безоблачно. По подсчетам ООН
к 2050 году в нашей стране будет проживать лишь 115 млн. человек, их коллеги из
Института социально-политических исследований РАН называют еще меньшие цифры –
83 млн. Неутешительные цифры, увы, не удивляют. Основной источник
прироста населения – семья, а сегодня она находится в плачевном состоянии. В
среднем по стране на 1000 браков приходится почти 800 разводов, более 30% детей
рождается в неполных семьях, такой же процент молодежи проживает в
сожительстве.
На
огромную территорию нашей страны приходится всего 5% многодетных семей. Две из
трех беременностей в России прерываются. По количеству абортов наша страна в 8
раз опережает Америку, в 10 раз Англию и Францию, в 20 раз Нидерланды. 18 ноября 1920 года постановлением
Наркомздрава и Наркомюста в нашем государстве впервые в мире (!) были
официально разрешены аборты, что привело к резкому снижению рождаемости. Так,
если во второй половине 20-х годов население России увеличивалось на 3 млн.
человека в год, то за весь период 1931-1936 года оно возросло приблизительно на
3,5 млн. человек. Стало очевидным, что с таким темпом прироста населения скоро
некому будет работать. В 1936 году запрещение на аборты было вновь введено. Но
с 1955 года запрет был снят. И до настоящего времени, несмотря на то, что
демографическую ситуацию в современной России специалисты характеризуют как
катастрофическую, аборты официально разрешены.
Чувство материнства не является врождённым. Учёные установили, что
оно развивается у женщины, как развивается мышление, воля, воображение. Его
можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых
другие ориентиры. Ещё в советской России, восхвалялись ценности передовой
работницы, стахановки, хотя и сохранялись отголоски прежнего, трепетного
отношения к материнству. В постсоветский период стало поощряться стремление к
самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Девочку с раннего
детства ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем – на выбор
профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось,
но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде. Поэтому
значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не
как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении,
как нечто, с чем со временем надо смириться. То есть происходит снижение
ценности материнства.
Также снижаются ценности отцовства. Ранее в христианской традиции и культуре
роль отца в семье была особая. Отец (а слово это не случайно одного корня с
отечеством и отчизной) – непререкаемый авторитет. Он является главой семьи.
Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и
защиту. В этой системе ценностей российские мальчики воспитывались с раннего
детства. Кроме того, современные психологические исследования свидетельствуют о
том, что растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными, а порой и
потребительскими установками в отношении своей второй половины. Конечно, так
ведут себя далеко не все отцы. Но современных российских мальчиков на
осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за
исключением отдельных случаев в конкретных семьях). Разрушение ценности отцовства
не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка – "семья без
отца, что дом без крыши". Это очень точное выражение в отношении
психологического самочувствия "безотцовщины при живом отце" и
"вдовы при живом муже".
Но почему же так происходит? Помимо разрушения
традиционных для нашей культуры ценностей семьи, включая ценность отцовства и
материнства, в качестве основных причин психологи выделяют следующие:
а)
увеличение количества неполных семей, когда мальчик не имеет возможности
"списывать" свой поведение со значимого взрослого одного с ним пола в
виду физического отсутствия такового и когда характер ребёнка мужского пола
формируется под влиянием матери и бабушки, чьи модели поведения и способы
реагирования он непроизвольно усваивает;
б)
преобладание женщин во всей системе воспитания и образования, включая
дошкольные, школьные и вузовские учреждения;
в) наличие
большого количества психологически рассогласованных, дисфункциональных семей, в
которых отец физически присутствует, но свои прямые обязанности в отношении
домочадцев полноценно не выполняет, что также усваивается, а затем
воспроизводится во взрослом возрасте в собственной семье. Причём, психологи
установили жёсткую закономерность – ребёнок, выросший в уважении к своему отцу
и матери, более жизнеспособен и оптимистичен. Он живёт в большей гармонии с
самим собой и с окружающими. Если же уважения к родителям было потеряно, то это
сказывается самым разрушительным образом и на его самоощущении и в будущем на
особенностях его собственной семьи.
г) сокращение
количества детей в семье.
Современные
российские семьи на 90% и более являются малодетными, причём 50% из них -
однодетные. Массовая однодетность семьи приводит к тому, что формирование
характера ребёнка проходит, как говорят учёные, через монополию наставничества
родителей. А это значит, что такой ребёнок не просто лишён детских игр со
сверстниками. Он развивается, не получая того многообразия переживаний, не
осваивая того богатейшего опыта общения, которое можно получить только в
повседневных взаимоотношениях с родными братьями и сёстрами. Когда любят друг
друга, но при этом ссорятся, когда хотят быть вместе, но ещё не умеют друг
другу уступать. Словом, когда сообща обучаются искусству семейного и
межличностного общения. Как отмечает доктор психологических наук В.В.
Абраменкова, ребёнок, лишённый в своем детстве опыта взаимодействия в группе
братьев и сестёр, вырастает эгоистичным, невротичным и, в сущности, очень
одиноким. При правильном воспитании дети из многодетных
семей обладают более мобильной психикой, они устойчивее к стрессам и лучше
адаптируются в любом коллективе. А ответственность и самостоятельность —
следствие бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух
детей.
Всё это приводит к разрушению ценностей семьи, обесценивание
материнства
и отцовства.
В связи с этим в МБОУ «Скальнинская СОШ» была
разработана программа
«Формирование базовых
ценностей материнства».
Данная
программа
была разработана
с целью:
формирования в общественном сознании отношения
к семье, материнству, отцовству и детству как к величайшим ценностям через
восстановление духовного и нравственного потенциала российской семьи.
Задачи
программы:
-
Повысить культуру семейных ценностей, включая семейные.
- Научить учащихся общаться с людьми и всегда
находить общий язык в коллективе, в группе близких друзей, и семейных
отношениях
- Формировать, развивать чувство материнства
Именно
укрепление семьи, повышение ее общественного престижа должны стать основой
реальной, последовательной и сплачивающей стратегией российского народа.
№
|
Мероприятия
|
Класс
|
Ответственные
|
Партнёры
|
ОКТЯБРЬ
|
1
|
Сочинение «Материнство-это…»
|
7-9
|
Учитель русского языка
|
|
2
|
Конкурс фотографий «Материнская любовь»
|
1-9
|
Классные руководители
|
|
|
НОЯБРЬ
|
|
|
|
3
|
Конкурс фотографий «Счастливое материнство»
|
1-9
|
Классные руководители
|
|
4
|
Конкурс рисунков « Это моя Мама»
|
1-7
|
Классные
руководители, учитель ИЗО
|
|
5
|
Конкурсная программа «Супер Мама»
|
1-9
|
Зам. по ВР
|
|
ДЕКАБРЬ
|
6
|
Беседа « Чем опасен СПИД будующим родителям»
|
7-9
|
Классный руководитель
|
|
7
|
Беседа «Социально значимые заболевания»
|
1-4
|
Классные руководители
|
|
ЯНВАРЬ
|
8
|
Беседы «Нравственная культура семьи»
|
1-8
|
Классные руководители, учитель обществознания
|
|
ФЕВРАЛЬ
|
9
|
Беседа «Семья»
|
1-6
|
Классные руководители, учитель обществознания
|
|
10
|
Беседа «Рост социального сиротства»
|
7-9
|
Классные руководители
|
|
МАРТ
|
11
|
Беседа «Семья. Многодетность не порок»
|
1-5
|
Классные руководители
|
|
12
|
Беседа «Демографическое будущее России»
|
6-9
|
Классные руководители
|
|
АПРЕЛЬ
|
13
|
Беседа «Ценности материнства и отцовства»
|
7-9
|
Классные руководители
|
|
14
|
Беседа «Правовые основы семьи и брака»
|
9
|
Классные руководители учитель обществознания
|
|
МАЙ
|
15
|
Просмотр фильма «Почему мужчины женятся на девственницах»
|
8-9
|
Соц.педагог
|
|
16
|
Беседа «Аборты и их последствия»
|
9
|
Классный руководитель
|
Врач гинеколог
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.