РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на
заседании МО
|
зам.
директора по УВР
|
директор
школы
|
Протокол
№___
|
______
|
______
|
от
______2014г
|
от
_________ 2014 г
|
от
___________ 2014 г
|
Программа
факультативного курса
по
русскому языку для 7 класса
«
Секреты орфографии »
Составила: Даянова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2014
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в
неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить
пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского
языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для
5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить
пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию
контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое
внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию
орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и
систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой
учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников,
приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема
данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего
(полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004
г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,
Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.,
Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование
орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи
учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить
с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
-
расширить и углубить полученные ранее знания;
-
систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать
учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия
русским языком;
-
совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и
коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание
индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга
вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом,
направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные учебной программой,
представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает
все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном
соответствует темам, изучаемым на уроках. В первую очередь расширяется и
наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Учащиеся
начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это
позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно
находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные
представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного
представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней
как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и
словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове является работа над
лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей
новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на
уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
-
лекция;
-
беседа;
-
объяснение учителя;
-
создание проблемной ситуации;
-
анализ текстов различных стилей и типов;
-
работа с тестами;
-
различные виды грамматического разбора;
-
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
-
создание таблиц, схем, алгоритмов;
-
обсуждение, диалог;
-
работа по карточкам;
-
написание и редактирование орфографических диктантов;
-
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ:
игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
-
находить в словах изученные орфограммы,
-
обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
-
находить и исправлять орфографические ошибки;
-
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание
тем учебного курса:
-Правописание
безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
-Правописание
корней с чередующимися гласными.
-Правописание
согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
-Правописание ъ и
ь.
-Правописание
приставок.
-Удвоенные
согласные.
-Орфограммы в
окончаниях слов.
-Орфограммы в
суффиксах.
Литература
- Ахременкова
Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:
6,7 класс. - М., 2003.
- Воробьева
К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
3.
СПб,
2000.
- Греков
В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней
школы. - М., 1987.
- 4.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. –
Л., 1990.
- Львова
С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса
для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Михайлова
С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
- Морозова
Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб,
2004.
9.
Панов
М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8
классов. – М., 1984.
10.
Разумовская
М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь
Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и
поступающих в вузы. – М., 2001.
12.
Сухотинская
А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев
Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
14.
Ткаченко
Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский
Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
16.
Федорова
М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. –
СПб, 2003.
17.
Хазанова
А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта
работы. – М., 1982.
18.
Шанский
Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя.
– М., 1971.
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Тема
|
Дата
проведения
|
Содержание
занятия
|
1.
|
Возникновение
письменности.
|
5.09
|
Как
возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что
обозначается в русском языке буквами.
|
2.
|
Орфография
как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
|
12.09
|
Орфография
- раздел науки о языке. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Основные принципы
русской орфографии.
|
3.
|
Тайна
фонемы.
|
19.09
|
Смыслоразличительная
роль звуков.
Образование
звуков, определение сильной и слабой позиций в слове.
|
4.
|
Ударение
под гласной может сделать букву ясной.
|
26.09
|
Правописание
безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся.
Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых,
двойных.
Правописание
букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в
корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных
частей речи. Буквы О и Е.
|
5
|
Коварные
словарные слова.
|
3.10
|
Словарная
работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным
словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в
тексте.
Исправление
речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).
|
6
|
Орфографический
словарь – наш главный помощник.
|
10.10
|
Работа
со словарем.
|
7
|
Проверь
себя. Тест №1.
|
17.10
|
Работа с
тестом
|
8
|
Опасные
согласные.
|
24.10
|
Парные и
непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при
письме.
|
9
|
Звонкие
и глухие согласные
|
31.10
|
Различение
звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
|
10
11
|
Разделительный Ъ
Разделительный
Ь
|
14.10
21.10
|
Ь после
шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после
шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление
буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
|
12
13
|
Слитно,
раздельно, через дефис
|
28.10
11.11
|
Правописание
ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и
сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и
наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов.
Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
|
14
15
|
Не с
разными частями речи
|
18.11
25.11
|
Правописание
НЕ с разными частями речи.
Слитное
написание приставки НЕДО - со словами.
|
16
17
|
Н и НН в
суффиксах прилагательных,
причастий
Н в
кратких причастиях
|
2.12
9.12
|
Одна и
две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных
прилагательных.
Одна
буква Н в кратких причастиях.
Одна и
две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).
|
18
|
Способы
образования сложных слов.
|
16.12
|
Способы
образования сложных слов.
|
19
|
Решение
орфографических задач.
|
23.12
|
Работа
по карточкам
|
20
|
Проверь
себя. Тест №2.
|
30.12
|
Работа с
тестом
|
21
|
История
образования и написания числительных
|
13.01
|
Беседа.
Выполнение упражнений
|
22
|
Правописание
местоимений
|
20.01
|
Сравнение
существительного и местоимения. Работа с текстом
|
23
|
Орфографические
головоломки.
|
27.01
|
Работа
по карточкам
|
24
|
Классификация
приставок
|
3.02
|
Классификация
приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным
написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием,
зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И
после приставок. Буквы З и С на конце приставок.
|
25
|
Приставки
ПРЕ - и ПРИ-
|
10.02
|
Приставки
ПРЕ- и ПРИ-.
|
26
27
|
Правописание
корней с чередующимися гласными
|
17.02
24.02
|
Классификация
и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-,
-зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых
согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов
(-ровн-,
-плов -,
-мок-).
|
28
|
Проверь
себя. Тест №3.
|
3.03
|
Работа с
тестом
|
29
|
Правописание
личных окончаний глагола
|
10.03
|
Правописание
гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных,
прилагательных, глаголов.
|
30
|
Правописание
падежных окончаний существительных
|
17.03
|
Правописание
букв И и Е в падежных окончаниях существительных.
|
31
|
Правописание
суффиксов самостоятельных частей речи.
|
24.03
|
Правописание
суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
|
32
|
Комплексный
анализ текста
|
7.04
|
Работа с
текстом.
|
33
34
|
Значение
орфографии в русском языке
|
14.04
21.04
|
Обобщение
принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии
с требованиями ГИА.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.