МБОУ «Пирово-Городищенская основная общеобразовательная
школа»
Программа факультативного курса
«Наш край»
Пояснительная записка
Программа факультатива «Наш край» составлена
для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию
младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной
деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического
курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение
путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты:
исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на
школьников 2-3 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством
знакомства с историей, культурой, природой, народным творчеством родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания
школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории и
культуре Владимирской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с
многонациональным составом населения Владимирской области, культурой, природой,
историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность
и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические,
практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта,
честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. 6
Методической основой программы, является
самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и
театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников,
конкурсов, наблюдений.
Все задания имеют практическую направленность и
требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне
школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Методы работы:
· словесные методы: рассказ,
беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний
детей, являются источником новой информации.
· наглядные методы:
демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.
Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· практические методы:
изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и
умение детей.
Учитывая возрастные и психологические
особенности детей, специфику курса «Наш край» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические
работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина. Такие формы работы
позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа,
его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по
краеведению является
динамичность ее форм. Принципиальное изменение
форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по
возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,
пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как
можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и
праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного
пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье
сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо–
туристические технологии, проектные технологии.
Программа
«Наш край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
· Выполнение домашних
творческих заданий.
· Работа с литературой
(реферат).
· Участие в конкурсах.
· Стендовая защита.
· Защита доклада.
· Коллективные игры.
· Викторины.
· Индивидуальные тестирования
детей.
· Отчеты по экскурсиям.
· Отчеты по практическим
работам.
· Анализ творческих работ детей
(рисунков, стихов, рассказов).
Занятия по факультативу проходят 1
раз в неделю, т.е. 34 часа в год.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п
|
Тематика занятий
|
Количество часов
|
Славяне, Русь, Владимирская земля
|
1
|
Знакомство с предметом, учебником
|
1
|
2
|
Славяне
|
1
|
3
|
Народные верования.
Языческие обряды и праздники
|
1
|
4
|
Крещение Руси. Сказ
о Владимире Красное Солнышко
|
1
|
5
|
Владимир Мономах и
Владимир Красное Солнышко- основатели древнего города Владимира
|
1
|
6
|
Золотые ворота
|
1
|
7
|
Грозные дни
монголо- татарской осады
|
1
|
8
|
Обобщение по
разделу «Славяне, Русь, Владимирская земля»
|
1
|
Герои земли владимирской, их нравственный подвиг
|
9
|
Русь былинная
|
1
|
10
|
Илья Муромец-
богатырь земли русской
|
1
|
11
|
Сказание о Петре и
Февронии
|
1
|
12
|
Андрей Боголюбский
|
1
|
13
|
Александр Невский
|
1
|
14
|
Обобщение по
разделу «Герои земли владимирской, их нравственный подвиг»
|
1
|
Праздники христианской Руси
|
15
|
Круг светлых дней
|
1
|
16
|
Церковный календарь
|
1
|
17
|
Земледельческий
календарь
|
1
|
18
|
Рождество
|
1
|
19
|
Масленица
|
1
|
20
|
Пасха
|
1
|
21
|
Троица
|
1
|
22
|
Обобщение по
разделу «Праздники христианской
Руси»
|
1
|
Крестьянское жилище и утварь
|
23
|
Русская изба
|
1
|
24
|
Внутреннее
убранство русской избы
|
1
|
25
|
Крестьянская утварь
|
1
|
26
|
Крестьянский двор
|
1
|
27
|
Русская кухня
|
1
|
28
|
Обобщение по
разделу «Крестьянское жилище и утварь»
|
1
|
Крестьянская одежда
|
29
|
Как одевались на
Руси
|
1
|
30
|
Женский костюм на
Руси
|
1
|
31
|
Русский народный
костюм
|
2
|
32
|
Обобщение по
разделу «Крестьянская одежда»
|
1
|
33
|
Итоговое занятие
|
1
|
Тематическое планирование 3 класс
№п/п
|
Тема
|
Кол- во часов
|
Природа Владимирского края
|
1
|
Природные
памятники. Заказники Владимирской области
|
1
|
2
|
Лекарственные
растения
|
1
|
3
|
Растения Владимирского края, занесенные в Красную
книгу
|
1
|
4
|
Животный мир
|
1
|
5
|
Животные
Владимирского края, занесенные в Красную книгу
|
1
|
6
|
Природа нашего края
в стихах и рассказах
|
1
|
7
|
Природа нашего края
в произведениях художников Владимирского края
|
1
|
8
|
Обобщение по
разделу
|
1
|
Певческая и музыкальная культура Владимирского края
|
9
|
Колыбельные,
пестушки, прибаутки
|
1
|
10
|
Колокольный звон
России
|
1
|
11
|
Музыканты и
композиторы Владимирского края
|
1
|
12
|
Обобщение по
разделу
|
1
|
Каменная летопись Владимирского края. Наши святыни
|
13
|
Успенский собор
|
1
|
14
|
Владимирская
Богоматерь. Андрей Рублев
|
1
|
15
|
Дмитриевский собор
|
1
|
16
|
Церковь Покрова на
Нерли
|
1
|
17
|
Город будущего
|
1
|
18
|
Обобщение по
разделу
|
1
|
Декоративно- прикладное искусство малой родины
|
19
|
Путешествие за
красотой
|
1
|
20
|
Деревянное
зодчество
|
1
|
21
|
Полотняная сказка
|
1
|
22
|
Мстерские мастера
|
1
|
23
|
Стеклянных дел
мастера
|
1
|
24
|
Игрушка- небалушка
|
1
|
25
|
Владимирские рожки
|
1
|
|
Азбука и первые книги на Руси
|
|
26
|
Как люди научились
писать
|
1
|
27
|
Первые книги
древней Руси
|
1
|
28
|
Обобщение по
разделу
|
1
|
Творчество писателей и поэтов Владимирского края
|
29
|
Творчество С.К.Никитина
|
1
|
30
|
Творчество Т.А.
Андреевой, А.И.Шлыгина
|
1
|
31
|
Творчество С.В.Ларина
|
1
|
32
|
Творчество Б.А.Костина
|
1
|
33
|
Творчество Н.Н.Богословского
|
1
|
34
|
Обобщение по
разделу
|
1
|
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива «Наш
край»
учащиеся должны знать:
·
Историю своей семьи;
·
Общее представление о предмете и многообразии
знаний о родном крае.
·
Общее представление о «следах времени», об изменениях
облика
города. Выполнение инструкции «движение по
городу». Развитие
воображения;
·
Практические навыки исследовательской работы. Развитие
наблюдательности, способности к анализу.
Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт)
учащиеся должны уметь:
· участвовать с беседами с информантами;
· посещать музеи и другие культурные учреждения;
· участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.