Российская
Федерация
Департамент
образования администрации г. Томска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ
(СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
г. Томска
«Утверждаю» «Рассмотрено»
«Принято»
Директор ВСОШ №4 на
заседании МО на педсовете
___________Никонов
И.А. _______________ _______________
«___»_______2013
г. «___»_______2013 г. «___»_______2013
г.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ
КУРС:
«ИСТОРИЯ
МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Класс: 9а, 9б
Учитель: Щетинин
Р.Б.
Количество часов: 1
полугодие – 17 часа
2
полугодие – 19 часов
Всего
– 36 часов
Томск
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Актуальность программы
Главнейшая цель школы –
подготовка каждого ученика к жизни в обществе,
к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда её
реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Программа
факультатива основывается на историко-культурологических и философских аспектах
развития мировой культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные
вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Факультативные
занятия должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять
общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их
эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой
для себя и окружающих людей.
Факультативные
занятия призваны обеспечить приобщение учеников к лучшим образцам мировой
культуры в процессе их исторического развития от античности до наших дней,
привести к философскому осмыслению существующих в обществе культурных и
морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле.
Анализ
реальности, представленной в лучших образцах мировой культуры, способствует
формированию аналитического склада мышления, что немаловажно для социализации
ученика.
Занятия
рассчитаны на осуждённых, учащихся в 6 – 12 классах.
Цели и задачи
Курс «История мировой
культуры» составлен в рамках работы муниципальной инновационной площадки по
теме «Специфика содержания учебного процесса по литературе, русскому и
английскому языкам в вечерней школе пенитенциарной системы».
Целью инновационной площадки
является повышение активизации познавательной деятельности, общей грамотности,
компетенции и культуры речи обучающихся вечерней школы пенитенциарной системы,
которые бы отвечали требованиям Федеральной целевой программы развития
образования на 2011–2015 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» путём совершенствование содержания образовательного процесса.
Цель факультативного
курса – способствовать духовному становлению личности, формированию
нравственных позиций и эстетического вкуса.
Отсюда вытекают следующие
задачи курса:
- расширить кругозор
обучающихся путем приобщения к лучшим образцам мировой культуры;
- дать представление о
гуманистических идеалах и ценностях, вырабатывавшихся на протяжении многих лет
в обществе;
- развить эмоциональное и
аналитическое восприятие различных произведений искусства, творческое
воображение и общую культуру поведения учащихся;
- привить учащимся базовые
умения, связанные с воссоздающим воображением и творческой деятельностью;
- привести к пониманию роли
искусства в жизни человека, убедить в том, что оно непосредственно связано с
современностью и содержит ответы на многие жизненно важные вопросы;
- способствовать приобщению к
общечеловеческой системе культурных ценностей, формированию устойчивой
морально-нравственной личности и отказу от криминальной субкультуры.
Курс
ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного
мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его
закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем
художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов
Земли.
Основные навыки и умения:
Ориентация в различных видах
искусства, умение оперировать специфическими понятиями, анализировать и
синтезировать различные культурологические категории, выработка определенного
отношения к мировому искусству и через него способностей правильной ориентации
в жизни и в дальнейшей практической деятельности.
На занятиях рекомендуется
использование фрагментов учебных и художественных фильмов, музыки, репродукций
шедевров мировой живописи, скульптуры и архитектуры.
Содержание программы
рассчитано на 36 часов с учетом 1 часа в неделю.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Всего уроков – 36 часов.
Из них – I
полугодие – 17 часов;
- II
полугодие – 19 часов.
Вводный урок (1 час)
Общее понятие культуры.
Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная
культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного
наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной
культуры. Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие
идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.
Динамика культуры,
историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее
развития. Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.
Виды и жанры искусства.
Проблема синтеза искусств в разные эпохи. Понятие художественного образа.
Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные
научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
Культура Древнего
Египта (1 час)
Открытие древнеегипетской
цивилизации учеными ХIХ в. Загадка иероглифов. Зооморфные божества – покровители древних
египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в
искусстве. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные
основы и символика.
Античное искусство – колыбель
мировой культуры (1 час)
Основные представления об
античной цивилизации. Специфика древнегреческой и древнеримской культуры. Мировоззрение
и мировосприятие человека в античный период развития культуры.
Античная мифология (3
часа)
Понятие об античной мифологии.
Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Развитие цивилизации на острове
Крит. Лабиринт. Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Нравственная
составляющая в поступках античных героев. Троянский цикл мифов.
Культура Древней Греции
(4 часа)
Эпопеи Гомера. Образы Гомера в
истории европейской художественной культуры. Героический эпос «Илиада», идеал
героизма в поэме. Археологические раскопки Г. Шлимана. «Одиссея» –
сказочно-бытовой эпос античности. Странствия Одиссея – фантазия и мечты о
неизведанном.
Античная трагедия. Дионис и
греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона»
Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре.
Античная комедия. Древняя
аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.
Культура Древнего Рима
(3 часа)
Особенности и историческое
значение римской культуры. Преемственность и новаторство римской античности.
Проблема человека в древнеримской культуре. Рим: история возникновения города и
его возвышение. Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций). Архетипы
античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
Художественная культура
стран Востока (3 часа)
Культура и искусство Индии. Цивилизации
долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны»
– идеал древних и современных индийцев. «Правда-добро-красота» – магическая
формула индийской культуры.
Художественная культура Китая.
Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания,
погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. «Книга перемен» как древнейший
памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии
в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись. Конфуцианские ценности в
традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное
искусство Китая с древности до наших дней.
Художественная культура
Японии. Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной
системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство.
Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
Культура Средневековья
(11 часов)
Объединяющая роль христианской
церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры
образования и культуры. Роль христианского религиозного сознания в создании
картины мира средневекового человека.
Художественные представления в
ранний период европейской культуры. Мифология и эпические поэмы Северной Европы
(«Песнь о Нибелунгах», «Эдда младшая», «Эдда старшая», «Беовульф»).
Преемственность в развитии
античной и средневековой культуры. Христианство. Новое понимание смысла жизни и
становление новой художественной картины мира. Библия и художественная
культура. Роль монастырей в развитии профессионального искусства.
Религиозное и светское
искусство Средневековья. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской
жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и
дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение
идеалов рыцарства («Песнь о Роланде», легенды о короле Артуре).
Куртуазная любовь и ее
отражение в поэзии и литературе.
Художественная культура
эпохи Возрождения (6 часов)
Основные черты художественной
культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех
вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация
возрожденческой культуры: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс.
Особенности гуманизма эпохи Возрождения.
Возрождение в Италии. Развитие
ренессансного искусства в городах Италии. Новое понимание пространства в
городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного
метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (Сандро Боттичелли).
Становление принципов гуманизма в философии и литературе (Пико Делла
Мирандола). Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи: «Тайная
вечеря», «Мадонна в гроте», «Монна Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо:
наброски, рисунки, проекты. Идеал красоты в живописи Рафаэля – «Cикстинская мадонна».
Фрески Рафаэля в Ватикане. «Афинская школа» как воплощение ренессансных представлений
об античности. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт.
Особенности его стиля. «Давид» – воплощение героического дарования мастера.
Капелла Медичи (Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы.
Внутренний смысл «Cотворения Адама». Завершение строительства Собора Святого
Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры
Возрождения в работах Микеланджело. Развитие региональных школ и стилей.
Своеобразие Возрождения в Венеции и его связь с последующим развитием
европейской живописи. Романтическая живописность венецианской архитектуры.
Венецианская школа живописи (Тициан).
Северное Возрождение. Основные
черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии
(Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная
живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит
Питера Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой
религиозной живописи. Изменение статуса художника в обществе. Влияние
протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг и появление первых
печатных книг – революция в культуре Европы. «Похвала глупости» Эразма
Роттердамского – великий памятник немецкого гуманизма.
Особенности художественной
культуры Возрождения в Англии. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии.
Предшественники Уильяма Шекспира (К. Мерло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в
мировой художественной культуре. Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия
– трагедии Шекспира.
Возрождение во Франции.
Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.
Барокко (1 час)
Многоохватность видения мира в
искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций.
Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость
художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение
пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и
площадь Св. Петра в Риме, скульптура Лоренцо Бернини). «Музыкальность»
архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции.
Барокко в северных странах
Европы. Питер Рубенс, ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в
мировой художественной культуре.
Монументально-героическое
музыкальное искусство Георга Фридриха Генделя. Оратории и оперы в его
творчестве. Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна
Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия И.
Баха в развитии музыкальной культуры.
Культура эпохи
Классицизма и Просвещения (1 час)
Абсолютизм и развитие
нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над
личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для
изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению
возвышенных и героических идеалов. Франция – родина классицизма. Эстетическая
программа классицизма в творчестве Никола Буало. Теория жанров. Классицистская
трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.
Классицизм в архитектуре.
Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
Просвещение. Значение
творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание
отношения «человек и природа». Вольтер и Руссо. Проблема воспитания новых
поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм. Становление романа (Даниэль
Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг). Творчество Вольфганга Гёте и Фридриха
Шиллера (Веймарская школа в литературе).
Романтизм в различных
видах художественного творчества (1 час)
Противопоставление мира
прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы
одиночества, скитальчества, поэтизация далекого прошлого, народного быта,
природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая
детализация. Ярчайшие представители романтизма – Д. Байрон, П.Б. Шелли, Г.
Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд (литература); Э. Делакруа, У. Блейк,
У. Тернер (живопись); Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Ф.
Лист, Э. Григ, Д. Верди (музыка).
Первостепенная роль музыки в
системе искусств романтизма. Развитие идей «музыкальности» в других видах
искусства. Теория синтеза искусств. Взаимодействие музыки и литературы.
Программность музыкального искусства. Развитие романтических средств
музыкальной выразительности: новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме.
Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная
баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
Воздействие романтизма на
последующие течения в искусстве – импрессионизм, экспрессионизм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
9а, 9б
|
|
I
полугодие
|
1.
|
08.09
|
Вводный
урок.
|
2.
|
15.09
|
Культура
Древнего Египта.
|
3.
|
22.09
|
Античное
искусство – колыбель мировой культуры
|
4.
|
29.09
|
Понятие об
античной мифологии. Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Комментированный
просмотр мультфильма «Прометей».
|
5.
|
06.10
|
Герои
Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Комментированный просмотр
мультфильмов «Аргонавты» и «Тесей».
|
6.
|
13.10
|
Троянский
цикл мифов.
|
7.
|
20.10
|
Героический
эпос «Илиада». Археологические раскопки Г. Шлимана.
|
8.
|
27.10
|
«Одиссея» –
сказочно-бытовой эпос античности.
|
9.
|
3.11
|
Античная
трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.
|
10.
|
10.11
|
Древняя
аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.
|
11.
|
17.11
|
Особенности
и историческое значение римской культуры.
|
12.
|
24.11
|
Рим:
история возникновения города и его возвышение.
|
13.
|
01.12
|
Римская
литература (Цицерон, Вергилий, Гораций).
|
14.
|
08.12
|
Культура и
искусство Индии.
|
15.
|
15.12
|
Художественная
культура Китая.
|
16.
|
22.12
|
Художественная
культура Японии.
|
17.
|
29.12
|
Раннеевропейская художественная
культура.
|
II полугодие
|
1.
|
12.01
|
Мифология и
эпические поэмы Северной Европы.
|
2.
|
19.01
|
«Песнь о
Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный
просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».
|
3.
|
26.01
|
«Песнь о
Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный
просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».
|
4.
|
2.02
|
Эдда как
основное произведение германо-скандинавской мифологии. Старшая Эдда.
|
5.
|
9.02
|
Младшая
Эдда.
|
6.
|
16.02
|
«Беовульф» –
англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр одноимённого
фильма режиссёра Роберта Земекиса.
|
7.
|
1.03
|
«Беовульф» –
англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр одноимённого
фильма режиссёра Роберта Земекиса.
|
8.
|
15.03
|
Героический
эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде»).
|
9.
|
22.03
|
Британские
легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур»
режиссёра Джона Бурмена.
|
10.
|
5.04
|
Британские
легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур»
режиссёра Джона Бурмена.
|
11.
|
12.04
|
Художественная
культура эпохи Возрождения.
|
12.
|
19.04
|
Возрождение
в Италии. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан
Вечелио.
|
13.
|
26.04
|
Микеланджело
Буонарроти как один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Комментированный
просмотр фильма «Агония и экстаз» режиссёра Кэрола Рида.
|
14.
|
3.05
|
Северное
Возрождение в Германии. Творчество братьев Ван Эйк, Иеронима Босха и Питера
Брейгеля старшего.
|
15.
|
10.05
|
Особенности
художественной культуры Возрождения в Англии. Роль У. Шекспира в мировой
художественной культуре. Комментированный просмотр фильма «Гамлет» режиссёра
Григория Козинцева.
|
16.
|
17.05
|
Возрождение
во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.
|
17.
|
24.05
|
Барокко в
северных странах Европы. Творчество Питера Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта.
|
18.
|
31.05
|
Культура
эпохи Классицизма и Просвещения.
|
19.
|
|
Романтизм в
различных видах художественного творчества.
|
ЛИТЕРАТУРА
1.
Античность и Византия. – М., 1975.
2.
Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994.
3.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
4.
Взаимодействие культур Востока и Запада. – М., 1990.
5.
Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. – СПб., 1997.
6.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
7.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М., 1996.
8.
Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания
японской эстетики. Дзенбуддизм, даосизм, конфуцианство. – М., 1979.
9.
Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. – М., 1974.
10.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.
11.
Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культурная практика. – М.,
1977.
12.
Древние цивилизации. – М., 1989.
13.
Дюби Ж. Европа в Средние века. – М., 1995.
14.
Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. – М., 1993.
15.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.
16.
Культура Древнего Египта. – М., 1976.
17.
Культура Древней Индии. – М., 1973.
18.
Культура Древнего Рима. – М., 1985. – Т. 1-2.
19.
Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1982.
20.
Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986.
21.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. – М., 1980; Т. 2. – М.,
1982.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.