Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма факультативного курса "История мировой культуры"

Программа факультативного курса "История мировой культуры"

Скачать материал

Российская Федерация

Департамент образования администрации г. Томска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. Томска

 

 

«Утверждаю»                                   «Рассмотрено»                                 «Принято»

Директор ВСОШ №4                        на заседании МО                             на педсовете

___________Никонов И.А.              _______________                             _______________

«___»_______2013 г.                        «___»_______2013 г.                       «___»_______2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС:

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 9а, 9б

Учитель: Щетинин Р.Б.

Количество часов:    1 полугодие – 17 часа

                                    2 полугодие – 19 часов

                                    Всего – 36 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

 

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Программа факультатива основывается на историко-культурологических и философских аспектах развития мировой культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Факультативные занятия должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой для себя и окружающих людей.

Факультативные занятия призваны обеспечить приобщение учеников к лучшим образцам мировой культуры в процессе их исторического развития от античности до наших дней, привести к философскому осмыслению существующих в обществе культурных и морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле.

Анализ реальности, представленной в лучших образцах мировой культуры, способствует формированию аналитического склада мышления, что немаловажно для социализации ученика.

Занятия рассчитаны на осуждённых, учащихся в 6 – 12 классах.

 

Цели и задачи

 

Курс «История мировой культуры» составлен в рамках работы муниципальной инновационной площадки по теме «Специфика содержания учебного процесса по литературе, русскому и английскому языкам в вечерней школе пенитенциарной системы».

Целью инновационной площадки является повышение активизации познавательной деятельности, общей грамотности, компетенции и культуры речи обучающихся вечерней школы пенитенциарной системы, которые бы отвечали требованиям Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» путём совершенствование содержания образовательного процесса.

Цель факультативного курса – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса.

Отсюда вытекают следующие задачи курса:

- расширить кругозор обучающихся путем приобщения к лучшим образцам мировой культуры;

- дать представление о гуманистических идеалах и ценностях, вырабатывавшихся на протяжении многих лет в обществе;

- развить эмоциональное и аналитическое восприятие различных произведений искусства, творческое воображение и общую культуру поведения учащихся;

- привить учащимся базовые умения, связанные с воссоздающим воображением и творческой деятельностью;

- привести к пониманию роли искусства в жизни человека, убедить в том, что оно непосредственно связано с современностью и содержит ответы на многие жизненно важные вопросы;

- способствовать приобщению к общечеловеческой системе культурных ценностей, формированию устойчивой морально-нравственной личности и отказу от криминальной субкультуры.

Курс ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.   


 

Основные навыки и умения:

 

Ориентация в различных видах искусства, умение оперировать специфическими понятиями, анализировать и синтезировать различные культурологические категории, выработка определенного отношения к мировому искусству и через него способностей правильной ориентации в жизни и в дальнейшей практической деятельности.

На занятиях рекомендуется использование фрагментов учебных и художественных фильмов, музыки, репродукций шедевров мировой живописи, скульптуры и архитектуры.

Содержание программы рассчитано на 36 часов с учетом 1 часа в неделю.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Всего уроков – 36 часов.

Из них – I полугодие – 17 часов;

             - II полугодие – 19 часов.

 

Вводный урок (1 час)

Общее понятие культуры. Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.

Динамика культуры, историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.

Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи. Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.

 

Культура Древнего Египта (1 час)

Открытие древнеегипетской цивилизации учеными ХIХ в. Загадка иероглифов. Зооморфные божества – покровители древних египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.

 

Античное искусство – колыбель мировой культуры (1 час)

Основные представления об античной цивилизации. Специфика древнегреческой и древнеримской культуры. Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры.

 

Античная мифология (3 часа)

Понятие об античной мифологии. Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Развитие цивилизации на острове Крит. Лабиринт. Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Нравственная составляющая в поступках античных героев. Троянский цикл мифов.

 

Культура Древней Греции (4 часа)

Эпопеи Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Героический эпос «Илиада», идеал героизма в поэме. Археологические раскопки Г. Шлимана. «Одиссея» – сказочно-бытовой эпос античности. Странствия Одиссея – фантазия и мечты о неизведанном.

Античная трагедия. Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре.

Античная комедия. Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.

 

Культура Древнего Рима (3 часа)

Особенности и историческое значение римской культуры. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Рим: история возникновения города и его возвышение. Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.

 

Художественная культура стран Востока (3 часа)

Культура и искусство Индии. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» – идеал древних и современных индийцев. «Правда-добро-красота» – магическая формула индийской культуры.

Художественная культура Китая. Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись. Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней.

Художественная культура Японии. Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.

 

Культура Средневековья (11 часов)

Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры. Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.

Художественные представления в ранний период европейской культуры. Мифология и эпические поэмы Северной Европы («Песнь о Нибелунгах», «Эдда младшая», «Эдда старшая», «Беовульф»).

Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство. Новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины мира. Библия и художественная культура. Роль монастырей в развитии профессионального искусства.

Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие  религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде», легенды о короле Артуре).

Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.

 

Художественная культура эпохи Возрождения (6 часов)

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (Сандро Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (Пико Делла Мирандола). Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи: «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Монна Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты. Идеал красоты в живописи Рафаэля – «Cикстинская мадонна». Фрески Рафаэля в Ватикане. «Афинская школа» как воплощение ренессансных представлений об античности. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. «Давид» – воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи (Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл «Cотворения Адама». Завершение строительства Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело. Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции и его связь с последующим развитием европейской живописи. Романтическая живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи (Тициан).

Северное Возрождение. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Изменение статуса художника в обществе. Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг и появление первых печатных книг – революция в культуре Европы. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского – великий памятник немецкого гуманизма.

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники Уильяма Шекспира (К. Мерло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия – трагедии Шекспира.

Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.

 

Барокко (1 час)

Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь Св. Петра в Риме, скульптура Лоренцо Бернини). «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции.

Барокко в северных странах Европы. Питер Рубенс, ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.

Монументально-героическое музыкальное искусство Георга Фридриха Генделя. Оратории и оперы в его творчестве. Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия И. Баха в развитии музыкальной культуры.

 

Культура эпохи Классицизма и Просвещения (1 час)

Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов. Франция – родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Никола Буало. Теория жанров. Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.

Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Просвещение. Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Руссо. Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм. Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг). Творчество Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера (Веймарская школа в литературе).

 

Романтизм в различных видах художественного творчества (1 час)

Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма – Д. Байрон, П.Б. Шелли, Г. Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд (литература); Э. Делакруа, У. Блейк, У. Тернер (живопись); Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди (музыка).

Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей «музыкальности» в других видах искусства. Теория синтеза искусств. Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства. Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме. Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.

Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве – импрессионизм, экспрессионизм.

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема

9а, 9б

I полугодие

1.

08.09

Вводный урок.

2.

15.09

Культура Древнего Египта.

3.

22.09

Античное искусство – колыбель мировой культуры

4.

29.09

Понятие об античной мифологии. Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Комментированный просмотр мультфильма «Прометей».

5.

06.10

Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Комментированный просмотр мультфильмов «Аргонавты» и «Тесей».

6.

13.10

Троянский цикл мифов.

7.

20.10

Героический эпос «Илиада». Археологические раскопки Г. Шлимана.

8.

27.10

«Одиссея» – сказочно-бытовой эпос античности.

9.

3.11

Античная трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

10.

10.11

Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.

11.

17.11

Особенности и историческое значение римской культуры.

12.

24.11

Рим: история возникновения города и его возвышение.

13.

01.12

Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций).

14.

08.12

Культура и искусство Индии.

15.

15.12

Художественная культура Китая.

16.

22.12

Художественная культура Японии.

17.

29.12

Раннеевропейская художественная культура.

II полугодие

1.

12.01

Мифология и эпические поэмы Северной Европы.

2.

19.01

«Песнь о Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».

3.

26.01

«Песнь о Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».

4.

2.02

Эдда как основное произведение германо-скандинавской мифологии. Старшая Эдда.

5.

9.02

Младшая Эдда.

6.

16.02

«Беовульф» – англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр  одноимённого фильма режиссёра Роберта Земекиса.

7.

1.03

«Беовульф» – англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр  одноимённого фильма режиссёра Роберта Земекиса.

8.

15.03

Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде»).

9.

22.03

Британские легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур» режиссёра Джона Бурмена.

10.

5.04

Британские легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур» режиссёра Джона Бурмена.

11.

12.04

Художественная культура эпохи Возрождения.

12.

19.04

Возрождение в Италии. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио.

13.

26.04

Микеланджело Буонарроти как один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Комментированный просмотр фильма «Агония и экстаз» режиссёра Кэрола Рида.

14.

3.05

Северное Возрождение в Германии. Творчество братьев Ван Эйк, Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего.

15.

10.05

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Роль У. Шекспира в мировой художественной культуре. Комментированный просмотр фильма «Гамлет» режиссёра Григория Козинцева.

16.

17.05

Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.

17.

24.05

Барокко в северных странах Европы. Творчество Питера Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта.

18.

31.05

Культура эпохи Классицизма и Просвещения.

19.

Романтизм в различных видах художественного творчества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Античность и Византия. – М., 1975.

2.      Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994.

3.      Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.

4.      Взаимодействие культур Востока и Запада. – М., 1990.

5.      Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. – СПб., 1997.

6.      Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

7.      Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М., 1996.

8.      Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания японской эстетики. Дзенбуддизм, даосизм, конфуцианство. – М., 1979.

9.      Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. – М., 1974.

10.  Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.

11.  Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культурная практика. – М., 1977.

12.  Древние цивилизации. – М., 1989.

13.  Дюби Ж. Европа в Средние века. – М., 1995.

14.  Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. – М., 1993.

15.  Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

16.  Культура Древнего Египта. – М., 1976.

17.  Культура Древней Индии. – М., 1973.

18.  Культура Древнего Рима. – М., 1985. – Т. 1-2.

19.  Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1982.

20.  Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986.

21.  Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. – М., 1980; Т. 2. – М., 1982.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа факультативного курса "История мировой культуры""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа факультатива основывается на историко-культурологических и философских аспектах развития мировой культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Факультативные занятия должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой для себя и окружающих людей.

Факультативные занятия призваны обеспечить приобщение учеников к лучшим образцам мировой культуры в процессе их исторического развития от античности до наших дней, привести к философскому осмыслению существующих в обществе культурных и морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 385
    • DOCX 39.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щетинин Роман Борисович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щетинин Роман Борисович
    Щетинин Роман Борисович
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 6370
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе