Пояснительная
записка
факультативного
курса «Рисование с элементами черчения»
Занятия
факультативного курса составлены в соответствии с возрастными особенностями
учащихся. Основаны на теоретических и практических знаниях, навыков учащихся по
рисованию на плоскости.
Цели
курса:
1)
воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству и черчению;
2)
развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
3)
воспитание
эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия
учащихся средствами искусства и черчения;
4)
развитие
наблюдательности и зрительной памяти;
5)
развитие
художественного вкуса, аналитических способностей и эстетической мотивации
учащихся при создании ими собственной художественной композиции.
Задачи обучения:
1)
развитие
способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру;
2)
знакомство
с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции, черчения;
3)
овладение
художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной
изобразительной и чертежной техник);
4)
развитие
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
5)
развитие
у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
6)
улучшение
моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учащихся;
7)
знакомить
с элементами художественного конструирования через создание собственных
композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и
объемно-пространственных приемов черчения.
8)
Блоки
раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую,
ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной
мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе
все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и
воспитания.
В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с
дисциплинами:
1)
«Русский
язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи ;
развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов
изображения;
2)
«Литература»:
обогащение словарного запаса на материале рисунков; развитие умений сравнивания
и сопоставления прочитанного и увиденного; развитие умений описывать изображения
на плоскости к прочитанному тексту; изображение в материале прочитанного
текста;
3)
«Самопознание»:
использование объектов природы, окружающего мира в качестве объектов для
рисования с элементами черчения; использование жизненного опыта, материала
экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению;
4)
«Математика»:
использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа,
слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке; обогащение речи
математическими терминами;
5)
«Технология»:
развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
Учащиеся должны
знать:
1)
4) основные средства художественной
выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива), особенности ритмической организации изображения;
6)
разные художественные материалы,
художественные техники и их значение в создании изображения на плоскости;
7)
основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся 6
класса должны уметь:
1)
владеть практическими навыками
выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в
процессе создания в конкретном материале плоскостных изображений;
2)
пользоваться красками (гуашь и
акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, уголь), обладать
навыками работы с чертежными инструментами;
3)
видеть конструктивную форму
предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений
предмета и группы предметов; знать общие правила построения предмета; уметь
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
4)
видеть и использовать в качестве
средств выражения соотношения пропорций, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению и по памяти;
5)
создавать творческие композиционные
работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
6)
активно воспринимать произведения
искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостность изображения на плоскости.
Учащиеся 8
класса должны уметь:
1)
понимать процесс работы художника
над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
2)
чувствовать поэтическую красоту
повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в
утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и
ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
3)
применять первичные навыки передачи
пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
4)
владеть материалами живописи, графики
и лепки на доступном возрасту уровне;
5)
применять навыки наблюдательности,
способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость
и активность восприятия реальности;
6)
применять творческий опыт в
построении тематических композиций, предполагающий сбор
художественно-познавательного материала, формировать авторскую позицию по
выбранной теме и искать способы ее выражения;
7)
пользоваться навыком работы в
конкретном материале (батик и т. п.);
8)
анализировать произведения
архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических
искусств, их общие начала и специфику;
9)
понимать особенности образного
языка конструктивных видов искусства, единство функционального и
художественно-образных начал и их социальную роль;
10)
конструировать объемно-пространственные
композиции (в графике и объеме);
11)
работать с натуры, по памяти и
воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
12)
конструировать основные
объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и
глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических
композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику и фактуру;
13)
применять навыки формообразования,
использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
14)
создавать с натуры и по воображению
архитектурные образы графическими материалами и др.
Личностные результаты, учащиеся
должны проявлять:
1)
основы
казахстанской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;
2)
социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы;
3)
эстетические
потребности, ценности и чувства;
4)
этические
чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.
Системно-деятельностные результаты, учащиеся
должны применять:
1)
элементарные
практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности,
художественном конструировании);
2)
полученные знания при выполнении творческой
работы и других видов практической деятельности;
3)
умение самостоятельно и осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения практических заданий;
4)
умение оценивать правильность выполнения
практических заданий, анализировать, классифицировать и осознанно использовать
информацию, полученную разными способами;
5)
умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с
учетом разных позиций и интересов;
6)
современные информационно-коммуникационные
технологии.
Содержание
программы 6 класс (1,3 недели)
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Сроки
|
Коррекция
|
1
|
Линейная
перспектива. Линия горизонта. Точки схода.
|
1
|
|
|
2
|
Пропорции.
Визуальное измерение предмета. Сравнение.
|
1
|
|
|
3
|
Форма
предмета. Анализ формы.
|
1
|
|
|
4
|
Понятие
о композиции. Законы композиции. Целостность композиции
|
1
|
|
|
5
|
Неделимость
композиции. Равновесие.
|
1
|
|
|
6
|
Законы
контрастов. Контраст величин.
|
1
|
|
|
7
8
|
Линия.
Линейный рисунок. Типы линий.
|
2
|
|
|
9
10
|
Построение
рисунка геометрических тел.
|
2
|
|
|
11
12
|
Конструкция
геометрических тел.
|
2
|
|
|
13
|
Цветоведение.
Цветовой круг. Передача пространства с помощью цвета.
|
1
|
|
|
14
15
|
Виды
скульптуры .
Объемная
(круглая) скульптура. Плоская (рельеф) скульптура.
|
2
|
|
|
Содержание
программы 8 класс (2,4 недели)
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Сроки
|
Коррекция
|
1
|
Линейная
перспектива. Линия горизонта. Точки схода.
|
1
|
|
|
2
|
Пропорции
в рисунке. Визуальное измерение предмета. Сравнение.
|
1
|
|
|
3
|
Построение
рисунка. Узловые (опорные) точки.
|
1
|
|
|
4
|
Форма
предмета. Анализ формы.
|
1
|
|
|
5
|
Понятие
о композиции. Законы композиции. Целостность композиции. Равновесие.
|
1
|
|
|
6
7
|
Линия.
Линейный рисунок. Типы линий.
|
2
|
|
|
8
9
|
Построение
рисунка геометрических тел.
|
3
|
|
|
10
11
12
|
Трансформация
плоскости в объеме. Конструкция геометрических тел.
|
3
|
|
|
13
|
Цветоведение.
Цветовой круг. Передача пространства с помощью цвета.
|
1
|
|
|
14
15
|
Виды
скульптуры .
Объемная
(круглая) скульптура. Плоская (рельеф) скульптура.
|
2
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.