Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Ямник
Программа факультатива
«Зёрнышки».
Автор-составитель: Столярова
Любовь
Константиновна,
учитель начальных классов
д. Ямник
Содержание.
- Пояснительная
записка.
3
- Содержание
программы.
8
- Учебно-тематический
план.
9
- Используемая
литература.
16
Пояснительная записка
Когда человек совершает тот или иной
нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в
том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его
характера.
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
Духовно-нравственное воспитание личности всегда
была одной из актуальных, а в современных условиях оно приобретает особое
значение, так как сейчас, все чаще можно встретить жестокость и насилие. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна
начинаться в младшем школьном возрасте, со знакомства детей с нравственными
нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе
ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания,
представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход
внешних моральных требований во внутренние. Детство
– это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как
храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку
необходимо введение в традиционную духовную культуру. Становление духовного
человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит
способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с
крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше
духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость
любви и вкус к доброте. Духовно-нравственное воспитание на основе православных
традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с
миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по
духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства
другого человека, в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как
Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и
духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития,
коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в
стрессовых ситуациях.
Духовность и нравственность – два
понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим
людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность
— свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно
своей совести и свободной воли — в отличие от морали, которая является внешним
требованием к поведению индивида, наряду с законом.
Рабочая программа факультатива
«Зёрнышки» является пропедевтическим звеном изучения
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», основных
содержательных модулей: «Основы православной культуры», «Основы светской
этики». Данный факультатив можно использовать во внеурочной деятельности
учащихся 1-3 классов. За основу программы факультатива взята Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования Данилюк А.Я.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в
настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных
человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что
знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются
во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы
заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за
достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности
воспитательно-образовательного процесса.
Цель программы: создать условия
для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников;
способствовать формированию мировоззрения с развитым моральным чувством, с
совестью, с личностной позицией, основанной на любви к ближнему, к Отечеству,
на идеалах Добра и Справедливости.
Задачи:
1.
Воспитывать уважение к нравственным формам
христианской морали, учить
различать добро и зло, любить добро, творить добро. Воспитывать
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживать
чувствам других людей.
2.
Формировать чувство любви к Родине на основе
изучения национальных культурных традиций.
3.
Развивать способность воспринимать, анализировать
литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои
чувства; учиться овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров.
4.
Учить слушать собеседника, вести диалог; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Отличительная особенность программы состоит в том, что
она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения.
Все произведения «Зёрнышек» пронизаны добротой и теплом, они закладывают основы
добродетелей, это забытое литературное наследие начала 20 века; в основе
большинства историй - взяты реальные примеры из жизни. А ведь следование
примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса,
внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения.
Программа факультатива « Зёрнышки»
предназначена для работы с детьми от 7 до 10 лет. При
организации занятий учитываются возрастные особенности детей. В младшем
школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Программа
включает в себя 67 занятий по 35-40 минут, которые проводятся 1 раз в неделю.
Срок реализации программы 2 года.
Нельзя торопить ребенка с осознанием
понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно
подготовлено к общению с ее глубоким содержанием.
Наиболее удобная форма введения младшего школьника в
православную культуру – через знакомые представления и образы, в которых он
учится видеть проявление красоты в окружающем мире.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на
воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей
деятельности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться
на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности.
В данный период происходит формирование
духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной
адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем
ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления
личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя
формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам
и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в
реальных поступках и поведении. Другими словами, духовно- нравственное
воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом
образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами
поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как
принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Наше общество нуждается в образованных и нравственных
людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного
характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства
ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение
нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего
школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Проанализировав все выпуски «Зёрнышек»,
я сравнила их с уроками по основам православной культуры и основам светской
этики и пришла к выводу, что большинство тем совпадают. Таким образом, введение
факультатива «Зёрнышки» в учебный план начальной школы создаст благоприятную
пропедевтическую базу и подготовит детей к изучению нового курса ОРКСЭ.
Методы реализации программы:
1.Наглядный (иллюстративный рассказ
(лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических
игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).
2.Словесный (чтение литературных
произведений из серии «Зёрнышки», фрагментов из Библии с последующим
обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих
работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием
сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых,
дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3.Практический (организация
продуктивной деятельности учащихся).
Формы работы с детьми:
- индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и
духовного содержания;
- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества;
- проведение праздников и мероприятий;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный
музей, создание презентаций);
- экскурсии;
- организация выставок;
- участие в конкурсе «Православный листок».
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- выставки, конкурсы;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса
духовно-нравственного воспитания в семье;
- информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- совместно организованные с родителями праздники.
Предполагаемый результат:
- усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
добру;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;
- потребность к сопереживанию;
- воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг,
честь, Родина, вера;
- приобщение к опыту православной культуры;
- деятельное отношение к труду;
- ответственность за свои дела и поступки.
Жизнь сложна и каждый день может
предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявят в
будущем себя наши ученики. Всем ли хватит мужества совершить добро?
Не стой в
стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на
выручку нужно, в любую минуту всегда.
И если кому-то,
кому-то поможет, твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что
день не напрасно был прожит, годы живешь ты не зря!
Содержание программы:
1 год обучения (33часа):
-милосердие и сострадание (8ч);
-защита Отечества(1ч);
-подвиг(2ч);
-молитва, храм, икона(5ч);
-добро и зло(4ч);
-заповеди(8ч);
-отношение к труду(1ч);
-дружба(1ч);
-совесть и раскаяние(2ч);
-бережное отношение ко всему
живому(1ч).
2 год обучения (34 часа):
-заповеди(6ч);
-совесть и раскаяние(4ч);
-милосердие и сострадание(5ч);
-молитва, храм, (4ч);
-добро и зло, (3ч);
-дружба(3ч);
-православное учение о человеке(1ч);
-чудо в жизни христианина(2ч);
-жизнь человека - высшая нравственная
ценность(1ч);
-золотое правило этики(1ч);
-подвиг, защита Отечества(2ч);
-Пасха(2ч).
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.