Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрограмма элективного курса"Основы здоровья" для 5 класса

Программа элективного курса"Основы здоровья" для 5 класса

Скачать материал

                                                      Разработала учитель биологии и химии

                                                                                                      Н.С.Зайцева

Программа элективного курса

для учащихся 5 класса

« Основы  здоровья».

(34 часа, 1час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения ,  здорового образа  жизни  учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки,  ведущие  к возможной хронической патологии. 

  Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни  и воспитания потребности здоровья.

Тематика курса « Основы здоровья» для  учащихся 5 класса    направлена главным образом на доступное восприятие ключевых  моментов, способных  оказать положительное  влияние на формирование мировоззрения школьников.   Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.

Предметом изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое может быть определено качественно. Здоровье человека,  можно прогнозировать на физиологическом,  психологическом и социальном уровнях,что является немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся ,  и понимания  сущности  здоровьесберегающего образа жизни.

 Содержание курса предусматривает знакомство учащихся с  профилактическими  мерами заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала учащимися курс  «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий, которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той или иной привычки.  В школе, есть уроки физической культуры,  способные оказывать влияние на  физическое  развитие учащихся,  но  к сожалению, чем старше дети, тем больше  уроки  физкультуры  носят принудительный   характер.         В курсе  « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом  меняет отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в отдельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 5 класса « Основы здоровья».

( 34 часа, 2 часа в неделю).

Введение.

Что изучает элективный курс «Основы здоровья»?

Тема 1.

Здоровье.  Уровень здоровья.

Понятие  «здоровье». Оценка состояния здоровья  ( рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность).

Факторы, влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина, образ жизни, социальные блага)

Тема 2.

Суточный режим .

Понятие « биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.

Тема 3.

Организм - единое целое.

Клетка - структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган», «системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 4.

Окно в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза. Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И глаза тебе скажут  « спасибо». Упражнения для глаз.

Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.

Предупреждение нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания и их профилактика.

Тема 5.

Пищеварение и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов. Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.

Минимальный витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз. Гипервитаминоз.

Минералы и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».

Тема 6.

Кровь, кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.

Тема 7.

Организм человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки. Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение  физической нагрузки. Гиподинамия.

Тема 8.

Закаливание организма. Понятие  « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры.

Тема 9.

Нервная система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон и сновидения. Память - уникальное свойство головного мозга. Методы развития памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения человека. Определение типа темперамента. Практическая  работа.

Тема 10.

Вредные привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и общество.

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование  элективного курса                            5 класс            (34 часа, 1 час в неделю).

Предмет   « Основы  здоровья»                     

УМК           Г.К.Зайцев,  А.Г.Зайцев  из-во «детство-пресс» 2002 г

Надпись: № урока с начала года		Тема урока	Деятельность учащихся	Тсо, наглядные
пособия	Параграф, стр.
1		введение	Слушают,включаются в беседу, выполняют самоанализ		1
2		 Понятие «здоровье» оценка состояния здоровья.	Работа в тетради,беседа,наглядность, самоанализ	Просмотр к.ф о значении физических упражнений	
3		Факторы, влияющие на организм человека	Экскурсия в музей гигиены		
4		Понятие « биологические ритмы» .Рациональный суточный режим школьника.	ответы на вопросы, беседа, работа в тетради		См.тетр.
5		Органим-единое целое. Клетка-структурная и функциональная единица живого	Ответы на вопросы, работа в тетради	Таблица организм человека	2,3
6		Зрение. Значение органа зрения.	Беседа,работа в тетради	Просмотр презентации к уроку « строение глаза»	6
7		Зрительный анализатор: строение глаза	Беседа, работа в тетради, выполнение самоанализа	Таблица «строение глаза»,	6
8		Работа органов зрения. Беречь глаза.	Беседа, работа в тетради		6
9		Предупреждение развития дальнозоркости и близорукости. И глаза тебе скажут «спасибо»	Беседа, пр.р. упражнение для глаз		Стр.28
10		Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха.	Беседа, самоанализ в тетради	Таблица « строение уха»,просмотр презентации значение и строение уха.	7
11		Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор	Беседа, работа в тетради, самоанализ	Просмотр к.ф.	8
12		Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи.	Беседа,работа в тетради	Таблица « строение кожи»	20
13		Пищеварение и питательные вещества	Беседа,работа в тетради	Презентация к уроку «питатательные вещества»	4
14		Понятие «пищеварение». Система пищеварения.	Беседа, работа в тетради	Таблица « система пищеварения»	См.тетр.
15		Зубы, их строение и значение.	Беседа,работа в тетради, самоанализ,пр.р	Таблица «строение зубов»	9
16		Значение пищи. Качество продуктов.	Беседа, самоанализ	Просмотр презентаций «значение пищи»	См.тетр.
17		Минералы и вода. .Сбалансированное питание.	Беседа, работа в тетради	Просмотр к.ф «еда»	См.тетр
18		Значение и состав крови. Группы крови.	Беседа, работа в тетради	Таблица «группы крови.» «клетки крови»	См.тетр
19		Кровеносные сосуды. Пульс	Беседа, пр.р	Просмотр к.ф.кровообращение	14
20		 Наследственные и ненаследственнные заболевания крови. Иммунитет	Беседа,самостоя тельная работа с книгой		24
21-24		Организм человека и физические нагрузки	Беседа, пр.р, работа с текстом	Просмотр к.ф. о значении физической нагрузки	
25		Закаливание организма	Беседа, работа с дополнительной литературой	Презентация» методы закаливания организма»	См.тетр
26		Нервная система и высшая нервная деятельность	Беседа, работа с дидактическим материалом	Таблица «нервная система человека»	См.тетр
27		Нервные клетки. Рефлекс	Беседа, работа в тетради		Рис.  В втетр
28		Центральная и периферическая нервная системы	Беседа, работа в тетради	Презентация» строение нервной системы»	
29		Сон и сновидения	Беседа,работа с дополнительными источниками		Оп.материал
30		Память - уникальное свойство головного мозга	Беседа,пр.р.работа в тетради		Доп.мат
31		Темперамент-определяющая единица поведения человека	Беседа,пр.р,работа в тетради		
32		Влияние табака на организм человека			Доп.мат
33		Опасные традиции действие алкоголя			Доп.мат
34		Обобщение изученного материла.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

-уровни организации организма;

-особенности строение и функции органов и систем органов;

-сущность здоровья и здоровьесберегающего образа жизни;

-правила гигиены;

-особенности действия факторов среды на организм человек;

-последствия влияния вредных привычек на организм человека;

-факторы здоровья.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать органы;

-понимать причины нарушения деятельности органов;

-применять правила личной гигиены;

-самостоятельно работать с книгой.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса"Основы здоровья" для 5 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения , здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии. Тематика курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 887
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 326
    • DOCX 55.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайцева Наталья Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайцева Наталья Станиславовна
    Зайцева Наталья Станиславовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 102260
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек