Рассмотрено
Согласовано:
Утверждаю:
на заседании МО зам.директора
по УВР Директор лицея
Протокол № ____ от
__________________ ___________________
«____»_____________
«____»_____________ «____»_____________
Элективный
курс по русскому языку в 9 классе
«Нормативный
аспект культуры речи»
Пояснительная
записка
Одним из
важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать
свои мысли и чувства в устной и письменной форме, овладение основными нормами
русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс
направлен на совершенствование указанных умений.
В
центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина,
вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями
их употребления для достижения максимальной эффективности общения.
Цель
курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в
овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и
письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного
отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка
как явления культуры.
Задачи
курса:
1)
углубление знаний о языке и речи;
2)
совершенствование умений в области фонетики,
орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;
3)
практическое использование в речи используемых
языковых средств;
4)
формирование навыков правильного и уместного
использования языковых средств в разных условиях общения.
На
этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность,
точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть
достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей
родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
На
занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются
сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, осуществлять языковой самоконтроль, находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной
речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные
виды языковых норм.
Программа курса рассчитана на 17
часов (1 час в неделю):
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Содержание раздела
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1
|
Орфоэпические нормы
|
Роль орфоэпии в устном общении. Основные
нормы современного литературного произведения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а
также русских имен и отчеств. Нормы Ударения в современном русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения.
|
2
|
сентябрь
|
2
|
Лексические нормы
|
Употребление слова в строгом соответствии с
его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из
синонимического ряда нужного слова с учетом его знания и стилистических
свойств. Молодежный сленг и отношение к нему.
|
2
|
октябрь
|
3
|
Грамматические нормы
|
Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное
построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
Правильное построение предложений с обобщенными членами, а также сложноподчиненных
предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые
различия.
|
4
|
Ноябрь декабрь
|
4
|
Интонационные нормы
|
Основные Элементы интонации: логическое
ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого
элемента интонаций. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста.
Этикетная функция интонации в речевом общении.
|
1
|
Январь
|
5
|
Орфографические нормы
|
Разделы русской орфографии и основные
принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные
написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса
слов; 5) правила графического сокращения слов.
|
4
|
Февраль март
|
6
|
Пунктуационные нормы
|
Принципы русской пунктуации. Разделы русской
пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания
в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3)
знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки предложения при
передачи чужой речи: 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
|
4
|
Апрель май
|
Литература:
1) Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ. Средн. Проф.завед. – М., 2006
2) Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.,1993
3) Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000
4) Львов В.в. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе:5-9
классы.- М., 1989
5) Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 1998
6) Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие.-
М., 1989
7) Русский язык и культура речи: учеб. Пособие/ под ред. В.И.Максимова.-
М., 2000
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.