Пояснительная
записка.
Программа
элективного курса «Проектная деятельность» рассчитана на 17 часов для учащихся
8 класса.
Цель курса: развитие исследовательской
компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и
умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Курс состоит из
двух модулей: «Методика проектной деятельности» и «Создание презентаций PowerPoint»
Первый
модуль является, по сути, межпредметным и позволяет обеспечить формирование
общеучебных компетентностей в рамках методики проектной деятельности. Ожидаемым
результатом работы по первому модулю является активизация познавательной
деятельности обучающихся, практическим выходом изучения этого модуля является
создание индивидуального учебного проекта, его оформление и защита.
Второй модуль следует отнести к разделу
«Средства ИКТ и их применение». Изучение этого модуля позволит обучающимся
изучить и применить на практике программу создания презентаций PowerPoint,
создать в этой программе собственные презентации по учебным проектам и
использовать их в защите презентаций.
Метод проектов, возникший в
начале 20 века, был связан с поисками способов и путей развития активного
самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и
воспроизводить знания, которые им дает школа, а уметь применять их на практике.
Актуальность курса заключается именно в этом, так как в наше стремительное
время, полное новшеств и внедрений высоких технологий в различные области
человеческой деятельности, знания быстро устаревают. И просто запоминать и
воспроизводить знания – этого мало. А в основе проекта лежит какая-то
проблема, для решения которой требуется не только знание предмета, но и владение
большим объемом разнообразных предметных знаний, умений, необходимых для
решения данной проблемы.
Проектное обучение является той
педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие
отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как
оно побуждает учащихся проявлять способность
·
к
осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального,
личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и
профессиональными планами;
·
к
самообразованию и самоорганизации;
·
к
синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
·
видеть
проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать свои умения;
·
делать
выбор и принимать решения.
Задачи курса:
·
освоение
способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную
компетентности;
·
формирование
у школьников компетентности решения проблем;
·
развитие
творческих способностей учащихся;
·
активизация
самостоятельной мысли учащихся.
Проект способствует интеграции
предметов. Работая над проектом, ученик показывает ряд ценных качеств:
самостоятельность, целеустремленность, коммуникабельность. Ученик выбирает
оформление, следит за стилем и грамотностью, находит важные материалы и
выписывает нужные цитаты, принимает обоснованные решения.
Задача учителя – направлять самостоятельную работу ученика, указывать ему
приемы умственных действий.
Программой предусматривается, чтобы к
концу обучения каждый ученик показал следующие знания:
·
основные
требования к проекту;
·
структура
проекта;
·
критерии
оценки проектной деятельности;
умения:
·
самостоятельно
проводить поиск и выбор литературы;
·
анализировать
собранную информацию;
·
писать
эссе, рецензии, аннотации, интервью и др.;
·
оформить
проект;
·
презентовать
проект.
Поурочное
планирование.
№ п/п
|
Тема урока
|
Урок
|
модуль
1. Методика проектной деятельности.
|
1
|
Введение.
Научный
метод познания мира. Роль науки в познании мира. Что такое проект и чем
интересна проектная деятельность
|
Вводная
лекция
|
2
|
Этапы
работы над проектом. Виды проектов и их характеристика.
|
Лекция,
деловая игра
|
3
|
Выбор
темы проекта. Планирование
|
мозговой
штурм
|
4
|
Особенности
и структура проекта
|
Лекция
|
5
|
Критерии
оценки
|
круглый
стол
|
6
|
Правила
сбора материалов
|
Практическая
работа
|
7
|
Оформление
проекта и сопроводительной документации. Печатная и электронная версии.
|
Лекция/практическая
работа
|
8
|
Подготовка
проекта к защите.
Публичное
выступление.
|
Лекция/практическая
работа
|
9
|
Подготовка
индивидуальных проектов. Выбор темы проекта
|
Вводная
лекция
|
10
|
Планирование
индивидуального проекта
|
Индивидуальные
консультации
|
11
|
Подготовка
чернового варианта проекта.
Сбор
материалов.
|
Индивидуальные
консультации
|
12
|
Оформление
проекта.
Подготовка
проекта к защите
|
Индивидуальные
консультации
|
модуль
2. Создание презентаций PowerPoint
|
1
|
Введение (1 час). Правила
техники безопасности при работе в компьютерном классе. Запуск
программы PowerPoint,
подготовка к работе.
|
Вводная
лекция
|
2
|
Создание
типовой презентации. Что такое PowerPoint?
Ввод и
редактирование текста. Режим сортировщика слайдов
|
Лекция
|
Лекция/практическая
работа
|
3
|
Создание
презентаций на основе шаблонов
Вставка
рисунков, диаграмм, графических объектов
|
Лекция/практическая
работа
|
4
|
Подготовка
презентации к показу. Настройка времени показа и анимации. Подготовка
к показу и демонстрация презентации
|
Практическая
работа
|
5
|
Создание
презентации по собственному проекту и ее защита.
|
Практическая
работа
|
Общее количество часов: 17
|
|
Список
литературы для учителей и учащихся.
1.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., О.В. Чуракова
Г.Б. Метод проектов – технология компетентносно-ориентированного образования.//
Учебная литература, 2006. – 167с.
2.
Маркус Н. Сущность, задачи и этапы
организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале
«Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34
3.
Полот Е.С. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
4.
Сидоренко А.С. Метод проектов: история и
практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.
Рекомендуемая литература
Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность //
Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
Леонтович
А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание
МГДД (Ю) Т, 2003.
«Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.
Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся
//Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских
способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.:
Генезис, 2005.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская
деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для
учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.
Исследовательская деятельность www/ direktor/ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №83»
Рассмотрена на заседании МО Протокол
№ от ______________Степанова
К.Н.
Принята на заседании Научно-методического
совета
Протокол № от Зам.
директора по УВР
_____________Меркушева Н.В.
Утверждаю: Директор
МБОУ «Гимназия
№83 _____________Темникова
И.А. Приказ
№ от
Рабочая программа
элективного курса
«Проектная деятельность»
8 «б» класс (17 часов)
Составитель: Степанова Кадрия
Наилевна, учитель
ИЗО МБОУ «Гимназия №83» Категория:
высшая
Ижевск 2013г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.