МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКОУ СОШ №6 им Шерстянникова А.Н.
Программа элективного курса
предпрофильной подготовки
по физике для 9 класса
"С электричеством на "ты".
Автор: учитель физики МКОУ СОШ №6
Вертопрахова Ирина Ивановна
Усть-Кут, 2010г.
Пояснительная записка.
Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.
Актуальность данного курса также в том, что в последние годы в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.
Цель курса:
Дать основы знаний по электротехнике.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Развитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.
Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Формирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 8,9 классов.
Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.
Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.
Теоретический блок
Цель: расширение кругозора при изучении теоретического материала.
Практический блок
Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление знаний и умений, полученных в теоретическом блоке.
Экскурсионный блок.
Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с профессиями технического направления.
В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы, самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.
По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:
Об электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.
О технике электрических измерений.
О бытовых нагревательных приборах и светильниках.
Знать:
Монтажные и принципиальные схемы.
Установочные электромонтажные изделия.
Принцип работы электроизмерительных приборов.
Уметь:
Оказать первую помощь при поражении электротоком.
Читать схемы электрических соединений.
Производить расчеты проводов и кабелей.
Выполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.
Выполнять мелкий ремонт бытовой техники.
Владеть:
Навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.
Содержание программы.
Введение. 2 часа
Общие сведения об электроустановках и технике безопасности. Электротехника как наука. Электричество в нашем доме. Правила электробезопасности: причины электротравматизма, первая помощь при поражении электротоком. Правила техники безопасности в домашних условиях и при выполнении электротехнических работ.
Схемы электрических соединений, виды электрических схем, условие, графическое обозначение в электрических схемах, правила выполнения схем.
Практическая часть: чертеж схемы квартирной электропроводки.
Электротехнические материалы, изделия и работа с ними. 5 часов
Проводниковые материалы (свойства, виды, применение). Электроизоляционные материалы (свойства, виды, применение).
Практическая работа №1. Устройство электропаяльника, использование проводниковых материалов в качестве припоя. Правила безопасности при работе с электропаяльником.
Провода и кабели: установочные обмоточные провода (маркировка, устройство провода, назначение), расчет проводов и кабелей, соединение проводов и кабелей.
Практическая работа №2. Механическое соединение и оконцовывание проводов.
Установочные электромонтажные изделия, выключатели, предохранители (назначение, устройство, схемы).
Практическая работа №3. Изучение устройства предохранителей и выключателей.
Техника электрических измерений (3 часа).
Электрические измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчик электроэнергии, условные графические обозначения, способы измерения электрических величин. Расчет расхода электроэнергии в течение суток.
Практическая работа №4. ознакомление с устройством авометра. Измерение электрических величин авометром.
Бытовые нагревательные приборы и светильники (3 часа).
Типы, виды, устройства, принципы действия, нагревательные элементы, их использование в чайниках, утюгах, электроплитках.
Практическая работа №5. Изучение устройства утюга. Лампы накаливания, люминесцентные лампы.
Учебно-тематический план.
№ урока
Разделы, темы урока.
Кол-во часов
I. Общие сведения об электроустановках и технике безопасности.
2 часа
№1.1
Введение: электричество в нашем доме. Правила электробезопасности.
№2.2
Схемы электрических соединений.
II. Электротехнические материалы, изделия и работа сними.
5 часов
№3.1
Проводниковые материалы.
№4.2
Практическая работа №1.
№5.3
Проводка и кабели
№6.4
Практическая работа №2
№7.5
Установочные электромонтажные изделия. Выключатели, предохранители. Практическая работа №3.
III. Техника электрических измерений
3 часа
№8.1
Назначение и основные части приборов. Измерительные механизмы.
№9.2
Условные графические обозначения на шкале. Способы измерения электрических величин.
№10.3
Практическая работа №4
IV. Бытовые нагревательные приборы и светильники.
3 часа
№11.1
Нагревательные элементы, их использование в электробытовых приборах.
№12.2
Лампы накаливания, люминесцентные лампы.
№13.3
Практическая работа №5
№14,15
Экскурсия в профтехучилища города
2 часа
№16,17
Урок-конференция "Защита проекта"
2 часа
Всего часов: 17, из них:
Теоретический блок – 8 часов;
Практический блок – 5 часов;
Экскурсионный – 2 часа;
Защита проекта – 2 часа.
Материально – техническая база:
Справочные таблицы
Описание практических работ
Электропаяльники
Соединительные провода
Наконечники для проводов
Изоляционная лента
Инструменты: ножи, плоскогубцы, напильники, отвертки
Ламповые патроны
Штепсельные розетки различных видов
10.Выключатели, рубильники
11. Электрические предохранители
12. Лампочки на 3,6 В.
13. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, омметры, авометры, счетчики электрической энергии)
14. Электроконструкторы «ЭК - 4»
Список литературы для обучающихся:
Живов М.С. "Справочник молодого электромонтажника", М. Высшая школа; 1990
Слецио Д.И. "Занимательные опыты. Электричество и магнетизм", изд. Астрель; 2004
Поляков В.А. Практикум по электротехнике, М., Просвещение, 1974
Тарасов В.Б. "Самоделки школьника", М., Просвещение; 1968
Технология 8-9 классы, под ред. Симоненко В.Д., М., изд. Ванга-Граф; 2005
Приложения.
Контролирующие упражнения.
Список таблиц.
Темы проектов и творческих работ.
Описание практических работ.
Приложение 1.
Контролирующие упражнения.
Упражнение 1.
По каким причинам может произойти поражение человека электрическим током?
Назовите защитные средства, применяемые для предупреждения электротравматизма.
Каким образом и для чего следует проверять наличие напряжения на частях электроустановок?
Какая помощь должна быть оказана пострадавшему от электрического тока?
Перечислите правила техники безопасности при работе в электротехническом кабинете.
Упражнение 2.
На рисунке показаны часто применяющиеся на практике схемы включения ламп. Составьте по этим принципиальным схемам монтажные схемы.
Начертите монтажные схемы осветительной электроустановки кабинета физики, мастерской, жилой комнаты, квартиры. Составьте по этим монтажным схемам принципиальные схемы.
Упражнение 3.
Рассмотрите материалы: медь, алюминий, сталь, цинк, латунь, бронзу. Укажите внешние отличительные признаки каждого из них.
Используя таблицу №1, дайте сравнительную характеристику свойств проводниковых материалов, применяемых для изготовления проводов.
Назовите имеющиеся дома электроустройства, в которых применены сплавы с большим удельным электрическим сопротивлением: манганин, нихром, фехраль, константан. Дайте сравнительную характеристику свойств этих сплавов.
Упражнение 4. (после расчета проводов)
Рассчитайте сечение и выберите марку провода для монтажа лампового реостата на 6 ламп. Максимальная мощность реостата 600 Вт.
Упражнение 5.
Снимите крышку прибора электромагнитной системы. Изучите устройство измерительного механизма. Такое же задание выполните применительно к приборам магнитоэлектрической системы. Сравните достоинства и недостатки измерительных механизмов различных систем.
Снимите крышку счетчика электроэнергии. Изучите устройство измерительного и счетного механизмов. Соберите прибор.
Приложение 2.
Список таблиц.
Характеристика важнейших свойств проводниковых материалов.
Наименование материала
Удельное электрическое сопротивление, ом·м
Плотность, г
см2
Точка плавления, °С
Изделия, для изготовления которых применяется материал
Медь
1,72 ·10-8
1,75·10-8
8,92
1083
Провода, кабели, контактные зажимы
Алюминий
2,62 ·10-8
2,7
660,1
То же; корпуса электромашин, детали приборов
Сталь проводниковая
10-7-1,4 ·10-7
7,7-7,9
1400-1530
Провода, конструктивные части электроустановок
Свинец
2,1 ·10-7
11,34
327,3
Припои, аккумуляторные пластины, оболочки кабелей, плавкие предохранители
Олово
1,2 ·10-7
7,29
231,85
Припои, фольга для конденсаторов
Цинк
5,9 ·10-8
7,1
419,5
Антикоррозионные покрытия, припои, электроды гальванических элементов, металлизированная бумага для конденсаторов
Бронза (сплав меди, олова, кремния, алюминия с добавлением кадмия или фосфора, бериллия)
2·10-8 -
5 ·10-8
8,5—8,9
885-1050
Провода для контактных линий, скользящие и штепсельные контакты, пружины электроизмерительных приборов
Латунь (сплав меди и цинка)
3,1·10-8 -
7,9 ·10-8
8,5^9,7
900—960
Контактные зажимы, контактные ножи рубильников, колпачки радиоламп
Манганин [сплав меди, марганца и никеля)
4,8 ·10-7
8,5
1000
Эталоны и магазины сопротивления, шунты и добавочные резисторы, термопары
Константан [сплав меди и никеля)
5,2 ·10-7
8,9
1275
Реостаты, термопары
Нихром (сплав хрома, никеля, марганца и
1,1 ·10-6
8,1-8,4
1400
Нагревательные элементы промышленных электронагревательных приборов
Фехраль (сплав железа, алюминия, хрома, кремния, марганца)
1,3 ·10-6
6,9-7,5
1450
Нагревательные элементы бытовых и промышленных электронагревательных приборов, реостаты
Состав и применение припоев некоторых марок.
Марка
Химический состав
Примерная температура пайки, 0С
Применяется для пайки металлов
ПОС – 30
Олово – 30
Сурьма – 2
Свинец – 68
310
Медь, латунь, оцинкованное железо
ПОС – 40
Олово – 40
Сурьма – 2
Свинец – 58
280
То же, серебро
ПСр 2,5
Свинец – 92
Олово – 5,5
Серебро – 2,5
330
То же
П250А
Цинк – 20
Олово – 80
300
Алюминий и его сплавы, медь
П300А
Цинк – 60
Кадмий – 40
360
То же
Характеристика свойств электроизоляционных материалов.
Наименование
Удельное объемное сопротивление, ом-м
Электрическая прочность, в/мм
Некоторые физико-механические и химические свойства
Область применения
Газообразные
Воздух
1016
3000
Малая плотность, (высокая теплопроводность)
Вентиляция электрических машин и аппаратов
Инертные газы (гелий, аргон, неон)
1014— 1016
120
Невысокая плотность, не окисляют металлических частей, не пожароопасны
Заполнение электровакуумных приборов, электросварка (аргон)
Жидкие
Трансформаторное масло
1012-1013
15000 – 20000
Горючесть, небольшая вязкость, воспламеняется при температуре +1350С, твердеет при температуре — 45°С
Заполнение силовых трансформаторов и масляных выключателей
Конденсаторное масло
1012-1013
20000—25000
Горючесть, небольшая вязкость, разрушает резину
Пропитка электроизоляционной бумаги, изготовление конденсаторов
Касторовое масло
1010 – 1011
12000—16000
Резину не разрушает
В некоторых электрических установках, имеющих резиновую изоляцию
Пропиточные и заливочные
Канифоль
1012-1013
15000
Легкое, хрупкое, неокисляющееся вещество, размягчается при температуре + 90°С, при температуре +150°C растворяет окись меди
Пайка меди, пропитка бумажной изоляции кабелей
Парафин
1014-1016
20000—30000
Вещество, обладающее малой гигроскопичностью, влагопроницаемостью и невысокой механической прочностью, размягчается при температуре около 60°С
1имерные
Заливка конденсаторов, дросселей, трансформаторов, деталей электроаппаратуры; пропитка электротехнической бумаги и тканей
Полихлорвинил
1010-1013
15 000—20 000
Эластичный материал, обладает высокой морозостойкостью, негорючий, стойкий к действию кислот, щелочей, масел, спирта, бензина
Изоляция проводов и кабелей, изготовление изолирующих трубок, лент, листов
Винипласт
1012-1013
15000
Эластичный, нагрево-стойкий материал
Гашение электрической дуги в аппаратуре, изготовление аккумуляторных баков, различных деталей электроаппаратуры
Волокнистые
Древесина су-чая (береза, дуб, бук)
2·106-8·108
22 000-50 000
Небольшая плотность, высокая гигроскопичность, горючесть
Изготовление панелей, каркасов, опорных и крепежных деталей аппаратуры, пазовых клиньев электромашин, опор для линий электропередач, рукояток рубильников, изолирующих штанг и т. п.
Электроизоляционная бумага
1010 – 1011
12000
Небольшая плотность, горючесть, невысокая механическая прочность
Изготовление конденсаторов, кабелей, производство слоистых пластиков, оклейка деталей электроаппаратуры
Электроизоляционный картон
1011
12000
Легко поддается механической обработке
Изготовление каркасов катушек, прокладок, шайб, изоляции электрических машин
Фибра
108 – 1010
3500
Высокая механическая прочность; в пламени электрической дуги выделяет дугогасящие газы
Изготовление дугогася-щих камер, патронов трубчатых предохранителей
Асбест
10- 102
1500
Высокая нагревостойкость, плавится при температуру 1150°С
Электро и теплоизоляция, изготовление асбестокарто-на и асбестоцемента
Пластмассовые
Гетинакс
108 – 1011
12000-38000
Высокая механическая прочность, морозостойкость, нагрев остойкость
Аппарато- и приборостроение
Текстолит
108 – 1010
3000—16000
Высокая механическая прочность, морозостойкость, нагревостойкость
Аппарато- и приборостроение
Фенопласт
1010 – 1012
12000-17000
Высокая нагревостойкость и морозостойкость слабая гигроскопичность и влагопроницаёмость
Корпуса и основания , выключателей, ламповых патронов, штепсельных розеток и вилок и другой электроаппаратуры
Эластомеры
Резина
1017
20000 – 30000
Высокая эластичность, слабая влагопроницаемость, плохая морозостойкость
Изоляция проводов и кабелей, изготовление прокладок, диэлектрических ковриков, перчаток и т.п.
Эбонит
1016 – 1017
15000
Легко поддается механической обработке
Изготовление деталей аппаратуры, применяемой в технике слабых токов
Минеральные твердые
Слюда
1015 – 1016
13000
Высокая гибкость, слабая влагопроницаемость, высокая нагревостойкость
Изоляция электромашин высокого напряжения и большой мощности; изготовление конденсаторов, миканита, слюдита, слюдопласта
Стекло силикатное
1010 – 1019
50000
Высокая механическая прочность на растяжение
Изготовление деталей измерительных приборов, баллонов электровакуумных приборов; производство стекловолокна
Электрофарфор
7·1010-4·1011
28000 – 35000
Высокая механическая прочность, нагревостойкость
Изготовление роликов, изоляторов, резисторов, конденсаторов, оснований электронагревательных приборов и реостатов
Основные данные установочных проводов.
Марка
Устройство провода
Сечение, мм2
Количество жил
Допускаемое напряжение, в
ПР
Провод с медными жилами, резиновой изоляцией, в оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи
0,75 - 400
1
500
АПР
То же, но жила алюминиевая
2,5
1
500
ПРД
Провод с медными жилами, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, двойной
0,5 - 6
2
380
ПРГ
Провод с медными жилами, резиновой изоляцией, в оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи, гибкий
0,75 - 400
1
500
ПРТО
Провод с медными жилами, резиновой изоляцией, в общей оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи для прокладки в трубах
1 – 120
1 – 37
500
АПРТО
То же, но жилы алюминиевые
2,5 – 400
1 – 4
500
ШР
Шнур с медными жилами, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи
0,5 – 1,5
2
220
АР1
Арматурный провод с медными жилами, резиновой изоляцией в оплетке из хлопчатобумажной пряжи
0,5 – 0,75
1
220
АРД1
То же, но двойной
0,5 – 0,75
2
220
ШПРО
Шнур с медными жилами, резиновой изоляцией, жилы уложены параллельно и заключены в общую оплетку из натурального или искусственного шелка
0,5 – 0,75
2
220
ПВ
Провод с негибкой медной жилой и поливинилхлоридной изоляцией
0,75 – 0,95
1
500
АПВ
То же, но с алюминиевой жилой
2,5 – 95
1
500
ППВ
Провод ленточный с медными жилами, уложенными параллельно и разделенными поливинилхлоридной изоляцией
0,75 – 2,5
2 – 3
500
АППВ
То же, но жилы алюминиевые
2,5 – 95
2 – 3
500
ПГВ
Провод с гибкой медной жилой, состоящей из тонких проволочек и поливинилхлоридной изоляции
0,75 –95
1
500
Основные данные обмоточных проводов некоторых марок
Марка
Устройство провода
Диаметр жилы, мм
Толщина слоя изоляции, мм
ПЭЛ
Медная жила изолирована эмалью на высыхающих маслах
0,02 – 2,44
0,0015 – 0,05
ПЭВ
Медная жила изолирована высокопрочной эмалью
0,02 – 2,44
0,01 – 0,05
ПЭЛР
Медный провод, изолированный высокопрочной эмалью
0,1 – 2,44
0,01 – 0,05
ПЭВТЛ
Медный провод, изолированный высокопрочной эмалью повышенной теплостойкости, лудящийся
0,06 – 1,0
0,01 – 0,05
ПБО
Медный провод, изолированный одним слоем обмотки из хлопчатобумажной ткани
0,2 – 2,1
0,05 – 0,07
ПБД
То же, но изолированный двумя слоями обмотки из хлопчатобумажной пряжи
0,2 – 5,2
0,09 – 0,26
ПЭЛБО
Медный провод, изолированный масляной эмалью и одним слоем обмотки из хлопчатобумажной пряжи
0,2 – 2,1
0,062 – 0,1
ПЭЛКО
То же, но слой обмотки из капроновой пряжи
0,2 – 2,1
0,062 – 0,1
ПЭЛШО
То же, но слой обмотки из натурального шелка
0,05– 2,1
0,033 – 0,078
ПЭЛШКО
То же, но слой обмотки из шелка-капрона
0,25 – 2,1
0,062 – 0,1
ПЭЛВ
Провод, изолированный масляной эмалью и слоем полихлорвинила
1,25 – 1,68
0,4 – 0,42
Условные графические обозначения в электрических схемах.
Наименование
Обозначение
Род тока и напряжения
Ток постоянный. Напряжение постоянное
Ток переменный. Напряжение переменное
Ток постоянный и переменный
Ток переменный трехфазный частоты 50 гц
Полярность:
отрицательная
положительная
Источники электрического тока
Элемент гальванический или аккумулятор
Батарея из гальванических или аккумуляторных элементов
Генератор электрический (общее обозначение)
Линия электрической связи, провод, кабель (общее обозначение)
Провод (кабель) гибкий
Цепь из двух линий электрической связи
Цепь из трех линий электрической связи
Цепь из n линий электрической связи
Провода (кабели) пересекающиеся, электрически не соединенные
Ответвление линий электрической связи
Изгиб линий электрической связи
Провод (кабель) экранированный
Провод скрученный (шнур)
Повреждение изоляции:
между линиями электрической связи
между проводами и корпусом машины, аппарата
между проводом и землей
Соединение провода (кабеля), корпуса машины (аппарата) с землей
Электрические аппараты
Предохранитель плавкий (общее обозначение)
Соединение электрическое (общее обозначение)
Соединение электрическое разъемное
Контакт выключателя и переключателя:
замыкающий
размыкающий
переключающий
Контакт электрического реле: замыкающий
размыкающий
переключающий
Контакт магнитного пускателя, контактора:
замыкающий
размыкающий
Выключатель (общее обозначение)
Выключатель многополюсный (например, трехполюсный)
Переключатель
Путевой, конечный выключатель:
Замыкающий
размыкающий
Соединение штепсельное разъемное
Штепсель
Гнездо
ение 3.
Темы проектов и творческих работ.
Светильник с самодельными электрическими элементами.
Плакат по электробезопасности дома.
Елочная гирлянда своими руками.
Электровикторины:
Великие изобретатели и их изобретения.
Основные формулы механики.
Основные формулы электромагнетизма.
Приложение 4.
Описание практических работ.
Практическая работа №1.
«Устройство электропаяльника. Использование проводниковых
материалов в качестве припоя».
Цель занятия: познакомить учащихся с устройством электропаяльника. условиями качественной пайки, научить практическому применению паяльника.
оборудование:
электропаяльники на подставке, олово в качестве припоя, канифоль,
монтажный нож, наждачная бумага, спаиваемые поверхности.
Теоретическая часть занятия:
Основные элементы электропаяльника.
электронагреватель
медный стержень, конец которого является рабочей поверхностью паяльника (жало - специальная заточка в виде лопатки).
изолирующая ручка.
электрошнур с вилкой.
Правила электробезопасности при работе с паяльником.
1. Электропаяльник нужно брать только за ручку, являющуюся одновременно электрическим и тепловым изолятором.
2. Выключать шнур из сети только нужно держась за вилку.
3. Нельзя оставлять электропаяльник без присмотра.
4. При перерывах в работе паяльник необходимо класть на специальную подставку с металлическими опорами, укреплёнными на электроизолирующей пластине.
5. Будь внимателен, при работе можно получить ожог, т.к. температура припоя составляет 3000С.
Основные условия качественной пайки.
Жало должно быть хорошо заточено и равномерно покрыто слоем припоя.
Температура жала должна быть оптимальной: перегрев приводит к тому, что припой становится слишком жидким и легко стекает со спаиваемой поверхности; низкая температура жала также снижает качество пайки: припой не стекает подобно густого варенья, а ложится камками.
Качественная пайка – равномерно растёкшийся припой в виде капли, который при застывании приобретает блестящую поверхность (слёзка).
Некачественная пайка - шероховатая матовая поверхность припоя.
Размеры паяльника.
Необходимо правильно держать паяльник ( как ручку тремя пальцами).
Чистота спаиваемых поверхностей. Для зачистки используется монтажный нож, зачищают до блеска. Для предохранения спаиваемых поверхностей от окисления используют флюсы, обычно канифоль.
Практическая часть занятия:
Соблюдая все меры электробезопасности при работе с паяльником, условия качественной пайки выполнить пайку предложенных материалов.
Практическая работа №2.
«Механическое соединение и оконцовывание проводов».
Материалы и инструменты: провода, наконечники для приводов, наждачная бумага, изоляционная лента, монтерский нож, круглогубцы, плоскогубцы, напильник, клещи для разделки плоских проводов.
Выполнение работы
Снять ножом изоляцию с концов соединяемых однопроволочных проводов на длине 20 мм при сечении не больше 4 мм2 и на длине 30 мм при сечении 6—10 мм2; зачистить наждачной бумагой жилы до блеска. Соединить жилы бандажной вязкой
Подготовить однопроволочные провода для соединения так, как указано в п. 1; соединить жилы скруткой
Подготовить для соединения многопроволочные провода; соединить их между собой скруткой
Снять ножом изоляцию на длине 25 мм с участка однопроволочного провода, от которого нужно сделать ответвление; снять ножом изоляцию на длине 20 — 30 мм с конца ответвляемого провода; сделать ответвление проводов с помощью скрутки
Подготовить для ответвления многопроволочные провода; сделать ответвление от этих проводов
Подготовить для оконцовывания провода; сделать с помощью круглогубцев колечки на концах жил проводов.
Выбрать наконечники для оконцовывания проводов; подготовить провода для оконцовывания; укрепить с помощью плоскогубцев наконечники на концах жил проводов.
Сделать оконцовывание проводов марок ППВ и АППВ (см. рис. 18).
Показать учителю выполненную работу, после чего обмотать изоляционной лентой места соединения ответвления и оконцовывания проводов.
Практическая работа №3.
"Изучение устройства предохранителей и выключателей".
Оборудование: ламповые патроны и штепсельные розетки различных видов; кнопочные, рычажные и поворотные выключатели; пакетный выключатель; рубильник; электрические предохранители различных типов; контрольная лампа на 36 в; провода; отвертка монтерский нож; круглогубцы: изоляционная лента
Выполнение работы
1. Записать технические данные ламповых патронов, штепсельных розеток, кнопочных, рычажных и поворотных выключателей; разобрать патрон, штепсельную розетку, выключатели, изучить их устройство; оконцевать провода и присоединить их к патрону, розетке, выключателям.
2. Записать технические данные пакетного выключателя; разобрать выключатель, изучить его устройство, выяснить взаимодействие его частей; собрать выключатель и присоединить к нему провода.
3. Рассмотреть рубильник и определить, на какое напряжение и на какой ток он рассчитан; снять крышку рубильника, изучить его внутреннее устройство, собрать рубильник.
4. Записать технические данные электрических предохранителей; проверить с помощью контрольной лампы целостность в предохранителях плавкой вставки; отремонтировать неисправные предохранители или предложить способ их ремонта.
Практическая работа №4.
"Ознакомление с устройством авометра.
Измерение электрических величин авометром".
Оборудование: авометр, ламповый реостат из трех ламп с отдельными выводами от каждой лампы, соединительные провода.
Выполнение работы
1. Изучить правила обращения с авометром.
2. Составить план выполнения измерений для проверки соотношений токов (напряжений, сопротивлений) при последовательном соединении электроприемников, начертить с этой целью схемы включения лампового реостата и согласовать их с учителем.
3. Начертить таблицу:
Электрическая величина
Лампы
1-я
2-я
3-я
1-я и 2-я, соединенные последовательно
1-я, 2-я и 3-я соединенные последовательно
Сопротивление, ом
Напряжение, в
Ток, а
4. Получив разрешение учителя перед каждым включением лампового реостата, выполнить необходимые измерения и результаты записать в таблицу, сделать вывод относительно соотношений токов (напряжений, сопротивлений) при последовательном соединении.
5. Составить план выполнения измерений для проверки соотношений токов (напряжений, сопротивлений) при параллельном соединении электроприемников, начертить с этой целью схемы включения лампового реостата и согласовать их с учителем.
6. Начертить таблицу:
Электрическая величина
Лампы
1-я
2-я
3-я
1-я и 2-я, соединенные параллельно
1-я, 2-я и 3-я, соединенные параллельно
Сопротивление, ом
Напряжение, в
Ток, а
Получив разрешение учителя перед каждым включением реостата, выполнить необходимые измерения и записать результаты в таблицу; сделать вывод о соотношении токов (напряжений, сопротивлений) при параллельном соединении
Практическая работа №5.
"Изучение устройства утюга".
Оборудование и материалы: утюг, руководство по эксплуатации, набор электромонтажных инструментов, омметр, секундомер, термометр технический от 0° до 250°С.
Изучите руководство по эксплуатации утюга, рассмотрите его устройство и запишите технические данные.
Нарисуйте принципиальную электрическую схему.
С помощью омметра убедитесь в исправности шнура, вилки и нагревательного элемента. Все работы по ремонту и чистке производите только при отключении утюга от сети.
Установите диск терморегулятора на более низкую температуру и включите его в сеть. С помощью термометра и секундомера отметьте наибольшую температуру подошвы утюга и время ее достижения. При достижении требуемой температуры терморегулятор срабатывает, отключая сигнальную лампочку, а при остывании вновь включает утюг в сеть. По результатам наблюдения постройте график зависимости температуры нагрева от времени работы утюга.
Аналогичное исследование произведите для более высоких температур, при которых гладят лен, хлопок. Помните, что разглаживание тканей при температуре, соответствующей символу условий глажения, предохраняет утюг от преждевременного износа и порчи.
После окончания работы необходимо утюг отсоединить от сети. Не оставляйте утюг без надзора и после глажения, ставьте его на торец или на специальную подставку.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.
Актуальность данного курса также в том, что в последние годы в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.
Цель курса:
Дать основы знаний по электротехнике.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
üРазвитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.
üФормирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
üПодготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
üФормирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 8,9 классов.
Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.
Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.
1. Теоретический блок
Цель: расширение кругозора при изучении теоретического материала.
2. Практический блок
Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление знаний и умений, полученных в теоретическом блоке.
3. Экскурсионный блок.
Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с профессиями технического направления.
В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы, самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.
По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:
üОб электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.
üО технике электрических измерений.
üО бытовых нагревательных приборах и светильниках.
Знать:
üМонтажные и принципиальные схемы.
üУстановочные электромонтажные изделия.
üПринцип работы электроизмерительных приборов.
Уметь:
üОказать первую помощь при поражении электротоком.
üЧитать схемы электрических соединений.
üПроизводить расчеты проводов и кабелей.
üВыполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.
üВыполнять мелкий ремонт бытовой техники.
Владеть:
Навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 06.01.2015 |
Раздел | Физика |
Подраздел | |
Просмотров | 957 |
Номер материала | 36171 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: