ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА
элективного курса
по математике
"ПРОЦЕНТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ"
подготовила учитель
математики
высшей
квалификационной
категории
МОУ
«Лямбирская СОШ №2»
Боброва
Ж.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное содержание темы
«Процентные вычисления» составляет часть общеобразовательного курса математики.
Понимание процентов и умение
производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку.
Однако, практика показывает, что очень и очень многие окончившие школу не
только не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни, но
даже не понимают смысла процентов как доли от некоторой заданной величины.
Определенная ответственность
за такой уровень « процентной образованности» общества лежит, конечно, на
системе обучения математике в школе. Проценты изучаются на первом этапе
основной школы, в 5-6 классах, когда учащиеся в силу возрастных особенностей
еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в
повседневной жизни.
Поэтому на этапе профильной
подготовки необходимо ввести для изучения даны курс по выбору. Основное
содержание составляют задачи различного уровня сложности, сюжеты подавляющего
большинства которых, в отличие от обычных искусственных текстовых задач, непосредственно
взяты из действительности, окружающей современного человека, в том числе и
старшеклассника,- финансовая сфера ( платежи, налоги, прибыли), демография,
экология, социологические опросы и пр.
Математический материал темы
имеет выраженную практическую направленность. Предлагаются система задач и
упражнений экономической тематики.
Цель курса: Сформировать понимание
необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач,
показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;способствовать
интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном
обществе, для решения практических проблем.
грамотно и экономно проводить
элементарные процентные вычисления.
Задачи:
Ø сформировать умения
производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической
деятельности;
Ø решать основные задачи на
проценты. Применять формулу сложных процентов;
Ø привить учащимся основы
экономической грамотности.
Для реализации этих целей на
практических занятиях учащиеся будут решать задачи прикладного и общеобразовательного
характера.
Кроме учебной цели
достигаются и другие – развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его
способностей, развитие элементов творчества. Постепенное развитие у учащихся
навыков организации умственного труда и самообразования.
Инвариантность программы:
программа элективного курса может быть изменена в соответствии с повышением
уровня знаний школьников, их запросов, а также при изменении экономических
реалий.
Предполагаемые формы работы:
элективный курс предполагает лекционные занятия, в ходе которых слушатели
получают необходимые теоретические сведения. На практических занятиях слушатели
получают возможность разобраться в конкретной экономической и банковской ситуации.
В качестве итоговой отчетности и проверки знаний предусмотрена защита
исследовательских работ. Но будут применяться и такие организационные формы,
как моделирование различных ситуаций в банковской сфере, выполнения
индивидуального домашнего задания. Возможны и разные формы индивидуальной или
групповой деятельности учащихся.
Примерное распределение аудиторной
нагрузки по темам (34ч)
№ п\п
|
Название темы
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лек-ция
|
Прак-тика
|
Семи-нары, зачеты
|
1
|
Простейшие задачи на проценты
|
2
|
1
|
1
|
|
тестирование
|
2
|
«Обратные задачи» на проценты.
Процентные отношения.
|
4
|
1
|
3
|
|
сам.работа
|
3
|
Процентный рост
|
4
|
1
|
3
|
|
сам.работа
|
4
|
Сложный процентный рост.
|
5
|
1
|
4
|
|
сам.работа
|
5
|
Банковские операции
|
5
|
1
|
3
|
1
|
Исследовательская работа
|
6
|
Арифметическая и геометрическая
прогрессия
|
5
|
1
|
3
|
1
|
участие в семинаре
|
7
|
Что растет быстрее?
|
3
|
1
|
2
|
|
Сам. работа
|
8
|
Корни и степени
в задачах на банковские проценты.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
9
|
Логарифмы и их
применение.
|
3
|
1
|
1
|
1
|
|
10
|
Защита исследовательских работ
|
1
|
|
|
|
|
Основное
содержание курса.
1.
Простейшие
задачи на проценты.(2ч)
Определение
процента. Исторические сведения. Основные правила нахождения процентов от
числа, числа по его процентам. Решение простейших задач. Решение простейших
задач экономического характера.
2.
«Обратные
задачи» на проценты. Процентные отношения.(4ч)
Решение
«обратных» задач экономического характера. Процентное отношение двух величин.
Бюджетный дефицит.
3.Процентный
рост.(4ч)
«Пеня». Формула
простого процентного роста. Остаточная стоимость.
4.Сложный
процентный рост.(5ч)
Срочные вклады.
Формула сложного процентного роста. Решение задач типа №19 профильного ЕГЭ.
5. Банковские
операции. (5ч)
Разъяснение
различных ситуаций, связанных с банковскими операциями. Решение задач,
связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках;
процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных
упражнений .
6.Арифметическая
и геометрическая прогрессии.(5ч)
Прогрессии в
экономических задачах. Использование формул суммы арифметической прогрессии.
7.Что растет
быстрее?(3ч)
Как выгоднее
положить деньги в банк. Решение задач типа №19 профильного ЕГЭ.
8. Корни и
степени в задачах на банковские проценты.(2ч)
Применение
корней и степени в задачах на вычисление доходности вкладов .
9. Логарифмы и их
применение (3ч)
Применение
логарифмов в задачах на вычисление доходности вкладов
Возможные критерии оценок
Оценка
«отлично» (5) – ставится учащимся, которые очень хорошо усвоили теоретический
материал, свободно пользуются им, решают любые предложенные задачи, очень
активны в обсуждении, свободно работают с источниками при написании
исследовательской работы, знают и умело используют формулы. Успешно справляются
с индивидуальными заданиями, с моделирование ситуаций.
Оценка
«хорошо» (4) – ставится учащимся, которые усвоили теоретический материал,
справляются с решением задач, допуская небольшие ошибки, активны в обсуждении,
справляются с написанием исследовательской работы, но возможно не так умело
защищают ее, знает основные формулы курса, но возможны небольшие ошибки при их
использование.
Оценка
«удовлетворительно» (3) – ставится, если учащийся усвоил основные понятия
курса, справился с написанием исследовательской работы, выполняет 50%
предложенных задач.
Оценка
«неудовлетворительно» (2) – ставится учащимся, которые не усвоили теоретический
материал, не проявили заинтересованность к курсу, не принимает участия в
обсуждении решения задач и сам не справляется с их решением.
При
выставлении оценки за выполнение исследовательской работы по всему курсу
могут быть следующие критерии оценок:
«Зачтено»- работа представлена с защитой
и презентацией.
«Не зачтено» - работа не представлена.
Список
литературы
1.
Дорофеев
Г.В., Седова Е.А., Процентные вычисления.-М.: Дрофа, 2003г.
2.
Мантуров
О.В., Солнцев Ю.К., Математика в понятиях, определениях и терминах.-М.:
Просвещение, 1982г.
3.
Шуба
М.Ю., занимательные задания в обучении математики.- М.: Просвещение, 1995г.
4.
Задачи на
проценты, О.О.Баранов. Математика в школе. 2003 №5
5.
Избранные
вопросы математики. Дорофеев. Математика в школе. 2003 №10
6.
Сложные
проценты. А.С.Симонов. Математика в школе. 1998 №5.
7.
Текстовые
задачи в школьном курсе математики.(Лекции) А.В.Шевкин, М., Педунивер
«1сентября» 2010год
8.
Открытый
банк заданий ЕГЭ в сети Интернет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.