Инфоурок Информатика Рабочие программыПрограмма элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)

Программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение

Некоузская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса по

Информатике и ИКТ

для обучающихся 10 - 11 классов

«Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике».

(70 часов).

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

 

_______

 

Протокол № ___ от

«____»__________2012 г.

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор

 

_______

 

Приказ № ___ от

«____»___________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель информатики

                                                          2012-2013 учебный год                           

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для обучащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ).

Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.

Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.

Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по информатике и ИКТ за курс основного образования и знакомы с материалом по основным разделам информатики на базовом уровне.

Цели курса:

Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.

Задачи курса:

-                             познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);

-                             научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;

-                             проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет;

-                             научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по различным темам курса;

-                             предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.

        Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики»,

«Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.

Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов, содержащих задания по данной теме из ЕГЭ прошлых лет.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить демонстрационную версию ЕГЭ прошлых лет.

 

 

 

 

 

 

Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • архитектура компьютера;
  • программное обеспечение;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

 уметь:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;
  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • строить и преобразовывать логические выражения;
  • строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
  • уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
  • суммирование массива;
  • проверка упорядоченности массива;
  • слияние двух упорядоченных массивов;
  • сортировка (например, вставками)
  • поиск заданной подстроки в последовательности символов
  • поиск корня делением пополам

·         поиск наименьшего делителя целого числа

·         разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)

·         умножение двух многочленов

  • знать базовые механизмы обращения с внешним    миром в данной операционной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:
  • нарисовать на экране график синуса;
  • нарисовать на экране окружность;
  • подсчитать число символов и строк в файле;
  • подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:

№ п/п

Количество часов

№ занятия

Дата

Тематика занятий

Домашнее задание

Примечание

1

24

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ

 

 

1.1

6

Информация и ее кодирование

1

 

Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств, логарифмические шкалы восприятия.

 

 

Язык как способ представления и передачи информации.

 

 

2

 

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.

 

 

Единицы измерения количества инфор­мации.

 

 

3

 

Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование.

 

 

4

 

Скорость передачи информации и пропускная способность канала передачи.

 

 

5

 

Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.

 

 

6

 

Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.

 

 

1.2

6

Основы логики

 

 

7

 

Алгебра логики.

 

 

8

 

Логические выражения и их преобразование.

 

 

9

 

Логические выражения и их преобразование.

 

 

10

 

Построение таблиц истинности ло­гических выражений.

 

 

11

 

Построение таблиц истинности ло­гических выражений.

 

 

12

 

Построение таблиц истинности ло­гических выражений.

 

 

1.3

3

Моделирование и компьютерный эксперимент

 

 

13

 

Формализация: математические и логические модели. Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

 

 

14

 

Математические модели (графики, исследование функций).

 

 

15

 

Построение и использование информационных моделей реальных процессов  (физических, химических, биологических, экономических).

 

 

1.4

8

Алгоритмизация и программирование

 

 

16

 

Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.

 

 

 

 

17

 

Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.

 

 

18

 

Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные.

 

 

19

 

Работа с массивами (заполнение, считывание).

 

 

20

 

Работа с массивами (поиск, сортировка).

 

 

21

 

Работа с массивами (массовые операции)

 

 

22

 

Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.

 

 

23

 

Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.

 

 

1.5

1

Социальная информатика

 

 

24

 

История развития вычислительной техники. Нормы информационной этики (почта, публикации в Интернете и др.). Правовые нормы (охрана авторских прав на программы и данные, электронная подпись и др.).

 

 

2

30

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1

4

Основные устройства
информационных и коммуникационных технологий

25

 

Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера.

 

 

26

 

Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.).

 

 

27

 

Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.).

 

 

28

 

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение; технические условия эксплуатации. 

 

 

2.2

4

Программные средства
информационных и коммуникационных технологий

 

 

29

 

Операционная система: назначение и функциональные возможности. Графический интерфейс (основные типы элементов управления). Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).

 

 

Прикладное программное обеспечение общего назначения

30

 

Выбор текстового редактора. Графический редактор —  виды, приемы работы, совместимость.

 

 

31

 

Электронные таблицы — назначение, приемы работы, ограничения. Использование систем управления базами данных.

 

 

 

32

 

Прикладное программное обеспечение специального назначения (системы автоматизированного проектирования, системы оптического распознавания текстов, электронные словари и переводчики, энциклопедии  и др.). Коммуникационные программы (браузеры, почтовые программы, менеджеры загрузки файлов, программы интерактивного общения и др.). Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.).

 

 

2.3

4

Технология обработки текстовой информации

33

 

Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментами текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте,  изменение параметров абзацев).

 

 

34

 

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание и др.). Ввод и форматирование абзацев нестандартной формы (цитаты, перечисления, таблицы и др.)

 

 

35

 

Вставка в текст рисунков, диаграмм и др. графических элементов.

 

 

36

 

Проверка орфографии и грамматики.

 

 

2.4

5

Технология обработки графической и звуковой информации

37

 

Растровая графика. Графические объекты и операции над ними.

 

 

38

 

Векторная графика. Графические объекты и операции над ними.

 

 

39

 

Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.

 

 

40

 

Создание и редактирование цифровых звукозаписей.

 

 

41

 

Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами.

 

 

2.5

4

Технология обработки информации в электронных таблицах

42

 

Ввод и копирование данных в электронных таблицах, операции над данными (ячейка, столбец, строка). Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных (числа, текст, дата, время и др.).

 

 

43

 

Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки. Использование функций.

 

 

44

 

Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций.

 

 

45

 

Сортировка и поиск данных.

 

 

2.6.

6

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

46

 

Структура базы данных (записи и поля).

 

 

47

 

Табличное и картотечное представление баз данных.

 

 

48, 49

 

Сортировка записей.

 

 

50, 51

 

Использование различных способов формирования запросов в базах данных.

 

 

2.7

4

Телекоммуникационные технологии

52

 

Адресация в Интернете: IP-адреса и доменные имена.

 

 

53

 

Технология World Wide Web (WWW). Электронная почта (отправка, получение, правила переписки, приложения к письмам, чтение «испорченной» кириллицы и др.). Файловые архивы (получение файлов, FTP). Поиск информации (документов, файлов, людей).

 

 

54, 55

 

Разработка сайтов (основы HTML).

 

 

3

13

«Технология программирования»

Итого

68

 

 

 

 

 

Выполнение контрольного теста – 2 часа.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бешенков С.А., Ракитина Е.А. “Моделирование и формализация” — М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
  2. Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е. Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
  4. Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный курс. Харьков: Фолио, 2002.
  5. Николаев А.Б. и др. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2002
  6. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. и др. “Логика в информатике”. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
  7. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник.- М.: Мастерство, 2002.
  8. Internet-ресурсы:http://www.ed.gov.ru

                                  http://www.ege.ru/

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для обучащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ). Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час. Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.04.2020 107
    • DOCX 148.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Боровикова Надежда Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Боровикова Надежда Леонидовна
    Боровикова Надежда Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80175
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 188 человек из 53 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе