Приложение №12
Рассмотрено
Рассмотрено Рассмотрено
на заседании МО
учителей на заседании педагогического на заседании
естественно –
научного цикла совета МОУ «Троицкая СОШ» муниципального экспертного
МОУ «Троицкая СОШ»
Губкинского р-на совета г.Губкина и
Губкинского р-на
От «__» _________2011г.
от «___» __________2011г. от « ____» _______2011г.
№ _____
№ _____ № ______
Программа
элективного курса по географии
в 7 классе
«Имя на карте»
(Из истории
географических открытий)
Составитель программы:
Посохова Т.М
учитель географии
МОУ
«Троицкая СОШ»
п. Троицкий
2011г.
Введение.
«Мы ленивы и не
любопытны» - эти пушкинские строки можно поставить грустным эпиграфом к истории
нашего непростительного забвения собственных деяний своих же национальных
героев.
Нет, безусловно,
какое – то количество кем-то когда то канонизированных имен мы знаем еще со
школьной скамьи: Баренц, Нансен и Амундсен, Дежнев и Челюскин, Седов и Папанин
– эти фамилии у нас на слуху. Но вдруг мы замечаем на самой обычной карте
Арктики пролив Овцына, мыс Латиниуса, бухту Прончищева – и встаем в тупик.
Их мы не
«проходили» в школе, фамилии этих людей нам не попадались в популярных
историко-географических изданиях. На мгновение нам становится стыдно, но лишь
на мгновение – жизнь быстротечна, в ней масса интересного сиюминутного,
кажущегося нам архиважным и мы успокаиваемся, успокаиваем заодно и собственную
совесть, что бы тотчас же забыть эти забрезжившие как бы в тумане имена.
Зиновий Каневский «Загадки и трагедии Арктики».
Пояснительная записка.
Путешественников и
исследователей, именами которых - названы города, заливы, проливы, мысы,
острова, реки – великое множество. Иные из этих путешественников, а
следовательно, и географические названия, появившиеся в их честь, хорошо
известны, как скажем, Е.Хабаров, (город Хабаровск)или Ванкувер(город Ванкувер),
иные менее известны широкой публике. Но от этого отнюдь не умаляются заслуги
любого из путешественников прошлого и настоящего перед мировой и отечественной
прошлого и настоящего перед мировой и отечественной наукой.
В курсе «Географии
материков и океанов» в 7 классе в довольно сжатом виде рассматриваются вопросы
географических открытий и исследований, при этом в списке изучаемых имен почти
нет русских путешественников.
В новых
учебниках по курсу «География России» имен практически нет. А ведь за каждым
географическим названием – чье-то имя.
Люди, открывавшие
миру мир, люди, для которых не было ничего священнее радости открытия во имя
знания – их имена овеяны славой. И среди них значительное место занимают
русские путешественники. Ведь до того, как русский казак Семен Дежнев
отправился на утлом коче в бурное плавание, человечество не знало, что Америка
и Азия разделены проливом; ведь это русские мореплаватели открыли шестой
континент Земли - Антарктиду; это они исследовали Сибирь, Дальний Восток,
Центральную Азию. А сколько сделано ими для освоения Арктики!
Многие тайны
вырвали у неведомого русские и советские исследователи.
Поэтому я
предлагаю программу элективного курса в 7 классе рассчитанную на 35 уроков
(один час в неделю)
В этом курсе
учащиеся 7 класса будут знакомиться с известными и малоизвестными страничками
истории путешествий и открытий россиян, с именами на карте, в том числе и
женскими.
Цель программы:
освоение системы географических знаний об открытиях и исследованиях,
первооткрывателях и исследователях, воспитание чувства патриотизма, стремление
к познанию мира, планеты Земля, восхищение примером подвига во имя науки и
человечества, конструктивное восприятие определенных явлений жизни, объемное определение
своих возможностей и своего вклада в общий результат.
Для достижения
поставленной цели, необходимо решить рад задач:
- способствовать
формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески
мыслящей личности;
- передать учащимся
сумму знаний о героических станицах географических открытий и исследований;
- формировать у
учащихся представление о целостности окружающего мира, о проблемах встающих
перед человечеством:
- формирование
духовности, воспитания патриотизма, уважение к истории и культуре своей Родины;
- развивать у
школьников словесно-логическое и образное мышление;
- способствовать
формированию картографической грамотности
Данная программа
предусматривает следующие результаты и знания в ходе изучения курса:
·
определение собственного
отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции,
формулирование своих мировоззренческих взглядов;
·
знание этапов героической
истории русских путешественников и исследователей;
·
имена известных и мало
известных исследователей и их роль в географических открытиях;
·
государственные институты
и исторические личности, способствовавшие организации экспедиций;
·
наиболее значимые объекты
географической номенклатуры , на фоне которых развертывались события
экспедиций;
·
характерные этнокультурные
особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями;
уметь:
·
показывать на картах
маршруты экспедиций;
·
ориентироваться в
хронологии событий, связанных с географическими открытиями;
·
пользуясь литературой по
данной дисциплине, вычленять главное;
·
подбирать иллюстративный и
аудиовизуальный материал по данной тематике.
Содержание программы.
1.Введение (1час)
Почему А.Пушкин сказал: «Мы ленивы и нелюбопытны». Что изучают в курсе
«Имя на карте». Тайны неведомого. Славные первооткрыватели. Значение
путешествий в познании планеты Земля.
2. Женские имена на карте (1час.)
Покорительница
Казбека. Мария Павловна Преображенская отважная исследовательница гор,
замечательная альпинистка, турист, краевед. Впервые русская женщина
М.П.Преображенская поднимается на Казбек.
3. Исследователи Сибири, Камчатки, Приамурья и Русской
Америки (9час)
Семен
Иванович Дежнев - один из замечательнейших русских землепроходцев. По
Анианскому проливу.
С.Дежнев и Ф.Попов разрешают вековую загадку.
«Скаски» Владимира Атласова.
Человек, присоединивший Камчатку. Земля Камчатская.
Четыре года странствий С.П.Крашенинникова по Сибири.
Василий Данилович Поярков на Дальнем Востоке.
Отважный русский землепроходец, разведыватель приамурских земель Ерофей
Павлович Хабаров.
В дебрях Уссурийского края. В.К.Арсеньев.
Василий Прончищев в отряде Великой Северной экспедиции. Бескорыстный и
беззаветный подвиг Прончищева.
Дмитрий и Харитон Лаптевы на пути к Анадырю.
Ф.П.Врангель в мир е грохочущих океанов буйных ветров.
И.Д.Черский в Сибири и на Байкале. Имя Черского на карте Сибири.
Патриарх советской геологии – академик В.А.Обручев. Два открытия
С.В.Обручева.
Основатель русской Америки - .Г.И.Шелехов.
Подвиг Невельского. Открытия на Дальнем Востоке.
4.Исследователи Арктики(8час)
Великая Северная экспедиция. Опись берегов Северного Ледовитого океана
- была выполнена. Витус Беринг и А.И.Чириков организаторы экспедиции.
Описание берегов Новой Земли. Первая карта Новосибирского архипелага.
Экспедиция Врангеля. Научная экспедиция во время Первого Международного
полярного года.
Первая русская экспедиция к Северному полюсу.
Экспедиция О.Ю.Шмидта. Комиссар Арктических земель.
Экспедиция Г.Я.Седова. Г.Седов – начальник первой русской экспедиции на
Северный полюс.
Тайны безымянного острова. Плаванье научного судна «Сталинец».
Трагическая гибель экспедиции В.А.Русанова на судне «Геркулес».
Жизнь, отданная призванию. Север, Арктика в жизни В.Ю.Визе.
Отважная четверка Папанинцев.
5.Исследователи Антарктиды (2часа)
Они были первыми.
Русская морская кругосветная экспедиция, возглавляемая
Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.
6.Исследователи Центральной Азии, Китая и Тибета.
(3часа)
Удивительная судьба Филиппа Ефремова.
Великий исследователь Н.М.Пржевальский на Тибете и в Центральной Азии.
Шесть
экспедиций по Азии Георгия Николаевича Потанина.
Открытие мертвого города Хара-Хото. П.К.Козлов.
Исследователи
Средней Азии (2часа)
В глубь Тянь-Шаня.
П.П.Семенов-Тян-Шанский, его открытия в Средней Азии.
К снежным вершинам
Алтая. А.П.Федченко и О.А.Федченко – разгадывают тайны Памира.
Исследователи
Европейской части России (2часа)
«Древние записки»
Ивана Лепехина.
По озерному краю с
Н.Я.Озерецковским.
В.В.Докучаев –
путешественник – исследователь. Первая научная экспедиция.
Любовь к камню
А.Е.Ферсмана. Путешествие в пустыне Кара-Кум и на холодный Кольский
полуостров.
Русские
исследователи муссонной Азии, Америки, Африки и Океании(3часа)
Путешествие Афанасия
Никитина за три моря.
Е.П.Кавалевский
между Белым и Голубым Нилом.
Подвиг
Миклухо-Маклая.
10.Русские
кругосветные морские плавания (3часа)
Паруса отважных. Вельможная столица
восторгается заморскими товарами.
Путешествие
Ю.Ф.Лисянских и И.Ф.Крузенштерна.
Штормовая судьбина
Василия Головина. Трехмачтовый шлюп «Диана» начал дальнее плавание.
Трижды вокруг света.
О.Е.Коцебу во главе судна «Рюрик». Залив Кацебу.
Ф.П.Литке – начальник
кругосветной экспедиции на «Сенявине».
Дела и дни адмирала
С.О.Макарова. Макаров командир корвета «Витязь».
Ю.М.Шокальский –
океанограф и картограф.
11. Урок обобщения
и повторения знаний. Урок - ролевая игра. Заседание ученого совета (1час)
Учебно-тематический план
№
|
Темы курса
|
Кол-во
часов
|
Практические
работы
|
1.
|
Введение.
|
1час
|
|
2.
|
Женские имена на
карте России.
|
1час
|
1.Обозначение
путешествия покорительницы Эльбруса М.П.Преображенской
|
3.
|
Исследователи
Камчатки, Приамурья, Сибири, русской Америки.
|
9часов.
|
2.Определить на
карте пути экспедиций С.Дежнева и Ф.Попова,
В.Атласова и
С.Крашенинникова, В.Пояркова и Е.Хабарова, В.Арсеньева и В.Прончищева, Д и Х
Лаптевых и Ф.Врангеля, И.Черского и В.Обручева, Г.Шелехова и Невельского.
|
4.
|
Исследователи
Арктики.
|
8час.
|
3.Обозначение на
карте Великой Северной экспедиции.
4.Определение по карте пути исследования Научной
экспедиции во время Первого Международного полярного года.
5.Нанести маршрут северной экспедиции Г.Седова на
Северный полюс.
|
5.
|
Исследователи
Антарктиды
|
2часа
|
6. Определить
путь экспедиции П.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена
|
6.
|
Исследователи
Центральной Азии, Китая и Тибета.
|
3часа
|
7. Обозначение
на к\к путешествия Н.Пржевальского и Г.Потанина.
|
7.
|
Исследователи
Средней Азии.
|
2часа
|
8. Определить
маршрут экспедиций
А.П. и О.А
Федченко и П.Семенова – Тян-Шанского.
|
8.
|
Исследователи
Европейской части России
|
2часа
|
9.Имена
А.Лепехина, В.Докучаева и
А.Ферсмана на
карте России.
|
9.
|
Русские
исследователи муссонной Азии, Африки и Океании.
|
3часа.
|
10. Определить
по карте маршруты исследований русских ученых – Е.Кавалевского, Афанасия
Никитина и Миклухо-Маклая
|
10.
|
Русские
кругосветные морские плавания.
|
3часа
|
11. Маршруты
экспедиций Ю.Лисянского И.Крузенштерна, О.Коцебу, Ф.Литке, С.Макарова,
Ю.Шокальского.
|
11.
|
Урок ролевая
игра. Обобщение знаний.
|
1час.
|
Заседание
ученого совета.
|
Литература.
1.Под небом всех
широт. Сборник очерков о русских путешественниках.
Составитель:
Д.С.Ясиновский
Государственное издательство
детской литературы Министерства Просвещения РФ
2.Имя на карте.
С.В.Узин , изд-во «Мысль», М.1983
3.ж/л «География в
школе» № 2 1988г., №1 2001г., №1 2000г.
4.Ресурсы Интернет
5. Энциклопедия
Кирилла и Мефодия
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.