Инфоурок Информатика Рабочие программыПрограмма элективного курса «Информационная культура при работе на ПК»

Программа элективного курса «Информационная культура при работе на ПК»

Скачать материал

Отдел образования

городского поселения город Белорецк

Муниципального района Белорецкий район и г. Белорецк.

 

 

 

 

 

 

 

Методическое объединение учителей информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Информационная культура при работе на ПК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инкин Сергей Александрович,

учитель информатики

высшей категории

МОУ Гимназия №17

г. Белорецка

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белорецк 2012
Содержание

 

 

 

Учебно-тематический план

3

 

 

Программа элективного курса

4

 

 

Вопросы самостоятельной работы

6

 

 

Экзаменационные билеты

7

 

 

Приложение 1. История развития вычислительной техники.

9

 

 

Приложение 2.  Личности.

16

 

 

 

 

 

 


Программа элективного курса

«Информационная культура при работе на ПК».

 

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 9-10 классов. В тематическом планировании по информатике существует раздел «информационные технологии», в котором рассмотрены основные программы по обработке текстовой, числовой, графической информации. Однако, на мой взгляд, курс «информационных технологий» должен начинаться со знакомства с категориями программ по принципу их приобретения и характеру выполняемых задач.

Программа предусматривает знакомство с разнообразием программного обеспечения. Занятия предназначены для изучения компьютера как инструмента людей различных профессий. Предусматривается выработка культуры работы с ПК, связанным с применением программ как прикладных, так и системных.

 

Учебно-тематический план.

В учебно-тематический план включено 17 основных тем. На изучение одной темы отводится 2 часа, из которых 1 час - лекционный, а второй час отведен для практических работ.

 

№ п\п

Тема

Всего часов

1

Классификация программного обеспечения по характеру выполняемых задач и принципу приобретения. Лицензионные соглашения. Платное и бесплатное ПО. Статьи УК РФ, связанные с нарушениями при использовании компьютеров в незаконных целях.

2

2

Стандартные приложения OS.

 

2

3

Пакеты офисных программ.

 

 

2

4

Обработка текстовой информации. Обработка звуковой информации. Обработка видео.

2

5

Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. 2D и 3D графика.

2

6

Издательские программы. Настольные издательские системы.

2

7

Работа в Интернете. Необходимы программы.

2

8

Работа с дисками CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW. Основные пакеты программ.

2

9

Операционная система. Необходимые компоненты системы для работы.

2

10

Архиваторы. Файловые менеджеры.

2

11

Пакеты антивирусных программ. Кодеки для аудио и видео.

2

12

Утилиты определения компонентов системы.

2

13

Утилиты, предназначенные для лечения и проверки ПК.

2

14

Программы, изменяющие свойства системы

2

15

ПО для программирования.

2

16

Прикладное ПО для математических расчетов.

2

17

Самостоятельная и контрольная работы.

2

 

 ИТОГО:

34

Программа элективного курса.

 

       1. Системное и прикладное программное обеспечение. Классификация ПО (software, firmware, freeware, adware, spyware, shareware, demo, trial). Лицензионные соглашения. Платное и бесплатное ПО. Свободно-распространяемое ПО. Статьи УК РФ в сфере компьютерных преступлений.

 

       2. Стандартные приложения Windows. Блокнот NotePad. Растровый графический редактор Paint. Калькулятор. Windows Media Player.  Стандартные приложения других OS.

 

       3. Знакомство с офисными пакетами программ. Состав. Назначение.

   Microsoft Word.  Текстовый процессор.

   Microsoft Excel.  Табличный процессор.

   Microsoft PowerPoint.  Приложение для создания презентационной графики.

   Microsoft Access.  Система управления базами данных. Для создания и работы с базами данных.

   Microsoft Outlook.  Стандартный почтовый клиент. Для приема и получения электронных писем.

   ППП Star Office, Open Office, Free Office, 602 Office.

 

       4. Программы для работы с текстовой информацией с различной кодировкой кириллицы. Patriot, Team Pad. Использование браузеров. Специальный межплатформенный формат – pdf. Adobe Acrobat Reader. ABBYY Fine Reader.

 

       5. Прослушивание и обработка звука.

Граббер аудио CD AudioCatalyst.

Sonic Foundry Sound Forge. Программа для редактирования звуковых файлов.

WinAmp. Плеер для воспроизведения звуковых файлов и CD.

jetAudio. Проигрыватель аудио файлов.

Yamaha XG Player. Программа для проигрывания midi-файлов.

Roland Virtual Sound Canvas. Один из лучших проигрывателей midi-файлов.

Van Basco's karaoke player. Один из проигрывателей для караоке.

 

       6. Просмотр и обработка  видео. Редактирование.

Adobe Premiere. Программа для монтажа и обработки видео.

Pinnacle Studio. Программа для монтажа и обработки видео.

InterVideo VinDVD Creator. Программа для монтажа и обработки видео.

Sasami. Видеоплеер.

Dforce DivX. Видеоплеер.

Light Alloy. Видеоплейер

CyberLink DVD player. Видеоплеер DVD.

 

       7. Растровая графика. Обработка растровой графики.

ACDSee. Программа для просмотра графических файлов.

MS Paint. Самый простой графический растровый редактор.

Adobe PhotoShop. Профессиональный редактор рисунков, фотографий и т.д.

Jasc Paint Shop Pro. Редактор для обработки растровой графики.

Macromedia FireWorks. Растрово-векторный редактор.

 

       8. Векторная графика. Обработка векторной графики.

Macromedia FreeHand.  Векторный графический редактор.

Corel Draw.  Векторный графический редактор.

Adobe Illustrator  Векторный графический редактор.

 

       9. Трехмерная графика. Отображение на экране монитора.

3D Explorer  Просмотр 3D графики.

3D studio Max  Создание 3D графики и анимации.

Maya.  Создание 3D графики и анимации.

Light Wave.  Создание 3D графики и анимации.

 

       10. Мультипликация, анимация. Создание 2-D анимаций.

Macromedia Flash. Графическая среда разработки анимационных файлов.

 Ulead Animatin Shop.   Создание растровых анимационных роликов.

Jasc Animation ShopCоздание растровых анимационных роликов.

 

       11. Издательство. Изготовление книг. Электронная верстка.

Quark Xpress  пакет для верстки публикаций, газет, журналов

Аdobe PageMaker  пакет для верстки и издательства газет, журналов

Corel Ventura (Publisher)  издательский пакет

Microsoft Publisher  издательская программа из пакета MS Office 2000, 2003 годов.

Издание в формате pdf. Adobe Acrobat. создание файлов PDF.

 

       12. Работа в Интернете. Основные аспекты.

Браузеры. Internet Explorer. Opera. Mozilla, Firefox.

Netscape Communicator. Браузер, почтовый клиент, редактор web-страниц

Закачка файлов из сети Интернет.  ReGet. FlashGet 

Macromedia DreamWeaver. Создание и редактирование web-страниц.

Microsoft FrontPage. Создание и редактирование web-страниц.

CuteFTP.  Публикование web-страниц Закачка файлов на сервер Интернета

Web Site Publisher. Автоматическое обновление сайта.

 

       13. Работа с дисками  CD, DVD.

Форматы CD-ROM, CD-R и CD-RW, DVD-R, DVD+R, DVD-RW, DVD+RW.

CloneCD. Копирование и тиражирование дисков.

Об авторских и смежных правах на информацию.

Nero Burning ROM  Программа для записи различных дисков.

Roxio Easy CD Creator  Программа для записи различных дисков.

 

       14. Системное ПО. Операционные системы.     

Windows 98. Windows 2000.Windows XP. MacOS. Unix. Linux.

Операционные система настольных компьютеров домашних и корпоративных пользователей.

      

15. Архиваторы, назначение и работа.

Архивирование и распаковка данных WinZip. WinRar.

 

       16. Антивирусные программы мониторинг, защита и лечение ПК от вирусов.

AVP (Лаборатория Касперского)

Dr. Web (ДиалогНаука)

McAfee Antivirus.

Norton Antivirus.

NOD32 Antivirus system.

 

       17. Файловые менеджеры. Назначение. Работа с файлами.

FAR.

Windows Commander. 

Norton Commander. 

Volkov Commander. 

 

       18. Кодеки. Назначение. Состав. 

Кодеки для аудио и видео для распаковки сжатых видео и аудио данных фильмов.

Nimo Codec Pack By Nimo-divX

DivX Pro Codec

AllCodec (AngelPotion Video Codec)

K-Lite Codec Pack.

 

       19. Система. Определение компонентов ПК. Назначение и состав. Тестирование ПК.

Аida32. Подробное описание системы, рекомендации и советы по оптимизации.

SiSoft Sandra. Аналогичный пакет.

Everest. Аналогичный пакет.

 

       20. Ошибки. Возникновение ошибок в операционной системе и жестком диске.

Диагностика и лечение. Дефрагментация. Работа с реестром.

Norton Utilities.

Ontrack Fix-It Utilities.

Norton System Works.

 

       21. Изменение свойств ПК. Изменение разделов на жестком диске. Добавление виртуального CD-ROMа, шифрованного раздела на диске для хранения секретных данных.

Norton Ghost.

Far Stone Virtual Drive.

Power Quest Partition Magic.

Power Quest Drive Image.

Paragon CD-ROM Emulator.

Alcohol 120%.

Dekart Private Disk Light.

 

22. ПО для программирования.

Языки программирования. Инструментальные среды.

Basic, Pascal, Delphi, Visual Basic Application.

 

23. Математические программы.

Специализированные калькуляторы. 1st Calc. Матричный калькулятор.

Математические пакеты. MathCAD,

Математические программы. Agrafer. AVM.

 

 

По окончанию курса учащиеся четко должны знать назначение приложений и соотносить выданную задачу с тем или иным пакетом или приложением на ПК. Самостоятельно выяснить необходимость установки компонентов при неготовности ПК к решению задачи.

 

Вопросы  для самостоятельной работы:

 

·            Какие программы потребуются для просмотра фильма в формате DivX?

·            Вам требуется издать сборник стихов формата А5 на 20 страницах. Какими программами вы воспользуетесь?

·            Школьному театру требуется создать звуковую дорожку для будущего спектакля. Какие программы вам потребуются для реализации этой идеи?

·            Вам требуется создать фильм о школе. С чего вы начнете и какое программное и аппаратное обеспечение вам потребуется?

·            Вы организуете студию рисованных мультипликационных фильмов. Какое программное обеспечение вам потребуется?

·            Что потребуется для создания кукольных мультипликационных фильмов?

·            С помощью каких программ можно следить за чистотой компьютера от вирусных программ?

·            Вам требуется на миллиметровой бумаге нарисовать график сложной функции. Для точного расчета вам потребуется просчитать более 100 точек. Чем вы воспользуетесь?

·            Вы дизайнер. Вам требуется смоделировать будущий вид изготавливаемой кофеварки. Какими программами вы воспользуетесь?

·            Расскажите о приложениях, которые входят в пакеты офисных программ?

·            Очень часто при передаче файлов их архивируют. Что это за процесс и какие программы нужны для работы с такими файлами?

·            Расскажите об общей работе в Интернете? Что для этого нужно?

·            Для проведения дискотеки вам нужно создать аудиодиск. Чем будете пользоваться? Если нужно создать караоке-диск?

·            Ваш друг открывает магазин. Для открытия не хватает вывески—названия магазина. Сможете ли вы ему помочь? Что для этого нужно?

·            Вам срочно нужно с книги ввести текст в компьютер. Можно ли эту работу автоматизировать? Что для этого нужно?

·            Вам требуется создать электронный почтовый ящик. Как решить эту проблему?

·            Вам требуется создать сайт своей фирмы. Опишите процесс создания сайта.

·            Вам требуется создать презентация (слайд-шоу). В какой программе вы будете это делать?

·            Вам требуется изготовить электронную книгу с возможность навигации. Как осуществить эту задачу?

·            Вам принесли старую порванную и грязную фотографию. Возможно ли ее «освежить», сделать цветной? Как этого достичь?


Экзаменационные билеты по информатике

по программе элективного курса

«Информационная культура при работе на ПК».

 

 

Билет №1

1. Системное и прикладное программное обеспечение.

2. Стандартные приложения Windows.

 

Билет №2

1. Разновидности ПО по принципу его приобретения. Лицензионное соглашение.

2. Paint. Создание растрового рисунка.

 

Билет №3

1. Офисные пакеты программ. Состав. Назначение

2. Печать документа в MS Word. Настройка.

 

Билет №4

1. Программы для работы с текстовой информацией с различной кодировкой кириллицы.

2.  MS Excel. Таблица продавца. Заполнение и расчет.

 

Билет №5

1. Программы для прослушивания и обработки звука.

2. Восстановить содержимое текстового файла с неправильной кодировкой.

 

Билет №6

1. Программы просмотра и обработки  видео.

2. Создание презентационной графики. Прогноз погоды.

 

Билет №7

1. Растровая графика. Обработка растровой графики.

2. Задача на заполнение таблицы в  MS Excel.

 

Билет №8

1. Векторная графика. Обработка векторной графики.

2. Вам срочно нужно с книги ввести текст в компьютер. Можно ли эту работу автоматизировать? Что для этого нужно?

 

Билет №9

1. Трехмерная графика. Отображение на экране монитора.

2. Расшифруйте понятия: software, firmware, freeware, adware, spyware, shareware, demo, trial.

 

Билет №10

1. Мультипликация, анимация. Создание 2-D анимаций.

2. Какие программы потребуются для просмотра фильма в формате DVD?

 

Билет №11

1. Издательство. Изготовление книг. Электронная верстка.

2. Какие программы потребуются для просмотра фильма в формате DivX?

 

Билет №12

1. Работа в Интернете. Основные аспекты.

2. Школьному театру требуется создать звуковую дорожку для будущего спектакля. Какие программы вам потребуются для реализации этой идеи?

 

Билет №14

1. Работа с дисками  CD-ROM, CD-R и CD-RW.

2. Вам принесли старую порванную и грязную фотографию. Возможно ли ее «освежить», сделать цветной? Как этого достичь?

 

Билет №15

1. Системное ПО. Операционные системы.  Назначение.   

2. Вам требуется создать сайт своей фирмы. Опишите процесс создания сайта.

 

Билет №16

1. Архиваторы, назначение и работа. Архивирование и распаковка данных WinZip

2. С помощью каких программ и как можно следить за чистотой компьютера от вирусных программ?

 

Билет №17

1. Антивирусные программы, мониторинг, защита и лечение ПК от вирусов.

2. Вам требуется издать сборник стихов формата А5 на 20 страницах. Какими программами вы воспользуетесь?

 

Билет №18

1. Файловые менеджеры. Назначение. Работа с файлами.

2. Для проведения дискотеки вам нужно создать аудиодиск. Чем будете пользоваться? Если нужно создать караоке-диск?

 

Билет №19

1. Кодеки. Назначение. Состав. 

2. Вам требуется на миллиметровой бумаге нарисовать график сложной функции. Для точного расчета вам потребуется просчитать более 100 точек. Чем вы воспользуетесь?

 

Билет №20

1. Система. Определение компонентов ПК. Назначение и состав. Тестирование ПК.

2. Вам требуется создать фильм о школе. С чего вы начнете и какое программное и аппаратное обеспечение вам потребуется?

 

Билет №21

1. Изменение свойств ПК. Изменение разделов на жестком диске. Добавление виртуального CD-ROMа.

2. Вы организуете студию рисованных мультипликационных фильмов. Какое программное обеспечение вам потребуется? Что потребуется для создания кукольных мультипликационных фильмов?

 

 

Рекомендуемая литература.

С. Симонович. Общая информатика. Учебное пособие. М.:АСТ-ПРЕСС, 2002.

С. Симонович. Практическая информатика. Учебное пособие. М.:АСТ-ПРЕСС, 2002.

С. Симонович. Специальная информатика. Учебное пособие. М.:АСТ-ПРЕСС, 2002.

Информатика. Под ред. Макаровой Н.В. М.: Финансы и статистика. 1997.

Левин А. Самоучитель работы на компьютере. 8-е издание. СПб.: ЗАО «Издательство Питер». 2004.

Кроуфорд Ш. Профессиональная работа в Windows 98. СПб.: ЗАО «Издательство Питер». 2001.


Приложение 1. История.

 

В этом приложении представлены основные вехи в движении человечества к созданию вычислительных машин. Итак, начнем.

 

Абак, первое счетное устройство, был известен еще задолго до нашей эры. Абак служил не столько для облегчения собственно вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов. Известно несколько разновидностей абака: греческий (египетский) абак в виде дощечки, на которой проводили линии и в полученные колонки клали камешки; китайский суан-пан и японский соробан с шариками, нанизанными на прутики. Русский абак — счеты — появились приблизительно в 16 или 17 веке. Они стоят на особом месте, так как используют десятичную, а не пятеричную систему счисления, как все остальные абаки. Основная заслуга изобретателей абака – создание позиционной системы представления чисел.

 

Проект одной из первых механических суммирующих машин был разработан немецким ученым Вильгельмом Шиккардом. Эта 6-разрядная машина была построена предположительно в 1623 году. Однако это изобретение оставалось неизвестным до середины двадцатого столетия, поэтому никакого влияния на развитие вычислительной техники не имело.

 

В конце 1620-х годов была изобретена логарифмическая линейка, счетный инструмент, использующий таблицы Непера для упрощения вычислений. С помощью логарифмической линейки операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел. Так как для перемножения чисел достаточно сложить их логарифмы, на шкалы логарифмической линейки нанесены не числа, а их логарифмы. Применяется при инженерных и практических расчетах, когда достаточна точность в 2-3 знака.

 

В 1642 году Блез Паскаль сконструировал 8-разрядную суммирующую машину. Эта машина представляла собой комбинацию взаимосвязанных колесиков с нанесенными на них цифрами от 0 до 9 и приводов. Когда первое колесико делало полный оборот от 0 до 9, в действие автоматически приводилось второе колесико. Когда и оно достигало цифры 9, начинало вращаться третье и так далее. Машина Паскаля могла складывать и вычитать, умножать (делить) лишь путем многократного сложения (вычитания).

 

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц в 1673 году сконструировал машину «четырех действий», которая выполняла сложение, вычитание, умножение и деление и извлечение квадратного корня. В отличие от Паскаля Лейбниц использовал в своей машине не колесики и приводы, а цилиндры с нанесенными на них цифрами. Специально для нее Лейбниц впервые применил двоичную систему счисления, использующую вместо обычных для человека десяти цифр две: 0 и 1.

 

В 1804 году французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар сконструировал ткацкий станок для выработки крупноузорчатых тканей, в котором применил перфорированные карточки с разным расположением отверстий, которые давали различные узоры на плетении ткани. Жаккар даже не мог предположить, что его идея будет впоследствии использована для обработки информации с помощью компьютеров.

 

В 1820 году француз Шарль Ксавье Тома де Кольмар создал первый коммерческий арифмометр, способный производить умножение и деление. Этот надежный прибор прочно занял свое место на конторских столах. Машины, подобные арифмометру Тома, успешно продавались в течение последующих 90 лет.

 

В 1823 году английский математик Чарльз Бэббидж приступил к постройке разностной машины, которая должна была производить вычисления с точностью до 20 знаков после запятой. Постройкой машины Бэббидж занимался следующие 10 лет, однако она так и не была закончена.

В 1830 году английский ученый Чарльз Бэббидж разработал проект аналитической машины для выполнения разнообразных научных и технических расчетов. В этом проекте предугаданы все основные устройства современной ЭВМ, а также задачи, которые могут быть решены с ее помощью. В качестве носителей информации при вводе и выводе Бэббидж предлагал использовать перфокарты. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем.

 

Огаста Ада Лавлейс, дочь английского поэта Джорджа Байрона, по праву считается первым программистом. Ею составлены первые в мире программы для программно-управляемой аналитической машины Бэббиджа. Она разработала принципы программирования, предусматривающие повторение одной и той же последовательности команд и выполнение этих команд при определенных условиях. Эти принципы используются и в современной вычислительной технике.

 

В середине 19 века английский математик Джордж Буль ввел новую математическую логику. Логические операторы И, ИЛИ и НЕ осуществляют связи в логическом высказывании и благодаря этому дают возможность развиться новым высказываниям. Эта формальная логика высказывания известна теперь как алгебра Буля и составляет основу электронной обработки данных.

 

В 1885 году американский изобретатель Уильям Барроуз создал самопишущий арифмометр. Машина Барроуза имела клавиатуру для ввода данных и печатное устройство для вывода результатов вычислений. В 1886 году Барроуз основал компанию American Arithmometer, которая впоследствии стала одной из крупнейших фирм, выпускающих средства обработки данных — от кассовых аппаратов до мощных ЭВМ — Burroughs Corporation.

 

В 1936 году английский математик Алан Тьюринг описал гипотетический механизм, названный «машиной Тьюринга». Это устройство состояло из бесконечной бумажной ленты с записанными на ней символами и считывающей головки и могло решать любые математические или логические задачи. Таким образом, она обладала основными свойствами современного компьютера: пошаговым выполнением математических операций, запрограммированных во внутренней памяти. Эта машина создала теоретическую базу для цифровых компьютеров.

 

В 1937 году Джордж Стибиц, сотрудник компании Bell Laboratories, на кухонном столе у себя дома создал первое в США электромеханическое вычисляющее устройство, выполняющее операцию двоичного сложения — двоичный сумматор. Работа устройства базировалась на положениях логики Буля, а роль логических вентилей в нем играли электромеханические реле. Двоичный сумматор Стибица является в настоящее неотъемлемой частью любого цифрового компьютера.

 

В 1938 году сотрудник Массачусетского технологического института Клод Шеннон защитил докторскую диссертацию, в которой разработал принципы логического устройства компьютера, соединив булеву алгебру с работой электрических схем. Эта работа стала поворотным пунктом в истории развития современной информатики и вычислительной техники.

 

В 1941 году немецкий инженер Конрад Цузе создал первый вычислительный автомат с программным управлением, который считается первым компьютером — модель Z3. Машина Цузе была основана на электромеханических реле и работала в двоичной системе счисления. Числа можно было записывать в память и считывать оттуда посредством электрических сигналов, которые проходили через реле. Управляющая программа была закодирована при помощи перфорированной ленты.

 

До 1942 года все вычислительные машины работали на механических или электромеханических элементах — реле, и только с 1942 года начали применяться электронные лампы как для хранения, так и для обработки данных. Это позволило увеличить скорость работы машин в тысячу раз.

 

В феврале 1944 года в Гарвардском университете группой американских инженеров во главе с Говардом Эйкеном была представлена машина «Марк-1», созданная по заказу ВМС США. Эта гигантская машина весом около 35 тонн была основана на электромеханических реле и оперировала десятичными числами, закодированными на бумажной перфоленте. Машина могла манипулировать числами длиной до 23 разрядов. Для перемножения двух 23-разрядных чисел ей было необходимо 4 секунды.

 

В 1945 году американский математик Джон фон Нейман опубликовал свой знаменитый «Предварительный доклад о машине EDVAC», в котором описал принципы организации ЭВМ и ее логические свойства. В частности, он предложил идею интегрирования рабочей программы в память машины в закодированном виде. Описанная Нейманом архитектура компьютера получила название «фон Неймановской архитектуры ЭВМ» и была положена в основу всех последующих моделей компьютеров.

 

В 1946 году под руководством Преспера Эккерта и Джона Мокли по заказу военного ведомства США была построена первая универсальная полностью электронная вычислительная машина ENIAC. Вес машины составлял 30 тонн, она требовала для размещения 170 квадратных метров площади. Вместо тысяч механических деталей ENIAC содержал 18000 электронных ламп. Считала машина в двоичной системе и производила 5000 операций сложения или 300 операций умножения в секунду. Ввод данных осуществлялся с помощью перфокарт.

 

Для замены часто выходящих из строя электронных ламп в 1947 году американцы Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Брэдфорд Шокли изобрели стабильные переключающие полупроводниковые элементы, названные транзисторами. Транзисторы оказались способными выполнять все те функции, которые до этого выполняли электронные лампы. Но при этом они занимали существенно меньший объем и потребляли значительно меньше электроэнергии.

 

Норберт Винер опубликовал свой труд «Кибернетика», который оказал огромное влияние на ход исследований в области искусственного интеллекта.

 

В 1949 году в Кембриджском университете (Англия) была создана первая ЭВМ с хранимой программой, получившая название EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Calculator — электронный калькулятор с памятью на линиях задержки). С тех пор все ЭВМ являются компьютерами с хранимой программой.

 

В Советском Союзе первая ЭВМ была создана в 1950 году в Институте математики АН УССР под руководством академиков С. А. Лебедева и М.А. Лаврентьева. Она получила название МЭСМ — малая электронная счетная машина. Основные параметры машины таковы: быстродействие — 50 операций в секунду; емкость оперативного ЗУ — 31 число и 63 команды; рабочая частота — 5 кГц.

 

В 1951 году Джон Мокли и Преспер Эккерт создали машину UNIVAC, предназначенную для коммерческих расчетов. Первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США. Затем было создано много разных моделей UNIVAC, которые нашли применение в различных сферах деятельности. Таким образом, UNIVAC стал первым серийным компьютером.

 

Американская исследовательница Грейс Хоппер разработала систему преобразования команд высокого уровня в машинные команды. Такая транслирующая система получила название компилятора.

 

В 1953 году в СССР вступила в строй большая электронная счетная машина — БЭСМ, построенная под руководством С. А. Лебедева, признанная тогда самой быстродействующей из европейских устройств подобного типа (средняя скорость счета — до 10 тыс. операций в секунду). В качестве устройства ввода использовалась перфолента, вывода — быстродействующее фотопечатающее устройство.

 

В 1949 году Джей Форрестер, сотрудник Массачусетского технологического института, изобрел магнитное запоминающее устройство взамен медленных и ненадежных системы хранения информации, применявшиеся в ранних компьютерах.

 

В 1953 году в СССР был освоен серийный выпуск большой машины «Стрела», разработанной по проекту Ю. А. Базилевского. В коллективе, которым руководил член-корреспондент АН СССР И. С. Брук, были построены универсальные машины М-2 и М-3. С 1954 года начат также серийный выпуск универсальной машины «Урал-1», а затем и «Урал-4» конструкции Б. И. Рамеева. Машины всех этих типов быстро нашли применение в различных отраслях народного хозяйства.

 

С активным внедрением транзисторов появилось второе поколение компьютеров. Один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп. В результате быстродействие машин возросло в 10 раз. Стали применяться ЗУ из магнитных сердечников, способные сохранять больше данных и быстрее их считывать. В 1964-71 годах в СССР был создан ряд моделей на полупроводниковых элементах: «Урал-11», «Урал-14», «Урал-16».

 

В 1959 году независимо друг от друга Роберт Нойс (Fairchild) и Джек Килби (Texas Instruments) изобрели интегральные микросхемы (чипы). Все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутрь кремниевой пластинки. Таким образом сокращались пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышалась в десятки раз. Уменьшились и габариты машин. С появлением чипа началось третье поколение компьютеров.

 

1963 г. Программист Массачусетского технологического университета Айвен Сазерленд создал программу Sketchpad (Блокнот), которая в режиме реального времени позволяла рисовать графические объекты.

 

1964 г. Джон Кемени и Томас Курц разработали язык BASIC. Этот язык сравнительно несложен и хорошо подходит для разработки коротких и простых программ. В следующее десятилетие BASIC завоевал всеобщее признание вследствие своей компактности и пригодности для первых персональных компьютеров с их ограниченным объемом памяти.

 

В 1965 году фирма Digital Equipment выпустила первый коммерческий миникомпьютер PDP-8, доступный большому количеству средних и мелких компаний. Цена PDP-8 составляла 20 тысяч долларов.

 

Профессор Массачусетского технологического университета Сеймур Пейперт разрабатывает язык LOGO. Применение «черепашьей» графики позволило создать язык настолько простым, что создавать на нем программы способен даже трехлетний ребенок.

 

В 1968 году американский инженер-электронщик Дуглас Энджелбарт продемонстрировал устройство, позволяющее человеку непосредственно взаимодействовать с компьютером путем выбора символов на экране — «мышь». Это устройство ныне составляет неотъемлемую часть любого персонального компьютера.

 

Министерство обороны США развернуло информационную компьютерную сеть предназначенную для обеспечения связи в случае ядерного нападения. Вывод из строя части сети не отражался на жизнеспособности ARPANET.

 

В 1970 году сотрудник компании Intel Эдвард Хофф создал первый микропроцессор, разместив несколько интегральных схем на одном кремниевом чипе. Этот 8-разрядный микропроцессор, названный 4004, представлял собой «компьютер в одном кристалле». Подобные чипы предложили также Motorola и Zilog. С уменьшением элементов коммуникации появилось четвертое поколение компьютеров, таких как американские B-7700, «Иллиак-IV», советские ЭВМ «Эльбрус», ПС 2000.

 

Швейцарский ученый Никлаус Вирт разрабатывает язык Паскаль (Pascal), который обеспечивает возможность создания больших программ, поддерживая строгую логическую структуру. Паскаль считается важнейшим инструментом для обучения методам структурного программирования.

 

Сотрудник фирмы IBM Алан Шугарт предложил использовать для загрузки микрокода в компьютер IBM 3330 восьмидюймовую магнитную дискету. В семидесятые годы такие дискеты широко применялись для копирования и распространения программного обеспечения.

 

В 1972 году страны социалистического содружества создали Единую систему вычислительных машин (ЕС ЭВМ) — комплекс стационарных типовых машин коллективного пользования, имеющих общую структурную базу и общую систему команд.

 

Микронизация чипов привела к тому, что полная вычислительная машина могла разместиться на обычном письменном столе. В 1973 году компанией Xerox был представлен первый персональный компьютер Alto, созданный по проекту инженера Алана Кея. В Alto впервые был применен принцип вывода программ и файлов на экран в виде «окон».

 

В начале 1975 года появился первый коммерчески распространяемый персональный компьютер Altair, построенный Эдвардом Робертсом на основе микропроцессора Intel 8080. Он имел 256 байт оперативной памяти и управлялся при помощи специальной панели переключателей. Для ввода и вывода данных использовался дисковод 8-дюймовых гибких дисков, приобретавшийся отдельно.

 

В 1976 году 21-летний Стив Джобс и 26-летний Стив Возняк в гараже в Пало-Альто собрали действующую компьютерную плату под названием Apple I. Она помещалась в деревянном корпусе, не имела ни клавиатуры, ни экрана, но тем не менее на этой плате был собран действующий процессор, оперативная память в 8 Кбайт, и был предусмотрен выход на экран.

 

C 1977 года Apple Computer Company стала акционерным обществом с уставным фондом 250000 долларов. В том же году Возняк и Джобс разработали первый комплектный РС — Apple II: он был помещен в пластиковый корпус, имел интегрированную клавиатуру и в качестве дисплея использовал телевизор. В том же году Commodore представила РС под названием РЕТ.

 

В июне 1978 года фирма Intel представила 16-разрядный микропроцессор i8086. Благодаря сегментной организации памяти он мог адресовать до 1024 Кбайт оперативной памяти. Чип 8086 стал популярен в основном благодаря компьютеру Compaq DeskPro.

 

1979 г. Компания Software Arts разработала первый пакет деловых программ VisiCalc для персональных компьютеров.

 

1979 г. По заказу министерства обороны США разработан паскалеподобный язык Ада, на котором можно писать большие программные системы реального времени благодаря механизмам распараллеливания и обработки исключений.

 

В 1980 году фирма Osborne Computer Адама Осборна начала выпускать первые портативные персональные компьютеры, которые имели размер чемоданчика, могли умещаться под сиденьем самолета и весили всего 11 кг. Osborne I стал бестселлером: его цена в 1795 долларов включала стоимость всего оборудования, футляра, программ обработки текстов и электронных таблиц.

 

В 1981 году компаниями Philips и Sony был определен стандарт CD-DA (Compact Disc — Digital Audio), который стал базовым для всех последующих стандартов. Для записи первых компакт-дисков аналоговый аудиосигнал конвертировался в цифровой с частотой 44,1 кГц. Полученные значения переводились в двоичный код и изображались на отражающем алюминиевом слое диска в виде цепочки отверстий, расположенных по спирали.

 

По заказу фирмы IBM программисты компании Microsoft создают операционную систему для персонального компьютера. Эта программа, устанавливаемая на IBM-совместимых компьютерах, получила название MS-DOS и стала одной из самых распространенных в мире.

 

В 1981 году фирма IBM выпустила свой первый микрокомпьютер IBM PC с открытой архитектурой, основанный на 16-разрядном микропроцессоре 8088 фирмы Intel. Этот компьютер был оборудован монохромным текстовым дисплеем, двумя дисководами для 5-дюймовых дискет на 160 Кбайт, оперативной памятью 64 Кбайта. По поручению IBM фирма Microsoft разработала для IBM PC собственную операционную систему.

 

В феврале 1982 года фирма Intel выпустила новый микропроцессор — i80286. На кристалле было реализовано около 130 тысяч транзисторов. Наряду с увеличением производительности этот микропроцессор мог теперь работать в двух режимах — реальном и защищенном. 24 адресные линии нового микропроцессора позволяли в защищенном режиме обращаться уже к 16 Мбайтам памяти.

 

1982 г. Француз Филип Кан разрабатывает Турбо-Паскаль — компактный и дешевый компилятор языка Паскаль, который стал стандартной версией этого языка для микрокомпьютеров. Филип Кан основывает фирму Borland — ведущего производителя программных средств.

 

1982г. Первые протоколы ARPANET заменяются новыми стандартами: «Transmission Control Protocol», описывающий способ разбиения информационного сообщения на пакеты и порядок их передачи, и «Internet Protocol», управляющий адресацией в сети. Программист Том Дженнигс разработал идею сети FIDO.

 

Компьютер IBM PC XT (eXtended Technology) появился в 1983 году. Он имел объем оперативной памяти 256 Кбайт и жесткий диск объемом 10 Мбайт.

 

В 1983 году компания Apple представила модель LISA, предназначенную для использования в бизнесе. LISA имела встроенную клавиатуру и «мышь», при помощи которой можно было управлять курсором, выбирая команды на экране.

 

1983 г. Электронная таблица Lotus 1-2-3, объединившая лучшие достижения деловых приложений с графическими возможностями и средствами информационного поиска, занимает первое место в списке самых покупаемых программ в США. Автор Lotus 1-2-3 — программист Митчел Кэпор при создании таблицы ориентировался на возможности шестнадцатиразрядного микропроцессора.

 

Компьютер IBM PC AT (Advanced Technology) появился в 1984 году. Он был основан на микропроцессоре Intel 80286 и архитектуре ISA, поставлялся с жестким диском объемом 20 Мбайт.

 

В 1984 году появился Macintosh компании Apple (модель 128 К). Эта модель управлялась «мышью», имела графический интерфейс с символами, акустический выход и изображение на мониторе черным по белому, в то время как пользователи других фирм использовали желтый на зеленом фоне или оранжевый на черном. Графика на компьютере превратила работу в игру.

 

В октябре 1985 года фирмой Intel был анонсирован первый 32-разрядный микропроцессор i80386. Новый чип содержал примерно 275 тысяч транзисторов. Первым компьютером, использующим этот микропроцессор, был Compaq DeskPro 386. Более дешевая альтернатива 32-разрядному процессору i80386, который впоследствии получил окончание DX, появилась только в июне 1988 года.

 

В сети появились домены — внедрена Domain Name System (DNS).

 

Закономерным этапом развития компакт-дисков как носителей информации явилось появление формата CD-ROM (Compact Disc Read-Only Memory). Формат был представлен в 1985 году Philips и Sony как спецификация Yellow Book. Появление CD-ROM позволило использовать компакт-диски не только для записи звука, но и в качестве носителя информации практически любого рода: графической, цифровых данных, текста.

 

Сеть NSF, принадлежащая Национальному научному фонду США, приобрела пять суперкомпьютерных центров. В результате доступ через NSFNet к мощным информационным ресурсам стал открыт для любого исследователя. Развитие и объединение региональных сетей с NSFNet привело с созданию глобальной сети Internet.

 

На осенней выставке Comdex в 1989 году фирма Intel впервые анонсировала микропроцессор 486DX, который содержал 1,2 миллиона транзисторов на одном кристалле и был полностью совместим с процессорами ряда х86. Новая микросхема впервые объединила на одном чипе такие устройства, как центральный процессор, математический сопроцессор и кэш-память.

 

В сентябре 1990 года компанией Kodak была представлена технология хранения изображений высокого разрешения на компакт-диске. Это дало жизнь целой серии версий фото-CD: Photo CD Master, Photo CD Catalog и Photo CD Medical и др. Все версии фото-CD разрабатывались как кроссплатформенные, таким образом, они не требуют специальных средств и могут считываться устройствами для чтения форматов CD-ROM, CD-ROM XA и CD-I.

 

Новая версия Windows, благодаря спецификации дополнительной памяти, сломала ограничение DOS на использование только 640 килобайт памяти. Windows 3.0 облегчила работу в многозадачном режиме, предусматривала возможность работы в сети.

 

1990 г. Компания World Comes on-line впервые организует доступ в Интернет на коммерческих основах.

 

В марте 1993 года фирма Intel объявила о начале промышленных поставок 66- и 60-МГц версий процессора Pentium. Системы, построенные на базе Pentium, полностью совместимы с персональными компьютерами, использующими микропроцессоры i8088, i80286, i80386, i486. Новая микросхема содержала около 3,1 миллиона транзисторов и имела 32-разрядную адресную и 64-разрядную внешнюю шину данных.

 

1994 г. В России начала создаваться единая Федеральная университетская сеть RUNNet (Russian University Net).

 

1995 г. Первая полномасштабная тридцатидвухразрядная операционная система семейства Windows, не требующая предварительной установки MS-DOS — Windows 95 в короткое время стала самой популярной компьютерной операционной системой. В ней предусмотрены функции поддержки самонастраивающейся аппаратуры, многопоточности и многозадачности, упрощены операции подключения к локальным и удаленным ресурсам.

 

Осенью 1996 года поступили в продажу компакт-диски широко разрекламированного нового формата DVD, разработанного несколькими фирмами, объединенными вокруг компаний Toshiba и Thomson. DVD (Digital Versatile Disc) — формат нового поколения, отличающийся от предыдущих в первую очередь намного большим объемом хранимой информации — до 17 Мбайт и универсальностью — он предназначен для записи как звука, так и изображения.

 

В мае 1997 года компания Intel представила процессор Pentium II, созданный на базе Pentium Pro. В ядро P6 был добавлен блок обработки MMX-инструкций. Стоимость производства снизилась за счет вынесения из корпуса процессора кэш-памяти второго уровня, что позволило добиться массового распространения Pentium II.

 

Обновленная версия операционной системы Windows 95 — Windows 98 тесно интегрирована с Web, в ней предусмотрена работа сразу с двумя модемами, уменьшено время запуска приложений, добавлено большое количество утилит для администрирования.

 

Весной 1998 года процессор AMD K6-3D реализовал набор инструкций 3DNow!, опередив таким образом компанию-конкурент Intel, которая планирует ввести аналогичный набор команд KNI в процессор Katmai в начале 1999 года. 3DNow! предназначен прежде всего для ускорения обработки данных трехмерной графики в задачах расчета трехмерных сцен, что особенно важно в современных трехмерных играх.

 


Приложение 2. Личности.

 

 

БУЛЬ (Boole) Джордж (2 ноября 1815, Линкольн, Великобритания — 8 декабря 1864, Баллинтемпль, Ирландия), английский математик и логик, один из основоположников математической логики. Разработал алгебру логики (булеву алгебру) («Исследование законов мышления», 1854), основу функционирования цифровых компьютеров.

 

БЭББИДЖ (Babbage) Чарлз (26 декабря 1791, Лондон — 18 октября, 1871, там же), английский математик и изобретатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1832). Автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины — прообраза ЭВМ. Чарлза Бэббиджа часто называют «отцом компьютера» за изобретенную им аналитическую машину, хотя ее прототип был создан через много лет после его смерти.

 

ВИНЕР Норберт (Wiener Norbert) (26 ноября 1894, Колумбия, шт. Миссури — 18 марта 1964, Стокгольм), американский математик.

В своем фундаментальном труде «Кибернетика» сформулировал основные ее положения. Винер — автор трудов по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной технике.

 

ВОЗНЯК Стив (Wozniak Stephen) (р. 1950, шт. Калифорния), американский дизайнер в области компьютеров, соучредитель фирмы Apple.

 

ГЕЙТС (Gates) Уильям (Билл) Генри III (р. 28 октября 1955, Сиэтл, шт. Вашингтон), американский предприниматель и изобретатель в области электронно-вычислительной техники, председатель ведущей компании в мире в области программного обеспечения Microsoft.

 

ДЖОБС Стивен (Jobs Steven) (р. 1955, Маунтин-Вью, шт. Калифорния), американский предприниматель в области компьютеров, соучредитель фирмы Apple и ее временный председатель и главный исполнительный директор, соучредитель компании NeXT Software, председатель и главный исполнительный директор компании Pixar Animation Studios.

ЕРШОВ Андрей Петрович (1931-88), российский математик, академик АН СССР (1984). Труды по автоматизации программирования, математическому обеспечению ЭВМ, информатике. По окончании МГУ в 1954 году работал в Вычислительном Центре АН СССР в группе автоматизации программирования А. А. Ляпунова. Там Ершов создал одну из первых программирующих программ для отечественных ЭВМ — БЭСМ и «Стрела». В 1958 году опубликовал первую в мировой литературе книгу «Программирующая программа для быстродействующей электронной счетной машины», сразу же изданную за рубежом.

ЛАВЛЕЙС Огаста Ада Кинг (Lovelace Augusta Ada King), леди Байрон, графиня (10 декабря 1815, Мидлсекс (ныне в границах Лондона) — 29 ноября 1852, там же), английский математик. Огасту Лавлейс называют первым программистом, так как она создала первую программу для вычислительной машины своего коллеги Чарлза Бэббиджа. Дочь знаменитого поэта лорда Байрона. Байрон вскоре после рождения дочери навсегда покинул Британию, и его дочь так и не знала своего отца.

 

ЛЕБЕДЕВ Сергей Алексеевич (1902, Нижний Новгород — 1974), российский ученый, академик АН СССР (1953) и АН Украины (1945). Основные труды по устойчивости энергосистем, вычислительной технике. Под его руководством в Институте электротехники АН УССР была создана первая в стране лаборатория по разработке ЭВМ. Здесь была построена первая советская ЭВМ — МЭСМ, или Малая электронная счетная машина. Под руководством Лебедева с начала 1960-х годов в институте было создано несколько поколений больших счетных машин — БЭСМ, в которых применялись оригинальные разработки. Модель БЭСМ-6 была спроектирована с использованием предварительного имитационного моделирования работы ее операционной системы, что позволило найти множество оригинальных технических решений. Долгое время БЭСМ-6 считалась одной из лучших ЭВМ в мире.

 

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1 июля 1646, Лейпциг — 14 ноября 1716, Ганновер), немецкий философ, математик, физик, языковед. Предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Создал первую механическую счетную машину, способную производить сложение, вычитание, умножение и деление. Независимо от Ньютона создал дифференциальное и интегральное исчисление и заложил основы двоичной системы счисления. В 1673 году изготовил механический калькулятор, в частности, чтобы облегчить труд своего друга астронома Христиана Гюйгенса.  Специально для своей машины Лейбниц применил систему счисления, использующую вместо обычных для человека десяти цифр две: 0 и 1. Принципы двоичной системы счисления Лейбниц объяснял на примере коробочки с отверстиями: открытое отверстие означало 1, закрытое – 0. Единица обозначалась выпавшим шаром, ноль – отсутствием выпавшего шара. Двоичная система счисления Лейбница нашла впоследствии применение в автоматических вычислительных устройствах.

 

НЕЙМАН (Нойман) (Neumann) Джон (Янош) фон (3 декабря 1903, Будапешт — 8 февраля 1957, Вашингтон), американский математик и физик. Труды по функциональному анализу, квантовой механике, логике, метеорологии. Внес большой вклад в создание первых ЭВМ и разработку методов их применения. Его теория игр сыграла важную роль в экономике. Фон Нейману принадлежат новаторские работы по компьютерной теории, связанные с логической организацией компьютеров, проблемами функционирования машинной памяти, имитацией случайности, проблемами самовоспроизводящихся систем. В 1945 году Нейман опубликовал «Предварительный доклад о машине EDVAC», в котором описывалась сама машина и ее логические свойства. Описанная Нейманом архитектура компьютера получила название «фон Неймановской».

 

НОЙС Роберт (Noyce Robert Norton) (12 декабря 1927, Берлингтон, шт. Айова — 3 июня 1990, Остин, шт. Техас), американский инженер, изобретатель (1959) интегральной схемы, системы взаимосвязанных транзисторов на единой кремниевой пластинке, основатель (1968, совместно с Г. Муром) корпорации Intel.

 

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция — 19 августа 1662), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (закон Паскаля). Сконструировал суммирующую машину. Изобретенный Паскалем принцип связанных колес стал основой для вычислительных устройств следующих трех столетий.

 

СТИБИЦ (Stibitz) Джордж, американский математик, создатель одного из первых электромеханических вычислительных устройств — двоичного сумматора. В 1937 году Стибиц, сотрудник компании Bell Laboratories, подразделения фирмы АТ&Т, в домашних условиях сумел создать первую в США электромеханическую схему, выполняющую операцию двоичного сложения — двоичный сумматор. Работа устройства базировалась на положениях логики Буля, а роль логических вентилей в нем играли электромеханические реле. Двоичный сумматор Стибица является в настоящее время неотъемлемой частью любого цифрового компьютера.

 

 

ТЬЮРИНГ Алан Матисон (Turing Alan Mathison) (23 июня 1912, Лондон — 7 июня 1954, Уилмслоу, Великобритания), английский математик. Основные труды по математической логике, вычислительной математике. В 1936-37 годах ввел математическое понятие абстрактного эквивалента алгоритма, или вычислимой функции, получившее затем название «машины Тьюринга».

 

 

ХОППЕР Грейс Мюррей (Hopper Grace Murray), урожденная Грейс Брюстер Мюррей (9 декабря 1906, Нью-Йорк — 1 января 1992, Арлингтон, шт. Виргиния), американский математик и контр-адмирал Военно-Морских сил США, пионер развития компьютерных технологий, участница создания UNIVAC-1, первого коммерческого электронного компьютера, одна из создательниц языка программирования КОБОЛ (COBOL — common-business-oriented language).

 

 

ЦУЗЕ (Zuse) Конрад, немецкий инженер, создатель одной из первых электромеханических вычислительных машин. С детства Цузе любил изобретать и строить. Еще учась в школе, создал машину для размена денег. В 1934 году, будучи студентом технического вуза, приступил к созданию универсальной вычислительной машины, которая была бы программируемой и могла решать задачи любого уровня сложности. В то время Цузе ничего не знал о работах Бэббиджа и Буля.

 

ШЕННОН Клод Элвуд (Shannon Claude Elwood) (р. 1916, Гэйлорд, шт. Мичиган), американский инженер и математик. Один из создателей математической теории информации. Основные труды по теории релейно-контактных схем, математической теории связи, кибернетике. В 1938 году защитил докторскую диссертацию, в которой разработал принципы логического устройства компьютера, соединив булеву алгебру с работой электрических схем. Эта работа стала поворотным пунктом в истории развития современной информатики и вычислительной техники. В 1948 году опубликовал работу «Математическая теория связи», в которой представил свою унифицированную теорию передачи и обработки информации. Информация в этом контексте включала все виды сообщений, включая те, что передаются по нервным волокнам в живых организмах. Шеннон предложил измерять информацию в математическом смысле, сводя ее к выбору между двумя значениями, или двоичными разрядами, — «да» или «нет», заложив таким образом фундамент современной теории связи, которая в настоящее время играет важную роль во многих областях.

 

 

ШОКЛИ (Chockley) Уильям Брэдфорд (1910, Лондон — 1989), американский физик. Труды по физике твердого тела и полупроводников. За изобретение транзистора в 1956 году Шокли вместе с коллегами Дж. Бардином и У. Браттейном был удостоен Нобелевской премии.

 

ЭНДЖЕЛБАРТ (Angelbart) Дуглас, американский инженер-электронщик, основатель ARC-центра (Augmentation Research Center) при Стэнфордском университете, изобретатель компьютерной «мыши».

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса «Информационная культура при работе на ПК»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 9-10 классов. В тематическом планировании по информатике существует раздел «информационные технологии», в котором рассмотрены основные программы по обработке текстовой, числовой, графической информации. Данный курс, курс пропедевтики «информационных технологий», начинается со знакомства с историей и выдающимися личностями в области ИТ, категориями программ по принципу их приобретения и характеру выполняемых задач. Программа предусматривает знакомство с разнообразием программного обеспечения. Занятия предназначены для изучения компьютера как инструмента людей различных профессий. Предусматривается выработка культуры работы с ПК, связанным с применением программ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 064 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.01.2020 117
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Костина Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Костина Валентина Ивановна
    Костина Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82802
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 611 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 965 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 685 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 809 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе