Муниципальное
автономное образовательное учреждение
гимназия
№144
Рассмотрена на
заседании Утверждаю:
методического
совета директор МАОУ гимназии
№144
протокола №
___
____________________Мокина С.В.
от
«___»__________2014г приказ
№____ от «__»_______2014г
Рабочая программа
элективного курса по физике
«Физика и научно-технический прогресс»
среднее общее образование
10 класс
Учитель: Быдзина Ольга Витальевна,
высшая
квалификационная категория
Екатеринбург
2014г
Пояснительная записка
Программа
элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» рассчитана на 35
часов и предназначена для 10-х классов, в которых для изучения физики
выделяется 2 часа в неделю.
Составитель –
учитель физики МОУ гимназии№144
Быдзина Ольга
Витальевна, высшая квалификационная категория.
Цели и задачи
данного курса:
1.
Углублять знания по
предмету;
2.
Формировать понимание
значимости Уральского региона в развитии страны;
3.
Показать на различных
примерах, что развитие техники происходит на основе широкого использования
научных знаний, так же влияние технических достижений на развитие науки;
4.
Развивать познавательный
интерес учащихся, интеллектуальные творческие способности;
5.
Показать роль ученых в
развитии науки и техники;
6.
Расширять знания учащихся
о технических профессиях (в том числе необходимых для развития Уральского
региона);
7.
Развивать у учащихся
навыки подготовки рефератов, презентаций о научных и технических достижениях.
Ведущими формами занятий могут быть: лекции, семинары, решение
задач технического содержания, конференции, практические занятия. Темы
предстоящих семинаров объявляются заранее, каждому учащемуся предоставляется
возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий.
В процессе
реализации данной программы рекомендуется использовать такие методы
обучения:
·
Метод проблемного
обучения;
·
Поисковый метод;
·
Исследовательский метод.
Содержание программы элективного курса
10 класс (35 часов)
1.
Введение (2 ч.)
Что такое
научно-технический прогресс. Важнейшие направления развития техники в
современном мире.
2.
Механика (7 ч.)
Применение основных
законов механики.
Роль законов
динамики в освоении космоса. Реактивное движение.
К.Э. Циолковский – основоположник
теории космических полетов.
3.
Законы сохранения (4
ч.)
Закон Бернулли.
Подъемная сила крыла. Развитие авиации.
4.
Основы молекулярно-кинетической
теории (3 ч.)
Для чего надо знать
строение вещества. Что такое нано-технологии.
5.
Термодинамика (4
ч.)
История создания
тепловых двигателей. Принцип действия и использование тепловых двигателей.
Экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей. Экологические
проблемы, существующие в Уральском регионе.
6.
Законы постоянного
тока (7 ч.)
Практическое значение
законов Ома, закона Джоуля – Ленца. Энергосберегающая политика в нашем регионе.
7.
Ток в различных
средах (6ч.)
Практическое
применение сверхпроводимости. Практическое применение полупроводниковых
приборов. Применение электролиза. Типы самостоятельного газового разряда и их
практическое применение. Практическое применение вакуумных приборов.
8.
Заключительное
занятие (2ч.)
Физика и
научно-технический прогресс. Взаимное влияние науки и техники на их развитие.
Роль ученых в развитии науки и техники. Проблемы человечества, связанные с НТП.
Тематическое планирование элективного курса
«Физика и научно-технический прогресс»
10 класс (35ч., 1 час в неделю)
№
|
Тема занятия
|
Образовательный
продукт
|
Дата
|
1
|
Что такое
научно-технический прогресс. Хронология развития науки и техники.
|
Тезисы
|
|
2
|
Важнейшие
направления развития техники в современном мире.
|
Доклады,
презентации
|
|
3
|
Основные законы
кинематики и их практические применения. Баллистическое движение.
|
Презентации, опыты
|
|
4
|
Решение задач
технического содержания.
|
Новые задачи
|
|
5
|
Основные законы
динамики и их практические применения.
|
Презентации, опыты
|
|
6
|
Роль законов
динамики в освоении космоса.
|
Доклады,
презентации
|
|
7
|
Решение задач технического
содержания.
|
Новые задачи
|
|
8
|
Закон сохранения
импульса. Реактивное движение. Заслуги К.Э.Циолковского в создании теории
космических полетов.
|
Доклады,
презентации,
опыты
|
|
9
|
Решение задач
технического содержания.
|
Новые задачи
|
|
10
|
Закон сохранения
энергии и его опытные обоснования.
|
Конспект, опыты
|
|
11
|
Закон Бернулли и
его практические применения.
|
Презентации, опыты
|
|
12
|
Аэродинамика.
Подъемная сила крыла. Н.Е. Жуковский - отец русской авиации.
|
Доклады,
презентации
|
|
13
|
Решение задач технического
содержания.
|
Новые задачи
|
|
14
|
Основные положения
МКТ. Для чего надо знать строение вещества. Роль древних ученых в
формировании атомистических взглядов.
|
Опыты, сообщения
|
|
15
|
Электронный
микроскоп.
Что такое нано –
технологии.
|
Доклады,
презентации
|
|
16
|
История создания
тепловых двигателей.
|
Доклады,
презентации
|
|
17
|
Принцип действия и
использование тепловых двигателей. КПД.
|
Доклады,
презентации
|
|
18
|
Конференция
«Экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей».
|
Доклады, тезисы
|
|
19
|
Роль военной
техники в Победе в ВОВ.
|
Презентации
|
|
20
|
Практическое
значение законов Ома.
|
Презентации, опыты
|
|
21
|
Практическая работа
«Опытное подтверждение закона Ома для участка цепи»
|
Отчет о работе
|
|
22
|
Решение задач
технического содержания.
|
Новые задачи
|
|
23
|
Практическое
значение закона Джоуля – Ленца. Техника безопасности при работе с
электроприборами.
|
Опыты, сообщения
|
|
24
|
Роль российских
ученых в развитии электротехники.
|
Доклады,
презентации
|
|
25
|
Решение задач
технического содержания.
|
Новые задачи
|
|
25
|
Практическая работа
«Опытное подтверждение закона Джоуля – Ленца»
|
Отчет о работе
|
|
27
|
Практическое
применение сверхпроводимости.
|
Доклады,
презентации
|
|
28
|
Практическое
применение полупроводниковых приборов.
|
Доклады,
презентации, опыты
|
|
29
|
Применение
электролиза.
|
Презентации
|
|
30
|
Опытная проверка
закона электролиза.
|
Опыт, отчет
|
|
31
|
Типы
самостоятельного газового разряда и их практическое применение.
|
Доклады,
презентации, опыты
|
|
32
|
Практическое
применение вакуумных приборов.
|
Доклады,
презентации, опыты
|
|
33
|
Физика и
научно-технический прогресс.
|
Тезисы, сообщения
|
|
34
|
Научно-технический
прогресс и экологические проблемы
|
Доклады,
презентации
|
|
35
|
Заключительное
занятие. Роль ученых в развитии науки и техники. Проблемы человечества,
связанные с НТП.
|
Тезисы.
|
|
Литература для учащихся:
1.
Мусский С.А. Сто великих
чудес техники - М.; Вече, 2006
2.
Самин Д.К. Сто великих
ученых - М.; Педагогика, 2006
3.
Сто великих нобелевских
лауреатов - М.; Вече, 2003
4.
Энциклопедический словарь
юного физика – М.; Педагогика, 2008
Литература для учителя:
1.
Дорфман Я.Г. Всемирная
история физики с начала XIX до середины XX в.в.
– М.; Наука, 1979
2.
Ильин В.А. История
физики-М.; ACADEMIA, 2006
3.
Храмов Ю.Ф. Физики.
Биографический справочник –М.; Наука,1983
4.
Мощанский В.Н., Савелова
Е.В. История физики в средней школе - М.; Просвещение, 1981
Сайты интернета:
1.
http://solidstate.karelia.ru/~KOF/OLD/technik/vubor/malinprogr_a.html
2.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/080/450.htm
3.
http://www.fizfaka.net/phys-departament/notice/58-confa/318-confa-novosibirsk.html
4.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112708
Темы рефератов, докладов, презентаций
10 класс
1.
Хронология
развития науки и техники.
2.
Что такое
научно-технический прогресс.
3.
Место Среднего Урала в промышленном комплексе
страны.
4.
Важнейшие
направления развития техники в современном мире.
5.
Основные
законы динамики и их практические применения.
6.
Роль
законов динамики в освоении космоса.
7.
Закон
сохранения импульса. Реактивное движение.
8.
Заслуги
К.Э.Циолковского в создании теории космических полетов.
9.
Закон
сохранения энергии и его опытные обоснования.
10.
Закон
Бернулли и его практические применения.
11.
Аэродинамика.
Подъемная сила крыла.
12.
Н.Е.
Жуковский - отец русской авиации.
13.
Развитие
авиации на Урале.
14.
Роль
древних ученых в формировании атомистических взглядов.
15.
Основные
положения МКТ. Для чего надо знать строение вещества.
16.
Электронный
микроскоп.
17.
Что такое
нано – технологии. Роль уральских
ученых в развитии нано-технологий.
18.
История
создания тепловых двигателей.
19.
Принцип
действия и использование тепловых двигателей.
20.
Экологические
проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей. Экологические проблемы, существующие в
Уральском регионе.
21.
Роль
военной техники в Победе в ВОВ.
22.
Практическое
значение законов Ома.
23.
Практическое
значение закона Джоуля – Ленца. Техника безопасности при работе с
электроприборами.
24.
Роль
российских ученых в развитии электротехники.
25.
Энергосберегающая политика в нашем регионе.
26.
Сверхпроводимость.
27.
Практическое
применение полупроводниковых приборов.
28.
Применение
электролиза. Получение чистых
металлов на предприятиях Урала.
29.
Типы
самостоятельного газового разряда и их практическое применение.
30.
Практическое
применение вакуумных приборов.
31.
Роль уральских ученых в
развитии научно-технического потенциала страны.
32.
Особенности влияния
промышленного развития Свердловской области на экологию Среднего Урала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.