Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма элективного курса для работы с учащимися 9 класса на тему «Мир современной коммуникации"

Программа элективного курса для работы с учащимися 9 класса на тему «Мир современной коммуникации"

Скачать материал

МКОУ «Шварцевская СОШ»

администрации Киреевского района Тульской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Программа курса для работы с учащимися 9 классов

 

     «МИР  СОВРЕМЕННОЙ  КОММУНИКАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

Программа разработана учителем

русского языка и литературы,

Дубоносовой А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               2014г.

 

                               Пояснительная записка

 

     Программа данного курса составлена на основе программы курса «Современное речевое общение», автором которой является О.Е. Дроздова (г.Москва).

       Язык, который мы используем в повседневной речи, не является предметом глубокого изучения в школе. Основное внимание на уроках русского языка уделяется усвоению обучающимися норм литературного языка. Между тем повседневные речевые контакты в семье и с друзьями, на улице и в гостях, поток теле- и радио- речи и особенно актуальное для современных детей общение в Интернете – это важнейшие факторы, которые стимулируют языковое развитие человека.

      Использование в качестве языкового материала для учебников русского языка преимущественно отрывков из художественной литературы приводит к тому, что большинство школьников приравнивает литературный язык к языку классических художественных текстов. В процессе изучения раздела «Стилистика» анализируются примеры, относящиеся к разным функциональным стилям языка, однако изучение  разговорного стиля до сих пор не занимает в школьном обучении достойного места. Между тем этот стиль доминирует в повседневном общении каждого человека, а в последние годы всё более укрепляет свои позиции и в языке СМИ. Данное положение приводит к тому, что у школьников не вырабатывается внимательного, критического отношения к реальной языковой практике. Получается замкнутый круг: повседневное речевое общение становится главным полем проявления речевого бескультурья, при этом в школе практически не уделяется внимания данной языковой области, следовательно, отсутствуют условия  для выработки культуры повседневного общения.

       Главная цель курса «Мир повседневной коммуникации» - формирование у школьников устойчивого интереса и внимательного отношения к языку повседневного общения, воспитание культуры повседневного речевого общения.

                                           Задачи курса:

1.     развивать лингвистическую наблюдательность;

2.     формировать интерес к анализу различных фактов языка;

3.     совершенствовать речевую культуру школьников;

4.     воспитывать творческое отношение к языковому материалу;

5.     совершенствовать навыки проектной и исследовательской деятельности.

К концу прохождения курса, обучающиеся должны знать:

1.     функции  языка;

2.     особенности и  составляющие коммуникативной ситуации;

3.     закономерности разговорной речи, её структурные особенности;

4.     большие и малые жанры повседневной коммуникации;

_______________________________________________________________

Дроздова О.Е.  Современное речевое общение. РЯШ № 4, 2008г., стр. 107

 

5.     что такое прецедентные тексты;

6.     как влияет язык СМИ на нормы речевого общения;

7.     в чём причины коммуникативных неудач:

8.     как написать исследовательскую работу.

 

Школьники должны уметь:

 

1.     различать функции языка;

2.      анализировать различные виды повседневной коммуникации;

3.     использовать прошлый опыт в повседневной коммуникации;

4.     видеть и понимать особенности влияния языка СМИ на нормы речевого общения;

5.     анализировать дискурс новостей;

6.     различать приёмы языкового манипулирования;

7.     анализировать причины коммуникативных неудач;

8.     писать исследовательскую работу на основе собственных наблюдений.

 

   При реализации программы используются следующие принципы обучения:

·        психологического комфорта;

·        деятельностного подхода;

·        самостоятельности;

·        соавторства, сотворчества.

 

Программа рассчитана на 17 часов.

 

Содержание программы

 

Раздел 1.   Вводные понятия    (2 часа).

 

      Функции языка (коммуникативная, мыслительная, номинативная, познавательная и др.). Коммуникативная функция как основная функция языка.

      Коммуникативная ситуация и её составляющие: цель, формы коммуникации (устная и письменная), характер отношений между партнёрами коммуникации, время, место и тема общения. Личное общение и массовая коммуникация в повседневной жизни (новости, реклама и т.д.).

     Текст и дискурс. (Дискурс – текст с учётом экстралингвистических факторов). Что такое анализ текста и анализ дискурса.

 

Раздел 2.       Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации                              (4 часа).

 

Отличие норм разговорной речи от норм литературного языка. Закономерности разговорной речи, её структурные особенности. Анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях. Жанры повседневной коммуникации: большие и малые, монологические и диалогические (сообщение, рассказ, наставление, рецепт, приказ, запрет, совет, выговор, похвала и т.д.). Некоторые специфические черты разговорной речи: особенности номинации, словообразования, фразеологии. Многозначность и экспрессивность разговорной лексики. Примеры характерных синтаксических конструкций.

 

Раздел 3. Использование прошлого опыта в повседневной коммуникации

(1 час).

 

Понятие прецедента. Прецедентные тексты, прецедентное имя.

 

Раздел 4.  Массовая коммуникация в повседневной жизни  ( 6 часов).

 

Влияние языка СМИ на нормы речевого общения. Заимствования в языке СМИ, влияние иноязычных конструкций на построение фраз в русских СМИ. Новости на радио и телевидении, их лингвистические особенности. Анализ дискурса новостей. Структурная схема: заголовок, водка, главное событие, фон, последствия, реакции, комментарии, оценка. Политкорректность. Языковое манипулирование, его приёмы. Реклама на радио, телевидении, в прессе, в городском пространстве. Основные части рекламы: слоган, заголовок, основной рекламный текст, эхо-фраза. Языковые приёмы в рекламных текстах. Нарушения языковой нормы в рекламе. Перевод иностранной рекламы на русский язык.

 

Раздел 5. Межкультурная коммуникация в повседневной жизни  (1 час).

 

Некоторые языковые особенности представителей русского лингвокультурного сообщества.

 

Раздел 6. Коммуникативные неудачи (1час).

 

 Условия «идеальной» коммуникации. Причины коммуникативных неудач.

 

Раздел 7. Языковое творчество в повседневной жизни  (3 часа).

 

Языковая игра как элемент повседневного общения. Ирония. Анекдот как вид языкового творчества. Некоторые языковые приёмы создания комического эффекта. Жаргон как поле для языкового творчества. Общение в Интернете – соединение устной и письменной речи.

 

 Раздел 8.  Проектная деятельность.  (14 часов)

 

Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать, делать выводы.

         Возможные темы исследований:

1.     Особенности номинации в домашнем общении.

2.     Роль цитат из знаменитых советских кинокомедий в повседневном общении.

3.     Специфика речи ведущих молодёжных музыкальных программ.

4.     Цитаты из мультфильмов в повседневном общении.

5.     Детское словотворчество в различных ситуациях общения.

6.     Сопоставление особенностей мужской и женской речи.

 

Раздел 9. Формирование языковой личности в повседневном общении

(2 часа).

 

Понятие о языковой картине мира. Специфика мужской и женской речи. Нормы поведения, закреплённые в языке (на примере пословиц). Стандартная нестандартная языковая личность. Креативность как качество нестандартной языковой личности. Примеры ярких языковых личностей.

 

Выступление с исследовательскими работами.

 

 

 

 

                            Учебно-тематическое планирование

 

Наименование разделов и тем

К-во

часов

Лекция

Практи-

кум

Игра

Формы контроля

1.

Введение

1.1.          Функции языка. Повседневная коммуникация.

1.2.          Текст и дискуссия.

2

1

1

 

Ответы на вопросы

2.

Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации.

2.1. Закономерности разговорной речи.

2.2. Структурные особенности разговорной речи.

2.3. Жанры повседневной коммуникации.

2.4. Многозначность и экспрессивность разговорной лексики.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

1

Составление таблицы

3.

Использование прошлого опыта в повседневной коммуникации.

1.1. Понятие прецедента.

1

 

1

 

Составление словаря

4.

Массовая коммуникация в повседневной жизни.

4.1. Влияние языка СМИ на нормы речевого общения.

4.2. Новости на радио и телевидении. Анализ дискурса новостей.

4.3. Языковое манипулирование и его приёмы.

4.4. Реклама  на радио, телевидении, в прессе, в городском пространстве.

4.5. Основные части рекламы. Языковые приёмы в рекламных текстах.

4.6. Нарушения языковой нормы в рекламе.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4

1

Составление таблицы

5.

Межкультурная коммуникация в повседневной жизни.

1

1

 

 

Тест

6.

Коммуникативные неудачи.

6.1. Условия «идеальной» коммуникации. Причины коммуникативных неудач.

1

 

1

 

Составление тезисов

7.

Языковое творчество в повседневной жизни.

7.1. Языковая игра как элемент повседневного общения. Ирония. Анекдот. Приёмы создания комического эффекта.

7.2. Жаргон как поле для языкового творчества.

7.3. Общение в Интернете.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

Оформление результа-тов наблюде-ний

8.

Проектная  деятельность

8.1. Формулирование проблемы.  Анализ проблемы.

8.2. Способы решения проблемы.

8.3. Постановка цели.

8.4. Постановка задач.

8.5. Разбивка задач на шаги.

8.6. Составление плана деятельности в рамках текущего проекта.

8.7. Работа с источниками. Пометы и выписки.

8.8. Наблюдения и эксперименты.

8.9. Систематизация полученного материала.

8.10. Работа над проектом.

Вводная часть.

8.11. Работа над проектом. Основная часть.

8.12. Работа над проектом. Заключительная часть.

8.13. Наглядность к проекту: схемы, таблицы, презентация.

8.14. Защита проектов.

14

4

10

 

Оценка проектов

9.

Формирование языковой личности.

9.1. Языковая личность в повседневном общении. 9.2.Нормы поведения, закреплённые в языке.

2

1

1

 

Написа-

ние сочине-

ния-рассуждения

 

Итого:

34

10

21

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. – М., 2003.

2.     Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

3.     Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.  – М., 2003.

4.     Имшинецкая И. Креатив в рекламе. – М., 2005.

5.     Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

6.     Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – М., 2001.

7.     Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. – М., 2003.

8.     Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. – М., 2004.

9.     Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. – М, 2003.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса для работы с учащимися 9 класса на тему «Мир современной коммуникации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Программа данного курса составлена на основе программы курса «Современное речевое общение», автором которой является О.Е. Дроздова (г.Москва).

       Язык, который мы используем в повседневной речи, не является предметом глубокого изучения в школе. Основное внимание на уроках русского языка уделяется усвоению обучающимися норм литературного языка. Между тем повседневные речевые контакты в семье и с друзьями, на улице и в гостях, поток теле- и радио- речи и особенно актуальное для современных детей общение в Интернете – это важнейшие факторы, которые стимулируют языковое развитие человека. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 222 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (7 класс по программе I вида)
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор
  • 06.10.2020
  • 1448
  • 58
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 361
    • DOCX 84.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем . Анжелика Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    . Анжелика Викторовна
    . Анжелика Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 5607
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1534 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе