Республика Татарстан
Балтасинский муниципальный район
МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс
учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Программа элективного курса
по профориентации для учащихся 9 класса на тему
«Основы создания и развития фермерского хозяйства»
Автор: учитель технологии
МБОУ «Карадуванская СОШ»
Фаткырахманов Р.А.
Карадуван , 2014
Содержание
Пояснительная
записка__________________________________ стр.3
Учебно-тематическое
планирование курса_________________ стр.4
Программа курса_______________________________________ стр.5
Литература____________________________________________
стр.8
Приложения
Занятие
1___________________________________________ стр.9
Занятие
2___________________________________________ стр.10
Занятие
3___________________________________________ стр.17
Занятие
4___________________________________________ стр.21
Занятие
5___________________________________________ стр.23
Занятие
6___________________________________________ стр.28
Занятие
7,9,10_______________________________________ стр.30
Занятие
8___________________________________________ стр.70
Занятие
11__________________________________________ стр.75
Занятие
12-16__________________________________________ стр.76
Занятие
17__________________________________________ стр.79
Пояснительная записка
Настоящая
программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки
девятиклассников по направлению технологического профиля.
К важным
отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует
отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству;
высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную
экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное
использование наемной рабочей силы.
Несмотря на
недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность
фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном
аграрном производстве.
Развитие
крестьянских хозяйств - сложный исторический процесс и пока этот процесс
происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая,
нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к
многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и
социальной инфраструктуры и системы хранения.
Исходя из
вышесказанного, возникла необходимость подготовки учащихся сельских районов
Республики в выборе профессии, связанной с сельским хозяйством, так как наша
республика является аграрной и необходимо стимулировать население для работы в
сельском хозяйстве
Цель курса:
способствовать повышению компетентности учащихся в вопросе создания
крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, способствовать
формированию интереса к профессиям связанным с сельским хозяйством,
формирование интереса к направлению технологического профиля путем ознакомления
с особенностями работы КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства), ЛПХ (личного
подсобного хозяйства).
Задачи курса:
- предоставить учащимся возможность
реализовать свой интерес к технологическому направлению;
- уточнить готовность и способность учащихся
осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
- способствовать проявлению интереса к
профессиям сельскохозяйственного направления.
Данный элективный курс предусматривает
межпредметные связи. В процессе обучения учащиеся проходят тематику следующих
предметов: математика, право, экономика, история, биология, химия,
обществознание.
Перечень
формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: социальную и личностную
значимость правильного профессионального самоопределения; понятие о профессиях
АПК (агропромышленного комплекса) Балтасинского района, специальностях, должностях;
в каких учебных заведениях можно получить необходимую профессию, правовые
аспекты фермерских и личных подсобных хозяйств; систему ценообразования
сельскохозяйственной продукции.
К концу элективного курса учащиеся выполняют
творческий проект «Мои жизненные планы».
Требования к выполнению и оформлению
творческого проекта.
Тематика проектов:
технология производства и выращивания с/х культур, технология производства
рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.
Учащиеся должны иметь представление; о смысле
и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации
труда в сельском хозяйстве; о сущности хозяйственного механизма в рыночных
условиях; о предпринимательстве.
Учащиеся должны уметь: анализировать
профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои
индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; анализировать
профессиограммы и психограммы; пользоваться сведениями о путях получения
профессионального образования и возможностях трудоустройства сельском
хозяйстве; выполнять и защищать творческий проект «Мои жизненные планы»;
Учебно-тематическое планирование курса
№ занятия
|
Тема занятия
|
Формы
|
Минимум
|
Материалы и
оборудование
|
1
|
Историческая
самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России.
|
Беседа, решение
проблемной ситуации.
|
Понятие
"крестьянский двор", организация и работа крестьянских хозяйств в
различные периоды времени.
|
Презентация
«Крестьянство в России»,
ФЗ №74–ФЗ от
11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Постановление КМ РТ от 6 сентября 2002 г. N 536 "О
развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий" (с изменениями и
дополнениями)
|
2
|
Занятость населения
в Балтасинском районе. Ситуация на рынке труда по массовым для района профессиям.
|
Диспут
|
Численность
населения, трудоспособного населения, занятость в различных отраслях.
Предложения работодателей
|
Данные статистики
по Балтасинскому району, данные переписи населения.
Презентация
«Агропромышленные предприятия Балтасинского района»
|
3
|
Интересы и выбор
профессии
|
Беседа,
Тестирование, диагностика
|
Выявление 2-3 видов
деятельности, которые интересны каждому конкретному учащемуся
|
Методика “Карта
интересов”
|
4
|
Способности и
профессиональная направленность
|
Комбинированный
|
Выявление типа
профессии наиболее подходящего учащемуся
|
Методика
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.
|
5
|
Профессиональный
тип личности
|
Беседа,
тестирование, диагностика
|
Определение
социальной направленности личности
|
Тест Д. Голланда по
определению типа личности
|
6
|
Профессиональные
учебные заведения сельскохозяйственного направления
|
Беседа
|
Сельскохозяйственные
профессии, которые можно получить в учебных заведениях.
|
Профессиональные
учебные заведения республики сельскохозяйственного направления
|
7
|
Создание,
регистрация крестьянских фермерских хозяйств
|
Беседа
|
Правовые основы
крестьянского фермерского хозяйства
|
Федеральный закон
от 11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве"
|
8
|
Государственная
поддержка КФХ, ЛПХ
|
Комбинированный
|
Виды
государственной поддержка производства сельскохозяйственной продукции
|
Государственная
программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования
в АПК на 2009-2011 годы»
|
9
|
Землепользование
крестьянских (фермерских) хозяйств. Имущественные основы крестьянских
(фермерских) хозяйств.
|
Беседа
|
Правовые и
имущественные аспекты землепользования КФХ, ЛПХ
|
Федеральный закон
от 11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Главы 3,4
|
10
|
Трудовые ресурсы
крестьянских (фермерских) хозяйств.
|
Беседа,
практическая работа «Привлечение трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ»
|
Формирование,
подготовка и распре-деление трудовых ресурсов. Оплата труда по его
количеству, качеству, производительность труда.
|
Федеральный закон
от 11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Глава 5
|
11
|
Система цен и
ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х
продукции.
|
Беседа.
Практическая работа «Себестоимость производства картофеля в личном подсобном
хозяйстве»
|
Процессы
ценообразования, спрос, затраты.
|
Формулы
ценообразования продукции
|
12-16
|
Проект. «Мои
жизненные планы».
|
Закрепление знаний
|
Тематика проектов:
технология производства и выращивания с/х культур, технология производства
рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.
|
Структура проекта
|
17
|
Защита проекта
|
Занятие проверки
знаний
|
|
|
ИТОГО – 17 часов.
Программа курса
Занятие 1
Историческая самобытность крестьянских
(фермерских) хозяйств России.
Цель: Дать учащимся представление о
становлении фермерских и личных подсобных хозяйств РФ. Ознакомить со статьей 1
ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Рассматриваемые вопросы: Крестьянский двор,
фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское)
хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых
правоотношений и самостоятельная организационно–правовая форма аграрного
предпринимательства, товарное семейное хозяйство.
Занятие 2
Занятость населения в Балтасинском районе
Ситуация на рынке труда по массовым для района
профессиям.
Цель: Ознакомить учащихся с занятостью
населения Балтасинского района, ознакомить с сельхозтоваропроизводителями,
Рассматриваемые вопросы: численность населения
Балтасинского района, трудоспособного населения, занятость в различных
отраслях. Предложения работодателей. Сельхозтоваропроизводители района. Халяльный агропромышленный парк «Балтач», Организация
ООО "Азык"
Занятие 3
Интересы и выбор профессии
Цель: Выявить 2-3 вида деятельности, которые
интересны каждому конкретному учащемуся, на основе результатов дать конкретные
рекомендации по выбору профессии сельскохозяйственного направления.
Рассматриваемые вопросы: Диагностика и
самодиагностика способностей, склонностей и качеств личности. Методика “Карта
интересов”. Вопросы использования методики.
Занятие 4
Способности и профессиональная направленность
Цель: Выявление типа профессии наиболее
подходящего учащемуся и предоставление учащимся индивидуальной консультации по
подходящему типу профессии.
Рассматриваемые вопросы: Методика
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Типы профессий:
I. «Человек-природа» –
все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным
хозяйством.
II. «Человек-техника» –
все технические профессии.
III. «Человек-человек» –
все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все
профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и
музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Занятие 5
Профессиональный тип личности
Цель: Определение социальной направленности
личности учащегося и расшифровка.
Рассматриваемые вопросы: Тест Д. Голланда по
определению типа личности. Типы личности: реалистический тип; интеллектуальный
тип; социальный тип; конвенциальный тип; предприимчивый тип; артистический тип.
Особенности типов личности:
- определенные черты характера;
- способности к определенным видам деятельности;
- предпочтения определенного рода занятий;
- содержание увлечений;
- профессиональные возможности.
Занятие 6
Профессиональные учебные заведения сельскохозяйственного
направления
Цель: Изучение сельскохозяйственных профессий,
которые можно получить в учебных заведениях Республики Татарстан.
Рассматриваемые вопросы: Профессиональные
учебные заведения республики Татарстан сельскохозяйственного направления.
Высшее профессиональное образование. Среднее профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование
Занятие 7
Создание, регистрация крестьянских фермерских
хозяйств
Цель: Изучить правовые основы крестьянского
фермерского хозяйства, показать, каким образом хозяйство регистрируется,
налогообложение КФХ
Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от
11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" с комментариями. Создание фермерского
хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства. Соглашение о создании
фермерского хозяйства. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Занятие 8
Государственная поддержка КФХ, ЛПХ
Цель: Изучить виды государственной поддержка
производства сельскохозяйственной продукции, ознакомить с программой развития
сельского хозяйства
Рассматриваемые
вопросы: Государственная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы». Направления
государственной поддержки:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих
сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих
соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство,
крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных
потребительских кооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе
строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты
автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным
товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского
хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной
политики.
Занятие 9
Землепользование крестьянских (фермерских)
хозяйств. Имущественные основы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Цель: Изучение в ходе беседы правовых и
имущественных аспектов землепользования КФХ, ЛПХ
Рассматриваемые
вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" Главы 3,4. Земельные участки,
предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности. Порядок предоставления земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в
результате приватизации сельскохозяйственных угодий Имущество фермерского
хозяйства. Состав имущества фермерского хозяйства. Владение и пользование
имуществом фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского
хозяйства. Раздел имущества фермерского хозяйства. Наследование имущества
фермерского хозяйства
Занятие 10
Трудовые ресурсы крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Цель: Рассмотреть формирование, подготовку и
распределение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, оплату труда по его
количеству, качеству, производительность труда.
Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от
11.06.2003 № 74-ФЗ
"О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" Глава 5. Члены фермерского хозяйства.
Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском
хозяйстве. Права и обязанности членов фермерского хозяйства. Глава фермерского
хозяйства. Полномочия главы. Смена главы фермерского хозяйства. Оплата труда.
Минимальная оплата труда. Задачи привлечения трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ
Занятие 11
Система цен и ценообразование на
сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х продукции.
Цель: Изучить вопросы системы цен и
ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, себестоимости сельскохозяйственной
продукции.
Рассматриваемые вопросы: Процессы
ценообразования, спрос, затраты. Создание государством экономических и
институциональных условий для повышения производительности и устойчивого
развития КФХ и других МФХ. Планирование, учет и анализ себестоимости.
Структура себестоимости продукции
Занятие 12-16
Проект. «Мои жизненные планы».
Цель: Ознакомить с основными этапами
исследовательской работы, обозначить требования и правила оформления текстов
исследовательских работ.
Рассматриваемые вопросы: Этапы
исследовательской работы. Требования и правила оформления текстов
исследовательских работ. Литературный обзор. Результаты исследования.
Графическая форма представления данных. Выводы исследовательской работы.
Занятие 17
Защита проекта
Цель: Защита подготовленных исследовательских
работ.
Рассматриваемые вопросы: Доклад как
закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы
представляются публично.
Литература
для учителя
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры:
азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006.
Козлов М. Фермерство в России: проблемы
становления и социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 1993. –
№10.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры,
упражнения, опросники. М.:Вако, 2005
Савченко М.Ю., Профориентация. Личностное
развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.:Вако, 2006
Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения (5-е изд., стер.) учеб. пособие Академия,2007
Литература
для учащихся
Пряжников Н.С. Самоопределение
и профессиональная ориентация учащихся (1-е изд.) учебник , Академия,2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.