Инфоурок Технология Другие методич. материалыПрограмма элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе"

Программа элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе"

Скачать материал

 

Республика Татарстан

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Конкурс учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

по профориентации для учащихся 9 класса на тему

 

 

 

«Основы создания и развития фермерского хозяйства»

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор: учитель технологии

                                                                               МБОУ «Карадуванская СОШ»

                                               Фаткырахманов Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карадуван , 2014

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка__________________________________          стр.3

 

Учебно-тематическое планирование курса_________________           стр.4

 

Программа курса_______________________________________          стр.5

 

           Литература____________________________________________           стр.8

           

Приложения

Занятие 1___________________________________________      стр.9

Занятие 2___________________________________________      стр.10

Занятие 3___________________________________________      стр.17

Занятие 4___________________________________________      стр.21

Занятие 5___________________________________________      стр.23

Занятие 6___________________________________________      стр.28

Занятие 7,9,10_______________________________________      стр.30

Занятие 8___________________________________________      стр.70

Занятие 11__________________________________________      стр.75

Занятие 12-16__________________________________________ стр.76

Занятие 17__________________________________________      стр.79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников по направлению технологического профиля.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству; высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Развитие крестьянских хозяйств - сложный исторический процесс и пока этот процесс происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость подготовки учащихся сельских районов  Республики в выборе профессии, связанной с сельским хозяйством, так как наша республика является аграрной и необходимо стимулировать население для работы в сельском хозяйстве

       Цель курса:  способствовать повышению компетентности учащихся в вопросе создания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, способствовать формированию интереса к профессиям связанным с сельским хозяйством, формирование интереса к направлению технологического профиля путем ознакомления с особенностями работы КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства), ЛПХ (личного подсобного хозяйства).

       Задачи курса:

  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к технологическому направлению;
  • уточнить готовность и способность учащихся осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
  • способствовать проявлению интереса к профессиям сельскохозяйственного направления.

Данный элективный курс предусматривает межпредметные связи. В процессе обучения учащиеся проходят тематику следующих предметов: математика, право, экономика, история, биология, химия, обществознание.

Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; понятие о профессиях АПК (агропромышленного комплекса) Балтасинского района, специальностях, должностях; в каких учебных заведениях можно получить необходимую профессию, правовые аспекты фермерских и личных подсобных хозяйств; систему ценообразования сельскохозяйственной продукции.

К концу элективного курса учащиеся выполняют творческий проект «Мои жизненные планы». 

Требования к выполнению и оформлению творческого проекта.

Тематика проектов: технология производства и выращивания с/х культур, технология производства рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.

Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда в сельском хозяйстве; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве.

Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; анализировать профессиограммы и психограммы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства сельском хозяйстве; выполнять и защищать творческий проект «Мои жизненные планы»;

 

 

Учебно-тематическое планирование курса

 

занятия

Тема занятия

Формы

Минимум

Материалы и оборудование

1

Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России.

Беседа, решение проблемной ситуации.

Понятие "крестьянский двор", организация и работа крестьянских хозяйств в различные периоды времени.

Презентация «Крестьянство в России»,

ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Постановление КМ РТ от 6 сентября 2002 г. N 536 "О развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий" (с изменениями и дополнениями)

2

Занятость населения в Балтасинском районе. Ситуация на рынке труда по массовым для района профессиям.

Диспут

Численность населения, трудоспособного населения, занятость в различных отраслях. Предложения работодателей

Данные статистики по Балтасинскому району, данные переписи населения.

Презентация «Агропромышленные предприятия Балтасинского района»

3

Интересы и выбор профессии

 

Беседа, Тестирование, диагностика

Выявление 2-3 видов деятельности, которые интересны каждому конкретному учащемуся

Методика “Карта интересов”

4

Способности и профессиональная направленность

Комбинированный

Выявление типа профессии наиболее подходящего учащемуся

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.    

5

Профессиональный тип личности

Беседа, тестирование, диагностика

Определение социальной направленности личности

Тест Д. Голланда по определению типа личности

6

Профессиональные учебные заведения сельскохозяйственного направления

Беседа

Сельскохозяйственные профессии, которые можно получить в учебных заведениях.

Профессиональные учебные заведения республики сельскохозяйственного направления

7

Создание, регистрация крестьянских фермерских хозяйств

Беседа

Правовые основы крестьянского фермерского хозяйства

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

8

Государственная поддержка КФХ, ЛПХ

Комбинированный

Виды государственной поддержка производства сельскохозяйственной продукции

Государственная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»

9

Землепользование крестьянских (фермерских) хозяйств. Имущественные основы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Беседа

Правовые и имущественные аспекты землепользования КФХ, ЛПХ

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Главы 3,4

10

Трудовые ресурсы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Беседа, практическая работа «Привлечение трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ»

Формирование, подготовка и распре-деление трудовых ресурсов. Оплата труда по его количеству, качеству, производительность труда.

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Глава 5

 

11

Система цен и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х продукции.

Беседа. Практическая работа «Себестоимость производства картофеля в личном подсобном хозяйстве»

 

Процессы ценообразования, спрос, затраты.

Формулы ценообразования продукции

12-16

Проект. «Мои жизненные планы».

Закрепление знаний

Тематика проектов: технология производства и выращивания с/х культур, технология производства рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.

Структура проекта

17

Защита проекта

Занятие проверки знаний

 

 

ИТОГО – 17 часов.

 

Программа курса

 

Занятие 1

Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России.

Цель: Дать учащимся представление о становлении фермерских и личных подсобных хозяйств  РФ. Ознакомить со статьей 1 ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Рассматриваемые вопросы: Крестьянский двор, фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно–правовая форма аграрного предпринимательства, товарное семейное хозяйство.

 

Занятие 2

Занятость населения в Балтасинском районе

Ситуация на рынке труда по массовым для района профессиям.

Цель: Ознакомить учащихся с занятостью населения Балтасинского района, ознакомить с сельхозтоваропроизводителями,

Рассматриваемые вопросы: численность населения Балтасинского  района, трудоспособного населения, занятость в различных отраслях. Предложения работодателей. Сельхозтоваропроизводители района. Халяльный агропромышленный парк «Балтач», Организация ООО "Азык"

 

Занятие 3

Интересы и выбор профессии

Цель: Выявить 2-3 вида деятельности, которые интересны каждому конкретному учащемуся, на основе результатов дать конкретные рекомендации по выбору профессии сельскохозяйственного направления.

Рассматриваемые вопросы: Диагностика и самодиагностика способностей, склонностей и качеств личности. Методика “Карта интересов”. Вопросы использования методики.

 

Занятие 4

Способности и профессиональная направленность

Цель: Выявление типа профессии наиболее подходящего учащемуся и предоставление учащимся индивидуальной консультации по подходящему типу профессии.

Рассматриваемые вопросы: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Типы профессий:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Занятие 5

Профессиональный тип личности

Цель: Определение социальной направленности личности учащегося и расшифровка.

Рассматриваемые вопросы: Тест Д. Голланда по определению типа личности. Типы личности: реалистический тип; интеллектуальный тип; социальный тип; конвенциальный тип; предприимчивый тип; артистический тип. Особенности типов личности:

- определенные черты характера;
- способности к определенным видам деятельности;
- предпочтения определенного рода занятий;
- содержание увлечений;
- профессиональные возможности.

 

Занятие 6

Профессиональные учебные заведения сельскохозяйственного направления

Цель: Изучение сельскохозяйственных профессий, которые можно получить в учебных заведениях Республики Татарстан.

Рассматриваемые вопросы: Профессиональные учебные заведения республики Татарстан сельскохозяйственного направления. Высшее профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование

 

Занятие 7

Создание, регистрация крестьянских фермерских хозяйств

Цель: Изучить правовые основы крестьянского фермерского хозяйства, показать, каким образом хозяйство регистрируется, налогообложение КФХ

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" с комментариями. Создание фермерского хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства. Соглашение о создании фермерского хозяйства. Государственная регистрация фермерского хозяйства

 

Занятие 8

Государственная поддержка КФХ, ЛПХ

Цель: Изучить виды государственной поддержка производства сельскохозяйственной продукции, ознакомить с программой развития сельского хозяйства

Рассматриваемые вопросы: Государственная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы». Направления государственной поддержки:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

 

Занятие 9

Землепользование крестьянских (фермерских) хозяйств. Имущественные основы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Цель: Изучение в ходе беседы правовых и имущественных аспектов землепользования КФХ, ЛПХ

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Главы 3,4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий Имущество фермерского хозяйства. Состав имущества фермерского хозяйства. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства. Раздел имущества фермерского хозяйства. Наследование имущества фермерского хозяйства

 

Занятие 10

Трудовые ресурсы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Цель: Рассмотреть формирование, подготовку и распределение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, оплату труда по его количеству, качеству, производительность труда.

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Глава 5. Члены фермерского хозяйства. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве. Права и обязанности членов фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства. Полномочия главы. Смена главы фермерского хозяйства. Оплата труда. Минимальная оплата труда. Задачи привлечения трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ

 

Занятие 11

Система цен и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х продукции.

Цель: Изучить вопросы системы цен и ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Рассматриваемые вопросы: Процессы ценообразования, спрос, затраты. Создание государством экономических и институциональных условий для повышения производительности и устойчивого развития КФХ и других МФХ. Планирование, учет и анализ себестоимости. Структура себестоимости продукции

 

Занятие 12-16

Проект. «Мои жизненные планы».

Цель: Ознакомить с основными этапами исследовательской работы, обозначить требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Рассматриваемые вопросы: Этапы исследовательской работы. Требования и правила оформления текстов исследовательских работ. Литературный обзор. Результаты исследования. Графическая форма представления данных. Выводы исследовательской работы.

 

Занятие 17

Защита проекта

Цель: Защита подготовленных исследовательских работ.

Рассматриваемые вопросы: Доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются публично.

 

 

 

 

 

Литература для учителя

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006.

Козлов М. Фермерство в России: проблемы становления и социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 1993. – №10.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.:Вако, 2005

Савченко М.Ю., Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.:Вако, 2006

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения (5-е изд., стер.) учеб. пособие Академия,2007

Литература для учащихся

 

 

Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся (1-е изд.) учебник ,  Академия,2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников по направлению технологического профиля.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству; высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 427
    • DOCX 29.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фаткырахманов Рязап Адгамович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фаткырахманов Рязап Адгамович
    Фаткырахманов Рязап Адгамович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1025
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 069 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 565 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 081 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 692 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 317 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции