Пояснительная записка
Персидский поэт и мыслитель XII века
Саади сказал:
Умен ты или
глуп,
Велик ты или
мал,
Не знаем мы,
пока
Ты слово не
сказал!
Слово, речь –
показатель общей культуры человека, его интеллекта, его коммуникативных
способностей. Вот почему овладение речью, её культурой, совершенствование речи
особенно важно формировать в школьные годы. Поэтому уже в 1987 году в программу
обучения начальной школы была введена риторика как обязательный предмет, а в
настоящее время она преподаётся в средних и старших классах.
Настоящая программа
составлена для учащихся 8-9 классов. По мнению ведущих педагогов и психологов,
подростки очень сильно нуждаются в общении. Ещё В.А. Сухомлинский в своей работе
«Общение личности с обществом» писал об общении, как о важном этапе развития
личности в подростковом возрасте: «Каким станет человек, зависит от того, каков
он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение, и к
чему это направляет его волю. Человеческое общение – это чрезвычайно широкое,
многогранное удовлетворение потребности человека в человеке.»
Риторика учит быть внимательным к слову,
общаться так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой, т.е. развивает лингвистические,
творческие, коммуникативные способности и помогает адаптироваться в обществе.
Риторика учит гуманитарному
мышлению, направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же
задачи (например, как отказать, не обидев человека; как отстоять свои
убеждения, не поссорившись с оппонентом).
Риторика формирует
позитивное отношение к миру, к личности. Этот важный предмет направляет детей
на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развивает аналитические навыки.
Анализируя речевую ситуацию, подросток
учится адекватному речевому поведению, т.к. учитывает, с кем он говорит, с
какой целью, где, когда и как. Тем самым риторика помогает вырасти в
личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше
подверженную стрессам.
Риторика готовит подростков к
будущей жизни – успешной работе в коллективе.
На риторике ребята смогут понять, что речь –
это великий дар; попробуют себя в составлении голосового сценария для
произнесения подготовленной и частично подготовленной речи. Участники программы
испытают себя в роли режиссёра и актёра, научатся корректно спорить, не
навязывая свою точку зрения, оценивать своё и чужое выступление. Особый акцент
будет поставлен на индивидуальных устных выступлениях, предполагающих
творческое осмысление того или иного задания.
Школьная риторика –
предмет с чётко выраженной практической направленностью.
Большая часть времени выделяется на
формирование коммуникативно – риторических умений и навыков на усвоение инструментальных
знаний – о способах деятельности («Как слушать собеседника», « Правила для
говорящего»). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также
подчинён прагматической установке курса. Теоретические сведения включаются
только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих
знаний и умений и навыков.
Главное внимание уделяется
формированию коммуникативных, риторических умений и навыков двух типов:
- умение анализировать и оценивать общение,
например, степень эффективности, корректность поведения, уровень владения
языком;
- умение ориентироваться в ситуации, учитывая
адресата, аудиторию;
3. формировать своё коммуникативное
намерение;
4. определять свои неудачи и промахи
в общении.
Основные
идеи курса:
-
ответственное отношение к каждому слову, написанному,
напечатанному, произнесённому;
-
коммуникабельность – важное условие достижений в
дневной сфере и повседневном общении;
-
искренность, открытость (особенно в профессиональной
деятельности), гибкость культуры речевого поведения.
Курс
школьной риторики, относящейся к межпредметным элективным курсам, должен
вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между
людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное
богатство.
Ни для кого не секрет, что в
последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы
слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников
радио- и телепередач. Курс риторики призван воспитывать непринятие этих
отрицательных явлений и способствовать повышению речевой культуры учащихся.
Изучение риторики необходимо и для
того, чтобы чувствовать себя в будущем успешным человеком, ведь общение, по
мнению известного психолога Сатир, - это зонтик, который раскрывается над
всеми сферами человеческой жизни.
Цели курса:
·
Создание условий для формирования у школьников
умения ориентироваться в конкретной речевой ситуации
·
Создание условий для развития монологической речи
учащихся
·
Создание условий для развития умения строить тексты
разной функциональной направленности с целью максимального решения
коммуникативных задач
Задачи курса:
- Овладение риторическими понятиями для
формирования соответствующих коммуникативных задач
- Обучение эффективному общению, умению
убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную
- Развитие умений строить своё высказывание в
соответствии с речевой ситуации, в том числе со своим замыслом,
коммуникативным намерением
- Обучение умению анализировать и оценивать
общение: степень его эффективности, корректность поведения, уровень
владения языком
- Формирование творческого аспекта личности
школьника
Основные методические
принципы отбора и структурирования материала.
·
Принцип практической направленности предполагает
обучение риторической деятельности в первую очередь. История и теория риторики
изучаются только в той мере, в которой это необходимо для формирования соответствующих
умений и навыков
·
Принцип перспективных динамических связей
(начиная с 8-го класса)
предполагает строгий учёт внутрипредметных связей
8 класс
9 класс 10 класс
Застольное слово
- Похвальное слово Хвалебная торжественная
экспромт в кругу
(публичное) на речь
семьи
юбилее, в школе,
на работе…
- Принцип учёта сферы повышенной речевой
деятельности учащихся:
Этот принцип
находит реализацию в отборе речевых жанров для каждого этапа обучения (для
учеников 8-10 классов – сфера публичного общения в школе и вне школы), иллюстративного
материала, видов задач
- Принцип сквозных методических идей, объединяющих,
цементирующих весь курс:
-
идея воспитания внимания, уважения, доброго
отношения к людям;
-
идея овладения речью, свободой слова для самовыражения,
раскрепощения личности для осуществления своих жизненных идеалов и задач;
-
идея формирования у учеников речевой самооценки с
позиции: решил – не решил – в какой мере решил коммуникативное намерение и т.д.
На
занятиях риторики имеют место следующие методы и формы обучения: вступительное
и заключительное слово учителя, беседы, ответы на вопросы (традиционные).
Однако особое место занимают специфические приёмы работы:
- риторический анализ устных и письменных
текстов;
- решение риторических задач;
- проведение риторических разминок;
- выполнение импровизированных заданий и т.д.
Для
того чтобы школьники на риторике смогли проявить и выразить себя в полной
мере, занятия целесообразно проводить в форме:
диалога, спектакля
дискуссии, концерта
путешествия, презентации
На
занятиях риторики учителю необходимо создать в классе доброжелательную обстановку,
в которой дети чувствовали бы себя достаточно свободно. Уроки риторики требуют
особого оснащения – тогда легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но
и в обычном классе можно сделать многое. Например, иначе расставить парты
(чтобы ребята видели друг друга):
Усвоение риторики будет более
успешным, если в группе будет не более 15-ти человек и если на занятиях не
будет отмалчивающихся.
К концу курса учащиеся должны
научиться владеть голосовым аппаратом, развить импровизационные способности,
уметь актуализировать речевую память, обогатить свою речь новыми словами и
выражениями. Школьники должны уметь ориентироваться в любой речевой ситуации,
уметь оценивать и анализировать общение, определять свои неудачи и промахи. И в
целом, научиться бережно относиться к слову.
Сдав все зачёты, предлагаемые
после изучения каждой темы, учащиеся получают сертификат об успешном
прохождении курса (в количестве 17 часов в 8 классе и 8 часов в 9 классе).
Содержание изучаемого курса (8 класс)
1 тема
Общение – социальное явление. Виды общения.
Что
такое коммуникативная помеха. Коммуникативные неудачи; как они
влияют на общение. Причины коммуникативных ошибок, как избежать
их в
общении.
2 тема
Основные качества речи.
Выразительность – особое качество
речи.
Какая бывает выразительность.
Выразительность в разных стилях речи.
3 тема
Особенности звучащей речи. Учимся
отвечать. Правила сравнения.
Что «спрятано» в формулировке
темы?
Сравнительно – сопоставительные
слова. Построение сравнения.
Инструктивная речь. Группируем и
классифицируем знания – приводим
их в систему. Правила
классификации.
4 тема
Наш
голос. Составляем голосовой сценарий. Слушаем свой и чужой
голос. Экспериментируем со своим
голосом.
5 тема
Подготовленная и неподготовленная
устная речь. Спонтанная речь.
Частично подготовленная устная
речь. Жанры подготовленной речи.
Приёмы подготовки устной речи.
6 тема
Невербальные средства общения.
Какие бывают невербальные
средства общения. Виды жесты. Всегда
ли молчание – золото?
Соответствие невербальных средств общения и
речевой ситуации.
7 тема
Читаем – усваиваем информацию.
Что помогает осознать и
запомнить прочитанное. Значение эпиграфа.
Вторичные тексты: тезисы,
конспекты. Как составлять тезисы и
конспекты. Отличие тезисов от
конспекта. Корректировка текста.
8 тема
Утешение. Виды утешений. Цель
утешений. Речевые формы утешений.
Прямые и косвенные утешения.
9 тема
Стили речи. Особенности каждого стиля.
Книжные стили. Разговорный стиль.
Выбор стиля речи в разных
речевых ситуациях.
Методические рекомендации
к речевым разминкам.
Речевые разминки – это сквозные упражнения, проходящие через весь курс
риторики для 8-9 классов, включающие такие группы заданий, как дыхательные,
произносительные (на произнесение звуков с определенной интонацией),
артикуляционные, текстовые. Каждая страничка речевой гимнастики включает, как
правило, эти несколько видов упражнений под типовыми заголовками: « Набери
воздух», «Подышим, подышим», «Не путайтесь в звуках!», «Озвучьте!», «Разомнем
язычок!», «Расскажите!», « Порассуждайте!» и т. д.
Желательно
речевую разминку проводить систематически, чтобы «собрать» ребят в начале урока
(настроить на восприятие нового материала), или в середине (изменить вид
деятельности), или в конце урока (когда дети утомлены более трудными
заданиями).
На
проведение речевой разминки не следует затрачивать более 5 минут одного
занятия. Следовательно, целесообразно делить её выполнение на части (по
пунктам), оставляя, если есть необходимость, на домашнюю работу повторение
отдельных пунктов или освоение новых.
Целесообразно
использовать игровые формы проведения некоторых заданий: кто быстрее проговорит
скороговорки, кто интереснее расскажет, кто прочитал без добора воздуха два
(три) раза четверостишие.
Игровые
формы требуют состязания и определения победителя. Можно использовать жесты,
мимику, помогающие произношению текста, парную работу. Методика работы по
речевой разминке включает, по крайней мере, три этапа:
·
Учитель показывает на 1-2 примерах, как выполняется
задание (или произносит все слова, если это требуется (в зависимости от задания
и подготовки класса)
·
Ученики хором, где это возможно, индивидуально или
в паре выполняют задание
·
Учитель обсуждает с ребятами, как они выполнили
работу
Желательно развивать
навыки обоснованной самооценки («У меня не совсем (совсем не) получилось»). Критерием
оценки служит уровень выполнения задания:
«Ты произнес все правильно» или « Миша
не сумел передать интонацию удивления».
Рассмотрим некоторые группы упражнений более подробно. «Озвучьте!», «
Не путайтесь в звуках!», «Не сломайте язык!». Под этим названием
подразумевается произносительно-интонационные упражнения типа:
·
Озвучьте текст в разном темпе, с разной интонацией,
выделяя подчеркнутые слова
·
Произнесите труднопроизносимые слова
·
Произнесите загадку, скороговорку, выделяя определенные
звуки
·
Озвучьте и изобразите то, о чем говорится в тексте
·
Найдите созвучные слова
Смысл этих упражнений – сделать более подвижными речевые
механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона,
громкости, что так важно в речевом общении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.