Программа элективного
курса "Решение типовых задач по информатике основной школы"
Пояснительная
записка
Курс «Решение типовых задач по информатике основной школы»
предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые
выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими.
Информационные технологии, предъявляют высокие требования к интеллекту
работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому
для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую
очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и
синтезу.
Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов и
включает в себя шесть разделов: «Кодирование информации», «Информация
и информационные процессы», «Представление чисел в компьютере.
Основы компьютерной арифметики», «Информационная технология
решения задач», «Основы алгоритмизации и программирования», «Моделирование».
Содержание
курса
Раздел 1. Кодирование информации (4 часа).
Цели изучения раздела:
- познакомить учащихся с методами
дискретизации и оцифровки;
- добиться понимания учащимися того, что выбор
метода двоичного кодирования зависит от тех операций, которые будут
производиться над данными (поэтому, например, символы можно кодировать
произвольным образом, а числа – только на основе позиционного принципа
систем счисления);
- раскрыть содержание понятия «формат файла»;
познакомить учащихся с методами определения объемов файлов, содержащих
информацию разного вида.
Типы задач:
- Анализ факторов, влияющих на выбор метода
кодирования.
- Использование разных языков для кодирования
информации.
- Кодирование и декодирование сообщений с
использованием кодов постоянной и переменной длины. Вычисление минимальной
длины кода.
Цели и задачи:
- продемонстрировать учащимся, что каждый язык
имеет свое назначение;
- отработать понятия «код», «длина кода», «код
переменной длины», «код постоянной длины», «количество знаков в алфавите»;
- отработать формулу определения длины кода;
- отработать формулу определения количества
разных элементов, закодированных кодом постоянной длины в заданном
алфавите.
- добиться понимания учащимися того, что выбор
способа кодирования данных зависит от операций, которые над ними будут
производиться.
Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 часов).
Цели изучения раздела:
- измерять информацию, определять
информационную емкость носителей информации, выражать информационный объем
в различных единицах измерениях;
- кодировать и декодировать информационные
сообщения; определять правила обработки информации;
- выделять объекты, участвующие в процессе
передачи информации;
- составлять алгоритмы поиска информации.
Типы задач:
- Измерение информации в соответствии с
техническим и вероятностным подходами.
- Использование формул Хартли и Шеннона для
вычисления количества информации.
- Установление соотношений между
информационным объемом сообщения и местом, которое оно занимает на
компьютерных носителях информации.
- Знакомство с основными компонентами процесса
обработки информации и его принципами.
- Определение правил обработки информации по
состояниям входов и выходов системы.
- Определение изменяющихся (преобразующихся) в
процессе обработки параметров информационных объектов.
Цели и задачи:
- продемонстрировать учащимся взаимосвязь
подходов к определению понятия «информация» и ее измерению;
- сформировать у учащихся навыки измерения
информации в соответствии с техническим подходом;
- отработать измерение информации на основе
вероятностного подхода (формула Хартли, формула Шеннона)
- учащиеся должны уметь различать понятия
«информационный объем сообщения», «объем соответствующего файла».
- проработать с учащимися схему обработки
информации;
- дать понятие «принцип «черного ящика»»;
- повторить с учащимися основные аспекты
информации – семантический, синтаксический, прагматический;
- родемонстрировать учащимся, что компьютер
преобразует в основном форму представления информации (синтаксический
аспект), автоматизированное изменение содержания может осуществляться с
помощью систем искусственного интеллекта.
3.Тема «Представление чисел в компьютере. Основы
компьютерной арифметики» (4 часа)
Типы задач:
- Определение основания, базиса, алфавита
системы счисления.
- Перевод чисел в десятичную систему счисления
на основе формулы позиционного представления.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из
десятичной системы счисления в иные системы по заданным алгоритмам.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из
разных систем счисления в десятичную систему по заданным алгоритмам.
- Перевод чисел в кратных системах счисления
по заданным алгоритмам.
- Арифметические действия над целыми числами в
разных системах счисления.
- Арифметические вычисления в смешанных
системах счисления.
- Представление целых и вещественных чисел по
правилам хранения их в памяти компьютера.
- Выполнение операций над числами в
нормализованном виде.
- Использование прямого, обратного,
дополнительного кодов.
Цели и задачи:
- добиться понимания учащимися понятий
«основание системы счисления», «базис системы счисления», «разряд числа»,
«вес разряда»;
- раскрыть перед учащимися второй аспект
понятия «основание системы счисления»;
- научить учащихся использовать формулу
позиционного представления для перевода вещественных чисел из системы
счисления с любым основанием в десятичную;
- продемонстрировать учащимся возможности
программы Калькулятор (вид Инженерный или Научный) по работе в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- научить учащихся выполнять арифметические
операции в различных системах счисления;
- познакомить учащихся с представлением целых
чисел в памяти компьютера;
- познакомить учащихся с представлением чисел
в форме с плавающей запятой;
- продемонстрировать учащимся, что одно и то
же содержимое ячеек памяти может быть декодировано по-разному;
- познакомить учащихся с правилами сложения с
плавающей запятой;
- познакомить учащихся с алгоритмом нахождения
прямого, обратного и дополнительного кодов числа.
Раздел 4 Информационная технология решения задач (7
часов).
Типы задач:
- Анализ архитектуры компьютера.
- Анализ схем взаимодействия устройств
компьютера.
- Анализ принципов работы и пользовательских
характеристик устройств хранения и носителей информации
- Нахождение сходства и различий в работе с
информацией человека и компьютера.
- Выделение объектов, участвующих в процессе
передачи информации, и определение их характеристик.
- Определение пропускной способности канала
связи. Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств
передачи информации
- Анализ принципов работы и пользовательских
характеристик процессоров.
Цели и задачи:
- учащиеся должны усвоить понятия «архитектура
компьютера», «взаимодействие устройств»;
- дать понятие «магистрально-модульный принцип
архитектуры компьютера»;
- разобрать схему архитектуры ПК, основанной
на магистрально-модульном принципе.
- учащиеся должны выявить соотношение,
существующее между объемами памяти различных носителей информации;
- учащиеся должны приобрести опыт
сопоставления разных параметров работы устройств
- учащиеся должны научиться оценивать
характеристики компьютерных каналов связи;
- проработать с учащимися схему процесса
передачи информации;
- дать понятие «пропускная способность канала
связи».
- Анализ классификации программного
обеспечения.
- Определение характеристик операционной
системы, под руководством которой работает ПК.
- Анализ основных принципов функционирования
операционной системы.
- Знакомство со способами организации файловой
системы компьютера.
- Поиск файлов, задание шаблонов поиска.
- Выполнение типовых и нетиповых операций над
файлами и каталогами
- научить учащихся ориентироваться в
пользовательских характеристиках ПК;
- дать формулу определения пропускной
способности для оценки возможностей компьютера;
- дать единицу измерения «бод»;
- научить оценивать время работы при передаче
информации с помощью модемов. учащиеся должны изучить основные
характеристики процессора;
- добиться понимания учащимися того, что
эффективность работы компьютера зависит не только от параметров устройств
компьютера, но и от архитектуры компьютера, а также принципов лежащих в
основе функционирования устройств;
- учащиеся должны приобрести опыт
интерпретации сообщений, сформировать умение ориентироваться в технических
характеристиках современных компьютеров и способах их описания.
Раздел 5. Основы
алгоритмизации и программирования (6 часов)
Типы задач:
·
Составление и
решение линейных алгоритмов
·
Определение
наибольшего или наименьшего
·
Упорядочивать
числа
·
Составлять и решать циклические алгоритмы
·
Работать с массивами данных
Цели и
задачи:
·
Этапы решения задач на ЭВМ
·
Работа с файлами
·
Базовые формулы и задачи
·
Типовые алгоритмы обработки массивов
·
.Методы решения практических задач
·
Разработка правильной стратегии.
Раздел 6 . Моделирование
(5 часов)
Типы задач:
·
приводить примеры натурных и информационных
моделей;
·
проводить в несложных случаях системный анализ
объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели;
·
ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;
·
проводить вычислительный эксперимент над простейшей
математической моделью;
·
ориентироваться в таблично-организованной
информации;
·
описывать объект (процесс) в табличной форме для
простых случаев;
·
различать декларативные и процедурные знания, факты
и правила.
·
ориентироваться в информационных моделях на языке
графов;
·
описать несложную иерархическую систему в виде
дерева;
·
построить базу знаний на Прологе для простой
предметной области (типа родственных связей);
Цели и задачи:
·
знать ,что такое модель; в чем разница между
натурной и информационной моделью;
·
какие существуют формы представления информационных
моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
·
что такое реляционная модель данных; основные
элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;
·
какие проблемы решает раздел информатики
«Искусственный интеллект»;
·
что такое система, системный анализ, системный
подход;
·
что такое граф, элементы графа;
·
что такое иерархическая система и дерево;
. Тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Материал урока
|
Дата проведения
|
.1.Кодирование
информации ( 4 часа)
|
1
|
Кодирование
|
Сборник типовых задач
с. 125-128
|
|
2
|
Длина кода
|
с. 128-129
|
|
3
|
Кодирование изображение. Растровый способ
кодирования
|
с. 130-131
|
|
4
|
Кодирование изображение. Векторный способ
кодирования
|
с. 132-133
|
|
2.Информация
и информационные процессы ( 8 часов)
|
5
|
Информационная деятельность людей
|
с. 7-9
|
|
6
|
Информационные объекты различных видов
|
с. 10-15
|
|
7
|
Общая характеристика информационных
процессов
|
с. 15-18
|
|
8
|
Получение информации
|
с. 18-19
|
|
9
|
Хранение информации
|
с. 19-21
|
|
10
|
Хранение информации в компьютере. Файловая
система
|
с. 21-24
|
|
11
|
Единицы хранения информации в компьютере.
Количество информации (технический подход)
|
с. 24-25
|
|
12
|
Передача информации
|
с. 25-27
|
|
3.
Представление чисел в компьютере (4 часа)
|
13
|
Позиционные и непозиционные системы
счисления
|
с. 134-136
|
|
14
|
Арифметика позиционных систем счисления
|
с. 136-138
|
|
15
|
Представление целых и вещественных чисел в
памяти компьютера
|
с. 138-139
|
|
16
|
Основы алгебры логики
|
с. 141-142
|
|
4.
Информационная технология решения задач (7 часов)
|
17
|
Решение задач с помощью компьютера : общие
положения
|
с. 30-31
|
|
18
|
Характеристики компьютеров Аппаратное
обеспечение компьютера
|
с. 32-37
|
|
19
|
Программное обеспечение компьютера.
Системное и сервисное ПО
|
с. 37-40
|
|
20
|
Пользовательский интерфейс
|
с. 41-47
|
|
21
|
Информационные технологии : общая
характеристика
|
с. 47-51
|
|
22
|
Сетевые технологии
|
с. 89-94
|
|
23
|
Сетевые технологии
|
с. 89-94
|
|
5.
Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)
|
24
|
Алгоритмизация
|
с. 106-110
|
|
25
|
Введение в программирование
|
с. 111
|
|
26
|
Линейные алгоритмы. Знакомство с типами
переменных и встроенными функциями
|
с. 111- 112
|
|
27
|
Ветвление
|
с. 112- 113
|
|
28
|
Цикл
|
с. 116- 120
|
|
29
|
Массивы
|
с. 120- 122
|
|
6..
Моделирование (5 часов)
|
30
|
Моделирование .Информационные модели
|
с. 95- 98
|
|
31
|
Табличные модели
|
с. 98- 101
|
|
32
|
Схемы как модели представления данных
|
с. 102- 104
|
|
33
|
Иерархические модели
|
с. 104- 106
|
|
34
|
Моделирование и алгоритмизация игр
|
с. 123- 124
|
|
35
|
Резерв времени
|
|
|
|
|
|
|
Основная литература:
1. А.А.Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А Ракитина, Сборник типовых задач 8-9
класс, Москва, Просвещение, 2006
Дополнительная литература
1. И. Семакин, Е.
Хеннер, задачник- практикум в 2-х частях, Москва, Лаборатория базовых Знаний,
2000
2. Тематические
тестовые задания для подготовки к ГИА
3. Информатика в
школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.:
Образование и Информатика, 2003.
4. Сафронов И.К.
Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ – Петербург, 2002.
5. Семакин И.Г.
Информатика. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.
6. ЦОР презентации
к занятиям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.