Элективный
курс по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»
Цель
курса:
- обобщить полученные знания по
орфографии за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного
письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические
трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной
подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического
образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему
все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9
классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на
уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что
учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области
орфографии.
К сожалению, в основной школе
материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в
программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки
необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при
подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную
подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику,
необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые
позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на
более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно
ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой
области.
Вопросы, рассматриваемые в данном
курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому
языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и
развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет
учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать
профиль дальнейшего обучения.
Требования
к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса
"Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие
классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием
обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий
присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный
(лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание
обучения
1. Опознавательные
признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить
и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в
корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель:
отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её
написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать
словарный запас слов.
3. Правописание
приставок:
- не изменяющиеся на письме
приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее
от значения.
Цель: закрепить
умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность
выбора.
4. Орфограммы в
суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах
существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах
глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах
существительных
- различение на письме суффиксов
прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить
и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой
выбор.
5. Орфограммы в
окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях
слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний
глаголов
Цель: закрепить
и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её
написание
6. Правописание
сложных слов
- сложные слова с соединительной
гласной
- сложные слова без соединительной
гласной
- сложные существительные. Слитное
написание.
- сложные существительные. Дефисное
написание
- сложные прилагательные. Слитное
написание.
- сложные прилагательные. Дефисное
написание
Цель: повторить
условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное
и раздельное написание сложных слов
7. Правописание
предлогов
- правописание непроизводных
предлогов
- правописание производных
предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать
правильность написания предлогов
8. Правописание
союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать
навыки правильности написания союзов
9. Правописание
частиц
- слитное и дефисное написание
частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными
частями речи
Цель: научить
различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание
числительных
- мягкий знак на конце и в середине
числительных
Цель: отработать
правильность написания числительных
11. Принципы и
правила переносов
Цель: повторить
принципы и правила переносов
12. Итоговая
работа
Тематический
план курса (34 часа)
№ п/п
|
Название тем курса
|
Количество часов
всего
|
Кол-во часов по теме
|
Форма занятий
|
1.
|
Опознавательные
признаки орфограмм.
Части
речи в русском языке. Опознавательные признаки.
|
2
|
1
1
|
Лекция с
составлением таблиц-памяток
|
2.
|
Орфограммы
в корнях
|
4
|
|
Семинары-практикумы.
Тестирование по темам
|
|
-Гласные,
проверяемые и непроверяемые ударением.
-Чередующиеся
гласные.
|
|
1
1
|
|
|
-Правописание
согласных в корне слова.
-О,Ё
после шипящих в корне
|
|
1
1
|
|
3.
|
Правописание
приставок
|
2
|
|
Лекция.
Практическое применение правил
|
|
-Изменяющиеся
и неизменяющиеся на письме приставки.
-Написание
приставок, зависящих от значения
|
|
1
1
|
|
4
|
Орфограммы
в суффиксах
|
6
|
|
Лекции с
составлением алгоритмов по темам
|
|
- О, Ё
после шипящих в суффиксах.
- Правописание
Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
-Буквы ч,
щ в суффиксах существительных.
-Различение
на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
|
|
1
1
1
1
|
|
|
-Правописание
гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек,
- ик)
|
|
1
|
|
|
-Правописание
суффиксов действительных и страдательных причастий
|
|
1
|
|
5
|
Орфограммы
в окончаниях
|
3
|
|
Семинары
- практикумы
|
|
-О, Ё
после шипящих в окончаниях слов
|
|
1
|
|
|
-Падежные
и родовые окончания
-Правописание
личных окончаний глаголов
|
|
1
1
|
|
6
|
Правописание
сложных слов
|
2
|
|
Лекция
учителя. Тренировочные задания
|
|
Соединительная
гласная в сложных словах
|
|
1
|
|
|
Слитное
и дефисное написание сложных существительных, прилагательных
|
|
1
|
|
7
|
Правописание
предлогов
|
2
|
|
Семинары-практикумы
|
|
-Правописание
производных и непроизводных предлогов.
-Слитное
и раздельное написание предлогов
|
|
1
1
|
|
8
|
Правописание
союзов
|
1
|
|
Компьютерное
тестирование
|
|
Слитное
и раздельное написание союзов
|
|
1
|
|
9
|
Правописание
частиц
|
3
|
|
Семинары
-практикумы
|
|
-Слитное
и дефисное написание частиц.
-Разграничение
не и ни.
-Правописание
не и ни с разными частями речи
|
|
1
1
1
|
|
10
|
Правописание
числительных
|
1
|
|
Семинары
-практикумы
|
|
Мягкий
знак на конце и в середине числительных
|
|
1
|
|
11
|
Принципы
и правила переносов
|
1
|
1
|
Тренировочные
задания 27
|
12
|
Существительные
общего рода, род иноязычных имён существительных.
|
1
|
1
|
Лекция
учителя. Тренировочные задания
|
13
|
Правописание
сложных имён существительных.
|
1
|
1
|
Семинары-практикумы.
Тестирование по темам
|
14
|
Буквы Ы
– И в корне после приставок.
|
1
|
1
|
Семинары-практикумы.
Тестирование по теме.
|
15
|
Буквы Н
и НН в причастиях
|
1
|
1
|
Лекция
учителя. Тренировочные задания
|
16
|
Деепричастия
несовершенного и совершенного вида.
|
1
|
1
|
Семинары-практикумы.
Тестирование по теме.
|
17
|
Простые,
сложные и составные числительные.
Правописание
числительных
|
1
|
1
|
Лекция
учителя. Тренировочные задания
|
18
|
Итоговая
работа
|
1
|
1
|
Тест
|
Литература
для учащихся:
В качестве обучающих пособий
предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по
формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
1. Шанский
Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
2. Шанский
Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
3. Успенскийй
Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
4. Львова С.
И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
5. Львова
С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях).
М., 1998.
6. Граник Г.
Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
7. Пахнова
Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы.
Москва, "Просвещение", 1997.
8. Мурашко
А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература
для учителя:
1. Баранов
М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М.,
"Просвещение", 1987.
2. Скобликова
Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
3. Волгина Н.
С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М,
"Просвещение", 1993.
4. Иванова
В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
5. Богданова
Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9
класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
6. Хлебникова
А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания.
Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
7. Штильман
С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для
школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3,
с. 25-36.
8. Гусарова
И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников.
2002. №1, с. 50-54.
9. Сорокина
Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. //
Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с.
14-26.
10. Вишневская Л.Л.,
Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и
литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
11. Бондаренко С.М.,
Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский
язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
12. Бондаренко С.М.,
Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и
литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.