Ростовская область. Сальский район. село Романовка
(территориальный , административный округ (город,
район, поселок)
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30
с. Романовка
(полное наименование образовательного учреждения в
соответствии с уставом)
«Утверждаю»
приказ по МБОУ СОШ №
30
с. Романовка № 114 от 29.08.14.
Директор
___________ Назаренко А.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу физики «Методы решения
физических задач» (указать учебный предмет, курс)
Уровень общего
образования(класс) 11 класса среднего общего образования на 2014 -2015
учебный год
( начальное ,общее, основное общее, среднее общее с
указанием класса)
Количество часов: 11
класс -34ч ( 1ч)
Учитель Вера Анатольевна Чуб
(Ф.И.О)
Программа
разработана на основе примерной программы элективного курса по физике Н.И.Зорина
издательство «Вако» Москва 2007 год
(указать примерную
программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Составитель: учитель физики
Вера Анатольевна Чуб
Программа элективного курса
«Методы решения физических задач» (34ч) 11 класс
Раздел1.
Пояснительная записка
Программа
элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного
стандарта и содержанием основных программ курса физики базового уровня средней
школы.
Цели и задачи курса
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи:
- научить учащихся
самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший
способ её решения.
- развитие
физического и логического мышления школьников, привитие практических умений.
- развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач -
-воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- овладение умениями строить модели,
устанавливать границы их применимости, применять физические знания для
объяснения природных явлений, свойств вещества, решения физических задач,
самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий и
математического описания различных видов механического движения, тепловых,
электродинамических и квантовых процессов;
- углубить знания и расширить информацию по
отдельным вопросам и темам базового образования;
- помочь учащимся реализовать себя в
интересующих областях практической, прикладной, исследовательской, познавательной
деятельности;
- Применять знания и умения в измененной
ситуации при решении нестандартных творческих задач.
-использовать приобретенные знания и умения
для решения практических жизненных задач.
- развить у
учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные
задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по
предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к
успешной сдаче ЕГЭ.
Раздел
2.Общая характеристика курса
Она позволяет
более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы
физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для
успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе
рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики,
которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов
по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются
вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять
математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному
восприятию материала.
Она
ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися
знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.
Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача»,
дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с
различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные
приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем
основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется
последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух
решения, анализу полученного ответа.. При повторении обобщаются, систематизируются
как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание
цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое
внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами
школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами
следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения:
потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение
математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений
при решении задач и др.
При
изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа
учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач,
коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная
работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство
с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь
классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно
выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении
задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание
обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения
задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение
задачи как на описание того или иного физического явления физическими
законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач
основные методы данной физической теории.
Содержание
программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены
задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или
задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации
определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из
конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать
задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные
задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания,
занимательные и экспериментальные. В итоге школьники могут выйти на
теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение
основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи,
самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений. Содержание курса
расширяет и углубляет знания учащихся по темам «Механические явления» и «
«Тепловые явления», «Электродинамика» и «Квантовая физика». Курс развивает
логическое мышление учащихся, познавательный интерес, вырабатывает навыки
исследовательской работы, позволяет сделать ориентацию на выбор профессии.
Программа включает в себя следующие формы работы: лекция –
диалог, выдвижение гипотез, проведение опытов, изготовление моделей, уроки –
конференции, деловые и сюжетно – ролевые игры, мини – исследования, уроки –
олимпиады, применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка,
решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и
составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних
заданий по решению задач.
Раздел3.«Место учебного курса в учебном плане»
Данная программа подготовки учащихся 11
класса рассчитана на 34 годовых часа. Курс изучается в течение учебного года,
занятия проводятся 1 раз в неделю за счет вариативной части учебного плана.
Ожидаемые результаты
По выполнению программы учащиеся должны
знать:
·
основные понятия физики
·
основные законы физики
·
вывод основных законов
·
понятие инерции, закона
инерции
·
виды энергии
·
разновидность протекания
тока в различных средах
·
состав атома
·
закономерности,
происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны
уметь производить расчеты:
·
производить расчеты по
физическим формулам
·
производить расчеты по
определению координат тел для любого вида движения
·
производить расчеты по
определению теплового баланса тел
·
решать качественные задачи
·
решать графические задачи
·
снимать все необходимые
данные с графиков и производить необходимые расчеты
·
писать ядерные реакции
·
составлять уравнения
движения
·
по уравнению движения, при
помощи производной, находить ускорение, скорость
·
давать характеристики
процессам происходящие в газах
·
строить графики процессов
·
описывать процессы при
помощи уравнения теплового баланса
·
применять закон сохранения
механической энергии
·
применять закон
сохранения импульса
·
делать выводы
В результате реализации данной программы у учащихся формируются
следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
знаний фундаментальных законов физики;
-умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой
различных источников информации;
- развитие творческих способностей учащихся;
- объективная
самооценка учащихся, приобретение и развитие навыков самостоятельной работы.
- осознание
учащимися значения физики для различных областей науки и техники.
Оценивание
результатов
Участие в дискуссиях,
диалогах; совместной деятельности при проведении практических заданий;
Умение представлять
результаты работы в форме короткого сообщения;
Умение самостоятельно
выбирать вид деятельности.
Раздел4.
Содержание учебного курса»
I Введение (2ч.)
Правила
и приемы решения физических задач
II Механика (14 часов)
1.Кинематика (6часов)
1.Операции над векторными
величинами.
2.Равномерное
движение. Средняя скорость по пути и перемещению.
3. Сложение
скоростей. Задачи на равномерное прямолинейное движение.
4.Графические
задачи на определение кинематических величин.
5. Одномерное
равнопеременное движение.
6. Решение задач
на равноускоренное движение.
2.
Динамика(4часа)
1.Законы Ньютона.
Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
2. Статика.
Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
3.Движение тел
со связями – приложение законов Ньютона.
3.Законы
сохранения(2часа)
1.Импульс. Закон
сохранения импульса. Знакомство с видами столкновения
тел. Применение закона сохранения импульса при упругом столкновении.
2.Работа и энергия
в механике. Теоремы о кинетической энергии и потенциальной энергии тела.
Закон сохранения энергии.
4. Механические
колебания и волны. ( 2 ч.)
1.Механические гармонические колебания.
Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний,
превращения энергии. Резонанс.
III. Молекулярная
физика и термодинамика (7 часов.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и
его применение для различных процессов изменения состояния системы.
Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики,
расчет КПД тепловых двигателей.
IV. Электродинамика
(7часов)
1.Электростатика.(3ч) Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда.
Графики напряженности и потенциала
Принцип
суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.Конденсаторы.
Энергия электрического поля
2. Электромагнитные
колебания и волны. ( 2 ч. )
Электромагнитные гармонические колебания.
Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия
электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток..Механические и электромагнитные волны.
3.Оптика ( 2ч.
)
Геометрическая оптика. Закон отражения и
преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких
линзах, плоских зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия
интерференционного максимума и минимума . Дифракция света.
Дифракционная решетка. Дисперсия света.
V. Квантовая
физика ( 2ч.)
Фотон.
Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета
линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада.
Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о
ядерных превращениях.
VI. Пробный ЕГЭ
по демоверсиям разных годов.. – 2 ч.
Используемая
литература
Литература, используемая учащимися:
1)
Физика-10,
Л.Э.Генденштейн,
2)
Физика-11,
Л.Э.Генденштейн,
3)
Физика 10 Б.Б. Буховцев
4)
Сборник задач по физике
Л.Э.Генденштейн,
5)
Сборник задач по физике,
авт. А.П. Рымкевич
6)
Физика ЕГЭ
2005-2008
Литература, используемая учителем:
1.
Физика-10,
Л.Э.Генденштейн,
2.
Физика-11,
Л.Э.Генденштейн,
3.
Физика 10 Б.Б. Буховцев
4.
Сборник задач по физике
Л.Э.Генденштейн,
5.
Сборник задач по физике,
авт. А.П. Рымкевич
6.
Сборник тестовых заданий
по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
7.
Физика ЕГЭ
2005-2008
8.
Демоверсии ЕГЭ 2005-2009
9.
Сборник качественных
задач, авт. И.Н. Тульчинский
Научно – популярная литература
1. Т.И.Трофимова «Физика от А до
Я. Справочник школьника»М «Драфа» 2007г.
2.Л.В. Моргун «Физика. Все законы
и формулы в таблицах 7-11 класс» ГИЦ «Владос» М 2007г.
3.А.Ф.Крайнев «Первое путешествие
в царство машин» М «Дрофа» 2007
4.И. И. Эльшанский «Хочу стать
Кулибиным» м «Дрофа» 2007г.
1.Медиатека
1.1. Диск « Уроки физики -7» фирмы Кирилла и Мефодия
2. 2. Диск « Открытая физика»
3.3. Диск «Живая физика»
4. 4. Диск Библиотека наглядных пособий»
5. 5. Диск «Физика7 -11. Практикум
Раздел
5. «Тематическое планирование
Тема
|
Число часов
|
Сроки
|
Контроль
|
четверть
|
всего
|
теория
|
практика
|
I Введение
|
(2ч.)
|
1
|
1
|
С 01.09.12 по 08.09.12
|
Входной тест
|
1
|
II Механика
|
(14часов)
|
5
|
9
|
С15.09.12 .по 22.12.12.
|
Комплексный зачет
|
1,2
|
III Молекулярная
физика и термодинамика
|
(7 часов.)
|
2.5
|
4,5
|
С29.12.12. по16.02.13.
|
Аукцион знаний
интеллектуальная игра.
|
3
|
IV. Электродинамика
|
(7 часов)
|
3
|
4
|
С02. 03.13. по27.04.13.
|
«Счастливый случай» игра –зачет.
|
3,4
|
V. Квантовая физика
|
( 2ч.)
|
0
|
2
|
01.05.12. по 08.05.12.
|
Практическая работа.
|
4
|
VI. Пробный ЕГЭ по демоверсии 2012 года. –
|
(2ч.)
|
0
|
2
|
С15.05.12. по 22.05.12.
|
Тестирование
|
4
|
всего
|
34ч
|
11,5
|
22.5
|
|
|
|
Раздел 6 «Календарно – тематическое планирование»
1 четверть
№п/п
|
дата
|
факт
|
Раздел
|
Тема
|
Часы
|
Форма проведения
|
Форма
контроля
|
Теория
|
практика
|
Iэтап
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
06.09.14.
|
|
Введение(2ч)
С 06.09 по 13.09
|
Вводное занятие. Физические
задачи. Правила решения физических задач.
|
1ч
|
|
Мозговая атака
|
Входной
тест
|
2.2.
|
13.09.14.
|
|
Приемы решения физических
задач
|
|
1ч
|
Практическая работа
|
|
IIэтап
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кинематика
(6часов) с20.09. по25.10.
|
|
|
|
|
3.1
|
20.09.14.
|
|
II МЕХАНИКА (14 часов) с06.09.11 по 27.12.11.
|
1.Операции над векторными величинами.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог. Практическая работа
|
Отчет
|
4.2.
|
27.09.14.
|
|
2.Равномерное движение. Средняя скорость по пути и перемещению.
|
0,5
|
0,5
|
Практическая работа
|
Листы контроля
|
5.3.
|
04.10.14.
|
|
3. Сложение скоростей. Задачи на равномерное прямолинейное движение.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог.
|
Выступления учащихся
|
6.4.
|
11.10.14.
|
|
4.Графические задачи на определение кинематических величин.
|
|
1
|
Комплексный зачет
|
Листы контроля
|
7.5.
|
18.10.14.
|
|
5. Одномерное равнопеременное движение. Решение задач на
равноускоренное движение.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог. Практическая работа
|
Конспект
|
8.6.
|
25.10.14.
|
|
6. Обобщение знаний по теме «Кинематика»
|
|
1
|
Урок – игра « Кто больше?»
|
Листы контроля
|
|
|
|
|
Динамика(4часа) с08.11 по29.11.11.
|
|
|
|
|
9.1
|
01.11.14.
|
|
|
1.Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения,
гравитационного притяжения.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог. Практическая работа
|
Конспект
Листы
контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть
№п/п
|
дата
|
факт
|
раздел
|
Тема
|
Часы
|
Форма проведения
|
Форма
контроля
|
теория
|
практика
|
10.2
|
15.11.14.
|
|
2.Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог.
|
Конспект
Листы
контроля
|
11.3
|
22.11.14.
|
|
3.Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
|
|
1
|
Практическая работа
|
Листы
контроля
|
12.4
|
29.11.14.
|
|
4.Обобщение знаний по теме « Динамика»
|
|
1
|
Комплексный зачет.
|
Листы
контроля
|
|
|
|
Законы сохранения(2часа) с06.12.
по13.12.11.
|
|
|
|
|
13.1.
|
06.12.14.
|
|
1.Импульс. Закон
сохранения импульса.
Знакомство с видами столкновения тел. Закон сохранения энергии. Применение
закона сохранения импульса при упругом столкновении.
|
1
|
|
Лекция – диалог Сообщения учащихся.
|
Конспект.
Тексты выступлении.
|
14.2.
|
13.12.14.
|
|
2. Работа и
энергия в механике.
Теоремы о кинетической энергии и потенциальной энергии тела.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог Практическая работа
|
Доклады,
презентации
|
|
|
|
Механические
колебания и волны. (2 ч.)
с 20.12
по27.12.11.
|
|
|
|
|
15.1.
|
20.12.14.
|
|
1.Механические
гармонические колебания.
Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических
колебаний, превращения энергии. Резонанс.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диалог Практическая работа
|
Листы
контроля
|
16.2.
|
27.12.14.
|
|
2.Контрольный
мониторинг.
|
|
1
|
Деловая игра «Счастливый случай»
|
Листы
контроля
|
3 четверть
№п/п
|
дата
|
факт
|
раздел
|
Тема
|
Часы
|
Форма проведения
|
Форма
контроля
|
теория
|
практика
|
|
|
|
Молекулярная
физика(3ч) с 17.01.12. по 31.01.12.
|
|
|
|
|
17.1
|
17.01.15.
|
|
1.Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ газов.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция – диал. Практ. работа
|
Конспект.
Листы контр.
|
18.2.
|
24.01.15.
|
|
2.Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Конспект.
Листы
контроля
|
19.3.
|
31.01.15.
|
|
3.Изопроцессы. Графики изопроцессов.
|
|
1
|
Урок –игра
«Поле чудес»
|
Отчет
групп
|
|
|
|
Термодинамика (4ч) с 07.02.12. по28.02.12.
|
|
|
|
|
20.4.
|
07.02.15.
|
|
1.Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов
изменения состояния системы.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Конспект
Листы контроля
|
21.5.
|
14.02.15.
|
|
2.Термодинамика изменения агрегатных состояний
веществ. Насыщенный пар.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Конспект
Листы контроля
|
22.6.
|
21.02.15.
|
|
3.Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
4.Контрольный мониторинг
|
0,5
|
0,5
|
Лекция
Игра«Аукцион знаний»
|
|
|
|
|
Электродинамика
(7 часов)
С 06.03.12 по24.04.12.
|
1.Электростатика.(4ч) с06.03.12.
по20.03.12.
|
|
|
|
|
23.7.
.
|
28.02.15.
|
|
1.Напряженность и потенциал электростатического
поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Презентации
|
24.8
|
07.03.15.
|
|
2.Принцип суперпозиции электрических полей.
Энергия взаимодействия зарядов.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Выступления
Доклады
|
25.9.
|
14.03.15.
|
|
3.Конденсаторы. Энергия электрического поля
|
|
1
|
Практическая работа
|
Листы контроля
|
26.10.
|
21.03.15.
|
|
|
4. Контрольный мониторинг.
|
|
|
|
Листы контр
|
4 четверть
№п/п
|
дата
|
факт
|
раздел
|
Тема
|
Часы
|
Форма проведения
|
Форма
контроля
|
теория
|
практика
|
27.01.
|
|
|
Электродинамика (7 часов)
С 06.03.12 по24.04.12.
|
2. Электромагнитные
колебания и волны. ( 2 ч. )
С03.04.12.
по 10.04.12.
|
|
|
|
|
28.2
|
04.04.15.
|
|
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре.
Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
|
1
|
|
Лекция
|
Конспект
|
29.3.
|
11.04.15.
|
|
Переменный ток. Механические и электромагнитные
волны.
|
|
1
|
Практическая работа
|
Листы
контроля
|
|
|
|
Оптика ( 2ч. ) с17.04.12. по24.04.12.
|
|
|
|
|
30.1
|
18.04.15.
|
|
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений
неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
|
|
|
|
|
31.2
|
25.04.15.
|
|
Волновая оптика.
Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума . Дифракция
света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция Практическая работа
|
Конспект
Листы контроля
|
|
|
|
Кванты и атомы(1ч)01.05.12.
|
|
|
|
|
32.1.
|
02.05.15.
|
|
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна
для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых
спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
|
|
1
|
Практическая работа
|
Конспект
Листы контроля
|
|
|
|
Атомное ядро
(1ч) 08.05.12.
|
|
|
|
|
33.2
|
09.05.15.
|
16.05.15.
|
Атомное ядро.
Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда,
массового числа в задачах о ядерных превращениях.
|
|
1
|
Практическая работа
|
Листы
контроля
|
III
|
|
|
Пробный ЕГЭ
по демоверсии 2012 года. – 2 ч.
С 15.05.12.по22.05.12.
|
|
|
|
|
34.1
|
23.05.15
|
|
Подведение итогов
2ч
|
Тестовое задание
|
|
1
|
тестирование
|
Листы
контроля
|
35.2
|
24.05.15.
|
|
Подведение
итогов
|
|
1
|
|
Выходной
тест
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.