Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма дополнительного образования "Формула журналистики"

Программа дополнительного образования "Формула журналистики"

Скачать материал

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

Кафедра журналистики и медиаобразования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия»

 

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

_________________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» _____________20_г.

 

Программа

дополнительного образования

2011-2012 год

 

«ФОРМУЛА журналистикИ»

 

Для редакторов и корреспондентов школьных газет

и всех тех, кто хочет начать издавать газету в школе

 

 

Научный руководитель:

И.В. Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования

Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

эксперт Фонда развития информационной политики,

кандидат филологических наук.

 

Автор программы:

В.А.Куренкова, учитель русского языка и литературы

МОУ «Северская гимназия»

 

 

Москва

2011


Основные цели и задачи программы

 

Цель:

Формирование открытого образовательного пространства через создание городской медиакоммуникативной среды.

 

Задачи:

-      Познакомить школьников с основами журналистики

-      Выработать устойчивые коммуникативные навыки и навыки оперативного и литературного письма

-      Научить школьников видеть вокруг социальную информацию и управлять ею

-      Повысить уровень медиаинформационной грамотности школьников

 

Обоснование

 

1.      Концептуальность. Потребность в проекте обусловлена объективными явлениями, происходящими в социуме. Интенсификация информационных процессов, наряду с позитивными изменениями в социуме, может оказывать и негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ведет к ослаблению мыслительной деятельности, снижению способности к рефлексии, анализу. Потребность в создании медиакоммуникативной школы обусловлена тем, что молодежь ежечасно оказывается в мире противоречивой информации, разнообразных медиатекстов и медиаобразов и нуждается в том, чтобы ее направили в раскодировании, интерпретации информации с позиций нравственности и духовности.

2.      Актуальность. Среди приоритетных направлений развития в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено и медиаобразование. Этот факт свидетельствует о том, что задача повышения уровня медиаграмотности и медиакомпетентности населения и, в особенности, молодежи сегодня в России становится все более актуальной.

3.      Инновационная направленность. Нередко медиаобразование детей и подростков рассматривают в связи с юнкоровским движением и школьной журналистикой. Практически в каждой школе есть свои издательские проекты. Но дети находятся в замкнутом пространстве школы; узок круг учащихся, заинтересованных в развитии школьных СМИ. Это происходит потому, что дети не связывают свое профессиональное самоопределение с журналистикой. А вот наличие такой медиакоммуникативной школы в городе помогает сделать медиапространство открытым и объединить из разных школ детей, заинтересованных в качестве своего гуманитарного образования и в развитии медиакоммуникативных компетенций с целью дальнейшего профессионального самоопределения.

4.      Технологичность. Через использование технологии организационно-деятельностной игры в писателей и журналистов у детей развивается компетентностный подход к работе с текстами: дети развивают навык не только анализа чужого текста, но и учатся конструировать свои собственные тексты (текстотворчество).

5.      Результативность реализации проекта:

-      В процессе реализации проекта повышается уровень коммуникативной грамотности учащихся;

-      Организована работа с учителями-словесниками по усвоению медиакоммуникативных технологий;

-      Создано сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ (Открытый Молодежный Форум: «Кадровый резерв 21 века»).

6.      Наличие продукта интеллектуальной собственности и предполагаемых способов распространения.

Разработана программа элективных курсов: Модуль «Школьный журнал».

Осуществлен выпуск журнала «Воскресные чтения» по результатам событий областного и регионального уровней. Журнал стал публичным через размещение на сайте. Целевая аудитория: дети, их родители и учителя – словесники.

7.      Обоснованность отбора приемов, методов, средств для решения проблемы.

-      Городские элективные курсы по журналистике;

-      Организация и проведение Фестиваля СМИ в рамках Областного Молодежного Форума;

-      Областная олимпиада по журналистике совместно с ТГУ;

-      Творческие встречи с интересными людьми;

-      Написание статей, организация индивидуальных консультаций, мастер-классов.

-      Участие во внешних образовательных событиях, конкурсах.

-      Для детей значимо быть услышанными. Пишущие дети глубоко рефлексирующие, думающие. Они не всегда находят понимание в социуме. Наличие в городе медиакоммуникативной школы помогает учащимся адаптироваться в современном информационном мире и развивает в них коммуникативные компетенции.

Формирование коммуникативных компетенций личности заявлено как приоритетное в системе подготовки к Единому государственному экзамену: задания со свободно конструируемым ответом позволяют проверить сформированность сложных интеллектуально-коммуникативных умений. И родители, и учителя заинтересованы в успешности детей. К сожалению, в реальной школьной практике в целом коммуникативной компетенции учащихся уделяется недостаточно внимания.

Умение профессионально работать с массивами разнообразной информации, на их основе выстраивать эффективные коммуникации — это важнейший эффект, который может быть получен в ходе образовательного процесса в медиакоммуникативной школе.

 

Структура программы

 

1. Модуль «Как сделать школьную газету» - 63 часа

2. Модуль «Школьный журнал» - 32 часа

3. Модуль «Участие в образовательных событиях» (Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» МОУ «Северская гимназия» - 7 часов

 

1. Модуль

«как сделать школьную газету полезной

школьникам, учителям и администрации»

63 часа

 

ПРОГРАММА 

      Тема     1

12 часов.

Создаем и укрепляем редакцию школьного СМИ

·        И один в поле воин. От одного энтузиаста – к полноценной редакции.

      Как создать эффективную редакцию? Все дело в мотивации.

·        Распределение ролей. Командная игра. Тренинг «Кто ты будешь такой?»

·        Виды редакций. Взрослое слово «холдинг» или школьный медиаинформационный центр (МИ-центр).

·        Что такое контент и где его взять?

Тема 2.

Школьная газета – средство массовой информации

12 часов

 

·        Школьник, учитель, директор. Три игрока на одном поле. Как совместить интересы?

·        Профессиональный подход. От монолога – к полилогу. 

·        Как вести себя в ситуации конфликта?  Как работать с источниками информации? Стратегия сотрудничества.

·        Что такое гражданская журналистика и зачем она школьнику.

·        Тренинг «Услышим друг друга».

·        Тренинг «Несем ответственность».

Тема 3.

Планирование номера

12 часов

Тест «Время-деньги-информация»

·        От первой полосы к многоплановому номеру

·        Что означает первая полоса. Какой должна быть хорошая первая полоса?

·        Рекламная афиша номера

·        Визуальные приемы привлечения читателя

Тренинг «Моделирование»

Тема 4.

Работа с текстами

12 часов

·        Разные способы создания «объемных» текстов и полос. «Трехмерные» новости.

·        Заголовки – «поэзия журналистики». Как зацепить читателя?

·        От заголовка до подписи к фотографии.

Тренинг «Конструктор»

 

 

Тема 5.

Жанры журналистики

12 часов

·        Информационная заметка – наиболее читабельный жанр газеты.

·        Тенденции в жанре интервью.

·        Кошмары интервьюера. Поведение в ходе беседы. Золотые правила.

Тренинг «Каверзный вопрос»

Тема 6.

Анализ школьных изданий 

3 часа.

Обмен мнениями.

Полезная информация о деятельности школьных СМИ.

Предстоящие события.

Тема 7.

32 часа

Тематический план модуля №2 «Школьный журнал»

 

2. Модуль «Школьный журнал»

32 часа

 

ПРОГРАММА

Наименование тем

Количество

часов

Теория

Практика

1. Школьный журнал как вид СМИ

2

2

2. Редакция.

2

4

3. Концепция журнала. Рубрики и тематические блоки журнала.

2

4

4. Фото как самостоятельный рассказ

2

2

5. Периодичность выхода, распространение журнала

2

6

Итоговый проект

 

4

ВСЕГО: 32 часа

10

22

 

3. Модуль «Участие в образовательных событиях» (Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века»)

7 часов

В процессе реализации программы возникает сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ (Открытый Молодежный Форум: «Кадровый резерв 21 века».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа дополнительного образования "Формула журналистики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


«ФОРМУЛА журналистикИ»

 Для редакторов и корреспондентов школьных газет

и всех тех, кто хочет начать издавать газету в школе.

Программа заверена:


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

Кафедра журналистики и медиаобразования

 

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

_________________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» _____________20_г.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 669
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 279
    • DOCX 70 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куренкова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20764
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 626 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек