Министерство образования и науки
РФ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный
гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Кафедра журналистики и
медиаобразования
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Северская гимназия»
Утверждаю зав. кафедрой
_______________________
_________________(ФИО)
Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» _____________20_г.
Программа
дополнительного образования
2011-2012 год
«ФОРМУЛА журналистикИ»
Для редакторов и корреспондентов школьных газет
и всех тех, кто хочет начать издавать газету в школе
Научный руководитель:
И.В.
Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и
медиаобразования
Московского государственного гуманитарного
университета им. М.А. Шолохова,
член Российского комитета Программы ЮНЕСКО
«Информация для всех»,
эксперт Фонда развития информационной
политики,
кандидат филологических наук.
Автор программы:
В.А.Куренкова, учитель
русского языка и литературы
МОУ «Северская гимназия»
Москва
2011
Основные цели и задачи программы
Цель:
Формирование открытого
образовательного пространства через создание городской медиакоммуникативной среды.
Задачи:
-
Познакомить
школьников с основами журналистики
-
Выработать
устойчивые коммуникативные навыки и навыки оперативного и литературного письма
-
Научить
школьников видеть вокруг социальную информацию и управлять ею
-
Повысить
уровень медиаинформационной грамотности школьников
Обоснование
1.
Концептуальность.
Потребность
в проекте обусловлена объективными явлениями, происходящими в социуме.
Интенсификация информационных процессов, наряду с позитивными изменениями в
социуме, может оказывать и негативное влияние на человека, приводя к
информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ведет к ослаблению
мыслительной деятельности, снижению способности к рефлексии, анализу.
Потребность в создании медиакоммуникативной школы обусловлена тем, что молодежь
ежечасно оказывается в мире противоречивой информации, разнообразных
медиатекстов и медиаобразов и нуждается в том, чтобы ее направили в
раскодировании, интерпретации информации с позиций нравственности и духовности.
2.
Актуальность. Среди приоритетных
направлений развития в Концепции социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года отмечено и медиаобразование. Этот факт
свидетельствует о том, что задача повышения уровня медиаграмотности и
медиакомпетентности населения и, в особенности, молодежи сегодня в России
становится все более актуальной.
3.
Инновационная
направленность. Нередко медиаобразование детей и подростков рассматривают в связи с
юнкоровским движением и школьной журналистикой. Практически в каждой школе есть
свои издательские проекты. Но дети находятся в замкнутом пространстве школы;
узок круг учащихся, заинтересованных в развитии школьных СМИ. Это происходит
потому, что дети не связывают свое профессиональное самоопределение с
журналистикой. А вот наличие такой медиакоммуникативной школы в городе помогает
сделать медиапространство открытым и объединить из разных школ детей,
заинтересованных в качестве своего гуманитарного
образования и в развитии медиакоммуникативных компетенций с целью дальнейшего
профессионального самоопределения.
4.
Технологичность. Через использование
технологии организационно-деятельностной игры в писателей и журналистов у детей
развивается компетентностный подход к работе с текстами: дети развивают навык
не только анализа чужого текста, но и учатся конструировать свои собственные
тексты (текстотворчество).
5.
Результативность
реализации проекта:
-
В процессе
реализации проекта повышается уровень коммуникативной грамотности учащихся;
-
Организована
работа с учителями-словесниками по усвоению медиакоммуникативных технологий;
-
Создано
сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ (Открытый Молодежный Форум:
«Кадровый резерв 21 века»).
6. Наличие продукта
интеллектуальной собственности и предполагаемых способов распространения.
Разработана
программа элективных курсов: Модуль «Школьный журнал».
Осуществлен
выпуск журнала «Воскресные чтения» по результатам событий областного и
регионального уровней. Журнал стал публичным через размещение на сайте. Целевая
аудитория: дети, их родители и учителя – словесники.
7.
Обоснованность
отбора приемов, методов, средств для решения проблемы.
-
Городские
элективные курсы по журналистике;
-
Организация
и проведение Фестиваля СМИ в рамках Областного Молодежного Форума;
-
Областная
олимпиада по журналистике совместно с ТГУ;
-
Творческие
встречи с интересными людьми;
-
Написание
статей, организация индивидуальных консультаций, мастер-классов.
-
Участие
во внешних образовательных событиях, конкурсах.
-
Для детей
значимо быть услышанными. Пишущие дети глубоко рефлексирующие, думающие. Они не
всегда находят понимание в социуме. Наличие в городе медиакоммуникативной школы
помогает учащимся адаптироваться в современном информационном мире и развивает
в них коммуникативные компетенции.
Формирование
коммуникативных компетенций личности заявлено как приоритетное в системе
подготовки к Единому государственному экзамену: задания со свободно
конструируемым ответом позволяют проверить сформированность сложных
интеллектуально-коммуникативных умений. И родители, и учителя заинтересованы в успешности
детей. К сожалению, в реальной школьной практике в целом коммуникативной компетенции
учащихся уделяется недостаточно внимания.
Умение
профессионально работать с массивами разнообразной информации, на их основе
выстраивать эффективные коммуникации — это важнейший эффект, который может быть
получен в ходе образовательного процесса в медиакоммуникативной школе.
Структура программы
1. Модуль «Как сделать школьную газету» - 63 часа
2. Модуль «Школьный журнал» - 32 часа
3. Модуль «Участие в образовательных событиях» (Областной Молодежный
Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» МОУ «Северская гимназия» - 7
часов
1. Модуль
«как сделать школьную газету
полезной
школьникам, учителям и
администрации»
63 часа
ПРОГРАММА
Тема 1
12 часов.
|
Создаем и
укрепляем редакцию школьного СМИ
·
И один в поле воин. От
одного энтузиаста – к полноценной редакции.
Как создать эффективную редакцию? Все дело в
мотивации.
·
Распределение ролей.
Командная игра. Тренинг «Кто ты будешь такой?»
·
Виды редакций. Взрослое
слово «холдинг» или школьный медиаинформационный центр (МИ-центр).
·
Что такое контент и где
его взять?
|
Тема 2.
|
Школьная газета
– средство массовой информации
|
12 часов
|
·
Школьник, учитель,
директор. Три игрока на одном поле. Как совместить интересы?
·
Профессиональный подход.
От монолога – к полилогу.
·
Как вести себя в ситуации
конфликта? Как работать с источниками информации? Стратегия сотрудничества.
·
Что такое гражданская
журналистика и зачем она школьнику.
·
Тренинг «Услышим друг
друга».
·
Тренинг «Несем
ответственность».
|
Тема 3.
|
Планирование
номера
|
12 часов
|
Тест «Время-деньги-информация»
·
От первой полосы к
многоплановому номеру
·
Что означает первая
полоса. Какой должна быть хорошая первая полоса?
·
Рекламная афиша номера
·
Визуальные приемы
привлечения читателя
Тренинг
«Моделирование»
|
Тема 4.
|
Работа с
текстами
|
12 часов
|
·
Разные способы создания
«объемных» текстов и полос. «Трехмерные» новости.
·
Заголовки – «поэзия
журналистики». Как зацепить читателя?
·
От заголовка до подписи
к фотографии.
Тренинг
«Конструктор»
|
|
|
Тема 5.
|
Жанры
журналистики
|
12 часов
|
·
Информационная заметка –
наиболее читабельный жанр газеты.
·
Тенденции в жанре
интервью.
·
Кошмары интервьюера.
Поведение в ходе беседы. Золотые правила.
Тренинг
«Каверзный вопрос»
|
Тема 6.
|
Анализ школьных
изданий
|
3 часа.
|
Обмен мнениями.
Полезная информация
о деятельности школьных СМИ.
Предстоящие
события.
|
Тема 7.
32 часа
|
Тематический
план модуля №2 «Школьный журнал»
|
2. Модуль «Школьный журнал»
32 часа
ПРОГРАММА
Наименование
тем
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
1. Школьный журнал как вид СМИ
|
2
|
2
|
2. Редакция.
|
2
|
4
|
3. Концепция журнала. Рубрики и
тематические блоки журнала.
|
2
|
4
|
4. Фото как самостоятельный рассказ
|
2
|
2
|
5. Периодичность выхода, распространение журнала
|
2
|
6
|
Итоговый проект
|
|
4
|
ВСЕГО: 32 часа
|
10
|
22
|
3. Модуль «Участие в образовательных событиях»
(Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века»)
7 часов
В процессе реализации
программы возникает сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ
(Открытый Молодежный Форум: «Кадровый резерв 21 века».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.