Программа дополнительного
образования
«История – артефакты
Царицына»
Автор: Лукина С.В.
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Учебно-тематический план. 7
Содержание программы. 8
Методические рекомендации к
проведению занятий. 10
Литература. 13
Пояснительная записка
Направленность
программы:
¾
по
содержанию: туристско-краеведческая;
¾
по
функциональному предназначению: учебно-познавательная;
¾
по форме
организации: кружковая;
¾
по
времени реализации: 2-х годичная;
¾
возраст
учащихся: 11-12 лет.
Программа
разработана на основе курса краеведения и авторской программы Скрипкин А.С., Луночкин
А.В., Курилла И.И. и составлена в соответствии с требованиями Федерального
стандарта по истории, а также с учётом требований подготовки к участию в
олимпиадах, фестивалях, выставках, конкурсах краеведческой направленности.
Актуальность
программы обусловлена тем, что принятая правительством государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предполагает
сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с
устоявшимися формами патриотической работы школьников. Внутренний мир человека
сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа.
Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными
ценностями, идеалами, традициями. А Волгоград всегда являлся центром
военно-патриотического воспитания. Эти традиции не были утрачены в период
социальных реформ благодаря самоотверженному труду сотен энтузиастов: учителей,
работников музеев, библиотек и домов культуры. «Зарождаясь из любви к своей
«малой Родине», - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан
Российской Федерации, - патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов
на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического
самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» [1].
Изучение
исторических артефактов позволяет осознать свою непосредственную причастность к
истории, узнать свои корни, сохранить и развить связь поколений своей семьи и
родственников. Всё это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в неё
дополнительный смысл. Воспитывает качества гражданина своей страны и патриота
своей малой Родины.
Данная программа
направлена на
¾
формирование
у обучающихся не только патриотических идеалов, но и гражданского самосознания;
¾
стимулирование
умственной активности обучающихся, их любознательности, творческой
деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира;
¾
формирование
умения критически анализировать полученную историко-социальную информацию;
¾
определение
собственной позиции по отношению к окружающей реальности, соотнесение её с
исторически возникшими мировоззренческими системами.
Педагогическая
целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе
средства создают условия для развития обучающихся, обеспечивают эмоциональный
настрой на творческую самореализацию, приобщают детей к общечеловеческим
ценностям, вырабатывают привычку поступать согласно принятым в обществе нормам
и правилам. Данная программа позволяет более глубоко изучить историю страны,
непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе
истории эта дисциплина представлена недостаточно полно.
Принципы
обучения:
¾
систематичности;
¾
доступности
для обучающихся при определении содержания и форм проведения работы;
¾
использования
межпредметных связей;
¾
опоры на
социальный опыт учащихся;
¾
направленности
на формирование положительного личностного отношения школьников к истории
родного края, их активной гражданственности.
Формы и методы
обучения: занятия, конкурсы, фестивали, экскурсии, тематические прогулки и т.д.
Методы контроля:
тестирование, анализ результатов конкурсов, творческие отчёты.
Цели программы:
¾
приобщить
к вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания;
¾
научить
учащихся хранить отечественные традиции, историческую память;
¾
сформировать
любовь к Родине, ответственность за прошлое, настоящее и будущее, готовность к
служению Отечеству;
¾
воспитать
потребность приносить пользу своей стране и готовность её защищать.
Задачи программы:
1. Ознакомить обучающихся с
совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества на
примере истории родного края;
2. выработать восприятие истории
края как нераздельной части российской истории;
3. сформировать способность рассматривать
события и явления прошлого и настоящего, используя приёмы исторического
анализа, сопоставления событий истории родного края с событиями отечественной
истории в целом;
4. выработать у обучающихся
представление о неоднозначности восприятия отражения и объяснения событий
истории и современности;
5. формировать знания об исторических
фактах и явлениях, способность объективного рассмотрения этих событий, навыки
использования учебной литературы, энциклопедий, карт, статистических данных,
наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных
версий и оценок событий прошлого и современности;
6. формировать ценностные
ориентации и убеждения у обучающихся на основе личностного осмысления
исторического опыта людей, восприятия идей патриотизма и взаимопонимания между
народами;
7. воспитать уважение к истории
и культуре своего края, развивать общую гуманитарную культуру у учащихся.
Отличительные
особенности данной образовательной программы.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Целесообразно чередовать занятия,
периодически проводить со всей группой, иногда занятия следует посвятить
индивидуальной работе по подготовке участников олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Ожидаемые
результаты освоения программы.
Обучающийся будет
Знать:
¾
историю
города Царицына - Сталинграда - Волгограда и края как части отечественной
истории, её героические и трагические страницы;
¾
культуру
и традиции прошлого и настоящего края.
Уметь:
¾
работать
с различными историческими источниками, мультимедиа;
¾
анализировать
и систематизировать полученную информацию;
¾
делать
выводы.
Сможет решать следующие
жизненно-практические задачи:
¾
соблюдение
и применение традиций и обычаев народов нашего края;
¾
развитие
национальной культуры.
Способен проявлять следующие
отношения:
¾
сохранять
историческую преемственность поколений;
¾
бережно
относиться к историческому и культурному наследию народов России;
¾
понимать
ценности демократического общества.
Способы проверки
результатов освоения программы:
¾
Бальное и
рейтинговое оценивание.
¾
Выполнение
заданий.
¾
Защита
проектов, презентаций.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Раздел, тема
|
количество
|
всего
|
теоретич. занятия
|
практич. занятия
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
0
|
2
|
Первые обитатели Волгоградской
области
|
2
|
1
|
1
|
3
|
Артефакты в бронзовом веке.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Артефакты в раннежелезном веке.
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Волгоградский край в эпоху раннего
средневековья.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Расцвет и упадок Золотой Орды.
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Нижняя Волга и Дон во 2 половине
XVI века.
|
2
|
1
|
1
|
8
|
Царицын и окрестности в XVII XVIII
веках.
|
2
|
1
|
1
|
9
|
Царицын в первой половине XIX века.
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Государственные символы. История
герба Царицына-Сталинграда-Волгограда
|
2
|
1
|
1
|
11
|
Символика Волгоградской области
|
1
|
1
|
0
|
12
|
Награды
Царицына-Сталинграда-Волгограда
|
1
|
1
|
0
|
13
|
Географические символы. Наш символ –
Волга
|
1
|
1
|
0
|
14
|
Духовные символы (Духовные святыни
края)
|
3
|
2
|
1
|
15
|
Исторические символы.
Символ-легенда.
|
4
|
2
|
2
|
16
|
Поэтические символы.
|
2
|
1
|
1
|
17
|
Итоговое занятие
|
3
|
1
|
2
|
|
Итого
|
34
|
18
|
16
|
Содержание программы
Введение (1 час)
Ознакомление с курсом «История –
артефакты Царицына», основными темами, которые будут изучаться в течение года.
Тема 1. Первые
обитатели Волгоградской области (2 часа).
1. Откуда мы знаем о древней истории
края?
2. Памятники среднего палеолита на
территории Волгограда.
Тема 2. Артефакты
в бронзовом веке (2 часа).
1. Энеолит.
2. Особенности развития
Волгоградского края в бронзовом веке.
Тема 3. Артефакты
в раннежелезном веке (2 часа).
1. Ранний железный век и первые его
обитатели на волгоградской земле.
2. Волгоградская земля во время господства
сарматов.
Тема 4.
Волгоградский край в эпоху раннего средневековья (2 часа).
1. Гунны. Вхождение Нижнего Поволжья
в состав первых государств.
2. Археологические памятники раннего
средневековья на территории Волгограда.
Тема 5. Расцвет и
упадок Золотой Орды ( 2 часа).
1. Кочевнические средневековые
памятники на территории Волгограда.
2. Расцвет и упадок Золотой орды
(памятники Золотой Орды на территории Волгограда и в его округе).
Тема 6. Нижняя
Волга и Дон во второй половине XVI века. (2 часа)
1. Образование казачества.
2. Основание Царицына.
Тема 7. Царицын и
окрестности в XVII - XVIII веках. (2 часа).
1. Царицынская крепость после Смуты.
Восстание Степана Разина.
2. Петр Великий и Царицын. Народные
движения начала XVIII века. Царицынская укрепленная линия и её значение.
Царицынская крепость и её обитатели.
Тема 8. Царицын
в XIX веке.(2 часа).
1. Царицын в первой половине XIX
века. Администрация и управление. Город и горожане. Церковь и образование.
Окрестности Царицына. Сарепта.
2. Царицын пореформенный. Царицын –
транспортный узел. Промышленность.
Окрестности Царицына. Образование,
культура, церковь.
Тема 9.
Государственные символы (2часа).
История герба Царицына – Сталинграда -
Волгограда.
Тема 10. Символика
Волгоградской области (1 час).
Герб Волгоградской области. Флаг
Волгоградской области. Символика городов Волгоградской области (Волжского,
Камышина, Михайловки, Серафимович, Урюпинска, Фролово), Светлоярского района и
города Царёва.
Тема 11. Награды
Царицына-Сталинграда-Волгограда (1час).
1919г. – боевое революционное знамя
ВЦИ к Царицыну.
1965г. – орден Ленина и медаль «
Золотая звезда». Звание город-герой.
1969г. - Орден двух Нилов (Судан).
1984г. - орден Почетного легиона (Франция).
1958,1970 гг. - Орден Ленина.
Тема 12. Географические
символы. Наш символ - Волга (1 час).
Волга - главный символ для всех
россиян. Первое упоминание о Волге в летописях.
Волга в художественной литературе,
песнях, былинах, сказах.
Тема 13. Духовные
символы (Духовные святыни края) ( 3 часа).
Иоанно-Предтеченский храм. Казанский
собор. Александро-Невский собор. Храм Всех Святых на главной высоте России.
Усть-Медведецкий Спасо-Преображенский монастырь.
Тема 14.
Исторические символы. Символ-легенда. (4 часа).
1. Мамаев курган. Родина-мать. Вечный
огонь Мемориальная стена-памятник.
2. Памятный знак к 400-летию города
Царицына-Сталинграда-Волгограда
(«Стрельцы»). Дом Павлова. Дом
солдатской славы. Танковая башня. Передний край обороны. Руины мельницы им.
К.Н. Грудинина.
3. Немецкая колония Сарепта.
4. Символ-легенда. Картуз и трость
Петра I.
Тема 15.
Поэтические символы (2часа).
Растёт в Волгограде берёзка… Мальчишкам
Волгограда.
Методические рекомендации к
проведению занятий
Кружковая
деятельность учащихся протекает под руководством учителя. Учитель ставит перед
учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное
движение мысли ребенка по пути познания.
Управление
процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии
с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической
деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования),
контроля, оценки и анализа результатов.
Этап планирования
в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или планов
занятий в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические,
тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или
конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует
длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня
подготовленности учащихся, их возможностей, состояния материальной базы и
методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей;
определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач,
прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.;
определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических
средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание
содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования
активности учащихся, и др.
Регулирование
процесса обучения предполагает подбадривание, воодушевление, вселение
уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение
перспективами, порицание и т.п.
Главный
инструмент познания у учащихся является мышление. Поэтому, учитывая его
взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в
организации, основное внимание в процессе руководства их деятельностью
необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
Воспитание
гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая
проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает
свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям
общественной жизни.
Основная цель
гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как
интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и
уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство
собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление
патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотическое
воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в
процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины,
привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к
обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам;
воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Важную роль в
патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных
символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Гражданское
воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о
достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление
воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и
деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров
и др.
При подготовке к занятию кружка руководителю необходимо составить конспект,
который может иметь следующую структуру: № занятия, дата проведения, тема,
цель, задачи, оборудование, вводная часть занятия, основная часть
(теоретическая, практическая с указанием видов работы; групповая и
индивидуальная работа и др.), заключительная часть (подведение итогов занятия,
устная оценка достижений воспитанников, учащихся, слушателей).
Очень серьезное внимание необходимо уделить подготовке вводного занятия в
начале учебного года. При умелой организации вводного занятия руководитель
кружка может решить сразу несколько психологических проблем: преодоление
комплекса опасения (из-за незнания группы), создание имиджа руководителя,
определение ориентации на данную группу обучающихся и их интересы, установление
стиля взаимоотношений, быстрое знакомство с детьми, быстрое включение детей в
деятельность и т.д.
Для быстрого знакомства с воспитанниками кружка на первом занятии можно
использовать различные методики: коррекция ожиданий, эмоциональное заражение,
закладка информационных оснований, образец, игра, визитка, анкета и т.д.
Учебная работа кружка может осуществляться в различных организационных
формах: занятие, семинар, лекция, конференция, чтение, викторина, концерт,
соревнование, тренировка, репетиция, поход, экскурсия, экспедиция, практическая
работа в лабораториях, мастерских, теплицах, на природе и др. Руководитель
кружка должен осуществлять оптимальный выбор форм, методов и средств обучения и
воспитания кружковцев, рационально распределять время занятия на пассивные и
активные формы работы с детьми.
Для качественного проведения занятий кружка директор школы обеспечивает
помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и профилю,
оборудование, инвентарь, необходимые материалы. Материальную ответственность за
их сохранность несет руководитель кружка.
Опыт работы многих школ показывает, что целесообразно в конце каждого
учебного года проводить творческий отчет детских творческих объединений, в том
числе и кружков, на праздничном концерте в День творчества, в День открытых
дверей, на фестивале детского творчества и т.д.
Большим подспорьем педагогу в организации работы кружка может стать
детское самоуправление. В начале учебного года избирается староста кружка, его
заместитель, ответственные за определенные направления работы; определяются
задачи работы каждого. Поддержка и развитие инициативы, самостоятельности
воспитанников (учеников, слушателей) будет способствовать формированию
творческой личности. Все вопросы организации жизнедеятельности кружка можно
решать совместно педагогу и детям на собрании (как высшем органе
самоуправления), полномочия которого можно определить в начале учебного года.
Возможно привлечение к организации деятельности кружка родителей
воспитанников (учеников, слушателей), особенно к проведению выездных
практических занятий, а также школьных, городских массовых мероприятий. Для
решения различных вопросов организации работы кружка в течение учебного года
могут проводиться родительские собрания, групповые и индивидуальные
консультации для родителей.
Литература
Справочные
издания
1. Справочник-календарь «Весь Царицын,
посад Дубовка и Сарепта». – Царицын, 1909.
2. Сталинградская битва.
Энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько. – Волгоград, 2007.
3. Энциклопедия Волгоградской
области / под ред. О.В. Иншаков. – Волгоград, 2008.
Публикации
источников
1. 1917 год в Царицыне: сборник
документов и материалов. – Сталинград, 1957.
2. Большевики Царицына в годы
Гражданской войны 1918-1920: сб. документов и материалов. – Волгоград, 1986.
3. Индустриализация Нижнего
Поволжья 1926-1941 гг.: документы и материалы. – Волгоград, 1984.
4. Культурное строительство в
Волгоградской области 1941-1980 гг.: сб. документов и материалов. В 2-х т. –
Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1981.
5. Перелистывая документы ЧК.
Царицын-Сталинград 1917-1945: сб. документов и материалов. – Волгоград, 1987.
6. Хрестоматия по истории
родного края. – Волгоград, 1970.
7. Царицын в путевых записках,
дневниках и мемуарах современников (конец XIV века – 1917г.) / под общ. ред.
М.М. Загорулько. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2005.
Периодические
издания
1. Вопросы краеведения.
Вып.1-11. – Волгоград, 1991-2008.
2. Историко-краеведческие
записки. Вып. 1-6. – Волгоград, 1973-1977, 1989.
3. Отчий край. – Волгоград,
1994. (Издание продолжается).
4. Стрежень. Научный ежегодник.
Вып. 1-7. – Волгоград, 2000-2009.
Специальная
литература
1.
Агеев
Т.Г. Кавказская армия П.Н. Врангеля в Царицыне: документальный очерк. –
Волгоград, 2009.
2.
Андрианова
Г.Н. Художественный облик Царицына-Сталинграда. – Волгоград, 1991.
3.
Булатов В.В.
Водная магистраль Волга - Дон - Азовское море: Нереализованные концессии /
В.В. Булатов, М.М. Загорулько. – Волгоград: Волгоградское научное издательство,
2007.
4.
Водолагин
М.А. Красный Царицын. – Волгоград, 1967.
5.
Водолагин
М.А. Очерки истории Волгограда (1589-1967). – Москва, 1968.
6.
Волгоград:
Четыре века истории / Томарев В.И., Абалихин Б.С., Орлова Л.С. [и др.]. – Волгоград:
Нижневолжское книжное издательство, 1989.
7.
Волгоград:
Хроника истории 1589-1989. – Волгоград: Нижневолжское книжное издательство,
1988.
8.
Глич А. История
братской общины Сарепта в восточной России в течение её столетнего
существования. – Царицын, 1865.
9.
Город на
канале: О прошлом и настоящем Красноармейска: сб. очерков / под общей ред. П.П.
Попова и Т.Д. Мельниковой. – Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997.
10. Клейн Н.Л. Экономическое
развитие Поволжья в конце XIX – начале XX вв. – Саратов, 1981.
11. Коготин В.В., Рыблова М.А. Немцы
Поволжья: быт и культура. – Волгоград, 1997.
12. Колесниченко B.C. Царицынские
школы: история и опыт (1773-1917). – Волгоград, 1993.
13. Кузнецова Н.В. Восстановление
и развитие экономики Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953). –
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
14. Кузьмина Э.В. Восстановление
Сталинграда 1943-1950. – Волгоград: Издатель, 2002.
15. Материкин А.В. Храм Иоанна
Предтечи. Страницы истории города Царицына и его первой церкви. – Волгоград,
1999.
16. Материкин А.В. Очерки истории
Царицынской городской думы. Часть I. (1797—1887 гг.). – Волгоград, 2003; Часть
II. Кн.1 (1887-1897). – Волгоград, 2006.
17. Материкин А.В. Царицынская
городская дума 1870-1914 гг.: опыт функционирования городского общественного управления.
– Волгоград: Издатель, 2008.
18. Наш край: Хроника истории
Волгограда и области. – Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1973.
19. Очерки по истории
Волгоградского края / под ред. И.С. Шепелева. – Волгоград, 1974.
20. Очерки истории Саратовского
Поволжья. Т. 1-2. – Саратов, 1993-1996.
21. Очерки истории Волгоградской
организации КПСС. – Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1977.
22. Попов П.П. Слово о «Старой
Сарепте». – Волгоград: Комитет по печати, 1994.
23. Рябов С.С. История родного
края XVI-X1X вв. – Волгоград, 1988.
24. Рябов С.И. Петр I в Царицыне
и на Среднем Дону / С.И. Рябов, Г.П. Самойлов, В.И. Супрун. – Волгоград, 1994.
25. Савченко И.П. Царицын -
Сталинград - Волгоград / И.П. Савченко, А.Ф. Липявкин, П.П. Калиниченко. –
Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1967.
26. Салтыков А.В. Записки
путешественника в Сарепту // Царицын в путевых заметках, дневниках и мемуарах
современников (конец XVI в. – 1917г.). – Волгоград, 2005. Т.4
27. Самсонов A.M. Сталинградская
битва. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1989.
28. Сергеев A.M. Промышленность
Нижнего Поволжья в начале XX в. – Саратов, 1972.
29. Смирнов В.Б. По следам
времени. Из истории писательской организации Царицына-Волгограда. – Волгоград:
Комитет по печати, 1996.
30. Тюменцев И.О. Начало
Царицына: гипотезы и факты // Стрежень. - Вып.1. - Волгоград, 2000. - С.
132-147.
31. Тюменцев И.О. Царицынская
крепость в XVII в. // Стрежень. - Вып.2. - Волгоград, 2001. - С.183-195.
32. Цыбин В.М. Пароход на Волге. –
Саратов, 1996.
Учебные
пособия
1. Символы Волгоградской
области. Учебное пособие. – М.: Глобус, 2008. – 64 с. (Серия «Наш Волго-Донской
край»).
2. Скрипкин А.С., Луночкин А.В.,
Курилла И.И. История волгоградской земли от древнейших времён до современности.
Учебное пособие. – М.: Планета, 2011. – 224с. (Образовательный проект «Наш
Волго-Донской край»).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.