Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыПрограмма дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Программа дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Скачать материал

КГОУ  ЛИ  Алтайский краевой педагогический лицей

 

 

Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Школа выживания»

 

 

Программа дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила  педагог–организатор Арвачева С. В.

 

 

 

 

2009г.

 «Школа выживания»

 

 

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.

 

Цели и направления деятельности программы «Школа выживания»

 

Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям выживания в природной среде.

-         ознакомить школьников с основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

-  научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

-  воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений;

-  помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической деятельности;

-  воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

 

 

Тематический план.

 

Разделы                                            

Часы

Проблемы вынужденного автономного существования

1

2. Подача сигналов бедствии.

1

3. Ориентирование на местности.

1

4. Определение направления и движения по азимуту.

1

5. Организация убежища и укрытия.

1

6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

1

7. Питьевой режим и добывание воды.

1

8. Питание и добывание пищи.

1

9. Организация, подготовка и проведение  турпоходов.

1

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

 

1

Итого

10часов

 

 

Содержание программы.

 

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

 

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

 

Раздел  2. Подача сигналов бедствия.

 

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

 

Раздел  3.  Ориентирование на местности.

 

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

 

Раздел 4.  Определение направления и движение по азимуту.

 

Азимут, определение, отсчет и  назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

 

 

Раздел 5.  Организация убежища и укрытия.

 

 

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и  в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

 

Раздел 6.  Костер. Основные  принципы обращения с огнем.

 

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды,  приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

 

Раздел 7.  Питьевой режим и добывание воды.

 

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

 

 

Раздел 8.  Питание и добывание пищи.

 

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение  приготовленной пищи и пищевых запасов.

 

Раздел 9.  Организация, подготовка и проведение турпоходов.

 

Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута. Составление  план-графика.

Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения, комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание лагеря.

Личная гигиена в походе.

Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.

 

 

Раздел 10.  Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

 

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки дыхания  и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

 

 

Вид итогового контроля – проведение итоговой  туристической эстафеты.

 

Во время прохождения этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу «Школа выживания».

 

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа дополнительного образования разработана мной для адаптации детей к условиям выживания в природной среде и преназначена для изучения в лицейском лагере Фадеев лог. Лагерь туристический и  расположен в предгорьях Алтая, весь сезон дети живут в палатках, совершают радиальные походы по окрестностям. Занятия проводятся в естественной среде и это способствует более эффективному обучению и усвоению теоретического и практического материала по автономному выживанию человека в условиях природной среды: ориентированию на местности, оборудование временнго жилища, разведение костра, обеспечение питанием и водой, умение оказать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях, укусе клеща и змеи.

В конце лагерной смены проводится туристическая эстафета, где на практике дети демонстрируют свои навыки и умения, приобретенные на занятиях" Школы выживания"

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 768 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План- конспект проведения занятия по Инфекционным заболеваниям и их профилактике.
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности 5-6 класс», Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
  • Тема: Организм человека и его безопасность
  • 03.10.2020
  • 532
  • 6
«Основы безопасности жизнедеятельности 5-6 класс», Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 551
    • DOCX 21.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арвачева Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арвачева Светлана Васильевна
    Арвачева Светлана Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2277
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 249 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 510 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 349 человек

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 128 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе