КГОУ ЛИ Алтайский краевой педагогический лицей
Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»
«Школа выживания»
Программа дополнительного образования
Составила педагог–организатор Арвачева С. В.
2009г.
«Школа выживания»
Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде,
часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в
природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не
только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для
преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.
Цели и направления деятельности программы «Школа
выживания»
Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям
выживания в природной среде.
-
ознакомить школьников с
основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в
природе и способами их преодоления.
- научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания
в природной среде;
- воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных
решений;
- помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической
деятельности;
- воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи
к окружающей природной среде.
Тематический план.
Разделы
|
Часы
|
Проблемы
вынужденного автономного существования
|
1
|
2. Подача сигналов
бедствии.
|
1
|
3. Ориентирование
на местности.
|
1
|
4. Определение
направления и движения по азимуту.
|
1
|
5. Организация
убежища и укрытия.
|
1
|
6. Костер. Основные
принципы обращения с огнем.
|
1
|
7. Питьевой режим и
добывание воды.
|
1
|
8. Питание и
добывание пищи.
|
1
|
9. Организация,
подготовка и проведение турпоходов.
|
1
|
10. Наиболее
типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой
медицинской помощи.
|
1
|
Итого
|
10часов
|
Содержание программы.
Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного
существования.
Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы,
определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые,
материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство
страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара,
боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды.
Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.
Раздел 2. Подача сигналов бедствия.
Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая
шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка
местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в
дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.
Раздел 3. Ориентирование на местности.
Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас.
Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по
положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и
солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд,
по Луне).
Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и
растений).
Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.
Азимут, определение, отсчет и назначение.
Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте,
по скорости пешехода, глазомерная съемка).
Раздел 5. Организация убежища и укрытия.
Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности,
наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию.
Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в
степи, в зимних условиях.
Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.
Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для
трута, растопка, основное топливо и его заготовка.
Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья,
таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки
одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения
костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.
Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных
условиях.
Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.
Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от
примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и
опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими
средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим
на маршруте и стоянках.
Раздел 8. Питание и добывание пищи.
Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.
Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные
растения и их использование в природных условиях.
Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и
снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.
Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и
отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении
растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.
Раздел 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.
Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута.
Составление план-графика.
Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения,
комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация
движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание
лагеря.
Личная гигиена в походе.
Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.
Раздел 10. Наиболее типичные опасности для
здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.
Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и
загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и
клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды
кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки
дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой
массаж сердца. Признаки клинической смерти.
Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при
них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.
Вид итогового контроля – проведение итоговой
туристической эстафеты.
Во время прохождения
этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по
курсу «Школа выживания».
Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями
прилагаются.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.