Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыПрограмма ДО "Дорожный патруль"

Программа ДО "Дорожный патруль"

Скачать материал

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Сыктывкара

с углублённым изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ№16»)

«Öткымын предмет пыдiсяньвелöдансыктывкарса 16 №-a шöр школа» муниципальнöй  асъюралана велöдан учреждение

 

«Утверждаю»

директор МАОУ «СОШ № 16»

 

_____________Т.М.Поповцева

 

«___»______________20      г.

 

 
 


                                                                                                                     

 

 

 

 


Дополнительная общеобразовательная программа - 

дополнительная общеразвивающая программа

 

«Дорожный патруль»

 

Направленность:

                         Социально-педагогическая

Для учащихся 11-14 лет

2 года обучения

 

Составитель:

Маренюк Любовь Адиковна,

педагог дополнительного

образования

 

 

 

Сыктывкар2013

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

В школе разработана и действует программа по обучению учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий . Реализация программы проходит как в учебное время, так и в каникулярное. Программа ориентирована на обучающихся с 5-7 класс, направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Программа кружка создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.

·                   Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

·                   В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся  школы и их родителям;

·                   В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

·                   В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с инспекторами ГИБДД, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты.

Основной целью программы является – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

Ø относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

Ø владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

Ø владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ø знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Ø Конституция РФ.

Ø Конвенция «О правах ребёнка».

Ø Правила дорожного движения.

Ø Устав МАОУ «СОШ №16»

Ø Правила поведения для учащихся.

 

Актуальность программы

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

Ø знакомство с историей ПДД,

Ø развитие практических навыков,

Ø применение их при решении проблемной ситуации, в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Программа предусматривает следующие содержательные линии:

 

Ø Освоение навыков безопасного поведения на улице; учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению правилам дорожного движения;

Ø Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;

Ø Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми

Ø встречи с сотрудниками ГИБДД;

Ø Сотрудничество с социальными партнерами (школьной библиотекой,) по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

 

Место программы в плане развития школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

 

   Объекты программы:

Ø обучающиеся с 5 по 7 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;

Ø семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

Ø педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

Принципы реализации программы

 

·Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

·Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

·Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

·Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у  школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

·Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

·Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

 

Методы реализации программы

·Внушение. Дети  школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

·Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На  школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

·Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить  школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

·Упражнение, тренинги. Без упражнения, тренингов нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

·Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

1.     Форма (жилетки, пилотки, галстуки, светоотражающие повязки);

2.     Актовый зал;

3.     Звуковая аппаратура;

4.     Медиотека;

5.     Периодические издания;

6.     Мини-улица;

7.     Стенды по ПДД.

 

 

Механизм реализации программы

 

Программа реализуется через теоретические  учебные занятия, практическую отработку навыков, участие в городских и республиканских мероприятиях, акциях, межведомственных рейдах, мероприятиях совместно с инспекторами ГИБДД.

 

 

Учебно-тематический план

1 года обучения

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное (организационное). Запись в отряд. История создания отрядов ЮИДД. Задачи отряда. Тест на знание ПДД.

2

 

2

2

История создания транспорта, его виды, появление дорог, возникновение правил дорожного движения.

2

 

2

3

Выбор актива отряда. Оформление уголка отряда.

2

 

2

4

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

2

2

4

5

«Дорожные знаки». Презентация сценария выступления. Распределение ролей.

4

3

7

6

Подготовка выступления агитбригады. Игры на моделирование дорожных ситуаций.

3

3

6

7

Выступление агитбригады в начальной школе и детском саду. Проект

2

2

4

8

Остановочный путь и скорость движения. Основные понятия. Решение задач по теме.

2

3

5

9

Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги. Решение задач по теме.

2

2

4

10

Перекрестки. Типы перекрестков. Переход дороги на регулируемом перекрестке. Решение задач по теме.

2

2

4

11

Регулировщик и его сигналы. Встреча с инспектором ГИБДД по пропаганде БДД. Решение задач по теме.

2

3

5

12

Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. Решение задач по теме. Экскурсии на проезжую часть

2

2

4

13

Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

2

2

4

14

Зачет по изученным темам.

2

 

2

15

Разработка положения о конкурсе школьных рисунков и определение тематики рисунков по БДД. Объявление конкурса по классам.

2

 

2

16

Группы дорожных знаков. Решение задач по теме.

2

4

6

17

Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

18

Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

19

Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

20

Знаки сервиса. Решение задач по теме.

2

4

6

21

Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.

2

2

4

22

Дорожная разметка. Решение задач по теме.

2

4

6

23

Зачет по теме «Дорожные знаки».

2

 

2

24

Подготовка тестов для учащихся 5-7классов по теме «Правила дорожного движения». Распределение  ответственных по классам. Тестирование.

4

 

4

25

Ты – велосипедист. Знакомство с устройством велосипеда (практическое занятие).

2

2

4

26

Фигурное вождение велосипеда («слалом, качели, проезд в ворота»). Практика.

 

4

4

27

Фигурное вождение велосипеда («восьмерка, перевозка стакана с водой».Практика.

 

4

4

28

Фигурное вождение велосипеда («сложный слалом, коридор»). Практика.

 

4

4

29

Изучение основ страхования. Решение задач по теме.

2

 

2

30

Изучение основ страхования. Решение задач по теме. Фигурное вождение.

2

2

4

31

Фигурное вождение велосипеда. Решение задач по теме.

 

3

3

32

Подготовка к проведению школьных  соревнований «Безопасное колесо».

 

8

18

33

Школьные соревнования «Безопасное колесо».

 

4

4

34

Итоговое занятие. Зачет

2

 

2

итого

Часов

63

81

144

 

Учебно-тематический план

2 года обучения

 

1

Задачи второго года обучения. Общие правила пешехода.

2

 

2

2

Элементы улицы дорог. Места для игр. Решение задач по теме.

2

2

4

3

Дорожная разметка и ее виды.Дорожные ловушки. Решение задач по теме.

2

2

4

4

Тормозной и остановочный путь автомобиля. Причины ДТП. Решение задач по теме.

2

 

2

5

Действия очевидцев ДТП.Ответственность за нарушение ПДД. Решение задач по теме.

2

4

6

6

«Ты и дорога!» . Презентация сценария выступления. Распределение ролей.

2

4

6

7

Подготовка выступления агитбригады.

2

3

5

8

Назначение и группы дорожных знаков Выступление агитбригады в начальной школе.

2

3

5

9

Правила движения для велосипедистов. Работа с инспектором ГИБДД на линии. Рейд.Обсуждение мероприятия.

2

4

6

10

Основы первой помощи. Ушибы, вывихи, растяжения. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

6

8

11

 Переломы. Виды переломов. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

6

8

12

 Кровотечения. Виды кровотечений.  Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

5

7

13

 Ожоги. Виды ожогов.  Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

4

6

14

 Остановка дыхания. Сотрясение мозга  Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

4

6

15

 Поражение электрическим током.  Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

3

5

16

Зачет по теме «Основы первой помощи пострадавшему. 

2

2

4

17

«Железнодорожный переезд», « Пешеходный переход»  Подготовка теста для родителей.

2

 

2

18

Знание материальной части велосипеда. Снятие и установка колес. Практика.

2

2

4

19

Знание материальной части велосипеда. Ремонт и замена шины. Практика.

2

2

4

20

Знание материальной части велосипеда. Регулировка цепи, седла и руля.  Практика.

2

2

4

21

Знание материальной части велосипеда. Смазка узлов велосипеда и его техническое обслуживание. Практика.

2

2

4

22

Зачет по теме «Знание материальной части велосипеда».

2

 

2

23

Подготовка игры для младших школьников «Уважайте каждый знак».

2

3

5

24

Проведение игры для младших школьников «Уважайте каждый знак».

 

2

2

25

ПДД. Спецсигналы автомобилей. Маневрирование транспортных средств на проезжей части. Решение задач по теме.

2

2

4

26

ПДД. Расположение транспортных средств на проезжей части. Решение задач по теме.

2

2

4

27

ПДД. Обгон. Встречный разъезд. Решение задач по теме.

2

 

2

28

ПДД. Остановка и стоянка.

 

2

2

29

Решение задач по разделу «ПДД».

 

2

2

30

Решение задач по разделу «Первая помощь  и основы страхования».

2

2

4

31

Фигурное вождение велосипеда.

 

4

4

32

Подготовка к школьному конкурсу «Безопасное колесо».

 

4

4

33

Проведение школьного конкурса «Безопасное колесо».

 

3

3

34

Итоговое занятие отряда. Награждение лучшихЮИДовцев.

2

 

2

Итого

58

86

144

 

Итого 1 год обучения –теория 63 часа, практика 81 час

Итого 2 год обучения –теории 58 часов, практики 86 часов

 

 

 

Ожидаемые результаты

Деятельность отряда юных инспекторов движения .

По окончании обучения юидовецдолжен знать:

-         основные правила дорожного движения;

-         типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

-         название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

-         нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения;

-         места в микрорайоне, городе, где можно и нельзя играть, кататься на велосипедах, роликовых коньках скейтбордах и т.д.;

-         что такое остановочный путь и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

должен уметь:

-         оказывать первую помощь при ДТП;

-         переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

-         ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним движением;

-         правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте;

иметь навыки:

-         вождения велосипедом;

-         регулирования движения на перекрестке;

-         строевой подготовки.

-         методики проведения массово- разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения среди категории от дошкольников до сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и контроль

 

1 год

2 год

1 четверть

Стартовый

контроль

Анкетирование:

Знание основ по правильному поведению на дороге

Зачет «Знание и наличие навыков основ правильного поведения на улице»

Стартовый

контроль

Анкетирование:

Знание основ по правильному поведению на дороге в разные погодные условия

Зачет «Знание и наличие навыков основ правильного поведения в непредвиденных ситуациях на дороге»

2 четверть

   Дорожное

ориентирование

«Светофорное регулирование»

 

Промежуточный

контроль

 

Викторина «Светофор- друг на дороге» «Значение знаков»

Дорожное

ориентирование

«Светофорное регулирование»

 

Промежуточный

контроль

 

Викторина «Светофор- друг на дороге» «Навыки регулирования»

3 четверть

Срез «Знания первой  помощи при ДТП»

Зачет «Знания первой  помощи при  ДТП»

Срез «Знания и оказание первой  помощи при ДТП»

Зачет «Знания и оказание  первой помощи при ДТП»

4 четверть

 «Внимание- велосипедист»

 

Итоговый контроль

Зачет на знания и навыки за год. Итоги года

 «Дорожные ловушки»

 

Итоговый контроль

Зачет на знания и навыки за год.

 

Итоги года

 

Методическое обеспечение программы

 

Для усвоения Программы применяются разнообразные формы и методы обучения и воспитания.

Формы обучения: конкурсы, викторины, соревнования, творческие задания, тесты, зачеты, игры, экскурсии по пешеходным маршрутам  микрорайона, беседы.

Методы обучения:

Словесные:

- рассказ

Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения, сообщаются новые знания, факты, события. Например, исторические справки по дорожной тематике. Рассказ сопровождается показом иллюстраций, рисунков, записью новых слов, понятий, определений.

- рассказ-объяснение.

В рассказе-объяснении педагог дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными. Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов, т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Наглядные:

- работа с иллюстративным (наглядным) материалом.

Это самостоятельная работа детей. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы. Это помогает детям расширить личные наблюдения за реальным дорожным движением. Достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира.

Практические занятия:

- игры – упражнения

Направлены на формирование умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.  Необходимы для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Развиваются  целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

- ролевая игра

Способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. Так, организуя игру «Водители – пешеходы» педагог дает детям соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?» В игре дети должны понять, что на дороге нельзя метаться:  остановись, и машины тебя объедут. Цель – научить детей спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если они не успели ее перейти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТРЯДЕ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ  (ЮИД)

 

1.     Общие положения

1.1     Отряд юных инспекторов движения – добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста.

1.2     Основными задачами отряда юных инспекторов движения являются:

- активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции;

- изучение Правил безопасно  движения  на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей ;

- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при  дорожно-транспортных происшествиях.

1.3   Отряд юных инспекторов движения создается из числа учащихся общеобразовательных школ , воспитанников  ДТД и УМ

1.4   Руководитель и организатор работы отряда ЮИД назначается из числа работников учреждения дополнительного образования.

 

2. Основные направления работы отряда юных инспекторов движения

2.1 Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.

2.2 Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.

2.3 Проведение массовой разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школах, детских садах, внешкольных учреждениях.

2.4 Участие в смотрах ЮИД, конкурсах и соревнованиях, организация работы с юными  велосипедистами.

 

3. Структура и организация работы отряда юных инспекторов движения

3. 1 Членами отряда юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 11 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.

3.2 Отряд создается при наличии не менее 10 человек и может делиться на отделения.

3.3 Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.

3.4 Руководство работой отряда осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общем собрании отряда. Штаб из своего состава избирает командира отряда и утверждает  ответственных за разные направления деятельности.

 

4. Обязанности и права юного инспектора движения

4.1 Юный инспектор обязан:

- Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командира.

- Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.

- Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего школьного возраста по пропаганде Правил дорожного движения.

- Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.

4.2  Юный инспектор имеет право:

- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, вносить  соответствующие предложения.

- Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.

- Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения»

- Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественно правопорядка в местные органы ГИБДД.

- Носить установленные знаки различия юных инспекторов движения.

- Под руководством работников ГИБДД участвовать в патрулировании на улицах

по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей  и подростков.

- Юный инспектор может награждаться за активную работу в отряде органами ГИБДД и образования грамотами, нагрудными значками, ценными подарками, направляться на городские и республиканские слеты юных инспекторов движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

 

1. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

- ежедневно

- иногда

- очень редко

- не говорим на эту тему

- другое _______________________________________________________

 

2. Кто научил Вашего ребенка соблюдать правила дорожного движения?

- школа

- сами родители

- бабушка, дедушка

другое__________________________________________________

 

3. Как Ваш ребенок знает правила дорожного движения?

- считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».

 

4. Что Вы сделали для того, чтобы Ваш ребенок правильно переходил дорогу?

- показал самый короткий и безопасный путь от дома до школы

- показал как правильно переходить дорогу

- другие

меры__________________________________________________

 

5. Соблюдаете ли Вы сами правила дорожного движения?

- всегда соблюдаю

- не всегда

- не соблюдаю

 

6. Нарушаете ли Вы правила, когда идете вместе с ребенком?

- иногда, когда спешим

- не нарушаю

- не обращаем внимание ни на светофор, ни на машины

 

7. Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?

- никак не реагирует

- говорит, что мы идем неправильно

- требует, чтобы шли правильно.

 

 

 

Анкета для детей

 

 

1. Мои родители проводят со мной беседы о правилах дорожного движения:

- регулярно

- напоминают о правилах изредка

- не беседуют

 

2. Я нарушаю правила дорожного движения:

- когда нет поблизости машин

- когда спешу

- когда иду один

- не нарушаю

- свой вариант ___________________________________________________

 

3. Когда я перехожу проезжую часть дороги:

- вспоминаю, как это делают родители

- чему учили меня в школе

- полагаюсь на собственную интуицию

 

4. По-моему, наиболее безопасно переходить дорогу:

- со взрослыми

- одному

- по сигналу светофора

- по пешеходному переходу (без светофора)

- все равно где

 

5. Наиболее опасно переходить дорогу

- со взрослыми

- одному

- в неустановленном месте

- по пешеходному переходу

- все равно где

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
  3. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  4. Дорожная азбука.- М., 1974.
  5. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
  6. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
  7. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  8. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
  9. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
  10. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.
  11. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
  12. Энциклопедия «Все обо всем».
  13. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
  14. http://www.klass.by/yuid.html
  15. http://kurs.znate.ru/docs/index-109646.html
  16. http://pdd-7.my1.ru/dir/medicina_i_zdorove/7
  17. http://www.labirint.ru/books/86792/
  18. http://www.menobr.ru/materials/1224/29160/
  19. http://www.iworld.ru/theme/avtomobili_pdd-2.html
  20. http://kalinina.ucoz.net/publ/vse_materialy/detjam/pamjatki_po_pdd_dlja_mladshikh_shkolnikov/3-1-0-18

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа ДО "Дорожный патруль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

 

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

В школе разработана и действует программа по обучению учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий . Реализация программы проходит как в учебное время, так и в каникулярное. Программа ориентирована на обучающихся с 5-7 класс, направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Программа кружка создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.

·                   Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

·                   В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся  школы и их родителям;

·                   В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

·                   В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с инспекторами ГИБДД, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты.

Основной целью программы является – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

Øотноситься к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

Øвладеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

Øвладеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Øзнакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

ØКонституция РФ.

ØКонвенция «О правах ребёнка».

ØПравила дорожного движения.

ØУстав МАОУ «СОШ №16»

ØПравила поведения для учащихся.

 

Актуальность программы

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

Øзнакомство с историей ПДД,

Øразвитие практических навыков,

Øприменение их при решении проблемной ситуации, в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Программа предусматривает следующие содержательные линии:

 

ØОсвоение навыков безопасного поведения на улице; учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению правилам дорожного движения;

ØРабота с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;

ØПроведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми

Øвстречи с сотрудниками ГИБДД;

ØСотрудничество с социальными партнерами (школьной библиотекой,) по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

 

Место программы в плане развития школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

 

   Объекты программы:

Øобучающиеся с 5 по 7 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;

Øсемьи детей, посещающих образовательное учреждение;

Øпедагогический коллектив образовательного учреждения.

 

Принципы реализации программы

 

·                        Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

·                        Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

·                        Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

·                        Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у  школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

·                        Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

·                        Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

 

Методы реализации программы

·                        Внушение. Дети  школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

·                        Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На  школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

·                        Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить  школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

·                        Упражнение, тренинги. Без упражнения, тренингов нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

·                        Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

1.     Форма (жилетки, пилотки, галстуки, светоотражающие повязки);

2.     Актовый зал;

3.     Звуковая аппаратура;

4.     Медиотека;

5.     Периодические издания;

6.     Мини-улица;

7.     Стенды по ПДД.

 

 

Механизм реализации программы

 

Программа реализуется через теоретические  учебные занятия, практическую отработку навыков, участие в городских и республиканских мероприятиях, акциях, межведомственных рейдах, мероприятиях совместно с инспекторами ГИБДД.

 

 

Учебно-тематический план

1 года обучения

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное (организационное). Запись в отряд. История создания отрядов ЮИДД. Задачи отряда. Тест на знание ПДД.

2

 

2

2

История создания транспорта, его виды, появление дорог, возникновение правил дорожного движения.

2

 

2

3

Выбор актива отряда. Оформление уголка отряда.

2

 

2

4

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

2

2

4

5

«Дорожные знаки». Презентация сценария выступления. Распределение ролей.

4

3

7

6

Подготовка выступления агитбригады. Игры на моделирование дорожных ситуаций.

3

3

6

7

Выступление агитбригады в начальной школе и детском саду. Проект

2

2

4

8

Остановочный путь и скорость движения. Основные понятия. Решение задач по теме.

2

3

5

9

Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги. Решение задач по теме.

2

2

4

10

Перекрестки. Типы перекрестков. Переход дороги на регулируемом перекрестке. Решение задач по теме.

2

2

4

11

Регулировщик и его сигналы. Встреча с инспектором ГИБДД по пропаганде БДД. Решение задач по теме.

2

3

5

12

Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. Решение задач по теме. Экскурсии на проезжую часть

2

2

4

13

Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

2

2

4

14

Зачет по изученным темам.

2

 

2

15

Разработка положения о конкурсе школьных рисунков и определение тематики рисунков по БДД. Объявление конкурса по классам.

2

 

2

16

Группы дорожных знаков. Решение задач по теме.

2

4

6

17

Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

18

Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

19

Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

2

4

6

20

Знаки сервиса. Решение задач по теме.

2

4

6

21

Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.

2

2

4

22

Дорожная разметка. Решение задач по теме.

2

4

6

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 058 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 415
    • DOCX 60.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маренюк Любовь Адиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маренюк Любовь Адиковна
    Маренюк Любовь Адиковна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4120
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современный переговорный процесс в практике образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе