- 03.10.2020
- 1901
- 40
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
В школе разработана и действует программа по обучению учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий . Реализация программы проходит как в учебное время, так и в каникулярное. Программа ориентирована на обучающихся с 5-7 класс, направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Программа кружка создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
· Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
· В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;
· В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
· В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с инспекторами ГИБДД, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты.
Основной целью программы является – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
Øотноситься к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
Øвладеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
Øвладеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Øзнакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
ØКонституция РФ.
ØКонвенция «О правах ребёнка».
ØПравила дорожного движения.
ØУстав МАОУ «СОШ №16»
ØПравила поведения для учащихся.
Актуальность программы
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
Øзнакомство с историей ПДД,
Øразвитие практических навыков,
Øприменение их при решении проблемной ситуации, в реальной жизни.
Содержание программы
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
ØОсвоение навыков безопасного поведения на улице; учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению правилам дорожного движения;
ØРабота с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
ØПроведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми
Øвстречи с сотрудниками ГИБДД;
ØСотрудничество с социальными партнерами (школьной библиотекой,) по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Объекты программы:
Øобучающиеся с 5 по 7 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;
Øсемьи детей, посещающих образовательное учреждение;
Øпедагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы реализации программы
· Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
· Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
· Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
· Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
· Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
· Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Методы реализации программы
· Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
· Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
· Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
· Упражнение, тренинги. Без упражнения, тренингов нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
· Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Форма (жилетки, пилотки, галстуки, светоотражающие повязки);
2. Актовый зал;
3. Звуковая аппаратура;
4. Медиотека;
5. Периодические издания;
6. Мини-улица;
7. Стенды по ПДД.
Механизм реализации программы
Программа реализуется через теоретические учебные занятия, практическую отработку навыков, участие в городских и республиканских мероприятиях, акциях, межведомственных рейдах, мероприятиях совместно с инспекторами ГИБДД.
Учебно-тематический план
1 года обучения
№
п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Итого
1
Вводное (организационное). Запись в отряд. История создания отрядов ЮИДД. Задачи отряда. Тест на знание ПДД.
2
2
2
История создания транспорта, его виды, появление дорог, возникновение правил дорожного движения.
2
2
3
Выбор актива отряда. Оформление уголка отряда.
2
2
4
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
2
2
4
5
«Дорожные знаки». Презентация сценария выступления. Распределение ролей.
4
3
7
6
Подготовка выступления агитбригады. Игры на моделирование дорожных ситуаций.
3
3
6
7
Выступление агитбригады в начальной школе и детском саду. Проект
2
2
4
8
Остановочный путь и скорость движения. Основные понятия. Решение задач по теме.
2
3
5
9
Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги. Решение задач по теме.
2
2
4
10
Перекрестки. Типы перекрестков. Переход дороги на регулируемом перекрестке. Решение задач по теме.
2
2
4
11
Регулировщик и его сигналы. Встреча с инспектором ГИБДД по пропаганде БДД. Решение задач по теме.
2
3
5
12
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. Решение задач по теме. Экскурсии на проезжую часть
2
2
4
13
Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.
2
2
4
14
Зачет по изученным темам.
2
2
15
Разработка положения о конкурсе школьных рисунков и определение тематики рисунков по БДД. Объявление конкурса по классам.
2
2
16
Группы дорожных знаков. Решение задач по теме.
2
4
6
17
Запрещающие знаки. Решение задач по теме.
2
4
6
18
Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.
2
4
6
19
Предписывающие знаки. Решение задач по теме.
2
4
6
20
Знаки сервиса. Решение задач по теме.
2
4
6
21
Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.
2
2
4
22
Дорожная разметка. Решение задач по теме.
2
4
6
6 662 058 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маренюк Любовь Адиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.