«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Гимназия №3»
___Е.Н. Камбулова
|
«Рассмотрено» на заседании
педагогического совета
протокол № __
от «22»_________ 2013г.
|
«Утверждено»
Приказом №__ ______2013
Директор МБОУ «Гимназия №3»
_______ М.Н. Абзянова
|
Программа
Объединения дополнительного образования
___________________________________________________МБОУ «Гимназия №3»
Руководитель объединения ДО
__________________________
_____________________________
Пояснительная
записка.
Россия является страной традиционного употребления
алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления
алкоголя. Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурения наше
общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на
кратковременные усилия, в отношения алкоголя у нас приемлемо контролируемое
потребление, в отношении табакокурения – почти полня бесконтрольность, то по
отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует
заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России,
поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10
лет.
Современная научная профилактика употребления ПАВ
формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от
запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие –
«защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитания
личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального,
нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования
у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует
проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы
профилактики, общественных организаций, средств массовой информации.
Мероприятия и акции по профилактике аддитивного поведения и формирования
здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о
профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы
обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой
среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике
необходимо обращение и к подрастающему поколению. Проблема профилактики должна
рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована
необходимостью создания в гимназии системы работы по профилактике наркомании,
токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся
развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной
части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных
зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных
психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и
одурманивающие вещества.
Программа профилактики направлена на формирования
навыков сопротивления наркотика (ПАВ)на основе усиления ответственности
личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности
(межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в
соединении с укреплением негативного отношения к наркотика.
Таким образом, гимназия может методом интенсивного
воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень
правонарушений и преступлений в гимназической среде. В целях профилактических
работ учащиеся будут просматривать фильмы, презентации, видеоролики, а так же
учащиеся будут сами составлять презентации о вреде табакокурения, алкогольной
зависимости, употребления ПАВ. Доступ к семье ребёнка, квалифицированными
педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны
обеспечить ведение эффективной профилактической работы. Первым шагом к
возрождению страны станет наведение порядка.
Цель:
- создание в МБОУ
«Гимназия №3» системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и
правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной
среде;
- развитие у
подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения
адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства,
разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и
жизни.
Задачи:
- сформировать у
учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом
устройстве общества, заложив основы правового и политического осознания личности;
- научить учеников приема безопасности и
ответственного поведения;
- сформировать умение
пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;
- сформировать
эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического
общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного
отношения к будущему своей Отчизны;
- сформировать у учащихся толерантность.
- развитие у
подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться
к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты,
сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
-предупреждение употребления психоактивных
веществ детьми и подростками;
- привлечение
молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно
значимыми видами деятельности;
-профилактика правонарушений и преступлений,
ассоциальных явлений в ученической среде.
Основные направления
деятельности
Программа объединения
«Пульс» рассчитана на детей с 13 до 17 лет, то есть с 7 класса по 11 класс.
Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. 70 часов в год. Практические
занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав
группы – 15 человек.
Курс имеет
практическую направленность, формы занятий разнообразны:
лекции, беседы,
анкетирование, групповые и индивидуальные развивающие занятия.
Научные и методологические принципы реализации:
Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с
детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к
человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним
из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм
поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой
профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются
образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность. (этапность)
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов
ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп,
общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы,
что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие
внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям
в обществе.
Профилактическая программа школы включает основных её участников и
включает следующие разделы:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами гимназии;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результат действия программы использует
следующие технологии:
-личностно-ориентированные;
- групповые
- коллетивные
- коррекционные
-интегративные
- интерактивные
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики
безнадзорности и правонарушений составляют:
1.Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
2.Конституция Российской Федерации;
3.Федеральный закон РФ «Об основах системы
профилактики правонарушений несовершеннолетних» ;
4.Указы Президента РФ ;
5.Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
Тип программы.
Данная программа предназначена для учащихся 9-11 классов, имеет
развивающее направление.
Содержание курса
(2 ч в неделю, всего 70часов)
Раздел 1
Организационное занятие (20ч) Профилактика правонарушений- совокупность
организационных, правовых, экономических, социальных, демографических,
воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения
правонарушений или недопущению правонарушений.
Профилактика правонарушений должна осуществляться по
всем направлениям общественных отношений.
1.1.Планирование и коррекция работы по профилактике
правонарушений.
1.2Организация работы школьного Совета профилактики.
1.3. Беседа по профилактике правонарушений
1.4. Изучение Устава школы. Права и обязанности
1.5. Изучение конвенции о правах ребёнка. Закон 71
1.6.Подготовка и проведение акции «Закон!»
1.7. Беседа правонарушения учащихся о вредных
привычках.
1.8. Акция с учащимися объединения «Пульс» по
поддержке общественного порядка в гимназии.
1.9. Подготовка и проведение акции с учащимися
объединения «Пульс» «Мы за мирную жизнь! Мы против терроризма»!
1.10.Подготовка стенгазеты «Мы против терроризма»
1.11.Подготовка и проведение акции «Не преступи черту»
Раздел 2
Сотрудничество с учащимися объединения
дополнительного образования «Здоровая нация» (10ч) Изучение и анализ причин и условий совершения
несовершеннолетними правонарушений.
2.1. Беседа о вреде курения, алкоголя с учащимися 1-5
классов
2.2. Анкетирование на тему «Моё здоровье или как я о
нем забочусь»
2.3. рейд учащимися объединения «Пульс» и «Здоровая
Нация» на наличие учебных принадлежностей.
2.4. Рейд членов отряда на наличие школьной формы и
учебных принадлежностей.
2.5.Анализ рейда на наличие школьной формы.
2.6.Просмотр фильма о вреде ПАВ.
2.7. Оформление стенда по теме «Жизнь без наркотиков»
Раздел 3
Психологическая диагностика. (18ч) Изучение нравственно- психологическихт
особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
3.1.Беседа с социальным педагогом, с инспектором ПДН. Тема «Слова,
которые засоряют нашу речь»
3.2. Рейд с учащимися объединения «Пульс» на наличие
школьной формы.
3.3 Подготовка и проведение акции с учащимися объединения «Пульс»
«Права и обязанности!»
3.4. Урок с учениками 1-4 классов «Режим дня школьника»
3.5. Подготовка и проведение акции «Курить- здоровью
вредить»
3.6. Выход учащихся объединения «Пульс» с беседой
«Скажем наркотикам НЕТ!», 9-11 класс
3.7. Подготовка и проведение сказочного представления
для 3-5 классов.
4 Раздел
Разбор персональных дел учащихся объединения
«Пульс».(10 ч)Профилактика
правонарушений является защита личности, общества и государста от
противоправных посягательств.
4.1. Обсуждение итогов профилактической работы
(дискуссия)
4.2.Подготовка и проведение акции «Спорт против
вредных привычек»
4.3.Беседа с психологом, с социальым педагогом, с
инспектором ПДН. «Учебная дисциплина и ее значение»
4.4.Конкурс рисунков на тему «Спорт против вредных
привычек»
4.5. Профориентационная работа в детской городской
больнице
4.6.Рейд по проверке опоздания на урок. Проверка
организации дежурства в гимназии.
Раздел 5
Размышление о законе и порядке.(13ч) Обобщение проведенной работы по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних.
Учебно-тематический план по профилактике
правонарушений
№ раздела и темы
|
Название разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
I.
|
Раздел
1
Организационное
занятие (20ч)
|
|
|
|
1.1.
|
Планирование
и коррекция работы по профилактике правонарушений
|
1
|
2
|
|
1.2.
|
Организация
работы школьного Совета профилактики
|
1
|
1
|
|
1.3.
|
Беседа
по профилактике правонарушений
|
2
|
1
|
1
|
1.4.
|
Изучение
Устава гимназии. Права и обязанности
|
2
|
1
|
1
|
1.5.
|
Изучение
конвенции о правах ребёнка. Закон 71
|
2
|
|
2
|
1.6.
|
Подготовка
и проведение акции «Закон 71»
|
2
|
2
|
|
1.7.
|
Беседа
правонарушения с учащимися членов отряда о вредных привычках
|
2
|
2
|
|
1.8.
|
Акция с
учащимися объединения «Пульс» по поддержке общественного порядка в гимназии
|
2
|
1
|
1
|
1.9.
|
Подготовка
и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Мы за мирную жизнь! Мы
против терроризма!»
|
2
|
2
|
|
1.10.
|
Подготовка
стенгазеты «Мы против терроризма!»
|
2
|
|
2
|
1.11.
|
Подготовка
и проведение акции «Не преступи черту»
|
2
|
|
2
|
II.
|
Раздел
2
Сотрудничество
с учащимися объединения дополнительного образования «Здоровая нация»(10ч)
|
|
|
|
2.1.
|
Беседа
о вреде курения, алкоголя с учащимися 1-5 классов
|
2
|
|
2
|
2.2.
|
Анкетирование
на тему «Моё здоровье или как я о нем забочусь»
|
1
|
|
1
|
2.3.
|
Рейд
учащимися объединения «Пульс» и «Здоровая Нация» на наличие учебных
принадлежностей.
|
1
|
|
1
|
2.4.
|
Рейд
членов отряда на наличие школьной формы и учебных принадлежностей.
|
1
|
|
1
|
2.5.
|
Анализ
рейда на наличие школьной формы
|
1
|
|
1
|
2.6.
|
Просмотр
фильма о вреде ПАВ
|
2
|
1
|
1
|
2.7.
|
Оформление
стенда по теме «Жизнь без наркотиков»
|
2
|
|
2
|
III.
|
Раздел
групповая3
Психологическая
групповая диагностика групповая(18ч)
|
|
|
|
3.1.
|
Беседа
с социальным педагогом, с инспектором ПДН.Тема «Слова, которые засоряют нашу
речь»
|
1
|
|
1
|
3.2.
|
Рейд с
учащимися объединения «Пульс» на наличие школьной формы.
|
1
|
|
1
|
3.3
|
Подготовка
и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Права и обязанности!»
|
3
|
1
|
2
|
3.4.
|
Урок с
учениками 1-4 классов «Режим дня школьника»
|
3
|
|
3
|
3.5.
|
Подготовка
и проведение акции «Курить- здоровью вредить»
|
2
|
|
2
|
3.6.
|
Выход
учащихся объединения «Пульс» с беседой «Скажем наркотикам НЕТ!», 9-11 класс
|
3
|
|
3
|
3.7.
|
Подготовка
и проведение сказочного представления для учащихся 3-5 классов.
|
5
|
|
5
|
IV.
|
Разбор
персональных дел учащихся объединения «Пульс»(10ч)
|
|
|
|
4.1.
|
Обсуждение
итогов профилактической работы (дискуссия)
|
1
|
|
1
|
4.2.
|
Подготовка
и проведение акции «Спорт против вредных привычек»
|
3
|
1
|
2
|
4.3.
|
Беседа
с психологом, с социальным педагогом, с инспектором ПДН. «Учебная дисциплина
и ее значение»
|
1
|
1
|
|
4.4.
|
Конкурс
рисунков на тему «Спорт против вредных привычек»
|
2
|
1
|
1
|
4.5.
|
Профориентационная
работа в детской городской больнице
|
2
|
|
2
|
4.6.
|
Рейд по
проверке опоздания на урок. Проверка организации дежурства в гимназии.
|
1
|
|
1
|
V.
|
Раздел
5
Размышление
о законе(13)
|
|
|
|
5.1.
|
Беседа
с психологом, с социальным педагогом на тему «Суицид среди молодёжи»
|
1
|
|
1
|
5.2.
|
Профилактическая
беседа с учащимися начальных классов «Мобильный телефон в школе»
|
3
|
|
3
|
5.3
|
Беседа
с психологом, с социальным педагогом на тему «ПАВ»
|
1
|
|
1
|
5.4.
|
Выпуск
буклетов «Скажи жизни ДА!»
|
2
|
|
2
|
5.6.
|
Просмотр
видеоролика на тему «Психоактивные добавки»
|
2
|
1
|
1
|
5.7.
|
Анкетирование
на тему «Кем я хочу быть»
|
1
|
|
1
|
5.8.
|
Самоанализ
учащихся объединения «Пульс»
|
3
|
1
|
2
|
|
|
70
|
18
|
52
|
Расписание занятий объединения
«Пульс»
№
|
Дни недели
|
Время
|
1.
|
вторник
|
13.10-13.50
|
2.
|
среда
|
13.10-13.50
|
Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет
- освещение
-информационно-коммуникативные технологии
Ожидаемый результат программы
- сформированность у учащихся новых знаний о правовом и политическом
устройстве общества, заложив основы правового и политического осознания
личности;
- умение учеников приема безопасности и ответственного поведения;
- умение пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать
свои обязанности;
- эмоционально целостное отношение учащихся к Закону, нормам и
ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство
гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;
- толерантность у учащихся;
- позитивное отношение подростков с окружающими, приобретение умения
адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства,
разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и
жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и
подростками;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавший в трудную жизненную ситуацию, к
занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, ассоциальных явлений в
ученической среде.
Способ контроля результатов.
В качестве контроля результатов с учащимися будут проводиться
анкетирование, на пройденную тему. А так же в качестве проверки знаний
учащиеся будут разрабатывать буклеты и выходить на акции в микрорайон Дом
Медиков.
Список литературы
1. Арсеньева
М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных
параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние:
их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. - М., 1994.
2. Баженов В.
Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. - М., 1994.
3. Вигх Й.
Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. //
Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой
ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. - М., 1992.
4. Кле М.
Психология подростка. - М.:Педагогика, 1991.
5. Мясищев В.Н.
Трудные дети в массовой школе. - Д., 1993.
6. Овчарова Р.В.
Практическая психология в начальной школе. - М., 1998.
7. Овчарова Р.В.
Технологии практического психолога образования. - М., 2000.
8. Семенов В.Д.
Педагогика среды. - Екатеринбург, 1993.
9.
Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные
проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф.
Пирожкова и др. - М., 1980.
10. Сухомлинский
В.А. Трудные судьбы. - М., "Знание", 1969.
11. Сухомлинский
В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.
12. Сухомлинский
В.А. О воспитании. - М., 1975.
13. Сухомлинский
В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. - Киев, 1975.
14. Трубицина
Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и
определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы.//
Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.
15. Хижченко Л.С.
Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении:
Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних
правонарушителей. - М., 1984.
16. Шляпочников
А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.
17. Яковлев А.М.
Преступность и социальная психология. - М., 1986.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.