Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ленинградский педагогический колледж»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дисциплины «Весёлая грамматика»
2011
ОДОБРЕНА
|
…………………………………….
|
|
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе МОУ НОШ № 40 Павлограцкая И.И.
|
Авторы:
|
Мищерякова Ю.Г., воспитатель группы продленного дня, первая квалификационная
категория
|
Рецензент:
|
Архипова С.А., ……….
ГАОУ СПО
«Ленинградский социально-педагогический колледж» Краснодарского края
|
1.
Пояснительная записка
Важнейшим
средством подготовки детей старшего дошкольного возраста является способность
применять в учебной деятельности полученные знания.
Овладение
грамматическими понятиями и каллиграфией представляет определённую сложность для дошкольников. Дисциплина «Весёлая грамматика» призвана оказать помощь в усвоении практического
письма, умении правильно произносить слова, составлять простые предложения. Так
же осознавать из каких звуков состоит слово, слог. Развитии у детей
готовности к обучению чтению, графического навыка, психических процессов
внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помочь
ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их
сознательно. Для достижения этой цели в процессе преподавания дисциплины
необходимо решить следующие задачи:
- укрепление руки, улучшение координации движения
- уметь ориентироваться в пространстве листа, строки
- формировать представление о «предложении», «слове», «слоге»,
«звуке», «ударении»
В
результате изучения дисциплины «Весёлая грамматика» дети должны быть вооружены знаниями и умениями, которые
помогут подготовить их к обучению грамоте и письму в первом классе.
Предшкольник должен знать:
- понятия
«предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение»
- правила гигиены письма, сохранение
правильного положения головы, корпуса, рук, прописи, ручке в руках
Предшкольник должен уметь:
- пересказывать по наводящему вопросу
учителя
- составлять простые предложения
- определять количество звуков в слове,
состоящем из трех-пяти звуков
- определять количество слогов в слове
- правильно ставить ударение в знакомых словах
- ориентироваться в пространстве лиса, строки,
в элементах письма
2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
всего
|
Теор.
|
Практ.
|
Тема 1. Вводное занятие «Здравствуй, школа!»
|
1
|
1
|
|
Тема 2. Букет для мамы.
|
1
|
|
1
|
Тема 3. Путешествие в лес.
|
1
|
|
1
|
Тема 4. Домашние животные.
|
1
|
|
1
|
Тема
5. Бабочки на полянке.
|
1
|
|
1
|
Тема
6. Овощи, ягоды и фрукты - лучшие продукты.
|
1
|
|
1
|
Тема
7. Сказочные герои.
|
1
|
|
1
|
Тема
8. «Я от бабушки ушёл…»
|
1
|
|
1
|
Тема
9. В стране весёлых гномов.
|
1
|
|
1
|
Тема
10. В зоопарке.
|
1
|
|
1
|
Тема
11. Мои любимые игрушки.
|
1
|
|
1
|
Всего
|
11
|
1
|
10
|
3. Содержание учебной дисциплины.
Тема 1. Вводное
занятие «Здравствуй, школа!»
Должен знать:
- понятия «слово», «звук», «буква», «предложение»
Должен уметь:
- составлять
рассказ;
-составлять простые предложения;
-пересказывать по наводящим вопросам учителя
Знакомство со школой, школьными
предметами. Знакомство с прописью. Ориентировка на листе бумаги.
Практические
занятия. Знакомство
с разлиновкой тетради. Работа с трафаретом и штриховкой.
Тема 2. Букет
для мамы.
Должен знать:
- понятие «устная» и
«письменная» речь
Должен уметь:
- правильно располагать пропись при письме
- видеть рабочую строку
- выразительно читать стихотворения
Должен получить навыки: правильного расположения прописи
при письме. Составление рассказа по опорным словам.
Практические занятия. Написание короткой палочки. Рассказ детей о своей маме по опорным
словам.
Тема 3. Путешествие
в лес.
Должен знать:
- что такое предложение
- как правильно держать ручку и располагать пропись
Должен уметь:
- составлять предложение из предложенных схем
- составлять рассказ
- классифицировать грибы на «съедобные» и «несъедобные»
- правильно сидеть при написании наклонных линий
Должен получить навыки:
- написания короткой наклонной палочки
Практические занятия. Готовить руку ребенка к письму. Учить написанию короткой
наклонной палочки.
Тема 4. Домашние
животные.
Должен знать: название геометрических фигур большой круг,
большая буква.
- правила посадки при письме
- что такое «слово»
Должен уметь:
- определять количество слов в предложении
- работать по картинке
- загадки с рифмующимися отгадками о животных
Должен получить навыки: написания линии с закруглением вверху и внизу.
Практические занятия. Написания линии с закруглением вверху и внизу. Тема 5. Бабочки на полянке.
Должен знать:
- из чего состоит слово
- понятие «слог»
- как слово разделить на слоги
Должен уметь:
- правильно держать ручку при письме
- составлять слово из двух слогов
- делить слова на слоги
Должен получить навыки: составления и чтения (для читающих)
слогов
Практические занятия. Готовить
руку к написанию элементов С и )
Тема 6. Овощи, ягоды и фрукты - лучшие
продукты.
Должен знать:
- из чего состоит предложение, слово
- название фруктов, овощей, ягод
- понятие «звук»
Должен уметь:
- слышать и определять количество звуков в слове
- отгадывать загадки
- классифицировать по группам
- концентрировать внимание
Должен получить навыки:
- правильного произношения слов с ударением
- ориентации в пространстве
Практические занятия. Рисование узора из прямых линий на рабочей и вспомогательной строке.
Тема 7. Сказочные
герои.
Должен знать:
- понятие
«ударение»
- узнать сказочного героя по его описанию
- сказку и автора этой сказки
Должен уметь:
- разгадывать загадки
- делить слова на слоги
- произносить с ударением
- определять количество звуков в слове
Должен
получить навыки: рисования узора из волнистых линий
на рабочей и вспомогательной строках.
Практические занятия. Рисование
узора из волнистых линий на рабочей и вспомогательной строках.
Тема 8. «Я
от бабушки ушёл…»
Должен знать:
- название героев и их последовательность
Должен уметь:
- пересказывать с опорой на иллюстрации
Должен получить навыки: написания длинной и короткой
палочки с закруглением вправо и влево.
Практические занятия. Написание
длинной и короткой палочки с закруглением вправо и влево. Отгадывание загадок.
Тема 9. В
стране весёлых гномов.
Должен знать:
- понятия «горизонталь», «вертикаль»
Должен уметь:
- отвечать на заданные вопросы, в которых зашифровано слово
- определять количество слогов, звуков в слове
Должен
получить навыки: овладения новым видом написания
длинной палочки с петлей вверху и внизу.
Практические занятия. Написание длинной палочки
с петлей вверху и внизу. Разгадывание кроссворда.
Тема 10. В
зоопарке.
Должен знать:
- названия животных
- правильность расположения прописи при письме
- правила посадки во время работы в прописи
Должен уметь:
- составлять предложения по сюжетной картинке
- определять количество слов в предложении
- составлять схему предложения
Должен получить навыки: написания
большого и маленького овала. Овладения графическими умениями.
Практические занятия. Написание
большого и маленького овала.
Тема 11. Мои
любимые игрушки.
Должен знать:
- последовательность составления коротких предложений
- подбирать прилагательные
Должен уметь:
- сочинять рассказ-описание
- правильно держать ручку
- ориентироваться в пространстве
Должен получить навыки: рисования узоров на вспомогательной
линии и кругов на рабочей строке. Составления рассказа-описания.
Практические занятия. Рисование узоров на
вспомогательной линии и кругов на рабочей строке.
Средства
обучения
1. Пропись
«Тренируем руку».
2. Демонстрационный
материал, наглядные пособия.
3. Сюжетные
картинки.
4. Схемы-
карточки, карточки с опорными словами.
5. Разлинованные
листы бумаги.
6.Презентации к
занятиям.
7.Электронные физминутки.
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список
основной литературы
1.
Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина и др.
Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе.- Волгоград: Учитель,
2005.-191с.
2.
Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-232с.
3.
Т.Н. Хлопова и др. Организация работы
предшкольной подготовки в ДОУ Краснодарского края.- Краснодар, 2006
Список
дополнительной литературы
1.
Н.В. Новотворцева Учимся писать. Обучение
грамоте в детском саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
2.
Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман Учимся
читать и писать. - М.: Знание, 1994.-160с.
3.
Л.Б. Фисюкова От трех до семи. – Харьков:
«ФОЛИО», 1996
4.
В.В. Волина Праздник букваря. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1995.-384с.
5.
О.в. Узорова, Е.А. Нефедова Пальчиковая
гимнастика. – М.: ООО «Издательство Артель» : ООО «Издательство АСТ», 2001. –
128 с.: ил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.