МБОУ «Конёвская
СОШ»
ПРОГРАММА
организации внеурочной
деятельности учащихся 2-х классов
«КЛУБ ЭРУДИТОВ»
Учитель начальных классов
МБОУ «Конёвская СОШ»
Бодурова Е.Е.
С. Конёво
Пояснительная записка
Программа данного курса представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для
учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах
общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа
данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир вокруг нас. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов, как основы учебной деятельности. В процессе
изучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», познакомится с
удивительным миром животных, узнать историю происхождения привычных вещей,
совершить путешествие в страну сказок, посетить школьный музей, принять участие
в познавательных викторинах. Программа предполагает и работу по воспитанию
этики общения у младших школьников. Для этого на занятиях необходимо
использовать ролевые игры, мини – рассказы учащихся, защиту мини – проектов.
Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на
всех занятиях. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы
и поговорки, физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, викторины, сказки,
просмотр познавательных фильмов. Развитие кругозора младших школьников
создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Цель данного курса:
Развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий. Расширить, углубить и закрепить у младших
школьников знания об окружающем мире.
Основные задачи курса:
1) развитие
мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать выводы;
2) развитие психических
познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного
восприятия, воображения;
3) развитие
языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4) формирование
навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие
познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование
и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование
навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности.
Описание ценностных ориентиров
содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия
человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как
члена общества, народа, представителя страны и государства.
Особенности
организации учебного процесса:
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у
ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и
самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное
беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей
формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
На занятиях применяются занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы,
загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших
школьников. На каждом занятии проводится коллективное
обсуждение заданной темы. На этом этапе у детей формируется
такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в
выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
В курсе используются задачи
разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, вопросы, которые они могут решать успешно).
Ребенок
на этих занятиях сам
оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные
темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе
выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных
процессов, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие слуховой и зрительной
памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Основные принципы распределения материала:
1) системность:
задания располагаются в определенном порядке;
2) смена разных видов деятельности.
Приёмы и методы организации занятий:
В работе используются все виды деятельности,
развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная
Групповая
Экскурсии
Творческий конкурс
Викторины
Ожидаемые результаты прохождения курса:
1)
участвовать в различных
видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
2)
расширение кругозора;
3)
заинтересованность в
развитии своих способностей;
4)
участвовать в обсуждении и
выражение своего отношения к изучаемой теме;
5)
возможность попробовать
свои силы в различных областях коллективной деятельности;
6)
способность добывать
новую информацию из различных источников;
7)
учиться высказывать своё
предположение (версию) ;
8)
учиться совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
9)
добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя свои знания опыт и информацию,
полученную от учителя;
10)
перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
11)
доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
12)
слушать и понимать речь
других;
13)
учиться выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
14)
рассуждать о
противоположных явлениях.
Для оценки эффективности занятий можно
использовать следующие показатели:
1)
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
2) поведение
учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
3)
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
Объем
программы:
На реализацию курса «Клуб эрудитов»
отводится 34 ч в год (1 час в неделю)
Итоги
занятий:
Итоги будут подведены в форме игры-викторины
«Самое сильное звено» ( по проекту телепередачи)
Содержание
программы:
Раздел
|
Количество часов
|
Удивительное в мире животных.
|
9 часов
|
Зима, зимушка, зима!
|
6 часов
|
В здоровом теле - здоровый дух.
|
4 часа
|
История создания привычных вещей.
|
4 часа
|
Загадки русского языка.
|
4 часа
|
Путешествия.
|
6 часов
|
Самое сильное звено (
подведение итогов).
|
1 час
|
ИТОГО:
|
34 часа
|
Тематическое
планирование
Дата
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Основное содержание
|
Приме
чания
|
I.
Удивительное в
мире животных 9 часов
|
|
i.
1
|
Хищные
животные
|
1
|
Беседа:
Понятие о хищных животных. Просмотр фильма «Хочу все знать о хищниках»
Игра-викторина о хищниках.
|
|
|
2
|
Птицы
|
1
|
Беседа: Птицы нашего края. Просмотр
фильма «Почему люди не летают, как птицы» Игра-викторина о птицах.
|
|
|
3-4
|
Рыбы
|
2
|
Мини-
рассказы детей «Как я ходил на рыбалку». Просмотр фильма «А рыбы и правда не
умеют разговаривать?» Игра-викторина о рыбах.
|
|
|
5
|
Домашние
животные
|
1
|
Беседа
о домашних любимцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр
фильма «Почему ночью все кошки серы?» Кроссворд
|
|
|
6
|
Кошки
|
1
|
Беседа о домашних
питомцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр фильма «Почему
боятся чёрных кошек?»
|
|
|
7
|
Домашние
животные
|
1
|
Игровая
программа «Кот и пёс»
|
|
|
8
|
Драконы
|
1
|
Беседа
о драконах. Просмотр фильма «А водятся ли сейчас драконы?» Викторина о
драконах. Кроссворд.
|
|
|
9
|
Животные
в мире сказок
(итоговое)
|
1
|
Урок
– путешествие в страну сказок, где герои животные. Русские народные сказки.
Игра «Я- герой сказки» . Игра «Открытый сюжет сказки»
|
|
II.
Зима, зимушка,
зима! – 6 часов
|
|
10-11
|
Снежинки
|
2
|
Рассказ
о снежинках.
«Самая
красивая снежинка»
(
Конкурс рисунков и аппликаций) Изготовление необычных снежинок. Просмотр
фильма «Откуда берется снег?» Викторина «Снежная»
|
|
|
12-13
|
Новый
год!
|
2
|
Беседа
об истории праздника. Мини –рассказы детей « Как я встречаю Новый год?».
Викторина
«Морозная»
Просмотр
фильма «Почему в разных странах Новый год начинается в разное время?»
|
|
|
14-15
|
Зима,
зимушка , зима
(Итоговое)
|
2
|
Образ
Зимы в стихах и в сказках. Защита мини-проектов « Зима, зимушка, зима»(
почему я люблю/не люблю зиму)
«Зимушка
-Зима» познавательно-игровая программа
|
|
III.
В здоровом теле -
здоровый дух - 4 часа
|
|
16
|
Правильное
питание
|
1
|
Беседа
о правильном питании. Мини рассказы детей « Мое любимое блюдо». Просмотр фильма
«Кто придумал этот суп?» Викторина о еде.
|
|
|
17
|
Здоровье
|
1
|
Беседа
об укреплении здоровья. Мини рассказы детей «Что значит быть здоровым?».
Просмотр фильма «Кто придумал уколы?» Кроссворд.
|
|
|
18
|
Здоровье
|
1
|
Беседа
о сне. Мини –рассказы детей « Зачем нам нужно спать?» Просмотр фильма
«Откуда берутся сны?» Викторина.
|
|
|
19
|
В
здоровом теле –здоровый дух (Итоговое)
|
1
|
Спортивная
эстафета по командам
|
|
IV.
История
создания привычных вещей - 4 часа
|
|
20
|
Зеркало
|
1
|
Рассказ
о зеркале, его роль в науке. Просмотр фильма «Зачем придумали зеркало?»
Викторина, кроссворд.
|
|
|
21
|
Стекло
|
1
|
Беседа
о стекле, его роль в повседневной жизни и в науке, свойства стекла. Мини
–рассказы детей « Предметы из стекла». Просмотр фильма «Чем можно разрезать стекло?»
|
|
|
22
|
Деньги
|
1
|
Рассказ
о «деньгах» наших предков. Размышления детей « Если бы не было денег или
жизнь без денег» Просмотр фильма «Как появились деньги?»
|
|
|
23
|
Итоговое
|
1
|
Экскурсия
в школьный музей
|
|
V.
Загадки русского
языка – 4 часа
|
|
24
|
Буквы
|
1
|
Беседа
о создании письменности на Руси. Размышление детей «Мир без письменности».
Просмотр фильма «Как были придуманы буквы?» Викторина о буквах.
|
|
|
25
|
Чудесная
страна слов
|
1
|
Беседа
о словах синонимах, антонимах, омонимах. Игра «Подбери пару». Просмотр фильма
«Почему разные слова называют одним словом «ключ»?
|
|
|
26
|
Пословицы
и поговорки
|
1
|
Беседа
о пословицах и поговорках. Объяснение смысла поговорок и пословиц детьми.
Игра «Собери пословицу» (разрезанные карточки). Просмотр фильма «Что значит
поговорка «Заруби себе на носу»?»
|
|
|
27
|
Пословицы
и поговорки (Итоговое)
|
1
|
КВН
– «МИР ПОСЛОВИЦ и ПОГОВОРОК»
|
|
VI.
Путешествия – 6
часов
|
|
28
|
Путешествие
по морям
|
1
|
Беседа
о моряках, кораблях. Просмотр фильма «Как моряки находят дорогу в море?»
Викторина
«Морская»
|
|
|
29-30-31
|
Отправляемся
в поход
|
3
|
Беседа
о лесе. Мини –рассказы детей
1.
«Как я ходил в поход, в лес».
2.
«Что удивительного в лесу?»
Просмотр
фильма «Почему стрелки компаса не показывают точно на север?».
Викторина о лесе и его обитателях.
Беседа
о правилах поведения в лесу. Просмотр фильма «Почему у кипящего чайника
подпрыгивает крышка?»
|
|
|
32-33
|
Экскурсия
|
2
|
Экскурсия
в лес.
«В
лес по загадки» познавательно-игровая программа.
|
|
VII.
Подведение итогов
-1 час
|
|
34
|
Познавательная игра «Самое сильное звено» (
по проекту телепередачи)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.