Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт"

Программа профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карпогорская  средняя общеобразовательная школа № 118»

СП «Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа профильного  эколого-краеведческого

лагеря дневного пребывания

«Следопыт»

 

 

Составитель:  Попова Надежда   Ивановна, учитель  географии  первой квалификационной  категории.

 

 

 

 

 

 

 

Веркола

2014 год

 

 

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н А Я     К А Р Т А 

программы  профильного   эколого-краеведческого

лагеря «Следопыт»

Полное название программы

Вариативная программа летнего исследовательского эколого-краеведческого лагеря «СЛЕДОПЫТ»

Цель программы

1.Помощь в раскрытии и реализации творческих  способностей детей через проведения исследований  богатого культурно-исторического наследия.

2.Организация активного отдыха в летний период.

3. Формирование стремления к изучению объектов природы на экологической тропе «Каждое дерево – портрет», сохранению чистоты экологической обстановки

Общеобразовательное учреждение

МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

 СП «Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова»

Юридический адрес

Адрес: 164600 Архангельская область, Пинежский район,

с. Карпогоры, ул. Абрамова,

д. 2в

 

 

Автор программы

Учитель географии, Попова Надежда Ивановна

Сроки реализации

с  26.05.2014 по 18.06.2014

Форма реализации

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания

 

Почтовый адрес участников программы

164606, Архангельская область, Пинежский район, д. Веркола, ул. Северная, дом 30

Телефон участников программы

7-41-45, 8-921-810-92-13

 Участники

Уч-ся 5-9 классов

Тип лагеря

Лагерь с дневным пребыванием

Финансовое обеспечение

Районный  и областной

 

 

 

Пояснительная записка.

 

        

Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-9 классов

 ОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» СП «Веркольская  основная школа имени Ф.А.Абрамова»  работает лагерь дневного пребывания детей (далее -Лагерь).

         Для того чтобы отдых детей сделать интересным  и  полезным была разработана программа Лагеря дневного пребывания «Следопыт» (далее - Программа).      

        Направленность программы – эколого-краеведческая т.к. экологическое воспитание и любовь к родному краю чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое мировоззрение, экологическая культура подрастающего поколения  людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.  

       Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.

      Эколого-краеведческий  лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.                                         Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

       Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

     Отличительной особенностью данной программы является воспитание экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру,  истории родного края на территории  Веркольского  государственного заказника регионального значения.   Решение экологических  проблем на территории  этого заказника  и  д. Верколы, родины Ф.А.Абрамова

        Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем данной  территории планируются тематические и комплексные экскурсии по экологической тропе «Каждое дерево – портрет»

        Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий как летом , так и в течении учебного года.

        С учетом интересов учащихся в лагере организуется  отряд, на занятиях которого учащиеся получат теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению, будут проводить наблюдения в природе по индивидуальным заданиям.

        Роль педагогов, воспитателей - кураторов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.  

        Данная программа эколого-краеведческого лагеря  является логическим продолжением образовательного процесса.

 

     Цель данной программы:

          Способствовать  формированию экологического мировоззрения у школьников за счет включения их в практическую природоохранную и исследовательскую деятельность при непосредственном контакте с ближайшим  природным  окружением.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.     Организация активного  отдыха  обучающихся;

2.   Развитие научно-исследовательского интереса обучающихся;

3.     Экологическое  воспитание  обучающихся;

4.     Формирование опыта  проведения исследований в полевых условиях;

5.     Формирование умений и навыков практической исследовательской  деятельности;

6.  Изучение культурно-исторического аспекта жизни поселения,

     воспитание уважения к истории и культуре своего края.                                          7.  Развитие у детей представлений и основных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.                                      8.  Изучение эколого-санитарной обстановки на территории МО «Веркольское».                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

Программа Лагеря опирается на следующие принципы:

 

     Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе

уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через

идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам Лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

     Принцип соответствия типа сотрудничества в ЛДП «Следопыт» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику Лагеря почувствовать себя творческой личностью.

     Принцип демократичности –участие всех детей в программе развития творческих способностей.

    Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного Лагеря предполагает:

 -  отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

-   создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в течение дня;

-      взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

-     активное участие детей во всех видах деятельности.

     Принцип творческой индивидуальности творческая индивидуальностьэто характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 

Участники реализации Программы.

          Программа ориентирована на школьников  5 -9 классов. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 10 человек.

        Сроки реализации программы: с 26.05.2014г –20.06.2014г.

Этапы реализации Программы.

1 этап – Подготовительный

·       создание нормативно-правовой базы, разработка документации;

·       подбор кадров;

·       комплектование Лагеря.

2       этап – Организационный:

·       создание отряда «Следопыт» (Приложение 1);

·       выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

·       сплочение коллектива детей;

·       формирование законов и условий совместной работы;

3 этап – Основной:

·       Планирование работы и реализация плана отряда «Следопыт» (Приложение 2)

·       выполнение режима дня (Приложение 3);

4 этап – Заключительный:

·       анализ результатов работы – отчёт о работе Лагеря;

·       творческий отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).

 

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

№п/п

Наименование

Количество  часов

В том числе

теория

практика

1

Спортивно - оздоровительное

18

3

15

2

Духовно – нравственное

18

3

15

3

Социальное

18

3

15

4

Общеинтеллектуальное

18

3

15

5

Общекультурное

18

3

15

ИТОГО:

90

15

75

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ  ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

эколого-краеведческого отряда  

 День

Первая половина дня

Вторая половина дня   

 

1-й

Торжественная  линейка,  посвященная открытию  лагеря и  развлекательные мероприятия

Рассмотрение и утверждение плана работы лагеря и отряда

2-й

Оформление уголка отряда, распределение обязанностей

Спортивный  час. Игры на свежем воздухе.

3-й

Изучение методов экологического исследования на экологической тропе «Каждое дерево- портрет», выбор  методов  иследования

Акция «Чистая  деревня». Час отдыха

4-й

Подготовка  оборудования и проведение  полевых  исследований   на экологической тропе.

Отдых  у костра на экологической стоянке  «Вицево»

5-й

Подготовка экскурсоводов по экологической тропе.

Час игр.  Подготовка к встрече участников фестиваля «Веркольские первоцветы»

6-й

Участие  в фестивале «Веркольские первоцветы»

Дружеская  встреча  у костра «Дружбы»

7-й

Экспедиция в д. Летопола

Сбор фольклорных материалов

Отдых на берегу. Игры.

8-й

Обработка собранного материала. Оформление  полевых  дневников

Спортивный час.

9-й

Экспедиция по деревне Веркола. Встреча со старожилами деревни

Работа в «художественной мастерской»

10-й

Полевой  практикум  на экологической тропе

Предварительные  результаты

11-й

Оформление  отчетов и презентаций  по экологическому практикуму

 Мастер  класс « Квилинг»

12-й

Экологический  спектакль

«Спор  четырех  сестер»

Музыкальный  час «Караоке»

13-й

Подготовка к поездке в Пинежский   заповедник. Проведение инструктажей

Игры, отдых на свежем воздухе

14-17-й

Экскурсия  в Пинежский заповедник

 

Продолжение экскурсии

18-й

Оформление  отчетов о  поездке  в  Голубино Закрытие лагеря.

Концерт.

 

Формы реализации Программы:

      Успешно решаются задачи воспитания экологической культуры личности

на занятиях. Детям дается возможность сравнивать, анализировать,

использовать имеющиеся знания, а также знакомство с новым материалом.

Воспитывается желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение

сочувствовать, сопереживать. Широко использую загадки, пословицы,

литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки,

иллюстрации, фотографии, настольные игры, ТСО)

        Важную роль играют комплексные занятия: они имеют всестороннее развитие, построены на смене видов деятельности. Изучение ООТ Архангельской области.  В течение смены организован выход детей в ближайшие экосистемы  Веркольского заказника – экскурсии по экологической  тропе «Каждое дерево – портрет»  , походы на луг, водоём, в лес. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат свежим  воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле.      Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха. И сами проводят  экскурсию  по маршруту «Каждое – дерево портрет»

      Именно во время экскурсий, походов можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: безнравственного воздействия (загрязнение водоёмов, лугов, атмосферы).

      Бережное отношение к природе, благоприятной окружающей среде, здоровью формируется так же во время праздников и досуговых мероприятий экологического и развивающего характера. Праздник «Нептуна» даёт детям почувствовать, что вода – это жизнь, без неё не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости  людям, особенно детям.

    Творческая работы по проблеме экологического воспитания проводиться на занятиях «Природа и фантазия». Дети составляют композиции из природного материала для украшения интерьера игровой комнаты.   Поддержание экологической чистоты на маршруте экологической тропы «Каждое дерево – портрет». Совместно с работниками Веркольского заказника оборудование маршрута указателями и аншлагами.

 

Кадровое обеспечение Программы.

 

       Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы назначаются: начальник лагеря,  воспитатели.

Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда в Лагере.

            Воспитатели  осуществляют воспитательную деятельность по плану

лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.  Охрана жизни и здоровья  детей. Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.  Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности. Начальник лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца. Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для того чтобы отдых детей сделать интересным  и  полезным была разработана программа Лагеря дневного пребывания «Следопыт»

        Направленность программы – эколого-краеведческая т.к. экологическое воспитание и любовь к родному краю чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.

       Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий как летом , так и в течении учебного года.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 599
    • DOCX 38.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Надежда Ивановна
    Попова Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7142
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе