- 31.12.2020
- 1228
- 9
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Новизна программы переход от информационного подхода к деятельностному, формирование у учащихся предметных, коммуникативных и социальных компетентностей. Актуальность программы способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. Пояснительная записка. Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы…». Учителя – словесники продолжают поиски вариантов прикладных курсов по литературе, стремясь приблизить занятия к уровню подготовки и к интересам воспитанников. В этой связи, по- моему мнению, заслуживает внимания опыт разработки курсов по литературному краеведению. Прикладной курс по литературе родного края способствует формированию патриотических убеждений учащихся, помогая в знакомом и близком видеть приметы большой Родины. Школьники убеждаются, что казахская национальная литература постоянно обогащалась и обогащается именами писателей, связанных с различными местами Казахстана. Данный курс по литературе позволяет значительно расширить возможности воспитания и образования учащихся, углубить знания об искусстве слова, расширить кругозор учащихся. Прикладной курс по литературному краеведению углубляет и расширяет знания о художественной литературе, которые для многих учащихся ограничиваются порой произведениями из школьной программы. Многообразие и богатство литературы прошлого и наших дней получают на занятиях конкретное выражение, подтверждаются примерами и фактами из мало знакомых школьникам источников. Ученики видят, что каждый писатель вносит посильный вклад в развитие отечественной литературы, расширяя читательские представления о жизни и людях. Прикладной курс по литературе родного края позволяет школьникам зримо представить реальные источники, питающие художественную литературу, увидеть своеобразное преломление жизненного материала в творчестве каждого писателя. Сопоставляя природу, события и факты из хорошо знакомой действительности с их отображением в художественном произведении, учащиеся не только убеждаются в тесной связи литературы с жизнью, но яснее представляют специфику литературы, изображающей действительность в образах и картинах. Участие в литературно - краеведческом курсе развивает мысль школьников, формирует навыки самостоятельного анализа художественных произведений, приучает к элементарным исследованиям литературоведческого характера. Знакомство с произведениями неизвестных прежде писателей обостряет интерес к их творчеству, вызывает учащихся на откровенный обмен мнениями о прочитанных книгах, воспитывает самостоятельность суждений и оценок. Прикладные курсы по литературному краеведению могут проводиться в 7-11 классах городских и сельских школ, знакомя учеников с литературным наследством родных мест. Во всех случаях предметом исследования и изучения должно быть творчество писателей, занявших определённое место в истории отечественной литературы или в литературной жизни родного края. Общий курс литературного краеведения знакомит учащихся с развитием литературы родных мест. Он может быть посвящен прошлому родного края. Общий курс литературы родного края включает обзорные и монографические темы, позволяющие представить пути развития литературы, знакомящие с творчеством известных писателей-земляков или с их отдельными произведениями, значительными по их художественным качествам, доступным и интересным учащимся. Специальный курс литературного краеведения ставит целью познакомить старшеклассников с выдающимися писателями - земляками, их жизненными и творческими связями с родным краем. Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.) . Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причём важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Данный курс литературного краеведения рассчитан на 18 часов. Он является дополнением и продолжением курса краеведения в 7-8 классах. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Цели программы: знакомство со спецификой литературного процесса в районе, с богатством его художественных традиций. Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников Задачи программы: активизация познавательной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; формирование навыков коммуникативного общения; формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности; расширение кругозора учащихся; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета. Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала. Виды деятельности учащихся: - Проектно-исследовательская -конференция, презентация, -систематизация собранного материала -изучение книжных источников -самостоятельный анализ текстов художественных произведений. Формы контроля : рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения программы «Литературное краеведение» учащиеся должны Знать и понимать: - Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края; - Историю создания произведений; - Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений; - Характеристику героев; - содержание изученных произведений писателей; - Жанровые особенности произведений; - Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть. - Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью) Уметь: - Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка; - Анализировать и оценивать произведения как художественное целое; - Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы). - Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку; - Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения; - Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих; - Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге; - Составлять рассказ об авторе книги; - Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении; - Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть; - Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их; - Работать со справочной и критической литературой; - Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Акмолинской областью ; - Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям. ожидаемые результаты факт осознанного продолжения изучения истории и литературы Акмолинской области и истории и литературы вообще; высокий уровень познавательной активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
6 663 982 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дорофеева Анастасия Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.