Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №3 г. Уссурийска»
Уссурийского
городского округа
Программа
для факультативных занятий
по математике
для учащихся 2-х классов
«Занимательная математика.
Готовим олимпийцев»
Составитель:
Писарева Любовь Юрьевна
учитель
математики
г.
Уссурийск, 2013 год
Пояснительная записка.
Цель
современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на
пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано
помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой
человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. Внеклассная
работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса,
отличительной особенностью которой является то, что она проводится по
программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе
реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных
интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных
занятий является необязательным, и результаты работы ученика оцениваются
особыми способами.
Существуют
различные виды внеклассной работы.
1.Работа
с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала,
основной
целью, которой является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.
2.
Работа с учащимися проявляющими интерес к предмету. Цели такой внеклассной
работы могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что
хотят узнать нового о предмете ученики.
3.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета, где главный упор
делается на развитие интересов в соответствии с возможностями этой группы
учащихся.
Программа
внеклассных занятий по программе «Занимательная математика» позволяет успешно
решать проблемы комплексного развития различных психологических процессов
младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления,
речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся, способствует
формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать
материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д. вооружает
учеников практическими навыками (измерительными и вычислительными), обогащает
их теоретическими и историческими сведениями.
Цель и задачи курса
«Занимательная математика»
Цель: формирование
всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой
математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного
процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе:
а) обучение деятельности - умению
ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего
труда,
б) формирование личностных качеств:
ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов
деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
·
знакомство детей с основными
геометрическими понятиями,
·
обеспечить прочное и сознательное
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
·
обеспечить интеллектуальное развитие,
сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и
необходимые для полноценной жизни в обществе,
·
сформировать умение учиться.
·
формирование умения следовать устным
инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
·
обучать различным приемам работы с
бумагой,
·
применение знаний, полученных на уроках
природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями,
выполненными в технике оригами.
Развивающие:
·
развитие внимания, памяти, логического и
абстрактного мышления, пространственного воображения,
·
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
·
развитие художественного вкуса, творческих
способностей и фантазии детей,
·
выявить и развить математические и
творческие способности.
Воспитательные:
·
воспитание интереса к предмету
«Геометрия»,
·
расширение коммуникативных способностей
детей,
·
формирование культуры труда и совершенствование
трудовых навыков.
Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные
образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает
ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют
деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о
мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности,
но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном
отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей
практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает
преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии,
содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в
следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по
максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному
уровню.
5. Принцип психологической
комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая
расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не
должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности
ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает
развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных
вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор
вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу
не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности)
предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой
деятельности.
8. Принцип системности. Развитие
ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты.
Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию
ребёнка.
9. Соответствие возрастным и
индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
Ценностными ориентирами содержания
данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как
компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений,
связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением
данных;
– развитие познавательной активности и
самостоятельности учащихся.
На четвёртом году учёбы, учитывая
психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от
групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом
носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут
использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является
исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя,
становиться дети.
Для развития различных сторон
мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий,
которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные
(творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия,
которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия
направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида
учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми
под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением
заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при
применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска
новых знаний.
Преобразующие учебные действия,
связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование
диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия
направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание
геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной
трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание,
умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной
трудности,
- задачи, связанные с формулами
произведения,
- решение геометрических задач.
Методы и приемы изучения материала.
Одна из
важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая
направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная
на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для
развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских
навыков.
Одновременно
с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним
выстраивается система задач и заданий геометрического содержания,
расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми
элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического
содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся,
включающая в себя:
·
воспроизведение объектов;
·
доконструирование объектов;
·
переконструирование и полное
конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое
внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного
выполнения заданий, самостоятельному получению свойств
геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных
проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского
плана.
В методике
проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного
возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических
игр и т.д.
При
первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия,
плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с
помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с
использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах
практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих
геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий,
предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и
выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на
предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения
последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого
характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин,
мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными
инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Большое
внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин
познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в
современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности,
которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов
и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие
продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа
развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и
интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных
процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание,
воображение, память и мышление.
Общая характеристика программы
В основе реализации основной
образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает обеспечение:
1.
воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества;
2.
учёт индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и
значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
3.
обеспечение преемственности
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и
профессионального образования;
4.
разнообразие организационных
форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Планируемые
результаты
Система планируемых
результатов дает представление о том, какими именно действиями –
познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными овладеют учащиеся
в ходе образовательного процесса.
Структура планируемых
результатов отражает какими учебными действиями в отношении опорных знаний,
умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:
- актуального развития (на
уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически)
- зоны ближайшего развития,
т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и
выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
На ступени начального общего
образования устанавливаются планируемые результаты освоения, Формирование
универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты).
В результате изучения на
ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных
универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют
всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в
образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем
плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
В сфере
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий выпускники
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и
условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются
тексты.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении
различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в
пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как
образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется
каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении
различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении
различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько
разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между
разрядами;
- использовать при решении
различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов,
содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении
различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц
каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении
различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной
системы счисления;
- использовать при решении
различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время,
площадь), соотношении между ними;
- выполнять умножение и
деление с 1 000;
- решать простые и составные
задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и
зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость,
время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с
движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия
на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы,
таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать
алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий
(со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий
и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая
анализ и проверку своих действий;
- прочитать записанное с
помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное),
когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента
являются переменными;
- осознанно пользоваться
алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении
переменных;
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении
различных задач и обосновании своих действий знание о названии и
последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь
представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа
в пределах 1 000 000 000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять прикидку
результатов арифметических действий при решении практических и предметных
задач;
- находить часть от числа,
число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
- иметь представление о
решении задач на части;
- понимать и объяснять решение
задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
- читать и строить
вспомогательные модели к составным задачам.
Основной
акцент делается на привитие навыков самостоятельной работы. Позиция педагога,
проводящего внеклассное занятие по математике неоднозначна. Учитель выступает в
качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника,
консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Участие
во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного
изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к
поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего
материала, который выходит за рамки обязательной программы.
Но
увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над
тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на
протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных
методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль
школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в
большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет
построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый
ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для
возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным
технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные
технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед
школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом
информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых
экономических условиях.
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся:
1.
К концу 2 класса учащиеся должны знать
термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник,
квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и
назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
2.
Иметь представление и узнавать в фигурах и
предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол,
ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
3.
Учащиеся должны уметь: измерить длину
отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные
фигуры по заданию учителя.
4.
К концу 3 класса учащиеся должны владеть
терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые
понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль,
транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
5.
Иметь представление и узнавать в
окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
6.
Учащиеся должны уметь с помощью циркуля
построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить
отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с
помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить
углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму
углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с
помощью циркуля.
7.
К концу 4 класса учащиеся должны владеть
терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник,
катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида,
параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить
высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников,
параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
8.
Строить ромб, находить центр. Иметь
различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб),
(треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и
цилиндр, строить цилиндр).
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
|
Дата
|
Тема
|
Содержание занятий
|
1
|
|
Путешествие
в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.
|
Загадки
о геометрических инструментах.
Практическая
работа с линейкой.
|
2
|
|
Цвета
радуги. Их очередность.
|
Сказка
о малыше Гео. Практические задания.
|
3
|
|
«Дороги
в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.
|
Игра
«Мы – точки» работа с Геоконтом.
|
4
|
|
Волшебные
гвоздики (штырьки) на Геоконте.
|
Сказка
о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»
|
5
|
|
Кривая
линия.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
|
Задачи
на развитие логического мышления. Загадки.
|
6
|
|
Кривая
линия. Точки пересечения кривых линий.
|
Игра
«Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.
|
7
|
|
Решение
топологических задач.
|
Самостоятельная
работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».
|
8
|
|
«Дороги
в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.
|
Продолжение
сказки. Практические задания.
|
9
|
|
Решение
топологических задач. Лабиринт.
|
Древнегреческая
легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.
|
10
|
|
Направление
движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.
|
Разучивание
песенки. Игра «Дорисуй».
|
11
|
|
Вертикальные
и горизонтальные прямые линии.
|
Сказка.
Практические задания на Геоконте.
|
12
|
|
Первоначальное
знакомство с сетками.
|
Задания
на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.
|
13
|
|
Отрезок.
Имя отрезка.
|
Стихотворение
об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.
|
14
|
|
Сравнение
отрезков. Единицы длины.
|
Задание
с циркулем. Игра «Сложи фигуру».
|
15
|
|
Ломаная
линия.
|
Сказка.
Практические задания. Игра «Геоконт».
|
16
|
|
Ломаная
линия. Длина ломаной.
|
Практическое
задание. Задачи на развитие логического мышления.
|
17
|
|
Решение
задач на развитие пространственных представлений.
|
Задачи
на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком».
|
18
|
|
Луч.
Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.
|
Сказка.
Загадки. Игра «Одним росчерком».
|
19
|
|
Прямой
угол. Вершина угла. Его стороны.
|
Сказка.
Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.
|
20
|
|
Острый
угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.
|
Сказка.
Геоконт. Практические задания.
|
21
|
|
Тупой
угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.
|
Сказка.
Игра «Одним росчерком».
|
22
|
|
Развернутый
угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.
|
Сказка.
Практические задания.
|
23
|
|
Острый,
прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.
|
Сказка.
Практическое задание.
|
24
|
|
Многоугольники.
|
Коллективная
работа.
|
25
|
|
Математическая
викторина «Гость Волшебной поляны».
|
Сказка.
Задания Незнайки.
|
26
|
|
«В
городе треугольников». Треугольник.
|
Игра-путешествие
в город треугольников. Головоломка.
|
27
|
|
Треугольник.
Имя треугольника. Условия его построения.
|
Сказка.
Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)
|
28
|
|
Типы
треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
|
Сказка.
Разучивание песенки. Практические задания.
|
29
|
|
Треугольник.
Виды треугольников.
|
Игра
«Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.
|
30
|
|
«В
городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.
|
Игра-путешествие
в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из
четырёхугольников.
|
31
|
|
Равносторонний
прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.
|
Игра
«Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».
|
32
|
|
Квадрат.
|
Продолжение
знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф.
Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.
|
33
|
|
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
|
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление
картинки,
представленной в уменьшенном масштабе.
|
34
|
|
Геометрический
КВН. Повторение изученного
во 2-м классе.
|
Командное
соревнование на проверку знаний по геометрии.
|
|
|
|
|
3 класс (34 часа)
|
Дата
|
Тема занятий
|
Содержание занятий
|
1
|
|
Путешествие в страну
Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе.
|
Блиц-турнир «Кто
правильнее». Логические задачи.
|
2
|
|
«Веселые игрушки».
Плоские фигуры и объемные тела.
|
Стихотворение о
геометрических фигурах. Конструирование игрушек.
|
3
|
|
«Жители
города многоугольников». Многоугольники.
|
Продолжение
сказки. Практическая работа. Аппликация.
|
4
|
|
Периметры
многоугольников.
|
Задания
на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком».
|
5
|
|
«Город
кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.
|
Сказка.
Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»
|
6
|
|
Окружность
и круг.
|
Стихотворения
про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.
|
7
|
|
Круг.
Окружность, диаметр, радиус окружности.
|
Сказка.
Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».
|
8
|
|
Радиус,
диаметр круга.
|
Сказка.
Практические задания. Узоры из окружностей.
|
9
|
|
Касательная.
|
Сказка.
Практические задания.
|
10
|
|
Решение
задач. Узлы и зацепления.
|
Самостоятельная
работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур.
|
11
|
|
Типы
криволинейных геометрических фигур на плоскости.
|
Стихотворение.
Игра со спичками. «Танграм».
|
12
|
|
Радиус
и диаметр окружности.
|
Графический
диктант. Практические задания. Аппликация.
|
13
|
|
Использование
геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.
|
Задачи
на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».
|
14
|
|
Сектор.
Сегмент.
|
Сказка.
Практические задания.
|
15
|
|
«Дороги
на улице прямоугольников». Параллельные прямые.
|
Песенка.
Задачи на развитие логического мышления.
|
16
|
|
«Жители
города четырёхугольников». Виды четырехугольников.
|
Алгоритм
построения параллелограмма. Геометрический диктант.
|
17
|
|
Построения
на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.
|
Алгоритм
построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».
|
18
|
|
Построение
прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.
|
Графический
диктант. Оригами «Собачка».
|
19
|
|
Диагонали
многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.
|
Практические
задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним
росчерком».
|
20
|
|
Диагонали
квадрата. Игра «Паутинка».
|
Практическая
работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка».
|
21
|
|
Деление окружности на
4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».
|
Работа
с циркулем – вычерчивание «розеток».
|
22
|
|
Решение
топологических задач.
|
Решение
задач. Оригами «Волк».
|
23
|
|
Многоугольники
выпуклые и невыпуклые.
|
Игра
«Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.
|
24
|
|
Периметр
многоугольника.
|
Геометрическая
разминка. Оригами «Дед мороз».
|
25
|
|
Периметр
треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.
|
Преобразование
именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа.
|
26
|
|
Площадь.
|
Решение
заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.
|
27
|
|
Площадь.
Единицы площади.
|
Задачи
на построение. Логическая задача. «Танграм».
|
28
|
|
Нахождение
площади равностороннего треугольника.
|
Игра
«Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа.
|
29
|
|
Плоскость.
|
Практическая
работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра
«Одним росчерком».
|
30
|
|
Угол.
Угловой радиус.
|
Графический
диктант. Аппликация из геометрических фигур.
|
31
|
|
Сетки.
|
Игры
в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».
|
32
|
|
«Волшебные
превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».
|
Игра
«Пифагор». Аппликация из геометрического материала.
|
33
|
|
Обобщение
изученного материала.
|
Игра
«Пифагор». Задания на развитие логического мышления.
|
34
|
|
Урок-праздник «Хвала
геометрии!»
|
Праздник.
|
|
|
|
|
4 класс (34 часа)
|
Дата
|
Тема урока
|
Содержание занятий
|
1
|
|
Повторение
материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие).
|
Составление
узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат».
|
2
|
|
Решение
топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.
|
Топологические
задачи. Пентамино.
|
3
|
|
Куб.
Игра «Кубики для всех».
|
Зрительный
диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор».
|
4
|
|
Прямоугольный
параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.
|
Практическая работа.
Развёртка куба. Моделирование куба.
|
5
|
|
Каркасная
модель куба. Развертка куба.
|
Работа
с проволокой. Игра «Одним росчерком».
|
6
|
|
Куб.
Площадь полной поверхности куба.
|
Сказка.
Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.
|
7
|
|
Знакомство
со свойствами игрального кубика.
|
Игральный
кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».
|
8
|
|
Равносторонний
и равнобедренный треугольники.
|
Графический
диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.
|
9
|
|
Измерение
углов. Транспортир.
|
Градусная
мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.
|
10
|
|
Построение
углов заданной градусной меры.
|
Алгоритм
построения угла. Игра «Одним росчерком».
|
11
|
|
Построение
треугольника по трем заданным сторонам.
|
Стихотворение.
Задачи на развитие пространственного мышления.
|
12
|
|
Построение
равнобедренного и равностороннего треугольников.
|
Алгоритм построения
треугольника. Оригами.
|
13
|
|
Площадь.
Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
|
Песенка.
Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».
|
14
|
|
Площадь.
Измерение площади палеткой.
|
Палетка.
Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».
|
15
|
|
Числовой
луч.
|
Практические задания.
Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».
|
16
|
|
Числовой
луч (закрепление).
|
Задания
на развитие памяти, внимания, логического мышления.
|
17
|
|
Сетки.
Игра «Морской бой».
|
Игра «Морской бой».
Правила игры.
|
18
|
|
Сетки.
Координатная плоскость.
|
Задания
на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской
бой».
|
19
|
|
Осевая
симметрия.
|
Игра
«Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».
|
20
|
|
Симметрия.
|
Выполнение
симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»
|
21
|
|
Симметрия
(закрепление).
|
Игра
«Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.
|
22
|
|
Поворотная
симметрия.
|
Кубик
Рубика. Практическая работа.
|
23
|
|
Прямоугольный
параллелепипед.
|
Сказка.
Задача на развитие воображения.
|
24
|
|
Прямоугольный
параллелепипед.
|
Игра «На что похоже?».
Задания с координатной плоскостью.
|
25
|
|
Прямоугольный
параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда.
|
Моделирование
параллелепипеда. Задание на сообразительность.
|
26
|
|
Цилиндр.
|
Стихотворение.
Задание на развитие пространственного мышления.
|
27
|
|
Цилиндр.
Закрепление изученного.
|
Самостоятельная
работа. Графический диктант «Кувшин».
|
28
|
|
Конус.
|
Зрительный
диктант. Загадки. Практическое задание.
|
29
|
|
Пирамида.
|
Моделирование
пирамиды. Развёртка.
|
30
|
|
Пирамида.
|
Графический
диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».
|
31
|
|
Шар.
|
Геометрическая
разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».
|
32
|
|
Обобщение
изученного материала по теме «Геометрические тела».
|
Игра
«Узнай по развёртке».
|
33
|
|
Мониторинг ЗУН
|
Проверочные
задания на сформированности геометрических понятий.
|
34
|
|
Геометрический
КВН.
|
Игра
- КВН.
|
|
|
|
|
Оборудование
и кадровое обеспечение программы.
Для осуществления образовательного
процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие
принадлежности:
· игра
«Геоконт»;
· игра
«Шахматы»
· игра
«Пифагор»;
· игра
«Танграм»;
· набор
геометрических фигур;
· компьютер,
принтер, сканер, мультмедиапроектор;
· набор
ЦОР по «Математике и конструированию».
Занятия
по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой
другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с
детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература
Литература
для учителя.
1. В.
Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., «
Педагогика-Пресс», 1994
2. Т.В.
Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М.,
«ВАКО», 2004
3. Шадрина
И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М.
«Школьная Пресса». 2003
4. Шадрина
И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей,
студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Литература
для ученика.
1.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и
конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
2.
Шадрина И.В. Решаем геометрические
задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
3.
Шадрина И.В. Решаем геометрические
задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
4.
Шадрина И.В. Решаем геометрические
задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
5.
Шадрина И.В. Решаем геометрические
задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.