ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я
- исследователь» предназначена для обучающихся начального общего
образования (1-4 классы). Она является частью ООП НОО МБОУ СОШ №8. Курс
реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь»
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта,
с учетом авторской «Программы
исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И.
Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. –
192 с.), с использованием методического пособия Р.И.Сизовой «Учусь
создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект:
Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.:
Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.)
Для реализации программного содержания используется УМК:
1. Савенков
А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –3-е изд., пераб.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 . –
192 с.
2. Савенков
А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь». - Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.
3. Сизова
Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса
/Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.
4. Сизова
Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х
частях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.
Программа внеурочной
деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
-
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г.
№ 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;
-
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от
26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
-
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от
28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;
-
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России
03.03.2011, рег. №19993;
-
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
-
письмом Департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 № 801-15-01-2431 по
организации внеурочной деятельности обучающихся;
- приказом
МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. № 376 -од «Об утверждении Положения о внеурочной
деятельности в МБОУ СОШ №8»;
-
Образовательной программой МБОУ СОШ № 8.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен
тем, что исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно
это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе
учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных
познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников
образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Цель курса:
-трансформация
процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
-
развивать познавательные потребности младших школьников;
-
развивать познавательные способности младших школьников;
-
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
-
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности.
Ключевой
идеей курса
является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В
этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
-
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
системность организации учебно-воспитательного процесса;
-
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Изучение практики использования в
образовательных целях методов
самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи
страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся
предполагают лишь различные варианты включения
ребенка в собственную исследовательскую
практику.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник,
ни учащийся неполной средней школы, ни
старшеклассник, если их этому
специально не обучать. Эффективен
в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей
учащихся. Любая учебная деятельность требует особой
системы поддержки и контроля качества. Она предполагает
разработку содержания, форм
организации и методов оценки результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся
включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и
навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская
практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и
организация мероприятий,
необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы,
конференции, защиты исследовательских
работ и творческих проектов и др.).
Общая
характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе
тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского
поиска:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять,
доказывать и защищать свои идеи.
Программирование
данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия
группируются в относительно цельные
блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей
четвертях первого класса, возвращается к
аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они
будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное
содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение
творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в
качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены
так, что степень самостоятельности ребенка
в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное
содержание работы - презентация
результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать
собственные суждения.
Содержание программы данного курса
опирается на такие предметы как риторика, информатика и ИКТ, окружающий мир,
технология
Метод проектов не является принципиально новым в
педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим
технологиям XXI века.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их
направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в
ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников
навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной
группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания
степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой
новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше
приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность
проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика
на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Современное
образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни
общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Практика использования
методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной
российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся
предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий,
исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения
самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов
в учебном процессе существенно ограничены действующими
образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного
времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не
произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проект
учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных
личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, практическая сторона программы
начального общего образования по курсу «Я – исследователь» связана с
формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с
нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Новизна. Логика построения программы обусловлена системой последовательной
работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от
осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и
теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению
составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия
курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,
осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой,
тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный
диалог на заданную тему;
- участвовать в
обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в
работе конференций, чтений.
- участвовать в
работе конференций, чтений.
Предполагаемая программа
учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно
самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над
темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию
по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать
в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая
энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников
информации по теме.
При организации процесса обучения в рамках данной
программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО,
деятельностный метод обучения.
Промежуточная аттестация проводится в
соответствии с Уставом ОУ в форме защиты проектов на школьной конференции проектно-исследовательских
работ.
МЕСТО
ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа
рассчитана на 33 часа (1 класс), 34 часа в год (2-4 классы). Изучение курса ведется в виде
систематических внеурочных занятий с
использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий.
Программой
предусмотрено проведение:
1
класс: выставка творческих работ
2
класс: презентация проекта
3
класс: презентация проекта
4
класс: презентация проекта
ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Ценность
истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность
человека как разумного существа, стремящегося к
познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность
труда и творчества как естественного условия
человеческой деятельности и жизни.
Ценность
свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность
гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность
патриотизма – одно из проявлений духовной
зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными
результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
- В
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать
по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать
верно выполненное задание от неверного.
-Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные
УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
- Делать предварительный
отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте,
в оглавлении, в словаре).
- Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
исследовательские модели
-
Коммуникативные УУД:
- Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать
речь других.
- Читать и пересказывать
текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы и виды
контроля
Первоклассники принимают участие
в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся вторых-четвертых классов.
1. Текущий:
индивидуальная работа, ответы на вопросы, тренинги, игры-исследования,
практические занятия.
2. Итоговый: выступление
на мини-конференции, защита проектов.
Основные
требования к уровню подготовки учащихся в 1-4 классах
Первый уровень результатов
(1 класс)
|
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
|
Третий уровень результатов
(4 класс)
|
- предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной
деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
|
- предполагает
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном
использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации
и оформлении интересующей информации.
|
- предполагает
получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в
участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены
через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
|
Содержание занятий в 3 классе
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
1.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
2.
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и
выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне
интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать
тему».
3.
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу?
(группы по интересам) – 1ч.
4. Задания на
выявление общих интересов. Групповая работа.
5.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
6.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
7.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач
исследования, гипотез – 2ч.
8. Постановка
цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез.
9.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
10. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
11. Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии – 2ч.
12. Познакомить с
методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём
проекте. Эксперимент как форма познания мира.
13. Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию – 2ч.
14. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
15. Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования – 2ч.
16. Экскурсия в библиотеку.
Выбор необходимой литературы по теме проекта.
17. Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
18. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно
записывать литературу, используемую в проекте.
19. Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
20. Практическое
занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
21. Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное – 2ч.
22. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить
рассказ по готовой концовке.
23. Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
24. Игра «Найди ошибки
художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои
действия и делать выводы.
25. Тема 28. Как
сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
26. Составление плана работы. Требования к сообщению.
27. Тема 29-30.
Оформление работы – 1ч.
28. Выполнение
рисунков, поделок и т.п.
29. Тема 31-32. Работа
в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
30. Работа на
компьютере – создание презентации.
31. Тема 33. Мини
конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
32. Выступления
учащихся с презентацией своих проектов.
33. Тема 34. Анализ
исследовательской деятельности – 1ч.
34. Анализ своей
проектной деятельности.
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Проект?
Проект! Научные исследования и наша жизнь.
|
1
|
2-3
|
Как выбрать
тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
|
2
|
4
|
Как выбрать
друга по общему интересу? (группы по интересам)
|
1
|
5-6
|
Какими могут
быть проекты?
|
2
|
7-8
|
Формулирование цели, задач исследования,
гипотез.
|
2
|
9-10
|
Планирование работы.
|
2
|
11-13
|
Знакомство с методами и предметами
исследования. Эксперимент познания в действии.
|
3
|
14-15
|
Обучение анкетированию, социальному
опросу, интервьюированию.
|
2
|
16-17
|
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
составление списка литературы по теме исследования.
|
2
|
18-20
|
Анализ прочитанной литературы.
|
3
|
21-22
|
Исследование объектов.
|
2
|
23-24
|
Основные логические операции. Учимся
оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
|
2
|
25-26
|
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,
выводы.
|
2
|
27
|
Как сделать сообщение о результатах
исследования
|
1
|
28-30
|
Оформление работы.
|
3
|
31-32
|
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
|
2
|
33
|
Мини конференция по итогам собственных
исследований
|
1
|
34
|
Анализ исследовательской деятельности.
|
1
|
Итого: 34 часа
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.