Инфоурок Начальные классы Рабочие программыПрограмма внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" для 4 класса

Скачать материал

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

 

 

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №20

_________О.В. Шардакова

 

 
 

 

 

 

 


Программа внеурочной деятельности учащихся

«Учимся работать с текстом»

возраст обучающихся: 9-11лет

срок реализации: 1 год

 

 

Руководитель курса:

Захарова Вероника Валерьевна

педагог I категории

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


пос. Железнодорожный , 2014 год

 

Пояснительная записка.

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

·         системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

·         умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

·         обобщенных способов деятельности;

·         коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:

·         в сфере регулятивных УУД  - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

·         в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

·         в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.

Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

§  решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

  • формировать  умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);

§  Формулировать самостоятельные выводы;

§  Выстраивать логические связи по содержательной линии текста;

§  Усваивать детальную информацию;

§  Давать самостоятельные обоснованные суждения.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.

§  Сроки реализации программы.  Программа курса рассчитана на 1 года обучения (1 час в неделю).
1 год обучения – 34 часа;

§  Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

§  Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в недель

Планируемые результаты.

   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является развитие следующих умений:

-                             Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-                             В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-                              

Метапредметными результатами изучения курса   являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-                   Определять и формулировать цель деятельности.

-                             Учиться высказывать своё предположение (версию).

-                             Учиться работать по предложенному плану.

-                             Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

-                             Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-                             Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

-                             Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.

-                             Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.

-                             Перерабатывать полученную информацию: делать.

-                             Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

-                             Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-                             Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-                             Слушать и понимать речь других.

-                             Читатьпересказывать, интерпретировать текст.

-                             Совместно договариваться о правилах работы в группе.

-                             Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  являются

 В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

   техника и навыки чтения

٧        скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

٧        общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

٧        сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

٧        умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

   культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

   читательский отклик на прочитанное.

·           В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

   овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

٧        целостность системы понятий (4 кл.);

٧        фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

٧        разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

٧        разбор предложения по частям речи;

٧        синтаксический разбор предложения;

   умение строить свободные высказывания:

٧        словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

٧        предложения

٧        связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик

§  на этическую ситуацию

§  на нравственную и социальную проблему

§  на экологические проблемы

§   задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;

   сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

   объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

·         В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

   овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

   умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

   умение рассуждать и обосновывать свои действия;

·         В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

   сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

٧        тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

٧        объекты живой и неживой природы;

٧        классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

٧        распознавание отдельных географических объектов;

   сформированность первичных предметных способы учебных действий

٧        навыков измерения и оценки;

٧        навыков работа с картой;

٧        навыков систематизации;

   сформированность первичных методологических представлений

٧        этапы исследования и их описание;

٧        различение фактов и суждений;

٧        постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Фиксация результатов

Оценочный лист

Критерии

Показатели

Баллы

Чтение текста про себя

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Ответы на вопросы к тексту

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в таблице

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в виде диаграмм

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Усвоение детальной информации из текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Формулировка выводов

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Выстраивание логических связей по содержанию текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

 

Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.

Тематическое планирование 

 

п/п

 

Тема урока

Кол- во

часов

1.       

Вводное  занятие. Культура речевого поведения.

1

 

2.       

Вводная проверка техники чтения.

1

 

3.       

Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал”

1

 

4.       

Какие бывают тексты? Определение стиля текстов.

1

 

5.       

Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста

1

 

6.       

Ответы на вопросы к научно- популярному тексту.

1

 

7.       

Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения.

1

 

8.       

Планирование своих действий при работе с текстом

1

 

9.       

Выделение существенной информации из текста.

1

 

10.   

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы).

1

 

11.   

О чём говорит заглавие?

1

 

12.   

Выделяй главное.

1

 

13.   

Основная мысль.

1

 

14.   

Опорные слова.

1

 

15.   

Распознавание и формулирование основной мысли текста.

1

 

16.   

Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война».

1

 

17.   

Зачем нужен план?

1

 

18.   

Формулировка выводов.

1

 

19.   

Выстраивание логических связей по содержанию текста.

1

 

20.   

Учимся рассуждать. Как начать рассуждение?

1

 

21.   

Учимся рассуждать и обосновывать свои действия.

1

 

22.   

Усвоение детальной информации из текста.

1

 

23.   

Формулировка определения

1

 

24.   

Подтверждение тезиса фактами из текста

1

 

25.   

Выявление в текстах описание проблемы и гипотез.

1

 

26.   

Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.

1

 

27.   

Понимание информации представленной в таблице.

1

 

28.   

Заполнение на основе данных текста сводной таблицы

1

 

29.   

Понимание информации представленной в виде диаграмм.

1

 

30.   

Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

1

 

31.   

Сделай вывод.

1

 

32.   

Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки.

1

 

33.   

Мои достижения.

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита».

1

34.   

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть.

1

 

 

Итого:

34

 

 

Список используемой литературы

1.      С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011

2.      О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева  «Мои достижения.  Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
  2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
  4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
  6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.

9.      Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.

10.  Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

11.  Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

12.  Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

13.  Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.

14.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М.,  2011.

  1. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
  2. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  3. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
  4. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  5. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  6. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
  7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных учреждений. – М., 2011.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" для 4 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа курса "Учимся работать с текстом" содержит пояснительную записку, планируемые результаты, оценочный лист и тематического планирования. Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 254 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.10.2020 192
    • DOCX 39.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Наталья Ивановна
    Федотова Наталья Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71720
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 597 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе