Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
1 класс
Составитель:
педагог-психолог
1КК
Шевелева
Ольга Вадимовна
г. Камышлов 2017-2018 учебный год
1.
Пояснительная записка
Настоящая программа «Психологическая
азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А.,
Вачкова В.И., Поповой А.Х.
Для учащихся «Психологическая азбука» – один из уроков. Но это не совсем
обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в
рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и
групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки,
слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку,
участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Психологическая
азбука» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе
занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают
возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его
самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются
возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности,
предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом
как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение
связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических
представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная
концептуальная идея программы.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип
метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается
единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной
личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности
объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций,
возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика
обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого
курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей
замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в
повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование
методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного
на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он
должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
·
помочь детям быстрее и безболезненней
адаптироваться к школьным условиям;
·
познакомить детей с базовым понятийным
аппаратом психологии и ее предметом;
·
учить методам и приемам познания себя;
·
учить детей осмысленно относиться к ресурсам
человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных
видах и формах познания;
·
помочь детям осознать у себя ведущие каналы
восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей
системы восприятия окружающего мира;
·
познакомить детей с типологиями
индивидуально-психологических особенностей человека;
·
познакомить детей с понятиями «чувства и
«эмоции»;
·
научить детей осознавать и называть собственные
переживания;
·
помочь детям осознать в себе задатки и
способности;
·
ориентировать детей на развитие творческих
способностей и воображения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Важно правильно
организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество
учеников в группе не превышало 10-14 человек. Однако возможна работа и со всем
классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или
факультативной работы.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не
только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому
психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле
профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая
возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных
психологических проблем.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального
образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными
подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их
структурированию.
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно
использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. Для проведения
занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши,
краски, листы плотной бумаги. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. В
программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий
внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям
четвертей.
Занятие включает в себя следующие компоненты:
·
введение в тему занятия и разминка:
используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
·
основная часть, которая может быть реализована
в двух вариантах: 1). если занятие первое в разделе, то используется схема:
настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового
содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то
схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение =
углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
·
подведение итогов: рефлексия результатов
занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что
понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего
нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
·
домашнее задание.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные
составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
В комплект методических материалов к программе входят:
·
методические пособия для психолога, включающее
теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий в 1
классах;
·
книга для чтения – «Сказки о самой душевной
науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения –
повесть «Королевство Внутреннего Мира»; в течение третьего и четвертого годов
обучения – «Королевство Разорванных Связей»;
·
рабочие тетради для каждого года обучения,
выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию
разделов программы и тем занятий.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога, игра,
психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и
наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение
специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно
часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям
вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Эти методы: а)
активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а
через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего
мира;
б)
эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы
детей;
в)
рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник
предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г)
оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны:
во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по
сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через
признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень
много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е)
событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и
взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов,
процедур), используемых в программе:
1)
традиционные обучающие приемы;
2)
ритуалы знакомства, представления, прощания;
3)
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
4)
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
5)
техники релаксации;
6)
психотехники самооценки и взаимооценки;
7)
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
8)
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
9)
развивающе-тренировочные упражнения;
10)
сказкотерапевтические упражнения;
11)
иллюстрационно-демонстрационные задачи;
12)
подвижные игры.
Основным содержанием программы «Психологическая азбука»
является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою
субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука»
для первого класса входят пять основных разделов:
1
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в
непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к
новым условиям, освоить
новую социальную позицию школьника.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной
метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы
Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы
познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем
действительность, что такое познавательные психические процессы.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих
индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать
ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
3.
Планируемые результаты
I.
Личностные универсальные учебные действия
У
выпускника начальной школы будут сформированы:
·
внутренняя позиция школьника на уровне
эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как
примера для подражания;
·
способность к оценке своей учебной
деятельности;
·
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание
предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·
широкая мотивационная основа учебной
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·
учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;
·
знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение;
·
ориентация в нравственном содержании и смысле
как собственных поступков, так и поступков окружающих людей:
·
этические чувства – стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения;
·
эмпатия как понимание чувств людей и
сопереживание им.
2. Коммуникативные
универсальные учебные действия
В этой
связи выпускник начальной школы научится:
·
адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи;
·
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·
строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
·
задавать вопросы;
·
контролировать действия партнера;
·
использовать речь для регуляции своего действия.
3. Регулятивные
универсальные учебные действия
В этой
связи выпускник начальной школы научится:
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
·
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
·
вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата;
·
оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и заданной области;
·
адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
4. Познавательные
универсальные учебные действия
В этой
связи выпускник начальной школы научится:
·
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
·
осуществлять синтез как составление целого из
частей;
·
проводить сравнение, сериацию и классификацию
по заданным критериям;
·
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
·
осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·
устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений;
·
строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
С помощью программы «Психологическая азбука» педагогу-психологу под силу решать
следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:
·
содействие благополучной адаптации учащихся 1-х
классов к условиям школьного обучения;
·
психологический мониторинг/оценка достижения
планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего
образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и
метапредметных;
·
совместное с учителем проектирование типовых
задач формирования УУД у обучающихся;
·
участие в формировании УУД у обучающихся во
внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования УУД;
·
психологическое информирование и просвещение
родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов
психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных
результатов (личностных и метапредметных).
4.
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
|
Тема
занятия
|
Количество
часов
|
РАЗДЕЛ
1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)
|
1
|
Знакомство
|
1
|
2
|
Знакомство
продолжается
|
1
|
3
|
Я
теперь школьник
|
1
|
4
|
Что
значит быть школьником
|
1
|
5
|
Знакомство
с Пси-Магом
|
1
|
РАЗДЕЛ
2. Введение в мир психологии
|
6
|
Королевство
внутреннего мира
|
1
|
7-8
|
Сказка
о волшебных зеркалах
|
2
|
9
|
Что
я знаю о себе?
|
1
|
10
|
Что
я знаю о себе и других?
|
1
|
11
|
Я –
это кто?
|
1
|
РАЗДЕЛ
3. Психика и познание мира
|
12
|
Мои
ощущения
|
1
|
13
|
Мое
восприятие мира
|
1
|
14
|
Мое
внимание
|
1
|
15
|
Как
быть внимательным?
|
1
|
16
|
Развиваем
свое внимание
|
1
|
17
|
Я умею
быть внимательным
|
1
|
РАЗДЕЛ
4. Темперамент и характер
|
18
|
Что
такое темперамент
|
1
|
19-20
|
Типы
темперамента
|
1
|
21
|
Разные
люди – разные характеры
|
1
|
22
|
Какой
у меня характер?
|
1
|
23
|
Какой
характер у других?
|
1
|
24-25
|
Мой
характер: оценим недостатки
|
1
|
РАЗДЕЛ
5. Я и мои эмоции
|
26
|
Что
такое эмоции?
|
1
|
27
|
Какие
бывают эмоции?
|
1
|
28
|
Конкурс
чувствоведов
|
1
|
29
|
Что
я знаю о своих эмоциях?
|
1
|
30-31
|
Королевство
Внутреннего мира
|
2
|
32-33
|
Конкурс
знатока психологической азбуки
|
2
|
34
|
Итоговое
занятие
|
1
|
5.
Методическое обеспечение
1.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.
Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.:
Генезис, 2012. – 144 с.
2.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.
Психологическая азбука. Рбочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012. – 60 с.
3.
Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке:
Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис,
2012. – 416 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.