Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" для учащихся 1 класса

Программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" для учащихся 1 класса

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


















Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«Психологическая азбука»

1 класс






Составитель:

педагог-психолог 1КК

Шевелева Ольга Вадимовна










г. Камышлов 2017-2018 учебный год


1. Пояснительная записка


Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х.

Для учащихся «Психологическая азбука» – один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Психологическая азбука» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.

Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими. Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.

В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:

  • помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и ее предметом;

  • учить методам и приемам познания себя;

  • учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;

  • помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

  • познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

  • познакомить детей с понятиями «чувства и «эмоции»;

  • научить детей осознавать и называть собственные переживания;

  • помочь детям осознать в себе задатки и способности;

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10-14 человек. Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или факультативной работы.

Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем.

Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы плотной бумаги. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.

Занятие включает в себя следующие компоненты:

  • введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

  • основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1). если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение = углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

  • подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);

  • домашнее задание.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • методические пособия для психолога, включающее теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий в 1 классах;

  • книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство Внутреннего Мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство Разорванных Связей»;

  • рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Эти методы: а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

1) традиционные обучающие приемы;

2) ритуалы знакомства, представления, прощания;

3) «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

4) приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

5) техники релаксации;

6) психотехники самооценки и взаимооценки;

7) упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

8) экспрессивные техники (приемы самовыражения);

9) развивающе-тренировочные упражнения;

10) сказкотерапевтические упражнения;

11) иллюстрационно-демонстрационные задачи;

12) подвижные игры.


2. Содержание программы «Психологическая азбука»

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов: 

1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить

новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.

5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.

3. Планируемые результаты

I. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей:

  • этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

3. Регулятивные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

4. Познавательные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.


С помощью программы «Психологическая азбука» педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

  • содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;

  • психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;

  • совместное с учителем проектирование типовых задач формирования УУД у обучающихся;

  • участие в формировании УУД у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования УУД;

  • психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).


4. Календарно-тематическое планирование

занятия


Тема занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)

1

Знакомство

1

2

Знакомство продолжается

1

3

Я теперь школьник

1

4

Что значит быть школьником

1

5

Знакомство с Пси-Магом

1

РАЗДЕЛ 2. Введение в мир психологии

6

Королевство внутреннего мира

1

7-8

Сказка о волшебных зеркалах

2

9

Что я знаю о себе?

1

10

Что я знаю о себе и других?

1

11

Я – это кто?

1

РАЗДЕЛ 3. Психика и познание мира

12

Мои ощущения

1

13

Мое восприятие мира

1

14

Мое внимание

1

15

Как быть внимательным?

1

16

Развиваем свое внимание

1

17

Я умею быть внимательным

1

РАЗДЕЛ 4. Темперамент и характер

18

Что такое темперамент

1

19-20

Типы темперамента

1

21

Разные люди – разные характеры

1

22

Какой у меня характер?

1

23

Какой характер у других?

1

24-25

Мой характер: оценим недостатки

1

РАЗДЕЛ 5. Я и мои эмоции

26

Что такое эмоции?

1

27

Какие бывают эмоции?

1

28

Конкурс чувствоведов

1

29

Что я знаю о своих эмоциях?

1

30-31

Королевство Внутреннего мира

2

32-33

Конкурс знатока психологической азбуки

2

34

Итоговое занятие

1


5. Методическое обеспечение

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рбочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012. – 60 с.

  3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.

  • Другое
Автор Шевелева Ольга Вадимовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 277
Номер материала MA-073765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы