Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности "Психологическая азбука" для учащихся 1 класса

Программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" для учащихся 1 класса

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  

 

«Психологическая азбука»

 1  класс

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 педагог-психолог 1КК

                                                                   Шевелева Ольга Вадимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Камышлов 2017-2018 учебный год

 

1. Пояснительная записка

 

          Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х.

          Для учащихся «Психологическая азбука» – один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Психологическая азбука» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

          Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

          Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.

           Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

          Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими. Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.

          В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:

·        помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

·        познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и ее предметом;

·        учить методам и приемам познания себя;

·        учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;

·        помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

·        познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

·        познакомить детей с понятиями «чувства и «эмоции»;

·        научить детей осознавать и называть собственные переживания;

·        помочь детям осознать в себе задатки и способности;

·        ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

          Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10-14 человек. Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или факультативной работы.

          Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем.

          Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.

          Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы плотной бумаги. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.

         Занятие включает в себя следующие компоненты:

·        введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

·        основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:     1). если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение = углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

·        подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);

·        домашнее задание.

          Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

          В комплект методических материалов к программе входят:

·        методические пособия для психолога, включающее теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий в 1 классах;

·        книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство Внутреннего Мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство Разорванных Связей»;

·        рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

           Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

          Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями.  Эти методы: а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

          Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

1) традиционные обучающие приемы;

2) ритуалы знакомства, представления, прощания;

3) «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

4) приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

5) техники релаксации;

6) психотехники самооценки и взаимооценки;

7) упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

8) экспрессивные техники (приемы самовыражения);

9) развивающе-тренировочные упражнения;

10) сказкотерапевтические упражнения;

11) иллюстрационно-демонстрационные задачи;

12) подвижные игры.

 

                          2. Содержание программы «Психологическая азбука»

          Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

          В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов: 

1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить

новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.

5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.

 

3. Планируемые результаты

I. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника начальной школы будут сформированы:

·        внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

·        способность к оценке своей учебной деятельности;

·        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей:

·        этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·        эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

·        задавать вопросы;

·        контролировать действия партнера;

·        использовать речь для регуляции своего действия.

3. Регулятивные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

·        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

4. Познавательные универсальные учебные действия

В этой связи выпускник начальной школы научится:

·        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·        осуществлять синтез как составление целого из частей;

·        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·        обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·        осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

 

           С помощью программы «Психологическая азбука» педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

·        содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;

·        психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;

·        совместное с учителем проектирование типовых задач формирования УУД у обучающихся;

·        участие в формировании УУД у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования УУД;

·                   психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).

 

4. Календарно-тематическое планирование

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)

1

Знакомство

1

2

Знакомство продолжается

1

3

Я теперь школьник

1

4

Что значит быть школьником

1

5

Знакомство с Пси-Магом

1

РАЗДЕЛ 2. Введение в мир психологии

6

Королевство внутреннего мира

1

7-8

Сказка о волшебных зеркалах

2

9

Что я знаю о себе?

1

10

Что я знаю о себе и других?

1

11

Я – это кто?

1

РАЗДЕЛ 3. Психика и познание мира

12

Мои ощущения

1

13

Мое восприятие мира

1

14

Мое внимание

1

15

Как быть внимательным?

1

16

Развиваем свое внимание

1

17

Я умею быть внимательным

1

РАЗДЕЛ 4. Темперамент и характер

18

Что такое темперамент

1

19-20

Типы темперамента

1

21

Разные люди – разные характеры

1

22

Какой у меня характер?

1

23

Какой характер у других?

1

24-25

Мой характер: оценим недостатки

1

РАЗДЕЛ 5. Я и мои эмоции

26

Что такое эмоции?

1

27

Какие бывают эмоции?

1

28

Конкурс чувствоведов

1

29

Что я знаю о своих эмоциях?

1

30-31

Королевство Внутреннего мира

2

32-33

Конкурс знатока психологической азбуки

2

34

Итоговое занятие

1

 

5. Методическое обеспечение

1.     Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.

2.     Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рбочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012. – 60 с.

3.     Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" для учащихся 1 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 116
    • DOCX 34.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибрагимова Наджия Амировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибрагимова Наджия Амировна
    Ибрагимова Наджия Амировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87268
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов