Калашникова
Лидия Борисовна
Программа
внеурочной деятельности
«Умелые
руки»
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа
внеурочной деятельности:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373);
1.2. Цели
и задачи программы внеурочной деятельности
Цель:
формирование гармоничного единства личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у
них интереса к активному познанию истории материальной культуры , уважительного
отношения к труду обучающихся с ТНР.
Задачи:
-
совершенствовать
навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
-
совершенствовать эстетический вкус детей;
-
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
-
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд,
уважение к труду других.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системно-деятельностный
и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего
школьника с нарушениями ТНР реализуется путём индивидуализации учебных заданий.
Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с
аналогичными свойствами и качествами.
Занятия
ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми
особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других
учебных предметах. Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» должна
помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук,
развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать
условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная
сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
является причиной возникновения трудностей в обучении детей с ТНР.
Учеными
установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на
весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие
человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем
предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги,
изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее
влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого
разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях
предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные
движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в
период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по внеурочной деятельности «Умелые руки»
дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия
воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной
активности, речи, воли, чувств.
Программа позволит научить:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- допускать существование
различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой
задачи;
- учитывать разные
мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать
собственное мнение и позицию;
- договариваться,
приходить к общему решению;
- соблюдать корректность
в высказываниях;
- задавать вопросы по
существу;
- контролировать действия
партнёра;
- учитывать разные мнения
и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической
и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный
контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять поиск
нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной
и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной
и письменной форме;
- анализировать объекты,
выделять главное;
- осуществлять синтез
(целое из частей);
- проводить сравнение,
классификацию по разным критериям;
- устанавливать
причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об
объекте;
- осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и
приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и
повседневной жизни.
-развивать образное
мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие
способности;
- расширять знания и
представления о традиционных и современных материалах для прикладного
творчества;
- познакомиться с новыми
технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее
изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми
инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных
инструментов;
- совершенствовать навыки
трудовой деятельности в коллективе;
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные
результаты:
- сформированность мотивации к труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
соблюдать
правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и
санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения
замысла;
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса;
-эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,
-использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков,
сувениров), проявляя при этом творчество;
-
принятие и освоение
социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной
деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы, мотивы
достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
-
умение сотрудничать с товарищами в
процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
-
овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
владение этическими чувствами,
доброжелательностью и эмоционально- нравственной отзывчивостью, пониманием
и сопереживанием чувствам других людей;
- сформированность
чувства прекрасного - умение воспринимать красоту окружающего;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия в том числе и с использованием информационных
технологий;
-
овладение навыком самооценки, умением
анализировать свои действия и управлять ими;
-
развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
-
владение навыками сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных
ситуациях,
умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение навыком установления и выявления причинно-следственных
связей в окружающем мире;
-
развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
- сформированность
чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому;
-
ориентация в нравственном содержании и
смысле поступков – своих и окружающих людей;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
-соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены
и санитарии.
3.2. Метапредметные
результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-
умение работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
овладение умениями моделирующей
деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими
моделями; создавать простейшие модели);
-
способность использовать
знаково-символические средства представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения познавательных и практических
задач;
- овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей,
построением рассуждений, умением фиксировать свои
наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими,
знаковыми, графическими);
-
умение использовать
различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- умение адекватно использовать речевые средства и средства
информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и
коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и природных явлений.
-
1 класс
№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Виды деятельности и формы организации
внеурочной работы
|
1
|
Вводное занятие. Экскурсия. Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
Экскурсия, наблюдение в природе, ответы на вопросы,
познавательная деятельность, сбор листьев, цветов для аппликаций
|
2
|
Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые
разрезы.
|
1
|
Творческая деятельность, работа с бумагой, с картоном
|
3-4
|
Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа)
|
2
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, рисование
красками
|
6-7
|
Аппликация из природных
материалов на картоне.
|
2
|
Творческая деятельность, работа с засушенными листьями, цветами,
ракушками
|
8-9
|
Упражнение в вырезании.
Панно из открыток (эффект 3 D)
|
2
|
Творческая деятельность, работа с открытками, с картоном
|
10-11
|
Рисование любимого цветка
|
2
|
Творческая деятельность, работа со справочниками
|
12-12
|
Аппликация из геометрических фигур.
|
2
|
Творческая деятельность, работа с картоном, с цветной бумагой
|
13
|
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в
парке» .
|
1
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа с
цветной бумагой, с картоном
|
14
|
Экскурсия «Цветы вокруг нас»
|
1
|
Экскурсия, наблюдение в природе, ответы на вопросы
|
15-18
|
Аппликация из салфеток.
|
3
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа с
салфетками, с картоном
|
19-20
|
Аппликация «Мой любимый цветок».
|
2
|
Творческая деятельность, чтение стихов, загадок
|
21-22
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
|
2
|
Творческая деятельность, работа с картоном, с цветной бумагой
|
23-26
|
Коллективное панно «Цветочная поляна»
|
4
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа по
схеме
|
27-30
|
Лепка из солёного теста.
|
3
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа с
соленым тестом
|
31-33
|
Цветочные узоры.
Декорирование платка
|
3
|
Творческая деятельность, наблюдение в природе, чтение стихов
|
34-35
|
Рисование пластилином.
|
2
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа с
пластилином, с картоном
|
36-37
|
Коллективные композиции в технике оригами.
|
2
|
Коллективная деятельность, творческая деятельность, работа с
бумагой, с картоном
|
38
|
Экскурсия "Как прекрасен этот мир"
|
1
|
Экскурсия, наблюдение в природе, ответы на вопросы
|
39-43
|
Игра- практикум «Что мы знаем о цветах»
|
5
|
Изостудия, творческая деятельность
|
44-45
|
Аппликация « Мухомор»
|
2
|
Творческая деятельность, работа с картоном, с цветной бумагой
|
46-47
|
Растения в доме и в саду
|
2
|
Экологический праздник, познавательная деятельность, творческая
деятельность: отгадывание загадок, конкурсы
|
48-49
|
Цветы на праздник. Открытки
|
2
|
Эвристическая беседа, творческая деятельность, рассматривание
справочников энциклопедий
|
50-51
|
Техника оригами «Розы»
|
2
|
Творческая деятельность,
наблюдение в природе, чтение стихов
|
52
|
Лепка из пластилина корзиночку с цветами
|
1
|
Творческая деятельность,
работа с пластилином
|
53-55
|
Техника оригами «Тюльпаны»
|
3
|
Творческая деятельность, наблюдение
в природе, чтение стихов
|
56-59
|
Работа с салфетками. Веточки в инее
|
3
|
Творческая деятельность,
работа с салфетками
|
60
|
Конкурсная программа «Угадай цветок».
|
1
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
61
|
Весенняя экскурсия «Рождение жизни»
|
1
|
Практическое занятие, практическая деятельность
|
62-63
|
Работа по выкройке, оформлению. Закладка для учебника
|
2
|
Творческая деятельность, работа с тканью, с картоном
|
64
|
Итоговое занятие
|
1
|
Агитзанятие, выставка работ, познавательно – практическая
деятельность
|
4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые
руки»
2
класс
№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Виды деятельности и формы организации
внеурочной работы
|
1
|
Вводное занятие. Работа с бумагой. Инструкция по технике
безопасности
|
1
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
иллюстраций книги
|
2
|
Экскурсия «Растения осенью»
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций, сбор
природного материала
|
3-5
|
Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке».
|
3
|
Экскурсия, познавательная деятельность, рассматривание гербарий
лекарственных растений
|
6-7
|
«Мой аквариум». Знакомство с приемами работы с бумагой.
Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
8-9
|
Экскурсия – исследование «Загадки природы».
|
2
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
10-11
|
«Мир фантазий ». Аппликация из листьев.
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность с бумагой, сухими
листьями
|
12-14
|
Цветы со всего света
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
15-16
|
«Яблочко». Художественная работа с бумагой.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной бумагой
|
17
|
Лекция « Содружество людей и природы»
|
1
|
Мини - лекция, познавательная программа, конкурсы, отгадывание
загадок
|
18-20
|
Правила сбора и сушки растений.
|
3
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
21-22
|
Открытка «Букет для мамы». Аппликация
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной
бумагой, картоном, шаблоном
|
23-24
|
Составление гербария
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
25-26
|
«Лесная жизнь ». Аппликация из листьев.
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность с бумагой, сухими
листьями
|
27-28
|
Составление цветочных композиций из сухих растений. «Цветочные
фантазии»
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность творческая
деятельность, добыча информаций
|
29
|
"Старичок- лесовичок". Лепка из пластилина
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином
|
30-31
|
Мои наблюдения. Интересные факты
|
2
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
32-33
|
Знакомство с искусством оригами. Изготовление простейших фигур.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной
бумагой
|
34-35
|
Цветы и листья
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
36-37
|
Панно «Виноград». Работа с
пластилиновыми колбасками.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином,
стеклом
|
38-40
|
Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации,
поделки)
|
3
|
Познавательная программа, конкурсы, отгадывание загадок
|
41-42
|
Панно «Осьминожка». Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
43
|
Викторина «Загадки о природе»
|
1
|
Викторина, познавательная деятельность, ответы на вопросы
|
44-45
|
Клуб знатоков природы
|
2
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
иллюстраций книги
|
46
|
Вводное занятие. Работа с
текстилем. Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
образцов текстиля
|
47-48
|
Панно «Зонтик». Плетение
косички и наклеивание на шаблон
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном, текстилем, пряжей
|
49
|
Практическая работа «Чей след?»
|
1
|
Заочная экскурсия, познавательная деятельность, добыча
информаций
|
50-51
|
Новогодняя открытка. Приемы работы с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
52
|
«Брелок». Работа с соленым тестом.
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с соленым тестом
|
53-55
|
«Панно на квадрате». Изготовление салфетки из ткани. Аппликация
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с текстилем
|
56-58
|
Панно из семян и растений. Аппликация из семян и растений.
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с картоном, семенами растений
|
59
|
Экскурсия – исследование «Загадки природы».
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
60-61
|
Открытка для папы. Работа с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
62-64
|
Поделки – вырезалки. Техника сгибания
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, картоном
|
65-67
|
Панно «Корзина с цветами». Соленое тесто
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с соленым тестом
|
68-69
|
Открытка для мамы. Работа с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
70-71
|
Оригами. Базовая форма "треугольник". Стилизованный
цветок
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
72-73
|
Оригами. Базовая форма "треугольник". Лисёнок и
собачка
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
74-75
|
Аппликация из резаных ниток. Паук
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, нитками
|
76
|
Конструирование из пластилина. Заяц
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином
|
77-78
|
Конструирование из природного материала.
Муравей (яичная скорлупа, желудь
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с яичной скорлупой, желудем
|
79
|
Экскурсия – исследование «Пробуждение природы"
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
80-81
|
Конструирование из природного материала.
Лесовик (шишки).
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с пластилином, шишками
|
82-84
|
Оригами. Базовая форма "двойной
квадрат". Композиция «Островок в пруду».
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
85-86
|
Конструирование из природного материала.
Рыбка (грецкий орех).
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с грецким орехом
|
87-90
|
Оригами. Базовая форма "двойной
треугольник" Рыбка и бабочка.
|
4
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
91-92
|
«Панно на квадрате». Аппликация
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
93-95
|
Оригами. Базовая форма "двойной
треугольник" Лилия.
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
96-98
|
"Жираф" Аппликация из салфеток
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с салфетками
|
99-100
|
Аппликация "Рыбка"
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с цветной бумагой, картоном
|
101
|
Наши проекты
|
1
|
Познавательная деятельность, добыча информаций
|
102
|
Фотоотчёт «Наши достижения»
|
1
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
Тематическое
планирование рабочей программы
«Умелые
руки»
3
класс
№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Виды деятельности и формы организации
внеурочной работы
|
1
|
Вводное занятие. Беседа "Из истории бумаги".
Соблюдение правил по технике безопасности и порядка на рабочем месте
|
1
|
Познавательная программа, беседа с элементами рассказа, ответы
на вопросы, решение проблемных ситуаций
|
2
|
Изготовление поделок в технике оригами "Лебедь"
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
бумагой
|
3
|
Экскурсия на природу
|
1
|
Экскурсия, наблюдение в природе, познавательно – практическая
деятельность
|
4-5
|
Аппликация из пуговиц "Домик"
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
картоном, пуговицами
|
6-7
|
Сбор растений для гербария.
|
2
|
Экскурсия, наблюдение в природе, познавательно – практическая
деятельность
|
8-9
|
Аппликация из сухих листьев "Птицы"
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
бумагой, сухими листьями, цветным картоном
|
10-11
|
Рисование пластилином на стекле "Фрукты"
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
пластилином, стеклом
|
12-13
|
Плакат-поздравление "С днем учителя"
|
2
|
Творческая, коллективная деятельность, работа с красками
|
14-15
|
Игра – викторина «Урожай»
|
2
|
Познавательная программа, обзор вспомогательной литературы,
решение проблемных ситуаций
|
16-17
|
Изготовление объемных поделок из гофрированной бумаги
"Тюльпаны"
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
гофрированной бумагой
|
18
|
Экскурсия в Бирский городской исторический музей
"Прикоснуться к прекрасному"
|
1
|
Экскурсия, ответы на вопросы
|
19-20
|
Изготовление карнавальных масок
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
моделированием из бумаги, роспись, оформление, украшение перьями
|
21-22
|
Интеллектуально-практическая игра «Цветик-семицветик».
|
2
|
Мультимедийная презентация, познавательная деятельность, добыча
информации, отгадывание загадок
|
23
|
Лепка из пластилина "Диковенное животное"
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
моделированием из пластилина
|
24-25
|
Викторина "В гостях у дымковской игрушки"
|
2
|
Заочное путешествие, мультимедийная презентация, познавательная
деятельность, добыча информации
|
26-28
|
Дизайнерское оформление рамочки для фотографии
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
соленым тестом
|
29-30
|
Из истории игрушек.
Мягкая игрушка
|
2
|
Экскурс, мультимедийная презентация, рассматривание
справочников , энциклопедий
|
31-32
|
Знакомство с тканью, с простым швом
|
2
|
Мини – лекция, мультимедийная презентация, познавательная
деятельность, работа со справочниками, практическая деятельность
|
33-37
|
Изготовление мягкой игрушки "Заяц". Инструкция по
технике безопасности
|
5
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
искусственным мехом, нитками, иглой (из махровых носков)
|
38-40
|
Изготовление объемных снежинок из бумаги
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
бумагой
|
41-43
|
Лепка снежных скульптур
|
3
|
Творческая, коллективная деятельность, работа с красками и
конструирование из снега
|
44-45
|
Изготовление Новогодних открыток. Аппликация из пуговиц
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
цветной бумагой, пуговицами
|
46-50
|
Макет по индивидуальному проекту
|
5
|
Проектная деятельность, творческая деятельность
|
51-53
|
Изготовление открытки "Валентинки"
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа по
индивидуальному проекту
|
54-57
|
Аппликация из салфеток "Собачка"
|
4
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
салфетками
|
58-60
|
Лоскутное панно "Дерево"
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа с
тканью (лоскутками), кройка, моделирование
|
61
|
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
|
1
|
Беседа – рассказ, мультимедийная презентация, познавательная
деятельность, работа со справочниками
|
62-67
|
Изготовление панно из спичек
|
6
|
Творческая, познавательная деятельность, практическая работа со
спичками
|
68
|
Презентация «Игрушка своими руками»
|
1
|
Проектная деятельность, занятие – практикум, практическая
деятельность
|
Тематическое
планирование рабочей программы
«Умелые
руки»
4
класс
№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Виды деятельности и формы организации
внеурочной работы
|
1
|
Экскурсия на природу. Сбор цветов, листьев
|
1
|
Наблюдение в природе, познавательная экскурсия, сбор цветов,
листьев для гербария
|
2-3
|
Изготовление гербария
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
4-7
|
Панно из семян "Часы". Коллективная работа
|
4
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с семенами (тыквенные, арбузные, кофе)
|
8-9
|
Изготовление поздравительной открытки ко дню учителя в технике
многослойной аппликации
|
2
|
Занятие – практикум, коллективная деятельность, познавательно –
практическая деятельность, работа с картоном, бумагой, открытками
|
10-12
|
Оригами. "Птицы в лесу". Моделирование из бумаги.
Базовая форма "треугольник"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
13
|
Лоскутная техника. Беседа
|
1
|
Эвристическая беседа, познавательная деятельность,
рассматривание справочников энциклопедий
|
14-18
|
Лоскутная техника. Изготовление лоскутного коврика
"Мозаика". Инструктаж по технике безопасности
|
5
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с тканью (лоскутками), изучение шва "через край"
|
19-21
|
Оригами. Базовая форма "катамаран". модульное оригами.
Кусудама
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
22
|
Аппликация в технике квиллинг. Беседа
|
1
|
Эвристическая беседа, познавательная деятельность,
рассматривание справочников энциклопедий
|
23-24
|
Изготовление аппликации в стиле квиллинг "Цыпленок"
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с картоном, с цветной бумагой
|
25-27
|
Изготовление аппликации в стиле квиллинг "Подсолнух"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с картоном, с цветной бумагой
|
28
|
Поделки на основе нитяного кокона. Вводное занятие
|
1
|
Беседа с элементами рассказа, ответы на вопросы. Познавательная
деятельность, рассматривание справочников энциклопедий
|
29-31
|
Изготовление объемных поделок на основе нитяного кокона
новогодних елочных шаров
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой
|
32-34
|
Изготовление объемных поделок на основе нитяного кокона
"Снеговик"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой
|
35-37
|
Лепка снежных скульптур
|
3
|
Творческая, коллективная деятельность, работа с красками и
конструирование из снега
|
38-40
|
Оформление поздравительной новогодней стен-газеты с элементами
аппликации
|
3
|
Занятие – практикум, коллективная деятельность, познавательно –
практическая деятельность
|
41-43
|
Оригами. Новогодние украшения. Двухцветная звезда из 8 модулей
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
44-46
|
Оригами. Новогодние украшения. Новогодняя елка
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
47-49
|
Изготовление объемных поделок на основе нитяного кокона
"Овечка"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой
|
50-51
|
Оригами. Базовая форма "воздушный змей" -
"Сова"
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
52-54
|
Изготовление "Валентинок" из цветной бумаги,
декорирование бусинками, пуговицами
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой, бусинками, пуговицами
|
55-56
|
Изготовление объемной открытки на День защитника Отечества
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с картоном, с цветной бумагой
|
57-59
|
Оригами. Базовая форма "воздушный змей". Композиция
"Птицы на лужайке"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
60-62
|
Оригами. Базовая форма "конверт". Пароход и подводная
лодка
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
63-67
|
Изготовление открытки к международному женскому дню 8 Марта из
салфеток
|
5
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с цветными салфетками
|
68-70
|
Оригами. Базовая форма "конверт". Композиция "В
море"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
71
|
Выбор дизайнерского оформления рамочки для фото
|
1
|
Проект, познавательно – практическая деятельность
|
72-74
|
Реализация проектной деятельности
|
3
|
Проект, познавательно – практическая деятельность
|
75
|
Аппликация в технике изонить. Вводное занятие. Беседа
|
1
|
Беседа с элементами рассказа, ответы на вопросы. Познавательная
деятельность, рассматривание справочников энциклопедий
|
76-78
|
Аппликация в технике изонить "Одуванчик"
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой
|
79-83
|
Аппликация в технике изонить "Золотая рыбка"
|
5
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с нитью, с бумагой
|
84-85
|
Оригами. Базовая форма "Птица". Японский журавлик
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
86-88
|
Оригами. Базовая форма "Птица". Журавлик машущий
крыльями
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
89-91
|
Оригами. Базовая форма "Лягушка". Объемный цветок ирис
|
3
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
92-93
|
Изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы 9 Мая
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
94-98
|
Оригами. Композиция "Букет цветов"
|
5
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
99
|
Фестиваль талантов "Весенний звездопад". Выставка
поделок
|
1
|
Познавательная программа, выставка поделок, решение проблемных
ситуаций
|
100-101
|
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек. Изготовление панно
|
2
|
Занятие – практикум, познавательно – практическая деятельность,
работа с бумагой
|
102
|
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ. Подведение
итогов. Беседа на тему "Чему вы научились на занятиях?"
|
1
|
Эвристическая беседа, выставка творческих работ, ответы на
вопросы, подведение итогов, познавательно – практическая деятельность
|
2
класс
№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Виды и формы организации внеурочной
деятельности
|
Дата
,
|
1
|
Вводное занятие. Работа с бумагой. Инструкция по технике
безопасности
|
1
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
иллюстраций книги
|
02.09.15
|
2
|
Экскурсия «Растения осенью»
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информации, сбор
природного материала
|
04.09.15
|
3-5
|
Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке».
|
3
|
Экскурсия, познавательная деятельность, рассматривание гербарий
лекарственных растений
|
07.09.15
09.09.15
11.09.15
|
6-7
|
«Мой аквариум». Знакомство с приемами работы с бумагой.
Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
14.09.15
16.09.15
|
8-9
|
Экскурсия – исследование «Загадки природы».
|
2
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
18.09.15
21.09.15
|
10-11
|
«Мир фантазий ». Аппликация из листьев.
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность с бумагой, сухими
листьями
|
23.09.15
25.09.15
|
12-14
|
Цветы со всего света
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
28.09.15
30.09.15
|
15-16
|
«Яблочко». Художественная работа с бумагой.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной
бумагой
|
02.10.15
05.10.15
|
17
|
Лекция « Содружество людей и природы»
|
1
|
Мини - лекция, познавательная программа, конкурсы, отгадывание
загадок
|
07.10.15
|
18-20
|
Правила сбора и сушки растений.
|
3
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
09.10.15
14.10.15
16.09.15
|
21-22
|
Открытка «Букет для мамы». Аппликация
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной
бумагой, картоном, шаблоном
|
19.10.15
21.10.15
|
23-24
|
Составление гербария
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность
|
23.10.15
26.10.15
|
25-26
|
«Лесная жизнь ». Аппликация из листьев.
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность с бумагой, сухими
листьями
|
28.10.15
30.10.15
|
27-28
|
Составление цветочных композиций из сухих растений. «Цветочные
фантазии»
|
2
|
Занятие – практикум, практическая деятельность творческая
деятельность, добыча информаций
|
06.11.15
09.11.15
|
29
|
"Старичок- лесовичок". Лепка из пластилина
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином
|
11.11.15
|
30-31
|
Мои наблюдения. Интересные факты
|
2
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
13.11.15
16.11.15
|
32-33
|
Знакомство с искусством оригами. Изготовление простейших фигур.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с цветной
бумагой
|
18.11.15
20.11.15
|
34-35
|
Цветы и листья
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
23.11.15
25.11.15
|
36-37
|
Панно «Виноград». Работа с
пластилиновыми колбасками.
|
2
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином,
стеклом
|
27.11.15
30.12.15
|
38-40
|
Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации,
поделки)
|
3
|
Познавательная программа, конкурсы, отгадывание загадок
|
02.12.15
04.12.15
07.12.15
|
41-42
|
Панно «Осьминожка». Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
09.12.15
11.12.15
|
43
|
Викторина «Загадки о природе»
|
1
|
Викторина, познавательная деятельность, ответы на вопросы
|
14.12.15
|
44-45
|
Клуб знатоков природы
|
2
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
иллюстраций книги
|
16.12.16
18.12.15
|
46
|
Вводное занятие. Работа с
текстилем. Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
Мини – лекция, познавательная деятельность, рассматривание
образцов текстиля
|
21.12.15
|
47-48
|
Панно «Зонтик». Плетение
косички и наклеивание на шаблон
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном, текстилем, пряжей
|
23.12.15
25.12.15
|
49
|
Практическая работа «Чей след?»
|
1
|
Заочная экскурсия, познавательная деятельность, добыча
информаций
|
28.12.15
|
50-51
|
Новогодняя открытка. Приемы работы с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
15.01.16
18.01.16
|
52
|
«Брелок». Работа с соленым тестом.
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с соленым тестом
|
20.01.16
|
53-55
|
«Панно на квадрате». Изготовление салфетки из ткани. Аппликация
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с текстилем
|
22.01.16
25.01.16
27.01.16
|
56-58
|
Панно из семян и растений. Аппликация из семян и растений.
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с картоном, семенами растений
|
29.01.16
01.02.16
03.02.16
|
59
|
Экскурсия – исследование «Загадки природы».
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
05.02.16
|
60-61
|
Открытка для папы. Работа с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
08.02.16
10.02.16
|
62-64
|
Поделки – вырезалки. Техника сгибания
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, картоном
|
12.02.16
15.02.16
17.02.16
|
65-67
|
Панно «Корзина с цветами». Соленое тесто
|
3
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с соленым тестом
|
19.02.16
22.02.16
24.02.16
|
68-69
|
Открытка для мамы. Работа с бумагой. Аппликация.
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, шаблоном
|
26.02.16
29.02.16
|
70-71
|
Оригами. Базовая форма "треугольник". Стилизованный
цветок
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
02.03.16
04.03.16
|
72-73
|
Оригами. Базовая форма "треугольник". Лисёнок и
собачка
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
07.03.16
09.03.16
|
74-75
|
Аппликация из резаных ниток. Паук
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой, нитками
|
11.03.16
14.03.16
|
76
|
Конструирование из пластилина. Заяц
|
1
|
Творческая, познавательная деятельность, работа с пластилином
|
16.03.16
|
77-78
|
Конструирование из природного материала.
Муравей (яичная скорлупа, желудь
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с яичной скорлупой, желудем
|
18.03.16
21.03.16
|
79
|
Экскурсия – исследование «Пробуждение природы"
|
1
|
Экскурсия, познавательная деятельность, добыча информаций
|
23.03.16
|
80-81
|
Конструирование из природного материала.
Лесовик (шишки).
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с пластилином, шишками
|
04.04.16
06.04.16
|
82-84
|
Оригами. Базовая форма "двойной
квадрат". Композиция «Островок в пруду».
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
08.04.16
11.04.16
13.04.16
|
85-86
|
Конструирование из природного материала.
Рыбка (грецкий орех).
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с грецким орехом
|
15.04.16
18.04.16
|
87-90
|
Оригами. Базовая форма "двойной
треугольник" Рыбка и бабочка.
|
4
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
20.04.16
22.04.16
25.04.16
27.04.16
|
91-92
|
«Панно на квадрате». Аппликация
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
29.04.16
04.05.16
|
93-95
|
Оригами. Базовая форма "двойной
треугольник" Лилия.
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с бумагой
|
06.05.16
11.05.16
13.05.16
|
96-98
|
"Жираф" Аппликация из салфеток
|
3
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с салфетками
|
16.05.16
18.05.16
20.05.16
|
99-
100
|
Аппликация "Рыбка"
|
2
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность.
Работа с цветной бумагой, картоном
|
23.05.16
25.05.16
|
100
|
Наши проекты
|
1
|
Познавательная деятельность, добыча информаций
|
27.05.16
|
101
|
Фотоотчёт «Наши достижения»
|
1
|
Занятие – практикум, познавательная и практическая деятельность
|
30.05.16
|
5.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
5.1.
Технические средства обучения:
-
интерактивная доска,
-
компьютер,
-
мультимедийный проектор;
-
телевизор,
-
программное обеспечение MS Office 2010,
5.2. Список литературы:
1.
- Школьник Ю. Человек полная энциклопедия.
М.: Эсмо, 2014. - 256 с.: ил.
2. -
М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия
развития»; 2012г.
3. -
Н.М. Конышева «Чудесная мастерская». LINKA – PRESS, 2013г.
4. -
Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей)». LINKA –
PRESS, 2011г.
5. -
А. Роговин «Хочу сделать сам». Москва, Издательство «Педагогика», 2014г.
6. -
Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»,2012г.
7. -
А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Развиваем творческие способности», 2011г.
8. -
В. Гуляева, Т. Геронимус «Волшебная паутинка», 2013г.
9. -
З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», 2014г. .
10. -
ПросняковаТ.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2014г.
5.3.
Электронно-образовательные ресурсы:
·
Информационно-образовательный портал
Республики Башкортостан
·
Моё интернет
образование
·
Все
для презентаций
·
Федеральный портал
Российское образование
·
Педагогическая
библиотека
·
Министерство
образования и науки РФ
·
Единое окно
доступа к образовательным ресурсам
·
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.